Логин Заголовок

На главную

Мир глазами древних египтян

Рожков А.Н.,студент СПбГУ

Инстинкт познания

1.

Аналогично тому, как физическое тело содержит в себе комплекс инстинктов, обеспечивающих его существование, так и в нашем духовном "Я" существуют тоже, своего рода, духовные инстинкты, удовлетворением которых мы поддерживаем в себе жизнь духовную. Словосочетание "духовные инстинкты" непривычно, обычно мы называем их "духовные потребности".

         Это стремление к совершенствованию себя и окружающего пространства, тяга к прекрасному, к творческой деятельности, к познанию. И много-много ещё других стремлений. Данная работа затрагивает только один из этих многочисленных инстинктов, а именно тягу к познанию (как и в каких формах, она проявляется у разных людей).

2.

         Боюсь ошибиться, но, кажется, Кант сказал, что в природе человека есть желание познать сущность мироздания, в цельности, но эта цельность не даётся ему, она трансцендентальна. Поэтому он пытается постичь её по частям, в узких рамках того или иного способа. Познавать можно с помощью науки, мистики, искусства, философии и.т.д., в зависимости от того, к чему более имеет склонность сознание того или иного субъекта. Рассмотрим самые основные из них.

3.

         ИСКУССТВО - это творческая деятельность, направленная на трансформацию своих глубинных переживаний в формы физического мира.

         Задача художника (здесь художник в широком смысле) не просто материализовать в нашей реальности свой внутренний мир, но главное суметь передать своё психологическое состояние другому человеку, который потом будет созерцать его творение.

         В момент вдохновения интуиция художника выискивает в этом мире то, что может (хоть как-то) отразить в себе это переживание в себе, стать его символом. Каким холодом веет, например, от таких строк:

… нет вам наскучили нивы бесплодные…

чужды вам страсти, чужды страдания,

вечно холодные, вечно свободные

нет у вас родины, нет вам изгнанья.

         Принципы, по которым работает наша логика, интуиция, восприятие - одинаковы для всех. Аналогично пути, что проделала интуиция творца от субъективного переживания до его материального выражения, интуиция созерцающего способна проделать такой же путь, только в обратную сторону (символ - переживание).

          Если это происходит, значит, цель достигнута, получается внесловесное общение (от сердца к сердцу). Но чтобы такой контакт произошёл, интуиция художника и созерцателя должны "пульсировать" в одном режиме, они должны быть настроены друг на друга (как приёмник на радиостанцию). Если такого "настроя" нет, то мы равнодушно проходим мимо.

         "Все виды искусств имеют свои тайны, но руководствуются они общими законами всепроникающего единства, законом, который не выразить словами", - говорил мастер меча Миямото Мусаси, разрубая пополам очередного противника.

          "Художник должен умирать в своём творении" (О.Уальд)

          "Искусство не создаёт совершенства, но говорит о тоске по совершенству и символически эту тоску выражает" (Н. Бердяев).

          Художник в состоянии вдохновения превращается в "антенну", которая ловит вибрации иных миров. Но вдохновлять творца могут только те миры, которые соответствуют его духовному развитию. Талантливый, но порочный человек воспринимает вибрации таких же гнилых миров, каков он сам (высшие планы ему не доступны). И после смерти он попадёт в ту реальность, с которой держал связь в земной жизни.

          Вдохновение (в любой деятельности) вещь мистическая, но вдохновение художника более узко и грубо, чем вдохновение мистика. Ибо последний идёт на прямой контакт, (осознаёт это своим сознанием), второй лишь косвенно соприкасается (он ощущает). Цель мистика уйти отсюда в вечность, навсегда. Художник пытается принести сюда мутный образ из бесконечности.

          Напоследок хочу сказать, что в капиталистическую эпоху искусство начинает высыхать изнутри. В погоне за прибылью художник слушает не сердце, а рассудок, который, учитывая спрос на рынке, рассчитывает коммерческий успех того или иного предприятия.

         Рождённое вдохновением стоит на вершине, заставляет, тянутся к себе, коммерческое искусство нисходит вниз к массам и, стараясь подстроиться под вкус массового потребителя превращается в ширпотреб. Художник становится ремесленником, который штампует свои изделия как гайки. В результате в его работе умирает мистический корень (вдохновение, вестничество), остаётся только красивая оболочка. На западе коммерческое искусство обозначают термином "китч", но у нас прижилось более родное слово "попса".

         Не хочу сказать, что попса - плохо, а искусство это хорошо. Между ними нет чёткой границы. Ведь и Микеланджело пытался найти копромисс между требованием заказчика и своим вдохновением. Также и производитель попсы использует своё вдохновение. К тому же если настоящее произведение искусства вдруг сочеталось со вкусом массового потребителя, то, что это, искусство или попса? И первое, и второе есть части целого, меж ними нет стены, одно из них содержит часть другого. Критерием разграничения является преобладание того или иного интереса. Просто в искусстве вдохновение доминирует над спросом рынка (сердце над рассудком), в попсе экономический фактор подчиняет себе творческую деятельность (рассудок над сердцем).

