Логин Заголовок

На главную

СВОБОДА! СПРАВЕДЛИВОСТЬ! СОЛИДАРНОСТЬ!

Информация к размышлению


Доклад Владимира Кишенина "О некоторых итогах деятельности СДПР за 2005-2006 гг." на Пленуме Центрального Правления Социал-демократической партии России 9 сентября 2006 года


Уважаемые товарищи, друзья!

Сердечно приветствую всех, собравшихся в этом зале, - и членов Центрального Правления Партии и гостей Пленума.

Начавший свою работу Пленум Центрального Правления – первый после состоявшегося в сентябре 2004 года III внеочередного Съезда Социал-демократической партии России. И главная его задача, как мы и определили в Повестке дня, - подтверждение решения Политического Совета Партии о созыве IV внеочередного Съезда СДПР, определение его регламента, порядка, даты и места проведения, а также нормы представительства на Съезде.

Полагаю, что приступать к выполнению Повестки дня нужно с краткого анализа состояния дел в Партии. Объективной оценки того, что сделано за эти два последних прошедших года.

После избрания меня Председателем Партии я быстро понял: работа лёгкой не будет.

Начинать предстояло в условиях абсолютного замалчивания в средствах массовой информации деятельности и инициатив Партии и, как следствие, её нижайшего рейтинга в обществе.

Ко всему, мне пришлось несколько месяцев абсолютно непродуктивно тратить усилия на преодоление саботажа со стороны прежнего руководства Партии в лице Титова К.А. и сотрудников оставшегося в наследство Аппарата. Было сопротивление и внутри Партии, на региональном уровне. Рад, что многие осознали ошибки того времени, стали сотрудничать и помогать. Ну, а те, кто не осознал, те сами ушли из Партии. Значит, Партия не очень-то и нужна была им. Думаю, тут сожалеть не о чем и не о ком.

К слову сказать, мои полномочия как Председателя СДПР судебные инстанции подтвердили только в июне 2005 года. А основные партийные документы, регламентирующие и подтверждающие деятельность Партии за период с её основания и до сентября 2003 года, так до сих пор мне и не переданы.

Я столкнулся с тем, что у прежнего руководства Партии остались невыполненными серьёзные финансовые обязательства перед региональными отделениями. А платить по долгам других людей, как выяснилось, психологически и морально очень непросто.

Тогда, в первые дни работы Председателем Партии, я увидел - поразившую меня - удивительно низкую активность большинства региональных отделений, малочисленных, слабых в организационном плане, но заражённых общей болезнью, диагноз которой - "иждивенчество". Лидеры таких карликовых партийных организаций сидели, образно говоря, на завалинках и ждали, во-первых, указаний и директив из Москвы и, во-вторых, хорошего, обильного финансирования…

Анализ ситуации заставил меня не опустить руки, а вынести на обсуждение Политического Совета уже в октябре 2004 года вопрос о первоочередных задачах Партии, её руководящих органов и высших должностных лиц. Конечно, прежде всего, речь, шла о роли и задачах Политсовета и Председателя Партии. Мы договорились, что основные усилия сосредоточим на идеологическом обеспечении деятельности Партии, на выработке стратегии и тактики её деятельности, на усилении организационно-партийной работы и, прежде всего, укреплении региональных отделений. Важно было определиться с партнёрами и союзниками по политической борьбе. Мы наметили задачи "минимум" и "максимум" на 2005-2007гг. Минимум – это пройти перерегистрацию в 2006 году, выполнив новые требования ФЗ "О политических партиях". Максимум – это пройти в Государственную Думу, набрав необходимое количество голосов избирателей на выборах 2007 года.

Что удалось сделать?

Во-первых, удержать ситуацию и не дать развалиться партии с замечательным названием "социал-демократическая", что называется, изнутри. И не позволить развалить её извне тем, кто очень этого хочет, мечтает об этом. Это, во-первых, и, в-главных.

Во-вторых, мы сумели "расшевелить" региональные отделения и поднять численность Партии к 2006 году на 44 тысячи человек. К моменту вступления в силу положений ФЗ "О политических партиях", гласящих, что политическая партия в Российской Федерации должна насчитывать в своих рядах не менее 50 000 членов, численность Социал-демократической партии России составила 76 тысяч членов.

Посмотрите на динамику роста численности партийных рядов в 2005 году. Она говорит сама за себя.


