Логин Заголовок

На главную

СВОБОДА! СПРАВЕДЛИВОСТЬ! СОЛИДАРНОСТЬ!

МОМЕНТ ИСТИНЫ
(или политический кризис на Украине и его геополитическое измерение)

По материалам информационно-аналитических изданий



Соперники

Президентская избирательная кампания на Украине, проходившая в жестокой политической борьбе между двумя основными претендентами на пост главы украинского государства премьер-министром Виктором Януковичем и лидером объединенной оппозиции Виктором Ющенко, привела к возникновению в стране системного политического кризиса с потенциально опасными геополитическими и геостратегическими последствиями как для самой Украины, так и для России и даже Запада, совершенно не рассчитывавшего на именно такой ход событий.


         С момента проведения первого тура голосования 31 октября и до 30 ноября с.г. (второй тур состоялся 21 ноября) в стране так и не появилось официально нового президента, который в соответствии с конституционными полномочиями взял бы управление страной в свои руки. Между тем победитель выборов вроде бы известен: по официальному заявлению Центризбиркома Украины, им стал Виктор Янукович, опередивший своего главного конкурента на 3% голосов. Президент России В.Путин уже дважды поздравил его с победой. Препятствием к окончательному оформлению итогов избирательной кампании стали действия оппозиции, выдвинувшей в адрес властей обвинения в фальсификации результатов выборов и заблокировавшей массами своих сторонников работу главных органов власти и центральной избирательной комиссии.

         Системность политического кризиса на Украине определяется тем, что он возник не на пустом месте, не по причине нарушений в избирательной кампании, которые допустили обе стороны, а явился результатом заранее спланированной акции оппозиции, нацеленной на захват власти в стране при любом исходе избирательной кампании, независимо от того, какими будут официальные результаты голосования: объявят победителем Виктора Ющенко – очень хорошо, не признают его победителем – сделаем так, чтобы признали. Такая стратегия и тактика привели к тому, что буквально в течение нескольких недель страна оказалась парализованной, центральная власть выпустила из своих рук бразды правления, силовые структуры практически деморализованы, возникла угроза политического распада государства и его экономического коллапса.

         Развитие политического кризиса на Украине вскрыло не только глубинные и по многим позициям непримиримые противоречия в украинском обществе, но и вывернуло наружу всю ту геополитическую кухню, на которой в течение всего постсоветского периода готовился отрыв Украины от России с превращением ее в стратегический плацдарм США и их союзников на ближайших подступах к западным границам Российской Федерации.

     В течение последних нескольких лет многие западные политики и политологи не случайно так настойчиво утверждали, что полный отрыв Украины от ее восточного соседа нанесет окончательный и смертельный удар по России и закроет для нее историческую перспективу возрождения в качестве мощной и влиятельной мировой державы. Тезис «Россия без Украины – ничто» стал целеполагающим в деятельности Запада на Украине, в его работе с украинской оппозицией, в формировании общей стратегии США и Европейского Союза на украинском направлении, в разработке и реализации известных сценариев с целью дискредитировать «пророссийское» украинское руководство и привести к власти на Украине прозападных, а главное – антироссийски настроенных политиков.

         Сегодня с полным основанием можно говорить о том, что развернувшаяся драматическая борьба за пост президента Украины является важнейшей частью прописанного на Западе общего стратегического сценария отсечения от России ее ближнего зарубежья и обкладывания «русского медведя» в его еще пока довольно просторной берлоге. Как ни старалась Москва, причем искренне, вывести свои отношения с главными западными партнерами на режим полного доверия и взаимного уважения интересов, ее усилия тонули в атмосфере лжи, обмана, двойных стандартов, неискренних улыбок и объятий западных лидеров и политиков, прикрывавших таким образом свои холодные стратегические расчеты и замыслы, а также системную работу по реализации собственных интересов на постсоветском пространстве и в самой России.