         Попса может быть очень лёгкой и приятной, как лимонад (ни вреда, ни пользы), только доставляет удовольствие. Напротив художник может вдохновляться тьмой. И чем мощнее его талант - тем больше разлагающих испарений ада он принесёт в людские души.

Муза

Есть в напевах твоих сокровенных

Роковая о гибели весть.

Есть проклятье заветов священных,

Поругание счастия есть.

И такая влекущая сила,

Что готов я твердить за молвой,

Будто ангелов ты низводила,

Восхищая своей красотой…

Зла, добра ли? - Ты вся - не отсюда.

Мудрено про тебя говорят:

Для иных ты и Муза, и чудо.

Для меня ты - мученье и ад.

И была роковая отрада

В попираньи заветных святынь,

И безумная сердцу услада -

Эта горькая страсть, как полынь.

( А.Блок )

4.

         НАУКА - творческая деятельность рационального начала нашего сознания, направленное на получение знаний об определённом предмете физического мира и объединение их в систему. Наука познаёт физический мир, в каком-то его локальном участке (химия, физика, биология и.т.д.). Науку (как и философию) интересует действие единого принципа в разных его проявлениях. Она пытается ответить на вопросы типа "как это устроено", " в чём причина сего явления", " как использовать на практике полученное знание". Мне кажется, что фраза " научная картина мира" - не верна. Если учёный среди бесконечного ряда явлений микро и макро уровня увидел действие единых принципов и пытается из них вывести сущность мира; если он начал ставить перед собой вопросы: " Смысл всего этого?", "Зачем?", - значит, он превратился в философа. Картины мира рисует философия.

5.

         "ФИЛОСОФИЯ - это осмысление сущности мироздания в определённой логической системе. Попытка конечного постичь бесконечное". (Архимандрит Михаил)

        "Кто ищет - сам легко теряется. Я сделал вывод, и теперь он выводит меня". (Ф.Ницше)

         Иначе говоря, разум анализирует большое количество однородных фактов, абстрагируясь от второстепенного, постигает сущность интересующего предмета. Философию, вообще как таковую, интересует сущее мира, а так же сущность человека и цель его жизни; но гораздо чаще можно встретить, так сказать, "бытовую философию". Это народные приметы и поговорки (" готовь сани летом, а телегу зимой", "когда плохо себя чувствуешь - забирает скорая, когда хорошо - милиция"). Сюда же можно отнести и меткие афоризмы исторических деятелей (абстрактные формулы в поэтической обработке) - " Ничто не ново под луной, ибо новое лишь забвенное"; " Смерть побеждённого нужна для спокойствия победителя"; " Смерть победителя - ободряет побеждённых"

         Человеческий интеллект анализирует имеющиеся в его распоряжении факты для конструирования из них модели мира. Но разум слишком ограничен и субъективен. И чем более сложную модель мира создаёт мыслитель, тем больше в его гипотезе будет нестыковок и противоречий, тем дальше он уйдёт от истины.

         Философия вообще динамична (как процесс мышления), но в частности, в виде конкретного учения (в коем есть центральная идея и её логическое обоснование) - она статична. В конечном итоге под грузом накопившихся противоречий очередная философская система разваливается и на её обломках начинается созидание новой.

Завет исполнен мудреца

Народы мирные ликуют.

Навеки изгнана война

И лишь философы воюют.

         Сущее мира (его первопричина) - это бог, а он непостижим. Тщетны попытки философа постичь сущее и отобразить его в своём учении. Фатально обречены на крах. Значит этот вид творческой деятельности бессмысленен?

         Философия ищет смысл происходящего, как в глобальном, так и в локальном масштабе, для чего использует логику как метод познания, но смысл самой философии лежит вне логического мышления. Воля иррационального подчиняет себе интеллект субъекта, заставляет работать его в заданном режиме и направлении. Человек размышляет о сущности мира не потому, что он может философствовать, а потому что он не может не философствовать! Это его природа.

         Попросту говоря, человеку психологически необходимо размышлять о сущности мироздания, о смысле жизни. У каждого индивидуума свой взгляд на мир - это его личная философия. Из неё мы выводим жизненные принципы, которые необходимы для формирования нашей личности. Без них все остальные свойства нашего характера прибывают в беспорядке, как скелет без позвоночника. Наше мировоззрение определяет цель и смысл жизни, а, в конечном счете, и нашу судьбу.

         Героями называли тех, кто шёл на муки и смерть за свои принципы, и свою идею. Джордано Бруно, добровольно принимая венец мученика, знал, что совершает своё духовное преображение. Он победил свою человеческую природу, шагнул за. … Стал сверхчеловеком.

         Не прав тот, кто считает философию бесполезным занятием. Философия (даже материалистическая) вещь, скорее духовная, чем интеллектуальная. Духом оправдано её существование. Им она и живёт.

6.