Численность  Социал-демократической  партии  России
На конец 2004г. на 25.01.05. на 25.02.05. на 25.03.05. на 25.04.05. на 25.05.05. на 25.06.05.
32 286 33 974 36 763 39 773 42 443 44 874 45 397
  +1 688 +2 789 +3 010 +2 670 +2 431 +523


Численность  Социал-демократической  партии  России
на 15.07.05. на 25.08.05. на 25.09.05. на 25.10.05. на 25.11.05. на 31.12.05.
45 878 47 864 52 960 60 272 65 272 76 000
+481 +1 986 +5 096 +7 312 +5 000 +10 728

С 1 июня т.г. на основании статьи 38 Федерального закона «Об общественных объединениях» и статьи 38 Федерального закона «О политических партиях» Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация) Министерства юстиции Российской Федерации осуществляет проверку деятельности нашей политической Партии. Эта проверка близится к завершению. Сегодня уже можно говорить о том, что по количеству членов Партии, необходимому числу региональных отделений, зарегистрированных в субъектах Федерации, а также по наличию среди них определённого Законом количества отделений численностью не менее 500 членов Партии, мы выполнили требования Законодательства. Большинство партийных организаций СДПР добросовестно отчитались перед территориальными регистрирующими органами и подтвердили заявленную численность. Эти результаты – плод труда, прежде всего, актива региональных и местных отделений, но, безусловно, и руководства Партии, избравшего правильную линию решения этой проблемы.

В-третьих, мы активно продолжали позиционировать свою Партию как политическую силу, способную представлять и защищать интересы самых широких слоёв населения, выражать, отстаивать и бороться за подлинную реализацию основной цели социально-экономических и политических преобразований, проводимых в стране, - достойный уровень жизни для всех граждан России. Серьёзным испытанием, пробой и смотром сил явились в этом году Первомайские демонстрации Партии в Москве, Брянске, Благовещенске, Челябинске, Чебоксарах, Омске, Костроме, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Южно-Сахалинске, Ростове-на-Дону, ряде других городов. Это стало, без сомнения, генеральной репетицией грядущих, ещё более масштабных, политических выступлений нашей Партии в защиту прав тех, кто собственным трудом, талантом и личной инициативой создает материальные и духовные ценности, защищает общественный порядок и суверенитет страны.

К сожалению, не с той периодичностью, какую предписывает Устав СДПР, но достаточно регулярно в эти два года проводились заседания Политического Совета – постоянно действующего руководящего коллегиального органа Партии. В том числе выездные заседания (Великий Новгород, Ростов-на-Дону). Принимались политические заявления, в которых давалась наша оценка событиям в стране и за рубежом. Очень примечательно, что 5 сентября 2005г. Президент России Владимир Путин объявил новый политический курс, которым должна двигаться Россия. Главное требование этого курса – концентрация бюджетных и административных ресурсов на повышении качества жизни граждан. Главный смысл – сконцентрировать государственную политику на инвестициях в человека. Задачи, поставленные Президентом России, хорошо знакомы нам, социал-демократам, потому что с момента основания СДПР они являются нашей политической программой. Мы можем только приветствовать тот факт, что Президент страны заявил социал-демократическую программу в качестве политической основы своей работы.

В-четвёртых, мы ни на йоту не ослабили работу по укреплению международных контактов Партии. Вели в этом направлении активную деятельность, поддерживали тесные связи с влиятельными европейскими социал-демократическими партиями. Что важно: в этой работе принимают непосредственное участие многие региональные отделения. СДПР продолжает оставаться единственной российской политической партией, входящей в Социалистический Интернационал, объединяющий более 160 социал-демократических, социалистических и лейбористских партий всего мира. Признанием нашего авторитета стало участие Генерального секретаря Социнтерна Луиса Айалы в международной конференции на тему "Формирование гражданского общества и межнациональные отношения на Юге России", которую Политсовет Партии провёл 19 февраля 2005 года в Ростове-на-Дону. Другим, не менее важным, фактом нашего признания явилось проведение в России, в Москве, в мае т.г. заседания Комитета Социнтерна по странам СНГ и Кавказа. Качество подготовки и уровень проведения данного мероприятия получили высокую оценку со стороны руководства Социалистического Интернационала.