         Для нас не является секретом, насколько глубоко были втянуты в реализацию прозападных сценариев для Украины дипломатические представительства западных стран, и главным образом США. Известно и то, с каким большим размахом работает на Украине Польша, выступающая фактически в роли главного подрядчика американских геополитических проектов. В Киеве и других крупных административных центрах Украины в течение длительного времени работают, периодически меняя свой состав (буквально вахтовый метод!), оперативные группы западных спецслужб. Организован и непрерывно работает конвейер поездок на Украину известных политических деятелей Запада, обрабатывающих на все лады украинских политиков и рядовых граждан. Специально для работы с украинской оппозицией создан ряд западных фондов. Масштабы и активность всей этой целенаправленной работы большие. Достаточно посмотреть текущие публикации западной прессы по украинской тематике, чтобы понять, какое огромное значение придается задаче приведения к власти на Украине тех людей, которые в полной мере отвечали бы предъявляемым к ним требованиям.

         То, что происходит сейчас на Украине, должно стать для России моментом истины. Сегодня, как никогда ранее, очевидно, что в историческом и стратегическом измерении политика Запада по отношению к России (Российской империи, СССР, Российской Федерации) практически не изменилась. Запад по-прежнему смотрит на Россию как на своего стратегического противника, как на страну, от которой якобы постоянно исходит угроза и которую поэтому надо держать в узде, где только можно подрезать корни ее влияния, постоянно напоминать нам, российским гражданам, о том, что мы «не соответствуем европейским стандартам», что мы должны учиться ценностям западной демократии и т.п. Одновременно под прикрытием этого словесного тумана прилагаются масштабные усилия по установлению контроля над душами и умами народов бывшего СССР, нашими природными ресурсами, научно-техническим и технологическим потенциалом, разрушению славянской культуры, методичному ослаблению военного потенциала России. Как ни банально это звучит, но история повторяется, в том числе и на Украине. И исторические персонажи практически те же, что и сто, и двести, и триста лет назад. Очевидно и то, что стратегический фон, на котором возник и развивается нынешний политический кризис на Украине, также не нов.

         Ядром формировавшегося в течение длительного периода и, наконец, прорвавшегося наружу украинского политического кризиса является резкое размежевание между населением восточных и южных областей Украины и Крыма, с одной стороны, и гражданами западных украинских областей, с другой, по принципиальным вопросам дальнейшего развития украинской государственности, социально-экономической стратегии Украины, ее отношений с соседями и с остальным миром. Вопрос об оценке легитимности президентской избирательной кампании и ее итогов явился фактически последней каплей, опрокинувшей перегруженный противоречиями украинский общественно-политический корабль и бросившей его на скрытые до поры, до времени опасные подводные рифы.

         Масштабная и заранее подготовленная кампания западноукраинских националистических кругов и их лидера Виктора Ющенко, направленная на срыв передачи президентских полномочий Виктору Януковичу, выигравшему выборы, их стремление любой ценой захватить верховную власть в государстве и навязать населению востока и юга Украины свою волю и свои концепции развития украинской государственности являются прямым вызовом агрессивного националистического меньшинства большинству населения Украины. Большинству, создающему более 70% ВВП страны и содержащему своим трудом тех, кто сегодня стремится оседлать политические и финансово- экономические ресурсы страны, поставить под свой полный контроль государственный аппарат и силовые структуры и фактически закрепить проживающих на востоке и юге Украины соотечественников на положении батраков и в роли вечных кормильцев волынской диаспоры.

         В свете вышеизложенного рассчитывать на то, что кризис будет урегулирован быстро и к всеобщему согласию и удовольствию, не приходится. Похоже, что восточные и южные регионы Украины, наконец, поняли смысл происходящего, и после этого вряд ли будут спокойно наблюдать за тем, как в Киеве, во Львове или еще где-нибудь будут пытаться манипулировать их сознанием и их интересами. По большому счету отныне уже не столь важны и фамилии претендентов на пост главы украинского государства. Гораздо важнее то, кого, чьи интересы и какие концепции они представляют. Кто бы в ближайшее время или в обозримой перспективе ни победил на украинских президентских выборах (а сегодня уже говорят о целесообразности проведения повторных полномасштабных выборов уже с возможным участием других кандидатов), раскол Украины, по меньшей мере, на две практически равновеликие (по территории, но не по потенциалу) части является свершившимся фактом – если не формальным, то уж точно – политико-моральным и концептуальным. Возникшее в последние дни на востоке и юге Украины движение в направлении федерализации украинского государства или суверенизации ряда областей – это не бравада, не сепаратизм, как это пытаются представить в окружении Виктора Ющенко, а вскрытие того политического гнойника, который был создан искусственно т.н. «друзьями украинского народа».

