Логин Заголовок

На главную

СВОБОДА! СПРАВЕДЛИВОСТЬ! СОЛИДАРНОСТЬ!

   
Andrew A. Mal'tsev

УДК: 117

Диалектика.

Вопрос двоичности материи-сознания

Андрей А. Мальцев
натуральный философ

https://orcid.org/0000-0001-7584-8485

 

Впервые опубликовано в ЖЖ Jul. 6th, 2015 at 3:02 PM https://anatolsen.livejournal.com/206063.html

Основной вопрос философии формулируется как вопрос о первичности материи-сознания.

Исходным пунктом тут является дуализм Платона, который полагал, что за каждым материальным явлением имеется какая-то идея (Бог), которая и является причиной материальных явлений. При этом греки резко противопоставляли материальный мир, в котором жили сами, и мир богов, в котором существовали идеи. Материальный мир греки полагали несовершенным, мир богов - совершенным. Именно отсюда идет обыденное понимание смысла слова "идеальный".

Так, к примеру, движение планет по круговым орбитам объяснялось тем, что круг - совершенная геометрическая фигура, планеты движутся на небе, то есть в совершенном божественном мире, а потому они движутся по круговым орбитам. Небо же представляет собой хрустальный свод с золотыми гвоздиками звезд.

Далее философия развивалась. От дуализма Платона перешли к монизму материализма либо монизму субъективного идеализма. Монизм Беркли вообще отрицал реальность самостоятельного существования материи.
Объективный материализм отказывает идее в каком-либо независимом от материи существовании. Даже если признать, что развитие материи порождает идею, все равно эта идея является только лишь атрибутом материи и с точки зрения материализма невозможно признавать ее отдельное от материи существование. То есть мы до сих пор мыслим в рамках квантованного подхода Платона - Нечто может быть либо материальным, либо идеальным.

Применительно к материализму: Развитие материи порождает сознание. В сознании формируется идеальный образ реальности (образ материи). Этот идеальный образ является комплексом возбужденных нейронов в головном мозгу человека (распределением возбуждения нейронов в мозгу человека и связанных с этими возбужденными нейронами физических полей). Реальностью существования обладает только этот комплекс возбужденных нейронов. Сам идеальный образ, для выработки которого это возбуждение нейронов понадобилось, без этого комплекса нейронов (и связанных с ними физических полей) никакой отдельной реальностью существования не обладает, то есть является по сути фикцией. Реальностью существования обладает только материя. Идея отдельным от материи существованием не обладает.

В то же время такой двоичный подход порождает многочисленные дискуссии при попытках описать любую развитую форму движения материи, например, социальную форму движения материи.

Является ли такое Нечто, как класс, материальным или идеальным? Субъективно оно или объективно?

Марксизм полагает объективность существования классов. Следовательно, классы представляют собой социальную форму движения материи. Однако, очевидно, что классы состоят из людей. Действия людей во многом субъективны. Это привносит элемент субъективизма и в деятельность классов. Даже марксизм признает роль личности в Истории. То есть деятельность любого политика протекает в рамках борьбы классов. Любой политик проводит классовую идеологию. Вскрытие классовых истоков идеологии политических движений и возглавляющих их политиков - одна из основ материалистического понимания Истории. Но если мы признаем роль личности в Истории, следовательно, мы признаем некоторую субъективность в том числе и классовой борьбы. А раз так, то субъективность неустранима из понятия класс. А раз так, то класс не является в полной мере объективной категорией, класс не является в полной мере материальным.

На основании подобного рода рассуждений классы иногда вообще объявляются фикцией. К примеру, Карл Поппер утверждал, что неправомерно применять к обществу классовый анализ, а описание социальной ситуации всегда надо сводить к действиям отдельных людей.

Противоречие это, однако, возникает только в рамках двоичного подхода Платона, когда Нечто может быть либо материальным (принадлежать к миру людей), либо идеальным (принадлежать к невидимому миру богов, миру идей).