В-пятых, мы пробовали свои силы на выборах в органы законодательной (представительной) власти. И не всегда безуспешно. Сегодня Партия имеет свои депутатские фракции в Брянской областной Думе, Самарской губернской Думе, Вологодской городской Думе, Городском Собрании г.Южно-Сахалинска, своих представителей в Рязанском и Тульском областных Законодательных Собраниях, Пензенском, Пермском, Челябинском и Барнаульском городских Советах депутатов. Ряд наших товарищей – социал-демократов избраны руководителями муниципальных образований (в Самарской, Брянской, Вологодской, Ярославской, Новгородской областях).

В-шестых, мы не отступили от курса на объединение всех общественных и политических сил, разделяющих наши ценности и политические позиции. Мы принципиально оставались открытыми для сотрудничества, взаимодействия, для объединения усилий с другими политическими партиями и общественными движениями, стоящими на левых и левоцентристских позициях.

В апреле 2005 года Политсовет одобрил Соглашения о сотрудничестве и партнерстве, заключенные между СДПР и Народной партией РФ, а также между СДПР и политической коалицией «Патриоты России», подписанные Председателем Партии от имени СДПР. Был создан Социал-демократический Народный Союз совместно с Народной партией Российской Федерации. Начал накапливаться опыт совместной работы. Вспомните наше вполне успешное совместное участие в выборах в Вологодской области.

В октябре 2005 года нашей Партией была организована и проведена международная конференция «Левая альтернатива: социал-демократический проект для России». Значение этой конференции трудно переоценить, поскольку подобного рода мероприятия имеют стратегическое влияние на общественные процессы и играют на долгосрочную перспективу. Посеянные ими зёрна всходят не сразу, но обычно дружно и повсеместно.

Сегодня, когда рождаются различного рода искусственные проекты по созданию новых партий как бы левоцентристского толка, создаются путём объединения не сложившихся и не совсем успешных партий, мы заявляем следующее:
"В условиях разочарования избирателей идеологией и политикой КПРФ, а также банкротства праволиберальных политических сил, нишу которых все в большей степени занимает «Единая Россия», реальную политическую альтернативу может предложить только массовая партия социал-демократической направленности. Такую партию можно сформировать на базе СДПР".

Проблемы

Финансирование.
В январе 2005 года по согласованию с Политсоветом мной было направлено в региональные отделения Партии Директивное письмо с изложением принципиально нового подхода к вопросу оказания финансовой поддержки регионам. В письме было указано, что с 1 марта 2005 года прекращается финансирование региональных отделений численностью менее 250 человек, а с 1 июля того же года – численностью менее 500. Это решение было продиктовано необходимостью поднять численность Партии в свете новых требований ФЗ "О политических партиях". Мы были обязаны найти пути решения проблемы! И к слову сказать, этот путь оказался одним из наиболее верных. Вторая цель, которую мы преследовали этим письмом, - заставить руководителей региональных отделений быть более самостоятельными и активными в поисках дополнительных источников пополнения партийной кассы. Мы всё время рекомендовали, и сегодня я говорю об этом: нужно находить и привлекать для решения наших партийных проблем местные финансовые ресурсы. А способов как это сделать – десятки.

При этом я ни в коей мере не снимаю с себя ответственности и обязательств по финансированию деятельности Партии. Но, поверьте, хоть я и стараюсь, одному нести это бремя очень тяжко. Чтобы мы все понимали, о каком порядке цифр идёт речь, я назову лишь некоторые. В 2004 году только за три месяца мной перечислено в регионы 8 008 912 рублей. В 2005 году - 20 360 814 рублей. Суммы этого года - не менее запредельные. А есть ведь и другие расходы: телевидение, пресса, PR-услуги, большие мероприятия, инициированные партией, международные контакты, содержание аппарата и так далее, и так далее, и так далее...

Тем из вас, кто готов сегодня упрекнуть меня в недостаточной финансовой поддержке региональных отделений Партии, я скажу: "Согласен, виноват. Но и вы мне скажите, кто, кроме Геннадия Михайловича Звягина, Николая Даниловича Руденка, ну и ещё небольшого ряда партийцев, помог финансовому выживанию своих отделений? Кто? Большой будет список, много у меня помощников?"

Я очень рассчитываю на то, что когда официально будет подтверждена перерегистрация нашей Партии, вопросы финансирования будут решаться в иных измерениях. Очень надеюсь.

