Логин Заголовок

На главную

СВОБОДА! СПРАВЕДЛИВОСТЬ! СОЛИДАРНОСТЬ!

«Философский поезд» глазами участников
Субъективные заметки

Сначала три мнения о поездке в целом:

Мы были словно пришельцы из космоса, которые откуда-то и куда-то едут, и, остановившись на этой территории, встречаются с неизведанным. При этом люди, живущие ближе к Востоку, не то, чтобы хотели чему-то у нас научиться, они больше хотели узнать нас, кто мы такие. Но самоощущение людей менялось: чем дальше мы продвигались к Западу, тем больше люди хотели показать нам себя, свои научные, культурные достижения (В. Недорезов).

Власть на местах не очень воспринимает и понимает, что такое философия, смысл жизни, более того – боится об этом задумываться, потому что если задумаешься, надо отвечать, а наша власть ответственности боится, особенно персональной, особенно когда она связана с системными недочетами и просчетами (М. Пронин).

Больше всего понравилось солнце - в Чите, Красноярске, Казани - более ласковое, чем итальянское, не было жары, духоты; ни до нашего путешествия, ни после такой погоды не было (А. Королев).


Шаракшане С.А., РФГ

С востока на запад, вдоль Транссиба, где проживает 85% населения страны, через девять часовых поясов, через весь российский синтез культур и цивилизаций четыре прицепных вагона две недели везли 80 философов, возвращавшихся с сеульского конгресса. Их миссия: в крупнейших городах России провести встречи с преподавателями, студентами, научной общественностью. Это - «Философский поезд», организованный Российским Философским обществом как нечто обратное «философскому пароходу» 1922 года. Тогда двумя рейсами немецкого лайнера «Обербургомистр Хакен» из Советской России были высланы более двухсот философов, лучших представителей интеллигенции: «Расстрелять их не было повода, а терпеть невозможно», пояснял Троцкий.

В составе «Философского поезда» 12 иностранных гостей: Иоанна Кучуради - президент Международной федерации философских сообществ (Турция, Анкара); Кальве Мартинес - профессор Мадридского университета, ректор Международного института философии (Париж) и другие, представляющие Словению, Турцию, Германию, Украину, Китай, Корею, Испанию.

Владивосток встретил дыханием океана, его безбрежной далью и фантастическим рельефом - город расположен на сопках, поэтому изгибающиеся улочки идут круто то вверх, то вниз: потрясающе! «Жигулей» и «Волг» нет, машины только японские и корейские, все с правым рулем. Профессора В. Фунтусов, С. Пишун, другие коллеги организовали прекрасную встречу. Мы обошли на катере остров Русский: тут, при ныне отсутствующей инфраструктуре, власти намерены создать крупнейший федеральный университет, перекинув с материка гигантский мост - что-то запредельное! На конференции «Современная философия в контексте межкультурных коммуникаций», куда приехали философы из дальних уголков края, аплодисменты вызвал доклад профессора Чжан Байчуна. Китаец, специализирующийся на русском православии, перевел 10 томов русской религиозной философии – Бердяева, Соловьева и др.: «Читать Достоевского китайским философам не трудно, а понять трудно, тем не менее, Достоевский – это контакт русской и китайской культуры не на поверхности, а на глубине». Вообще, надо сказать, конференции во всех городах прошли на хорошем теоретическом уровне и материалы позднее будут опубликованы в «Вестнике РФО» и в «Трудах РФО».
Но были и сожаления: Владивосток должен быть словно ворота в страну с Востока - мощные, соответствующие российской державе, как Петербург – ворота в Россию из Европы; к сожалению, город не таков, до этого статуса далеко не дотягивает (Г. Коломиец). Меня, как специалиста в криминологии, удручило количество потребителей наркотиков на улицах (Б. Калачев).

