Оболенский Александр Митрофанович, СДПР
Логин Заголовок

На главную

СВОБОДА! СПРАВЕДЛИВОСТЬ! СОЛИДАРНОСТЬ!

Новый Проект

«Альтернативное законодательство» или
шанс для реальной оппозиции

Оболенский Александр Митрофанович, Народный депутат СССР 1989 года избрания, Председатель Правления МОО «СоДействие», Председатель Президиума Правления
Социал-демократической партии России

Опубликовано в «Экономической и философской газете» № 46 за ноябрь 2005 г.

"Мы не собираемся ждать « у моря погоды» и ставим перед собой и своими сторонниками задачу немедленно приступить к разработке сбалансированной системы проектов законов, по которым мы хотели бы жить, уважать их и добровольно, без армии надсмотрщиков, им следовать. Мы не делаем из этого тайны. Ибо, если случится чудо и нынешний Президент или его преемник захотят их взять на вооружение это только ускорит возрождение России. А если чуда не случится, у нас с вами будет возможность после победы на выборах в законодательное собрание принять и ввести в действие все новое законодательство пакетом (разом), сосредоточив усилия депутатов на контроле за его исполнением."
                                                                           (Из резолюции 2-й Конференции МОО СоДействие "Об отношении к власти")

Прошло 12 лет, но многие соотечественники еще помнят самый большой конфуз, приключившийся с российским телевидением в ночь на 13 декабря 1993 года. Трансляция в прямом эфире помпезного теле-шоу подведения итогов голосования в Государственную Думу по представлению всему мира запланированного триумфа «Выбора России» была прекращена досрочно. Большинство граждан России с нетерпением ждавших подсчета голосов наблюдали, как предусмотренные сценарием торжества (с шампанским) по случаю наступления «новой политической эры», как было анонсировано это мероприятие, и исправно заученные ведущими речевки быстро сменились растерянным бормотанием, а затем голубые экраны и вовсе погасли. Народ, не поддержав «Выбор России», не поддержал и исторический выбор сделанный за него Б.Н. Ельциным 21 сентября 1993 года, что, впрочем, не надолго смутило узурпатора власти и его команду. Замаливать грехи в монастырь они из кремлевских палат не удалились, а, оправившись от растерянности, видимо, занялись персональной обработкой вновь избранных депутатов. И новая политическая эра в истории России с опозданием, но все же наступила в день начала работы нового органа представительной власти (Федерального собрания РФ). В этот день избранные представители народа стояли перед историческим выбором: опираясь на решение Конституционного Суда и Съезда народных депутатов РФ обвинить Б.Н. Ельцина в государственной измене и, приняв на время всю полноту власти в стране, с целью восстановления правопреемственности власти назначить досрочные президентские и парламентские выборы по прежним законам, - либо присягнуть на верность авторитарному режиму, смирившись с отведенной им органу представительной власти вспомогательной ролью. Слаб человек… И народные избранники предпочли роль хорошо проплачиваемых лакеев. А мы, обманутые избиратели, все в большей степени отказываемся участвовать в фарсе, так называемых, избирательных кампаний и вынужденно погружаемся в решение личных проблем выживания.

Наступившую в России 18 января 1994 года новую политическую эру можно охарактеризовать как авторитарный политический режим, обслуживающий интересы богатого меньшинства. В кажущемся хаосе, царящем последнее десятилетие на просторах России, тем не менее, четко прослеживается обособление социального слоя обогатившихся на ельцинских реформах сограждан от подавляющего большинства последовательно опускаемого в бездну нищеты населения. Каждый год в этой бездне досрочно уходит из жизни около миллиона россиян, исчерпавших силы в борьбе за выживание. А на другом социальном полюсе России параллельно растет число миллиардеров и миллионеров. Соотношение между этими процессами примерно 5000: 1 говорит само за себя и является красноречивым объективным показателем всей политики нынешней российской власти. Сотни принимаемых ею законов на словах направленных на повышение качества жизни населения, оказывается, не работают (а реально, – последовательно подталкивают к вымиранию все новые миллионы сограждан). Зато эти же законы эффективно используются заведомым меньшинством нравственно готовым к обогащению любой ценой. Именно на организацию их жизни, включая защиту достигнутого благополучия от посягательств отчаявшегося большинства, все более последовательно уже 15 лет формируется правовая база современного Российского государства. Как это ни парадоксально, но в ее развитии немалая заслуга принадлежит политическим силам, представленным в Думе и в разной степени позиционирующим себя как оппозиция политическому режиму. Представители наиболее влиятельной из них, КПРФ, наверняка возмутятся – «мы столько поправок и собственных проектов законов внесли, но их отвергают…!». Заметим, однако, что отвергали и отвергают далеко не все поправки, а лишь те, которые направлены на изменение замысла (концепции) нужного власти закона. Поправки же исключающие заведомо безграмотные и нелепые положения, вплоть до откровенных ляпсусов, с благодарностью принимаются. Так и получается, что оппозиция прямо становится соучастником правового укрепления отвергаемого ею на словах политического и экономического курса. Это соучастие максимально рекламируется подконтрольными власти СМИ и, соответственно, служит понижению авторитета парламентской оппозиции у населения. Отметим также, что в этой деструктивной по своей сути для главной цели оппозиции (смены власти в стране) работе задействуется не только потенциал собственно депутатов, но к ее обеспечению привлекается и наиболее значимый интеллектуальный потенциал оппозиционно настроенных кругов интеллигенции. Вывод из сказанного неутешителен. С опорой на парламентскую оппозицию в Государственной Думе в нынешнем ее виде изменить курс развития России на отвечающий интересам большинства ее населения уже не удастся. Единственный шанс на этом направлении упущен давно. Надо полагать именно поэтому большинство граждан России, как принято говорить, «голосуют ногами», просто игнорируя проведение выборов.