Однако такая двоичность - не единственный возможный вариант описания Мира. В современных мистических воззрениях, идущих, вероятно, от воззрений герметиков, нам предлагается некая градация семи Миров (семи планов Бытия) с постепенным нарастанием материальности (если мы идею воплощаем в материи), либо нарастанием идеальности (если мы материю развертываем до идеи).

Но не только мистические воззрения подталкивают нас к подобной идее. Описывая онтологию пространства и анализируя при этом такие пространства как виртуальные, ставшие реальностью в век компьютерных технологий, а в зачаточном виде существовавшие и ранее, в 6 главе своей монографии (Пространство: виртуальная онтология) коллектив философов также приходит к идее градаций материальности [1]

Возьмем определение материи. Материя - объективная реальность, данная нам в ощущениях и существующая независимо от нашего сознания.

То есть материя, объективная реальность, противопоставляется тут идее, сознанию, реальности субъективной.

Отсылка к ощущениям не так важна. Поскольку субъективная реальность также дается нам в ощущениях, либо вызывает эти ощущения. Но тут уж как посмотреть. Можно, к примеру, начать длинный спор о первичности-вторичности.

Важное значение приобретает третья часть формулы - существующая независимо от нашего сознания.
Независимо от нашего сознания.

А если Нечто существует независимо от нашего сознания, но зависимо от какого-то другого сознания, то это Нечто материально или идеально, субъективно или объективно? Надо полагать, что для нас это Нечто объективно, поскольку от нашего сознания оно не зависит, а для того, от чьего сознания это Нечто зависит, для него оно субъективно. Таким образом, мы уходим от двоичности, от квантованности, когда Нечто может быть либо материальным, либо идеальным (или-или), и приходим к континууму постепенных переходов материальности-идеальности с нарастанием или ослаблением этих качеств.

Так класс зависит, конечно, от сознания отдельного представителя этого класса. Однако влияние этого отдельного представителя на классовое сознание в целом довольно незначительно. То есть для этого отдельного представителя классовое сознание является объективным, не зависящим от его собственного сознания и данным ему в ощущениях, а субъективным лишь его собственное сознание, то есть незначительная частичка классового сознания.

Материальность в этом вопросе возникает примерно так же, как и необратимость в термодинамике - за счет действия закона больших чисел. Классовое сознание - явление статистическое, и оно тем более материально, чем более многочисленным является класс.

(Из этого, кстати, следует интересное предположение, что только в случае, когда класс составляет большинство населения данной страны, классовое сознание, а равно и действия, следующие из этого классового сознания, являются объективными, соответствующими объективному ходу истории, в случае же, когда класс составляет меньшинство населения, действия класса субъективны, то есть подвержены историческим ошибкам.)

Что же до субъективности, идеальности сознания отдельного человека, то и здесь мы вынуждены прийти к градации материальности-идеальности. Поскольку довольно большая часть психики человека, человеком не осознается, то есть является независимой от его сознания, объективной для этого сознания - например, работа подсознания. Именно выявление различных психологических комплексов, влияющих на работу сознания, является предметом психологии. То есть психология исследует нечто объективное для сознания отдельного человека, хотя и составляющее часть его психики, но его сознанием не контролируемое, а зачастую и неосознаваемое и проявляющееся только в некоторых аморфных ощущениях - следовательно, психология исследует психическую форму движения материи.

Таким образом по крайней мере при описании высших форм движения материи мы с необходимостью уходим от представления о двоичности материи-сознания и приходим к необходимости выявления градаций материальности-идеальности.

Подобный подход я в свое время попытался реализовать в статье "Объективность в Истории"[2]

Литература и примечания

  1. В.В.Афанасьева, К.В.Кочелаевская, А.Г.Лазарсон. Пространство: новейшая онтология. - Саратов: Изд.центр "Наука", 2013. - 223с.

  2. Мальцев А. Объективность в истории // ЖЖ URL – http://mrija2.narod.ru/sdpr298.html




Лысая гора
июль 2022 г.


Андрей Мальцев



В оглавление