Хабаровск - круглый стол «Социально-политические и гуманитарные проблемы развития Дальнего Востока России»; Чита - круглый стол «Человек в условиях трансграничья»; Улан-Удэ - Байкальский форум «Диалог XXI века: человек и природа».
Студенты Хабаровска, где, кстати, нет организации РФО, высказали интересное соображение о продолжительности человеческой жизни: ежегодный рост составляет до трети года, десять лет назад - всего один-два месяца, двадцать лет назад - какие-то минуты. Т.е. и мы в России поправляем демографическую ситуацию, и мир приближается к долголетию (Б.Калачев). Т. Бернюкевич, завкафедрой философии ЗабГГПУ (Чита) поддержала замысел «Философского поезда»: «переосмысливая философию» – тема не только сеульского конгресса, но и лейтмотив всей акции. На Байкальском форуме присутствовали зам. председателя правительства республики и зам. министра науки. Во время дискуссии, между прочим, прозвучало разночтение между известным политологом В. Третьяковым и проф. В. Мантатовым по поводу понятия «устойчивое развитие». Если, по Третьякову, в природе нет и быть не может устойчивого развития, то, по Мантатову, концепция устойчивого развития, синтезируя ценности мировой философии и многовекового этнического мировоззрения, выступает против волюнтаризма техногенной цивилизации, разрушающей природное равновесие, и против агрессивного потребительства, разрушающего моральные устои общества – за ноосферный социализм Вернадского, за нравственное преображение человека.

На маршруте Хабаровск-Чита-Улан-Удэ усиливается этнический, традиционный, бурятский, монгольский, и при всем при том – российский - колорит, покоряющий жизненностью, оптимизмом (Г.Коломиец). Я был всюду за границей, меня природой и архитектурой не удивишь, и я ожидал, что Чита, Хабаровск, другие города Дальнего Востока неуютные, не очень чистые, хаотичные, без единой архитектуры и был приятно удивлен, что они напоминают европейские; скажем, Хабаровск мне понравился компактностью, архитектурной, культурной целостностью, люди там хоть и одеваются скромнее, но опрятные, одухотворенные (М. Билалов). Яркое впечатление от Читы и Улан-Удэ, эти города в изменившихся условиях сохраняют культурную самобытность, пестуют ее, и своей особенностью гордятся. Тут иначе воспринимается расстояние, нежели мы привыкли в Европейской части, скажем, читинцы рассказывали про место на Байкале, где часто любят отдыхать, «это недалеко – всего 700 километров» (В.Недорезов). Гостеприимно встретили в Бурятии, понравилось бережное отношение к традициям (В.Пржиленский). Бурятия – центр стыка восточной и западной культур, бурятский народ особенно хорошо сохранил свою культуру (Чжан Байчун). Когда посещали духовную столицу – Иволгинский Дацан, наша гид, бурятка, д.ф.н., рассказывала, что в эпоху приезда в бурятские степи русских старообрядцев, в их среде была настолько высоконравственная атмосфера, что у бурятских семей стало хорошим тоном иметь дружественную русскую старообрядческую семью, взаимно ходить в гости. Бурятская сельская школа в пос. Оронгой, где провели круглый стол, работает по инновационным технологиям совместно с Технологическим Университетом и меня поразил энтузиазм учителей, поистине захваченных своим делом (М. Сараф).

Байкал

Иркутск – экспедиция на Байкал, посещение Байкальского лимнологического института РАН. Озеро - взгляд не оторвать! Величайшая драгоценность России и мира, пятая часть пресной воды планеты. Вода холодная, не все решились искупаться, но наша веселая, общительная немка Вальтрауд бесстрашно бросилась в ледяную прозрачную стихию и заплыла далеко за буйки. Вдоль берега, в контрасте с природным великолепием, бездарные аляповатые строения – ни дизайна, ни архитектурного замысла. Озеро прекрасно, но то, что сделали люди руками – плохо (Тими Екимович, Словения). Со стен дома декабриста Сергея Трубецкого, героя войны 1812 года, проведшего жизнь здесь, в ссылке, в морозных сибирских зимах, смотрят портреты и 23-летнего красавца-генерала и его же, но уже строгого старика: «До конца жизни не изменил своих убеждений». Кстати, ему сюда из Петербурга товарищи ПРИВЕЗЛИ НА ТЕЛЕГЕ(!) огромных размеров прекрасный концертный рояль. В Иркутске почти нет организации РФО, есть свободный философ Юрий Дюбенок, однако профессор Виктор Колесников, ректор педагогического колледжа, человек широкой души, оригинальный мыслитель в области философии образования, организовал встречу выше ожиданий, дал автобус, накормил – большое ему спасибо! (А. Чумаков).