Несовершенство организационной структуры Партии и прописанных в Уставе методов управления ею.
Задачи, стоящие перед современной политической партией в России, предъявляют высокие требования к построению её организационной структуры. Данная структура должна обеспечивать постоянное, но разумное обновление партийных рядов, приток новых членов партии, способных успешно решать партийные задачи. Она должна способствовать укреплению их единства "вокруг" руководящего ядра, которое призвано постоянно соизмерять свои интересы с интересами всей партии и общества в целом. Партийная структура должна своевременно, лучше всего в опережающем режиме, реагировать на социально значимые изменения в политике, экономике, правовой сфере и т.д. Важно также обеспечить для указанной структуры необходимый "запас прочности", позволяющий сохранить партию или её структурные подразделения в случаях обострения неблагоприятных процессов как внутри партии, так и за её пределами.

Сегодня Устав нашей Партии позволяет иметь в составе Политического Совета 27 членов (!). А это, замечу, постоянно действующий руководящий орган Партии. А Центральное Правление – в период между Съездами коллегиальный руководящий орган СДПР - у нас вообще избрано в количестве 153 человек. Спрашивается, зачем и кому это нужно – иметь в Партии такие неповоротливые, чрезмерно раздутые руководящие коллегиальные органы? Только собрать из всех уголков страны такую армию в одном месте – надумаешься!

В настоящее время Политический Совет Партии, на который по Уставу возложена задача по созданию региональных, местных и первичных отделений, ведению их учёта и координации их деятельности, никаким образом не может повлиять на главный здесь вопрос: а кто руководит тем или иным отделением? Сегодня ни один Председатель Правления регионального (местного, первичного) отделения не застрахован от стихийного или заранее подготовленного смещения со своей должности до срока истечения полномочий. "Бунт на корабле" может произойти в любую минуту, в любом месте. Думается, что в Уставе должны быть прописаны так называемые страховочные элементы, сводящие на нет, блокирующие попытки таких узурпаций. Полагаю, что Политсовету нужно расширить полномочия в этом направлении его деятельности.

Есть смысл подумать и над структурой управления в региональном отделении. Сегодня Председатель Правления един во всех лицах. Он и вдохновитель партийной, политической работы, он и руководитель организации с правами юридического лица, распорядитель финансовых и материальных средств, имеющий право подписи на хозяйственных и финансовых документах. Он представляет Партию в органах государственной и муниципальной власти, в органах юстиции, в судах, прокуратуре, в правоохранительных органах, в избирательных комиссиях и т.д. и т.п. Он осуществляет и представительские функции, выполняя роль "лица" Партии на региональном уровне. Он обязан появляться в средствах массовой информации. Мы видим его на предстоящих выборах в Государственную Думу в роли руководителя предвыборного регионального избирательного штаба Партии. Я могу продолжать и дальше перечислять обязанности и функции Председателя Правления регионального отделения СДПР…

А может, лучше поразмышлять над тем, как разгрузить первое лицо региональной партийной организации, для пользы дела оставив ему наиважнейшие функции?

Таким образом, объективная необходимость внесения изменений и дополнений в действующий Устав Партии назрела. Речь, прежде всего, о разделах Устава, регламентирующих структуру Партии, её руководящих и исполнительных органов, их взаимодействие. Требуется более детальная проработка разделов, прописывающих права, обязанности, направления деятельности региональных (местных, первичных) отделений, их отношения с руководящими и исполнительными органами Партии. На мой взгляд, должен быть дополнен статьями о партийной дисциплине раздел Устава о внутрипартийной демократии. Есть смысл более чётко обозначить в Уставе ответственность руководителей региональных отделений за финансовую состоятельность вверенных им структурных подразделений Партии.

Мы обязаны в кратчайшие сроки отмобилизовать Партию в хорошо структурированную, дееспособную и целеустремлённую политическую организацию, готовую и способную к борьбе за власть. Готовую и способную к эффективному использованию власти, если избиратель делегирует её нам. Без новой редакции Устава отмобилизация Партии под эти задачи весьма затруднительна.

Сегодня в России, нравится это кому-то или нет, существует Социал-демократическая партия, имеющая давние исторические традиции и являющаяся носителем признанной в мире социал-демократической идеологии. Это мы с вами. Это наша Партия! Она является последовательно левой демократической и интернациональной организацией, решительно выступающей за социальные права трудящихся, за ориентированную на человека рыночную экономику, она отстаивает гуманистические ценности Свободы, Справедливости, Солидарности. Мы просто обязаны использовать свой исторический шанс и вписаться в радикальные ожидания общества, продемонстрировать себя как силу, способную предложить не только слова, но и действия.

В оглавление


Hosted by uCoz