Логин Заголовок

На главную

СВОБОДА! СПРАВЕДЛИВОСТЬ! СОЛИДАРНОСТЬ!

Об оппонентах, которые смотрят на молодежный марш из окна
(отклик на научно-фантастический рассказ Евгения Коновалова)

Сергей Шаракшанэ, член правления МГРО СДПР


Философы фиксируют в поведении человека у любого его действия, у любого хода мысли предваряющий эмоционально-интуитивный импульс. Он нередко является подспудным, даже не отмечается сознанием, но он существует. Хочу подчеркнуть: не мысль - первое и главное в поведении человека.

Тем самым хотел бы возразить первому типу оппонентов - тем высоколобым политикам и аналитикам, кто видит в молодежной уличной протестной "бузе" именно бузу, полностью отказывая ей в ценности. Хочу возразить тем, кто считает молодежный марш не просто несерьезным, а даже неприличным - мол, политика делается не в схватке с отделением милиции, а солидными людьми в больших кабинетах с прекрасными паркетами и коврами. Нет! Уличный молодежный всплеск - как раз тот первичный, исходный эмоционально-интуитивный импульс, который затем будет в развитии общества оформляться логичной мыслью и последовательным действием. В молодежной бузе все неправильно, кроме главного: схвачена ИСТИНА!

Теперь о других оппонентах.

Олигархи и олигархические чиновники. Это единственные в обществе, кто напрямую и всерьез воспринимают импульс, подаваемый уличным молодежным маршем. Как у того - с немигающим красным глазом - крокодила их мысль, не знающая жалости, состоит из трех подсчетов:
- сколько сил и средств потребуется на физическое подавление протеста, сейчас исходящего от молодежи, но объективно присущего всему обществу;
- сколько времени можно выиграть, подавляя протест;
- «куды бечь», когда в конце концов, после долгого эволюционного развития левое движение родит-таки «дзержинского», который вплотную займется олигархами.
Повторяю, главное: олигархи – единственные, кто правильно понимает молодежь.

Городская власть. По-моему, самая несчастная участница происходящего. Во-первых, они там, в городской власти, ничего не понимают, ибо по должности они призваны заниматься коммунально-хозяйственными вопросами, имеющими локально-городское значение - в то время как идейный горизонт, на котором возникает и разворачивается молодежный марш – федерально-политический. Во-вторых, они полностью лишены инструментов действия. На политизированную инициативу должен быть политизированный ответ, а у них максимум что есть – сила жесткого запрета (милиция), рассчитанная на подавление хулиганов и террористов. Соответственно, пуская в ход то, что есть (милицию), городская власть неизбежно идентифицирует молодежный марш с хулиганством или терроризмом (что в рассказе Е.Коновалова красочно изображено), ибо без этой идентификации городская власть обезоружена, она может только сесть на лавочку, свесив ножки – пусть все делают на улицах города что хотят. Наконец, в-третьих, городская власть, в отличие от всех остальных в Мироздании, единственная, кто не может безучастно наблюдать, а по должности обязана действовать, причем окончательно и бесповоротно. Она ответственна отнюдь не только перед верховной властью в стране, но, главное – перед избирателем, перед той инертной массой горожан, из которых отнюдь далеко не все согласны с молодежью, а многие рассержены – куда, мол, смотрят власти!

Оппоненты изнутри левого движения. Я думаю, это в первую очередь Ленин, его работа «Что делать», все остальные оппоненты соотносятся с ним как муравьи и собор. Все это в истории России уже было, на наращивание левых настроений ушла жизнь целого поколения прекраснодушных, но затем был 1905 год, полная катастрофа революции (пока шло восстание, народ в кабаках пил водку и закусывал и плевал на все революции вместе взятые). Огорчение было столь велико, правильнее сказать – это было предельное отчаяние серьезнейших людей, что пошла волна самоубийств революционеров. Вот тогда появилась работа «Что делать», т.е. анализ ситуации. Смешно ее пересказывать, кому надо пусть возьмет с полки и почитает, но для справки сообщу – это одна из самых популярных книг в Латинской Америке в двадцатом веке, правда Ленин на обложке изображен в сомбреро и с сигарой.

Ленин увидел тупик левого движения именно в карнавальности – которую и живописует Е.Коновалов. И предложил альтернативу, иное русло того же самого левого движения. Попробую все-таки крупинку пересказать. Ленин сказал: когда завод выходит на стихийную стачку, у нее появляется стихийный же вожак, т.е. рабочий, природные способности которого таковы, что за ним пойдет народ. Ленин это подчеркивает: не факт, что за революционером-интеллигентом народ пойдет, но в целом в народной массе такие природные таланты есть, сами стачки их и выявляют. Следовательно, чтобы левое движение не заканчивалось огромным конфузом раз в поколение, нужно выхватывать из толпы этих обнаружившихся природных вожаков и на партийные деньги отправлять учиться за границу – чему? Языкам, марксизму (и, между прочим, Гегелю), умению участвовать в партийных теоретических дискуссиях. Через два года этот подготовленный кадр забрасывается партией обратно в страну в такую-то территорию, он там организует левое движение, ЯВЛЯЯСЬ РЯДОВЫМ ЧЛЕНОМ ПАРТИИ! Ленин посчитал, что партия, где вот такие кадры являются рядовыми, сильнее всех – и полиции, и тайной полиции, и других партий, и инертности народа, и самодержавия. Вообще-то говоря впечатление, что работа «Что делать» - поворотный пункт российской истории, а вершина волны, которую подняла эта работа – это влияние СССР на две трети мира.

Зачем я углубился в классику? – Чтобы мы не изображали из себя Иванов, не помнящих родства. Взять, да и повторить все ошибки левого движения XIX века – недостойно для нас, таких грамотных и продвинутых, обязательно из оставленного нам классиками наследия надо некий теорминимум освоить. Молодежный марш, объективно открывая всем ИСТИНУ, сам может быть увлечен всеми поверхностными, карнавальными атрибутами своего марша в ущерб открытой ИСТИНЕ.

А ее Е. Коновалов точно сформулировал: чтобы граждане моей страны перестали чувствовать себя рабами или лакеями и научились защищать свои права.
Я бы добавил то, что есть в молодежном марше, но нет в формуле Е.Коновалова: глаголы «перестали» и «научились защищать» употребляются в смысле – не когда-то там, а именно сегодня – смело и солидарно.

В оглавление


Hosted by uCoz