Встреча Философскоо поезда

Всех поразил Красноярск, начиная с перрона, где нас, помимо коллег, встречали зам. губернатора, министр культуры, зам. мэра города, а также - с песнями, частушками, хлебом-солью - русская хореография в вышитых сарафанах и косоворотках; так, наверное, космонавтов встречают. Сжато, компактно происходила встреча с философской общественностью Красноярска на конференции «Живая философия на Енисее», где мы увидели, как творческие креативные люди через призму философии постигают предмет, общий для философии, писательского труда, поэзии, другого художественного творчества (В. Коновалов). Из Красноярской газеты: участники ответили на вопросы - нужна ли философия современному миру многословия и пустоты, существуют ли понятия «провинциальная» и «столичная» философия. В музейном центре прошла презентация публикаций красноярских философов, нам показали Енисейские столбы - одно из семи чудес России. Не ожидали высокого цивилизационного уровня этого перспективного, развивающегося города, где налажена зона отдыха, работают заводы и ГЭС (Г.Коломиец). Здесь ощущение жизненного пространства, хочется жить (Б. Калачев). Здесь продуманная концепция развития области и города, включающая, что на меня произвело особое впечатление, обустройство восьми коренных малых этносов, численный состав которых ничтожно мал от населения области, а я думал, только кавказские республики озабочены такими проблемами (М. Билалов). Благодарим ответственного за программу в Красноярске проф. В. Кудашова!

Философский поезд, 2008 год

В пути. А что происходило в том из четырех наших прицепных вагонов, что оборудован под конференц-зал? Состоялось девять круглых столов! Меня поражает: хотя в поезде условия не самые благоприятные для научной работы, здесь проводились круглые столы с очень интересными темами - миграции и эмиграции, гендерная тема и т.д. (Чжан Байчун). На одном из круглых столов я представил монографию «Философия небытия» с авторской теорией нетрадиционной картины мира, учитывающая единство бытия и небытия, позволяющей посмотреть на мир как бы «с изнанки» (Н. Солодухо). Понравилось трехчасовое выступление в поезде с ответами на вопросы известного политолога Виталия Третьякова и его мысль о необходимости для философов участвовать не только в профессиональном сообществе, но и в политической, интеллектуальной жизни страны (В. Пржиленский). Запомнилось суждение, что мысленный продукт, который творится философом, должен отражать изменяющиеся реалии, в которых живем, не убегать в прошлое или строить прожекты в будущее, которые чаще всего не будут реализованы, а повышать счастье здесь и сейчас (В. Коновалов). Наиболее интересным мне показалось выступление в поезде депутата Госдумы Сергея Маркова, который сделал анализ грузино-осетинского конфликта, происходившего во время нашего путешествия (М. Сараф). Проф. Б. Кудрин поведал о трех картинах мира: ньютоновская (можно сосчитать, можно измерить и точно определить количество элементов), вероятностная (можно определить только математическое ожидание присутствия элемента), и третья картина мира, нами непознанная, когда даже и математическое ожидание невозможно определить, нельзя в принципе ни сосчитать количество элементов, входящих в множества, ни определить границы этих множеств – это мне запомнилось (А. Королев).

