Логин Заголовок

На главную

СВОБОДА! СПРАВЕДЛИВОСТЬ! СОЛИДАРНОСТЬ!

Запад учит мир – как жить, Восток – для чего жить

Конгресс в Сеуле завершен, российская делегация возвращается домой – с каким багажом? Об этом с читателями «РФГ» делятся участники всемирного философского форума.

«РФГ» :  Какое впечатление от конгресса - не по содержанию дискуссий, а чисто внешне?

Татьяна Кузнецова, дфн, профессор МГУ:  Сеул - этакий Нью-Йорк на Востоке: бетон, стекло, небоскребы, сияющая реклама, светоцветовой электронный дизайн. Все это потрясает, удивляет, радует, что вообще человечество пришло к такой красоте, вспоминаешь Достоевского: «Красота спасет мир». Когда попадаешь в Университет, видишь всего одну гортензию – один цветок на великолепной лужайке: философия созерцания! Но настораживает при этом какое-то электронное мышление корейского народа, оно - словно цифровой фотоаппарат, в метро все поделено на цифры: 222-я линия, переход на 228-ю. Цифра словно отучила народ от свободного мышления и восприятия, превратила его в «цифровую» нацию.

Меня впечатлили и американские коллеги-философы, их энергичность, подтянутость, эмоциональность – будто открылся мир восприятия американцев. Они хотели вникнуть во все проблемы, с большим интересом слушали философов из России. Даже в первый момент, когда наши говорили на русском без перевода, они не уходили из аудитории, а по интонации пытались нас понять - чем мы занимаемся как нация, как народ.

Вячеслав Мантатов, дфн, профессор, заведующий кафедрой ЮНЕСКО по экологической этике, директор Института устойчивого развития, зав. кафедрой философии Восточно-Сибирского государственного технологического университета, заслуженный деятель науки РФ:   всемирный философский конгресс стал первым, проводимым в Азии, и символично, что он по времени совпал с Олимпиадой в Пекине. Восток как бы олицетворяет собой и красоту мысли, и красоту тела: Олимпиада - состязание физическое, а Конгресс - состязание умов, школа мысли.

Александр Чумаков, дфн, профессор, первый вице-президент РФО:   неожиданно, что было впервые за историю философских конгрессов, русский язык исключили из числа языков, подлежащих переводу: английский, французский, немецкий, испанский, русский. Здесь не было злого умысла корейской принимающей стороны, но поскольку добавились два языка - китайский и корейский, то не хватило денег на перевод всех языков, поэтому убрали немецкий, испанский и русский. Однако наша делегация жестко поставила вопрос, что без перевода на русский конгресс не может начинаться, и ситуацию исправили мгновенно, деньги нашлись (но только для русского перевода). Затем корейская сторона сделала жесты, свидетельствующие, что сожалеет о накладке: приветственное слово на заключительном приеме было дано только России, а также корейские философы организовали незапланированную встречу с российскими коллегами, на которой присутствовало около 150 человек.

Галина Коломиец, дфн, Оренбургский государственный университеть:   по масштабам поставленных проблем конгресс мощнейший, фундаментальный. Плотный график: с 9 утра пленарное заседание, потом, почти без перерыва, секции, с 6 вечера лекции. Разумеется, философы собрались не для того, чтобы решить проблемы, а для того, чтобы их поставить. Но меня это не полностью удовлетворяет, мне бы хотелось услышать и какие-то наводки на практические решения.

Игорь Кондрашин, кфн, зам. председателя методического совета общества «Знание» России:   конгресс дает возможность высказывать различные мнения, но минус в том, что его формат не меняется в который раз и те вопросы, которые озвучиваются в повестке дня, практически не имеют какого-либо консолидированного решения, т.е. нет результатов работы, кроме тех впечатлений, которые каждый участник конгресса увозит сам с собой.

Галина Коломиец:   как эстетик выделяю главную идею гармонии - жить с природой и в природе, научить Запад жить так красиво, устроено, с ориентацией на человека, как мы почувствовали в Сеуле, даже в мелочах - все это создает особое светлое мироощущение. Вообще, конгресс был какой-то очень светлый.

«РФГ» :  Что существенного прозвучало с трибуны конгресса?