Думающим, и, что важно не в меньшей степени, еще испытывающим ответственность за судьбу страны ее гражданам необходимо искать иной, свой, путь.

И мировая история и просто здравый смысл говорят о том, что несоответствие государственной политики жизненным интересам подавляющего большинства населения до бесконечности продолжаться не может. Поэтому, недостатка в прогнозах ждущих Россию великих потрясений нет. Наиболее популярны сценарии:
- организованного вымирания подавляющего большинства населения с замещением части его привезенной рабочей силой до размеров минимально достаточных для обеспечения сырьевых интересов мировой глобальной политики (этот сценарий в зависимости от развития событий подразумевает варианты как с организованным разделением России на протектораты, так и с сохранением ее псевдогосударственности);
- осознание обреченным на вымирание большинством своего предназначения и стихийный бунт в борьбе за само право на жизнь отчаявшихся людей, которым нечего терять.

Менее вероятными считаются варианты развития событий:
- консолидация интересов национально ориентированного бизнеса до размеров достаточных для перехвата власти в стране;
- консолидация усилий организованных политических сил, заявляющих о своей оппозиционности нынешнему курсу, с достижением потенциала достаточного для прихода к власти с использованием существующих процедур ее избрания.

Три из четырех рассмотренных вариантов развития событий предполагают принципиальное изменение курса развития страны. И, следовательно, при существующем положении вещей, лидерам этих процессов уже в первый день прихода к власти оппозиции придется решать массу неотложных вопросов практической жизни, опираясь на… - законы прежней (враждебной) власти? Или придется вводить в правовой арсенал такие субъективные категории как «партийное (идейное) чутье», «революционная целесообразность» и т.п. условные понятия? Это чревато еще большим хаосом. А проблемы, которые нынешняя власть оставит в наследство, будут требовать железного порядка, жесткой экономии, мобилизации всех национальных ресурсов выживания. И ответственные лидеры оппозиции просто обязаны заблаговременно быть готовыми к эффективному функционированию своей власти немедленно после победы. Одним из важных элементов этой готовности может стать подготовка (заранее) правовой базы, обеспечивающей немедленный перевод функционирования всех систем жизнеобеспечения страны на новые, человечные, правила. Сосредоточить главные интеллектуальные силы и ресурсы принципиальной оппозиции нынешнему курсу развития России на решении этой задачи и предлагает данный Проект.

Следствием выполнения главной задачи станет подготовка определенного количества людей не только в деталях знающих принципы функционирования новой правовой базы (системы законов), но и кровно, как авторы, заинтересованных в демонстрации жизнью ее эффективности. Это обеспечит готовность оппозиции к замене хотя бы части управленческого аппарата на ключевых постах, что является одним из главных условий быстрого, эффективного и безболезненного перевода страны на новый вектор развития.

Третья по значимости задача, решение которой предполагает данный Проект, это внесение конструктивного начала в разрозненную пока деятельность оппозиционных сил. Конструктивное начало предлагаемого Проекта заключается в том, что работа над ним позволяет освободить интеллект оппозиции от необходимости учитывать реалии распределения властных полномочий в данный момент, в том числе сиюминутный расклад сил в законодательном собрании и сосредоточить усилия на моделировании оптимальной модели правового поля, регулирующего общественные, экономические и политические отношения внутри страны и в ее внешней политике, исходя из нравственно – мировоззренческих подходов оппозиции, а не власти.