Академгородок, г.Новосибирск

Новосибирск, центр Юго-Западной Сибири, научно-образовательный центр с тремя отделениями академии наук – российской, медицинской и сельскохозяйственной, средоточие крупных транспортных узлов. На конференции «Переосмысливая сегодня философию науки и образования» академик, зам. президента СО РАН В. Кулешов сказал, что 90 лет население Сибири возрастало за счет переселенцев, а сейчас идет убывание; перемещение миллионов людей – это, несомненно, предмет философского осмысления. Удивительный доклад о единстве физических задач и задач управления областью сделал физик, д.ф-м.н, вице-губернатор Г. Сапожников. Без науки невозможно образование, наука невозможна без образования, и будет все больше преподавателей-исследователей – это устойчивая тенденция. Самое плохое – та российская политика, которая показывала, как легко можно зарабатывать много денег без знания, тогда мы очень многое растеряли, но, к счастью, имидж науки и образования сам себя спас. Хорошее образование – серьезный капитал, так сегодня думают в семьях (В.Собянин, ректор НГУ). Философский факультет НГУ ориентирован на философию науки, тут действует только магистратура – 50 студентов (бакалавриата нет), и трудятся 18 докторов и 26 кандидатов наук (В. Диев, декан). Произвело впечатление, что на конференцию приехали коллеги из других городов, потратив на дорогу и день, и два, в частности, прибыли с Алтая, с Барнаула (М.Пронин). То, что Новосибирский Академгородок расположен в первозданном глухом лесу и в то же время обустроен современными зданиями, создает великолепные условия для ученых – воздух, простор, концентрация институтов и университета в одном месте располагают к творчеству, ничего не отвлекает, не надо ездить на работу в метро, уставать, и удивительно, что люди отсюда уезжают в Москву. Я даже переехала бы в Новосибирск, но, увы, не представляю себя без Большого театра и Концертного зала им. Чайковского (З. Иванова).

Неожиданная полемика развернулась на совещании по подготовке V Всероссийского философского конгресса. Поясняет А.Чумаков: мы должны поблагодарить новосибирцев за тот прием, который нам оказан, они сделали все возможное, и я бы сказал, это их не вина, а беда, что они пока не поднялись до необходимого осмысления философских проблем. Когда «Философский поезд» еще организовывался, не все на территориях поняли его значение и не все поверили, что это возможно. В частности, Новосибирск, в отличие от остальных городов, меня разочаровал - это сциентистский город (сциентизм - абсолютизация роли науки в системе культуры, в духовной жизни общества; в качестве образца берутся естественные науки, математика. - Ред.), он ориентирован на физику, химию, математику. Сциентизм оказывается в центре разговоров не только руководителей учебных заведений и академических структур, но даже философы, имеющие по большей части в качестве базового математическое, естественнонаучное образование, не в полной мере, как мне кажется, понимают значение собственно философии и гуманитарной составляющей для духовного обновления России, для становления философской мысли в России. На это обратили внимание участники поезда, и даже иностранцы, поскольку было заметно на фоне других городов. Ведь здесь даже на философский факультет, в магистратуру, принимают людей без философского базового образования. И, думаю, именно поэтому при обсуждении вопросов, связанных с предстоящим конгрессом, новосибирцы высказывали идеи, что в его организации главное - деньги, а поскольку их дает губернатор, значит, его надо ставить во главе Оргкомитета, а в списке организаторов конгресса впереди не Российское Философское общество, а администрация Новосибирской области. Я подчеркиваю – области, хотя речь идет о всероссийском конгрессе. Местные проблемы, которые новосибирцы вынуждены решать, их озабоченность понятна, но они не вышли на понимание того, что форма без содержания мало что значит, и конгресс ради конгресса никому не нужен, уже четыре их прошло и хватит нам их проводить, если они не ставят задачи, которые будут принципиально менять качество мысли, качество российской жизни, если мы на конгрессах будем говорить только о научных проблемах и упустим из виду программу преобразования преподавания философии в России. Положение, в котором находится философ сегодня, мягко говоря, убого, та зарплата, те возможности, которые имеет философ, - не идут ни в какое сравнение с тем, что имеют наши коллеги за рубежом, не только на Западе, но и в Китае, Корее, где профессор поставлен на большую высоту. Испанскому профессору специально предоставлен целый год, когда он может посещать любые страны, у него 6 часов преподавания в неделю, а у нас 15-20. Сомневаюсь, что лица в государстве, принимающие решения, быстрее нас додумаются, что надо что-то менять. Цель «Философского поезда» как раз и была - привлечь внимание к тому положению философии, которое необходимо менять. И V философский конгресс в Новосибирске должен стать составной частью, продолжением этого разговора. Да, дискуссия здесь, на совещании, была непростой, но я сомневаюсь, что наши новосибирские коллеги и после совещания вникли в ее суть, нам еще предстоят обсуждения. Однако подчеркну: мы оценили, сколько сделано для встречи, и благодарны.