Борис Есенькин, дэн, кфн, профессор, холдинг-директор торгового дома «Библио-Глобус» (Москва):  участвуя в форумах, мы каждый раз ищем подтверждения того, что делаем. И я нашел такое подтверждение здесь, в провозглашенных тенденциях развития всемирного общества: в его консолидации, в нахождении истины через ненасилие и диалог, в объявленных «правах природы», т.е. мы дети природы и не природа для нас, а мы вместе с природой. Вот так: книга, информационная революция и природа – это надо в нашем бытии совместить, философски обобщить и направить на улучшение социальной сферы, которая, к сожалению, в разных странах очень различается.

Игорь Кондрашин:  на конгрессе был призыв объединить европоцентристскую философию (названную философией созерцания) и восточную (философия действия) в новую, трасверсальную, т.е. как бы универсальную концепцию.

Вячеслав Мантатов:  прозвучала мысль, что постмодернизм себя изжил и нужно переходить к концепции трансмодернизма – это, как я понял, концепция диалога и синтеза философских культур Востока и Запада. Т.е. нет философии западной и восточной как отделенных друг от друга, надо стремиться к созданию единой мировой философии, говорилось даже о философии планетарного альтруизма.

Александр Пырин, дфн, профессор МГЮА:  Киплинг говорил: «Восток есть Восток, Запад есть Запад и вместе им не сойтись», но действительность это отвергает: Восток идет на Запад, Запад – на Восток, Запад учит мир – как жить, Восток – для чего жить. Модернизация как средство существования принесла возможность выживать и Западу, и Востоку, ставится задача научиться жить, постичь смысл жизни. На конгрессе западная и восточная ветви философии во многом пришли к взаимопониманию: философия глобальна.

На смену постмодернизму с его двойными стандартами и принципом «все сойдет» приходит трансмодернизм, т.е. трансверсальность сознания, где различия совмещаются и бинарность мышления уходит в прошлое. Даосизм утверждает: «Великое Дао не имеет ворот, по нему можно путешествовать как по универсуму». Постмодернизм нес европоцентризм, пренебрежение Запада к Востоку, т.е. по сути - этноцентрическое невежество. Поэтому провозглашение трансверсализма - фактически коперниканский переворот.

Александр Чумаков:  впервые звучали темы, которые никогда на мировых конгрессах не поднимались – темы космополитизма, мирового гражданства, мировой цивилизации, при этом утверждалось: это объективные тенденции, веление времени, их не надо бояться, а важно понять и научиться с этим жить.

Галина Коломиец:  на конгрессе все время вспоминались Платон, Аристотель, Кант, Гегель и подчеркивалось, что глобальных концепций видения мира уровня этих авторитетов сегодня не выработано, т.е. мировое философское сообщество как бы пытается сообща родить одного гения.

«РФГ»:  - Вы возвращаетесь, сверив свои воззрения со взглядами коллег планеты. Выскажитесь, пожалуйста, по поводу принципиальной линии «РФГ» о недопустимости случайных людей на руководящих постах государственного управления, о необходимости выдвижения мудрых как пути преодоления огромного числа острых общественных проблем.

Вячеслав Мантатов:  я внимательно читаю все статьи в «Российской философской газете» по этим проблемам. «РФГ» - замечательная газета, одна из немногих, остро поднимающих проблему нравственного возрождения и нравственного облика руководящей элиты. Представители нашей элиты игнорирует проблемы морали – это факт, они даже открыто говорят по телевидению - о какой морали вы говорите для России, какая мораль вообще возможна? Но без этики, без морали никакое право работать не будет! К сожалению, наши законы принимаются таким образом, чтобы обслуживать отдельные круги. Например, закон, освобождающий от налога на наследственность, выражает интересы немногочисленной элиты, разбогатевшей на общенародном достоянии. Это – их собственность, что ли? Была общенародная государственная собственность, которая почему-то оказалась в руках случайных людей. Для России проблемы нравственного возрождения общества и нравственного облика руководителя очень важны, об этом надо в средствах массовой информации говорить постоянно. Как изменить ситуацию? Думаю, система образования должна быть направлена на нравственное воспитание человека. И хотя нравственность не воспитуема, как утверждает главный редактор «РФГ» А. К. Казьмин, но не воспитуема в том смысле, что нельзя навязать нравственность, однако вырабатывать нравственные нормы и сопротивляться безнравственному поведению, нравственной деградации – это наша обязанность.