И, наконец, четвертая, решаемая Проектом, задача - создание благоприятной почвы для консолидации оппозиционных сил. Как известно, лишь общее дело объединяет группу талантливых исполнителей в коллектив способный достичь намеченной цели и создать нечто значительное. Вот началом такого общего Дела и видится работа над его Проектом в виде согласованной системы проектов законов, обеспечивающих нравственное, ответственное, эффективное и контролируемое обществом функционирование власти в будущем здании российской государственности, существующей во благо всех своих граждан, а не в качестве кормушки для «избранных».

Немалое значение имеет и то обстоятельство, что первые этапы Проекта его инициаторы предлагают реализовывать скорее научными, чем политическими методами. Это дает шанс подключить к «мозговому штурму» интеллект даже идеологически полярных политических сил. В то же время данный подход не означает «всеядности». Инициаторами Проекта уже сформулированы некоторые критерии, по которым предполагается отбирать основной состав исполнителей:
- оценка правящей ныне Власти и ее курса как силой навязанного временного для России явления, не отвечающего жизненным интересам подавляющего большинства населения (иначе говоря, принципиальная оппозиция существующей Власти);
- ориентация на самостоятельное, независимое развитие России;
- признание определяющей роли в отношениях между людьми таких нематериальных категорий как Справедливость, Духовность, Человеколюбие, Бескорыстие и т.п.;
- терпимость к чужим мнениям и убеждениям;
- демонстрация своим жизненным примером соответствия слова и дела, что является внешним проявлением целостности натуры, с одной стороны, и уважения к окружающим, с другой стороны.

Как видим, в приведенном перечне отсутствует такая категория как идеологическая идентичность. Это не случайно, так как, можно сказать, главной задачей Проекта является выработка правовой системы приемлемой для граждан разной идеологической ориентации, а это невозможно без поиска компромисса и лучше его искать на стадии работы над Проектом, чем пытаться достичь уже по ходу претворения в жизнь. Можно сказать, цель предлагаемой работы не попытка рождения очередной «истины в последней инстанции», а нащупывание точки духовной опоры для нового обретения смысла жизни возможно большим числом наших соотечественников

Сформулированы и первые подходы к определению качественных показателей будущей правовой системы страны:
1. Представляется абсолютно необходимым, чтобы она отвечала жизненной ориентации подавляющего большинства населения. Оптимальным же результатом, можно будет считать лишь такой, который позволит найти свое достойное место в будущей России и остальным 20-25% ее граждан без ломки их мировоззрения и с учетом личных способностей.
2. Достижение поставленной цели принципиально невозможно на основе той шкалы жизненных ценностей, которую сейчас усиленно пытаются привить к «российскому древу». Разрабатываемая альтернативная правовая база, наоборот, должна опираться на глубинные представления о нравственности, аккумулятором и хранителем которых выступает в первую очередь культура народа и отчасти религия
3. Из изложенного вытекает установка на простоту новой правой системы и доступность ее в исполнении. Иезуитский характер одного из ключевых постулатов современного права «незнание Закона не освобождает от ответственности» ясен любому здравомыслящему человеку. Модель правовой системы Новой России должна вывести нас из состояния абсурда, в который уже завел тезис о правовом государстве, как о бесконечном наращивании количества законов регламентирующих абсолютно все вопросы жизни.
4. Новая правовая система не может обойти определение места и роли России в современном мире. Идущие в нем процессы глобализации имеют как объективный, так и субъективный характер и затрагивают все страны. Отгородиться «китайской стеной» от остального мира в современных условиях уже невозможно, в принципе. Поэтому, необходимо иметь свой ответ на вызовы времени и искать его, исходя из приоритета национальных интересов, опираясь на весь пласт исторического и культурного наследия предков.

Проект «Альтернативное законодательство» на стадии уточнения алгоритма реализации и детализации отдельных этапов уже развивается. Однако, его инициаторы (общественная организации СоДействие и Социал-демократическая партия России (СДПР – старая, образца 1990 года) не претендуют на исключительную роль в его реализации и ждут соратников. По их мнению, Проект «Альтернативное законодательство» дает еще один шанс реальной (принципиальной) оппозиции, причем и той ее части, которую власть никогда не подпустит к легальной (на выборах) борьбе за места в Государственной Думе, навязанному нашей стране и всем нам, ее гражданам, курсу. Но будет ли он использован зависит от нас самих.

Те, кого изложенное не оставило равнодушным, могут направить свои отзывы и предложения в Редакцию или автору по адресу:
103688, г. Москва, ул. Варварка, 14
e-mail: sdprf@mail.ru

В оглавление