В Екатеринбурге, одном из главных философских центров страны, на семинаре «Наука и образование в современной России: региональный аспект» с постановочным и даже страстным докладом об острых проблемах педагогики образования, порождаемых, в частности, введением ЕГЭ выступил министр образования области В. Нестеров, что вызвало полемику. Профессор В. Перцев разъяснил, как можно успешно выкручиваться в условиях, когда государство бросает философский факультет на лихое безденежье. Преподаватели УГТУ-УПИ и УрГУ провели экскурсию в Храм-на-крови и Литературный квартал. В центре города - здание петербургского дворцового стиля: откуда? Оказывается, так задумал богатый купец и «купил» отбывающего срок в Тобольске петербургского архитектора с обещанием обеспечить его освобождение после завершения строительства, но «кинул», вернул в тюрьму, архитектор покончил с собой, а на здании, по преданию, столетиями висело проклятие - жуткая история.

Участники Философского поезда, Казанский Университет

Казань стала восклицательным знаком путешествия – какой город, какой Университет, какие ученые и преподаватели, какой прием! Название¬ конференции «Толерантность как принцип межэтнических межконфессиональных отношений в российском регионе» - не столько постановка проблемы, сколько практика, уже успешно реализованная в жизни города, где вместе миром живут мусульмане и православные. Виталий Третьяков заметил: какой еще из университетов мира может похвастать, что в нем учились такие люди как Лобачевский, Толстой, Ленин? В отделе редких книг и рукописей 5 млн. томов, в залах и аудиториях изысканного дизайна сохранено каждое кресло, каждая студенческая скамья. Любопытно, министра А.Фурсенко, оказывается, принимали в тот же день и там же, но хозяева с умом развели нас с министром, а ведь так много к нему накопилось вопросов о малопонятной реформе высшего образования, о том, сократят ли в программе вузов гуманитарный блок, будут ли передавать курс философии (что равносильно его краху) в школьную программу? Кстати, иностранные гости на вопрос – куда бы из российских городов вы хотели приехать для работы – единодушно ответили: в Казань!

Едем в Москву, подводим итоги. Тунгусский метеорит упал 100 лет назад и до сих пор обсуждают, что это было. Наш поезд, словно метеор культурный - промелькнул и как-то на кого-то повлиял. Польза взаимная, потому что интерес был взаимный (В. Недорезов). Дорога шла «узловой линией мер» (Гегель) с Востока на Запад, мы обсуждали проблемы жизни и смерти, страны и мира, двигались вместе с солнцем и время для нас остановилось (Н.Солодухо). У региональных обществ наверняка мало таких творческих контактов и наш приезд был для них чем-то необычным, праздником и они пытались себя показать, выступить (З. Иванова). Скорая философская помощь? Можно прочитать научные труды в книгах, в интернете, но встреча с людьми, возможность посмотреть в глаза, выслушать наболевшее, когда вспыхивает взаимный интерес - большая роскошь. (В. Коновалов). Суть «Философского поезда» в обращении не к профессиональным философам, а к философствующим и думающим людям (С. Марков). Участники Философскоо поезда, 2008 год Можно сравнить «Философский поезд» с коллективным мозгом, мы собирались утром и вечером, и каждый рассказывал, что увидел и услышал. У каждого было 80 сердец, это было не только восприятие, но и эмоциональное переживание (А. Королев). Огромные расстояния сжались, мы почувствовали страну как единое целое, произошла интеграция философов, разбросанных в разных городах, в разных сообществах и дисциплинарных группах (В. Пржиленский). Кроме нас найдется еще не более чем сотня людей в огромной стране, которые могут похвастать, что также прошли из Владивостока по цепи городов с остановками, встречами, с человеческим общением. Гость приносит семь благ, шесть оставляет хозяину, одно забирает с собой. Мы привезли другой взгляд, а нам показывали самое лучшее. Мы встречались с коллегами, смогли договориться о совместных работах, защитах, отзывах – это для науки несомненный потенциал. Это первый проект, возрождающий лучшее еще советских времен: огромная масса людей тогда могла передвигаться по территории страны живо, осознанно и произвольно именно в культурном, историческом и научном пространстве. А сегодня, если миграция, то трудовая. И вот впервые миграция культурно-профессиональная, которой движет не чистоган, не лихо, а выбор. Это один из немногих интегрирующих, мобилизующих проектов (М. Пронин). При всей разности территорий, климата, населения у городов есть и некое духовное единство, и собственный характер, внутренняя мифология, самопредставление жителей о себе. Мы видели, как люди вписываются в свое социокультурное пространство, мы встречали патриотов того места, где они живут, своей малой родины (В. Недорезов). Я зациклен на проблемах Дагестана, в поездках сопоставляю, набираю материал, чтобы использовать у себя на родине, извлекаю уроки для улучшения ситуации на Кавказе и в Дагестане. В этой поездке извлек много поучительного (М. Билалов). «Философский поезд» полезен федеральной власти, люди в глубинке, не часто балуемые посещением федеральных представителей, увидели, что это не радио- или телепередача, а что поезд есть, он продвигает последние достижения науки в области гуманитарных знаний - так федерализм укрепляется (Б. Калачев). Ни одна из научных общественных организаций не может поставить себе в заслугу такой самоорганизации и такого высокого интереса к собственной деятельности, а эта поездка еще усилит консолидацию и самосознание Российского философского общества (М.Сараф). Я раньше думал, что философия в России - это только Москва и Санкт-Петербург, но убедился, что во всех городах, где мы были, философы активно работают, это меня очень заинтересовало. Философия – сугубо личное дело, но это и общее дело, ведь проблемы, стоящие перед человечеством, могут быть решены только совместными усилиями. В этом плане философия в современном мире очень плохо работает. «Философский поезд» подает пример всему мировому философскому сообществу. В Китае мы с профессором Лю Хяотин напишем об этом поезде (Чжан Байчун). Кто знаком с современным партийным строительством, знает, что РФО по уровню организации, по тому, какие задачи ему по плечу – обставило самые пафосные партийные проекты. «Философский поезд» оказался еще и разведкой боем тех организационных вопросов, которые возникнут перед V Конгрессом (С. Шаракшанэ). Акция оправдана, ее главные задачи выполнены: контакты, творческое общение с коллегами от Владивостока до Москвы, привлечение внимания к философии политических, деловых кругов, гуманитарной элиты. Философское сообщество достаточно консолидировано и в этом залог нашего успеха (А. Чумаков).