         "Йога - это средство, позволяющее сжать эволюцию индивидуума, до пределов одной жизни." (Вивеканада)

         МИСТИКА - духовная практика, которая позволяет познать истину посредством личного духовного опыта. Путём личного богосозерцания, богообщения, мистик преображает свой дух. Возвращает ему божественное естество.

         Только тот, кто совершит эту духовную трансформацию - получит ключ от дверей рая.

         Мистический опыт лежит в основе всех мировых религий. Когда откровение, пройдя логическую обработку, отольётся в догматы и застынет в них, когда вокруг них образуется аппарат профессиональных служителей, тогда появляется тот социальный институт, который мы называем - церковью.

         Для обывателя религия великое благо, но для мистика она тесная клетка. Нужно отличать мистику от магии (колдовства, шаманизма и.т.д.), хотя оба эти явления имеют много общего и не всегда можно точно сказать, где кончается одно и начинается другое.

         Магия использует парапсихические возможности человека для удовлетворения своих земных желаний. Она утилитарна и приземлённа. Мистика это путь космического восхождения к богу. Цель магии обрести власть над этим миром, посредством того. Сглаз, порча, заговор - не входит в круг интересов мистика.

         Мистика и философия связаны меж собой как сообщающиеся сосуды. Мистик, получив откровение, потом "придя в себя", пытается осмыслить то, что с ним произошло, проанализировать, "разложить по полочкам". Так незаметно рождается философия. И наоборот, когда философ в своих размышлениях "зайдёт в тупик", может придти к выводу в пользу интуитивного постижения сущего. Если он не согласится с этой мыслью, то так и останется в тупике.

         " Я знаю только то, что ничего не знаю". (Сократ)

         " С сомнения начинается поиск истины, сомнением и заканчивается". (Абеляр)

         Будда Гуатама считал, что истину нельзя "схватить" разумом, философия вредна т.к. неизбежно ведёт к заблуждению. Но у него самого было много мыслей, которые нужно было систематизировать, что означало порождение новой философии. Будда нашёл компромисс, который заключался в максимально упрощённом учении. Вот цель и метод, который ведёт к ней. Только мистический опыт и только личный. Будда полностью отверг церковь, её ритуалы и догматы.

         Если мы видим буддийский храм, в котором совершают религиозные обряды перед статей Будды - это пример извращения его учения, которое началось вскоре после смерти Гуатамы.

          В 6 в.н.э. некий мистик по имени Бодхикхарма, основал новое буддийское учение - чань-буддизм (или дзен-буддизм), целью которого было возвращение к изначальному учению Будды. В дзен практически нет философской системы, но есть изощрённый метод "пробуждения" идущего по его пути. Наставник не рассказывает истину, но ведёт ученика к тому, чтобы он её сам почувствовал. Человеку со стороны трудно понять суть дзен. Потому что оно иррационально (передаётся от сердца к сердцу). Но если ты хочешь это сделать, то прочти много рассказов о мастерах дзен, их афоризмы и.т.д., в данном случае метод индукции будет работать больше на интуицию, чем на рассудок. Тут скорее почувствуешь, нежели поймёшь.


Ученик спросил наставника, в чём суть дзен, тот ответил:

-В простом, здравом смысле. Когда голоден, ем, когда устал, сплю.

-Но разве все делают не тоже самое?, - спросил ученик.

-Нет, - ответил наставник, - большинство не присутствуют в том, что они делают.

7.

         "Истина - есть духовное завоевание "(Н. Бердяев).

         "Насколько я тебя познал, настолько я к тебе приблизился" (Омар Хаям).

         Что есть истина? У этого слова два значения: первое - обычное, второе - философское. Первое означает стопроцентное соответствие объективной реальности и субъективного знания о ней. Второе значение слова "истина" подразумевает существование ИСТНЫ самой по себе. Ей не нужно (как в первом случае) наличие субъекта, который её познаёт и составляет о ней своё субъективное мнение. Одни утверждают, что истина - это бог. Другие говорят, что истина это идея бога о мире, программа его развития (душа мира). Я не знаю, какая из этих точек зрения верна, но для нас это не имеет большого значения.

         Главное то, что мы сознательно или сверхсознательно стремимся стать такими же всезнающими как ОН. Познание истины - это путь, который неизбежно ведёт к пробуждению истины в самом человеке. Это его духовное, творческое начало (высшая сфера психики, как сказали бы материалисты). "Разбуженному" духу уже не нужно, как раньше, действовать на психику человека окольными путями из подсознания, теперь он доминирующий фактор сознания и диктует свою волю напрямую. Человеку нет места в вечности, его назначение дать духу такое пристанище , в котором он сможет окончательно вызреть и совершить последний рывок к духовному небу.

          "…и понял я, что человек есть нечто, что должно преодолеть. Человек есть мост, а не цель; что он радуется своему полдню и вечеру как пути, ведущему к новой утренней заре" (Ф.Ницше).



В оглавление


ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
  • e-mail



  • Hosted by uCoz