         Каковы ближайшие перспективы развития политического кризиса на Украине?

         Оппозиция и ее лидеры Виктор Ющенко, Юлия Тимошенко, Зинченко и другие, опираясь на думское большинство и массы своих сторонников и используя масштабную политическую, моральную и материальную поддержку Европейского Союза и США, будут пытаться наращивать акции силового и психологического давления на киевские власти, добиваясь от них официального объявления победы Виктора Януковича сфабрикованной и признания истинным победителем и новым президентом Украины Виктора Ющенко. Варианты действия при этом могут быть самыми разными, но конечная их цель будет неизменной. Как долго это будет продолжаться,сегодня сказать трудно, но это вряд ли затянется надолго. В условиях нарастающего экономического хаоса, усиливающейся консолидации восточных и южных регионов Украины и углубляющегося раскола, а также непрерывного понукания со стороны истинных вдохновителей и организаторов «апельсинового путча» оппозиция будет стремиться ускорить развитие событий по своему сценарию.

         В этой ситуации очень многое будет зависеть от политики, позиций и действий президента Кучмы и силовых структур Украины. Их бездействие и, уж тем более, шаги в направлении удовлетворения нарастающих претензий оппозиции в конце концов приведут к полной деградации власти и к полной потере ею рычагов управления страной. А это уже вызовет полный развал большинства институтов государства. Противостояние между западом и юго-востоком Украины приобретет в этих условиях масштабный и необратмый характер.

         Приход на пост президента Украины Виктора Ющенко означал бы для России появление в российско-украинских отношениях ряда новых сложных проблем, а главное – вовлечение рано или поздно Украины в западное геостратегическое пространство со всеми вытекающими из этого негативными последствиями для национальных интересов и безопасности России. Конечно, не следует рассчитывать на то, что при таком раскладе Украина останется активным участником всех интеграционных проектов, реализуемых под патронажем России на постсоветском пространстве. Возникнет новая угроза для Белоруссии. Россия окажется перед перспективой полного выдавливания ее из Крыма и Приднестровья. По-видимому, возникнут дополнительные сложности и трудности в реализации совместных экономических проектов, особенно в сфере топливно-энергетического комплекса, машиностроения и др. Конечно, Украина и при Ющенко будет заинтересована в российских рынках, энергоносителях, технологиях, но условия для работы будут существенно хуже. Уступки, сделанные в текущем году Россией Украине по ряду вопросов, окажутся напрасными.

     Может быть, что это слишком мрачный прогноз. Но мы исходим из того, что Виктор Ющенко и его команда, в случае их прихода к власти, не будут в своих действиях полностью независимыми. Самостоятельно, без сознательного или неосознанного содействия со стороны пока еще действующих властей оппозиция вряд ли сумеет захватить власть. Именно поэтому она так настойчиво добивается от еще сохранившихся институтов власти принятия нужных для нее политических, правовых и административных решений.

         Что может в сложившихся обстоятельствах сделать президент Кучма? Наиболее приемлемый для него вариант – это проведение повторных выборов с участием в них новых кандидатов или хотя бы одного нового (естественно, вместо В.Януковича). Похоже, что это – последний политический шанс для Л.Кучмы, и в случае его принятия оппозицией кандидатом от власти в повторной борьбе с В.Ющенко за пост президента выступит Сергей Тигипко, срочно ушедший с постов руководителя избирательного штаба В.Януковича и председателя правления Нацбанка Украины. Предложение Л.Кучмы уже озвучено, но оно навряд ли будет принято оппозицией, по крайне мере до тех пор, пока та не почувствует, что другого выхода у нее нет.