Сказать, что устали – значит, ничего не сказать. Кочевое племя. Нелегко снова заснуть после того, как твой сосед вышел из купе в пять утра. Не просто стирать сорочку в качающемся вагонном туалете, пытаясь одной рукой нажимать на пипку крана, чтобы текла вода, не просто тут же исполнять подобие той гигиенической процедуры, что в городской квартире называется «принять душ».

Во всех городах, на всех конференциях прошла презентация «Российской философской газеты».

Нельзя не отметить героическую работу нашего переводчика - философа Николая Бирюкова, за световой день у него, как правило, не было даже минуты для себя – и так неделя за неделей. Ну и, разумеется, мы, участники поездки, признательны тем, кто вынес на себе всю организацию проекта – координатору проекта, первому вице-президенту РФО Александру Чумакову и главному ученому секретарю РФО Андрею Королеву. Ура!

С «РФГ» впечатлениями делились: Н. М. Солодухо, дфн, профессор, Казанский Технический Университет, Г. Г. Коломиец, дфн, Оренбургский госуниверситет, В. И. Пржиленский, профессор, Ставропольский университет; З. И. Иванова, зав. кафедрой МГСУ; В. Н. Коновалов, дфн, профессор, Южный Федеральный университет; Б. Ф. Калачев, профессор, Московский государственний лингвистический университет; В. Г. Недорезов, кфн, доцент, Оренбургский госуниверситет; М. А. Пронин, кфн, старший научный сотрудник Института философии РАН; М. И. Билалов, дфн, профессор, Дагестанский госуниверситет; М. Я. Сараф, дфн, профессор, Московский госуниверситет культуры и искусств; Чжан Байчун - доктор философии, профессор Пекинского педагогического университета (КНР); А. Д. Королев, кфн, главный ученый секретарь РФО, А. Н. Чумаков, дфн, профессор, первый вице-президент РФО.


Интервью брал участник «Философского поезда» Сергей Шаракшанэ

В оглавление

Hosted by uCoz