Татьяна Кузнецова:  чтобы очень образованные люди избирались народом и приходили во власть, нужно давать хорошее образование!

Игорь Кондрашин:  Аристотель со стороны европейской мысли и Конфуций со стороны восточной назвали разум и мудрость ценностью номер один, но современная европейская (так называемая – цивилизованная) философская мысль разум вообще не упоминает среди ценностей, а больше говорит о свободе, равенстве, братстве, частной собственности и т.д. Это неверно, разум должен превалировать прежде всего в государственной политике, чего в настоящее время нет ни у нас в стране, ни во многих странах Европы. А на Востоке это требование традиционно соблюдается и поэтому мы видим, что экономики восточных стран имеют взрывной характер, их демография только улучшается, у нас же народ -вымирает.

Борис Есенькин:  руководить должен лидер, в его лидерстве выражена суммированная природа гения и он как трибун несет ее обществу. Но вокруг лидера, как это было в древней Греции, в древнем Риме, должны быть советы мудрецов, которые бы помогали ему верно оценивать ситуацию (это и есть философия) в выдвижении, в становлении, в стратегии.

Галина Коломиец:  вводя мудрых людей в руководство, надо воплощать стремление людей к лучшей жизни. Сегодня философия становится очень практичной, философ иногда мыслят абстрактно, но он живет в социуме, т.е. всегда опирается еще и на идеи социального существования, социального космоса человека. Конечно, как и во времена Платона, можно уходить в абстрактные идеи, но философ обязан развивать также и прикладные философские науки, привязанные к жизни, которые, к сожалению, сегодня зачастую недооцениваются. Нам нужно спуститься к жизни.

«РФГ» :  Конгресс завершен. Выводы?

Борис Есенькин:  Россия мощно представила свой философский корпус. Но, почему-то, недостаточно представлена молодежь, которая могла бы также участвовать и высказывать свою точку зрения. Мир подвержен катаклизмам и мировые сообщества, вроде философского конгресса, могут положительно влиять на процессы стабилизации. К сожалению, властные структуры почти не воспринимают голос философов, который выражен в резолюциях философских саммитов.

Вячеслав Мантатов:  кроме нас с профессором Кудашевым на секции философии окружающей среды, где я выступал с докладом, других россиян не было. И это при том, что западные и восточные философы очень интересуются проблемами окружающей среды, устойчивого развития, экологической этики, прикладной этики, отвечающей на вопрос - каким образом философия может влиять на образ жизни, на этизацию политики. Наши философы в основном интересовались философией образования, проблемами глобализации, философской антропологии. Почему? Почему российские философы мало внимания обращают на проблемы этики? Это потому необъяснимо, что создание нравственной системы управления обществом, его устойчивым развитием – одна из главных российских проблем.

Александр Чумаков:  в целом конгресс прошел на высоком уровне. Редкий случай: от России был пленарный доклад на симпозиуме – такое случилось только в 1998 году на философском конгрессе в Бостоне. 166 участников из России выступили на секциях (почти четверть всего конгресса) и частенько наши коллеги из других стран говорили – надо же, везде русские, так много русских, они такую активность проявляют! Это очень радовало. Кстати, впервые многие русские говорят на английском, по крайней мере, общаются - это качественное изменение, продвижение.

Уровень нашей философии не уступал никаким докладам и обсуждениям на Конгрессе. И творческая активность российских философов в дискуссиях была очень высокой, что всеми было отмечено.

Значение всемирных философских конгрессов не надо преувеличивать, но нельзя их и недооценивать. Человечество ищет пути выхода из глобальных кризисов, мировых проблем, а здесь в помощь только совместные усилия. Любому действию предшествует мысль, отсюда и роль философов. Поэтому не только нет снижения интереса к всемирным конгрессам, наоборот, ЮНЕСКО в 2002 году учредило День философии, подключилась Международная федерация философских обществ и День философии набирает обороты. Кстати, идут на подъем и международные философские олимпиады для детей. Конгрессы позволяют установить контакты, межличностные отношения, раздвигают границы, образно говоря - сдирают тот панцирь, в которой мы пребывали в XX веке.

Беседу вел Сергей Шаракшанэ, первый заместитель
главного редактора «Российской Философской газеты»

В оглавление

Hosted by uCoz