     Большие надежды возлагаются всеми сторонами политического противостояния на решение Верховного суда Украины по жалобе оппозиции на якобы имевшие место факты фальсификации подсчета голосов. Верховный суд оказался в очень сложной ситуации и принять выверенное правовое решение ему будет очень сложно. Вердикт в пользу Ющенко дает оппозиции полный карт-бланш на взятие власти. Отклонение жалобы и признание законным объявления Центризбиркомом Украины Виктора Януковича победителем президентских выборов вряд ли будет принято оппозицией, которой, как показывает опыт, уже ничего не стоит записать во врагов нации и верховных судей.

     Приход на пост президента Украины Виктора Януковича является наиболее благоприятным для России выходом из украинского политического кризиса. Конечно, все это будет воспринято крайне негативно и жестко и украинской оппозицией, и ее западными покровителями, и западной общественностью, полностью дезориентированной своими СМИ относительно сути политических событий на Украине. Виктор Янукович приложит усилия к тому, чтобы смягчить противоречия, пойти на некоторые уступки оппозиции, но это не снимет проблемы, политическая ситуация в стране будет оставаться очень сложной, с рецидивами обострения. Раскол в стране никуда не уйдет, оппозиция будет искать возможности для реванша.

         Наиболее острая и стратегически значимая ситуация возникнет на Украине в том случае, если оппозиция насильно посадит Виктора Ющенко в кресло президента страны (собственно говоря, она это уже сделала, правда в форме фарса с принятием лидером оппозиции в стенах Верховной Рады президентской «присяги» на ксероксной копии известной библии). Захват волынской группировкой верховной власти в стране может привести к реальному расколу Украины, когда те 17 областей востока и юга Украины, которые 28 ноября провели съезд в Северодонецке, пойдут на создание автономии, изменение конституции страны и соответствующее перераспределение своих обязательств перед Киевом. Намерения эти достаточно серьезны. 5 декабря в Донецкой области может пройти референдум об автономизации области, и это процесс может приобрести обвальный характер, если до этого на Украине не будет найдена реальная формула выхода из политического кризиса.

     Развитие политической ситуации по такому сценарию не отвечает интересам ни оппозиции, ни официальному Киеву, которые без восточных и южных областей останутся буквально на бобах, так как львиная доля национального продукта создается именно в этих областях. Поэтому и оппозиция, и киевские чиновники будут сопротивляться идее автономизации из последних сил. И не исключено, что именно на этой основе может вызреть некий компромисс или сговор между волынской и киевской группировками.

         В сложившейся ситуации принципиальным вопросом становится выбор России. Президент В.Путин первым поздравил В.Януковича с победой на президентских выборах. На Украине сторонники вновь избранного президента оценили этот шаг главы российского государства как безусловную поддержку тех, кто отдал свои голоса за Виктора Януковича. Главный на сегодня вопрос заключается в том, сумеет ли российское руководство грамотно использовать возникший исторический шанс, чтобы оказать поддержку тем силам на Украине, которые надеются на Россию, на ее помощь и поддержку в отстаивании истинных национальных ценностей и будущего отношений между братскими народами. России представился шанс громко заявить о своем покровительстве дружественному народу Украины. Не будем скрывать того, что от этого во многом зависит судьба и самой России, и ее нынешнего президента Владимира Путина. Не следует пренебрегать и вероятностью того, что успех «оранжевой революции» в Киеве вдохновит ее организаторов на применение ее методов и в других странах СНГ, не исключая и Россию в 2008 году. Некоторые лидеры российского «Комитета –2008» уже побывали с оранжевыми шарфами на шее в Киеве и у посольства Украины в Москве.

2 Украины

         Сегодня рано говорить о том, какой облик примет Украина после вступления в должность нового президента. Возможно, что это произойдет еще не скоро. Тем не менее, для нас понятно, какие геополитические и стратегические последствия могут проявиться на украинском направлении при том или ином президентском раскладе на Украине. События политического кризиса на Украине подсказывают, что политика России в отстаивании своих национальных интересов должна стать более определенной, более ответственной, жесткой и активной.

В оглавление




Hosted by uCoz