Рассматриваются
экономические предложения С.Глазьева. Высказывается сомнение, что
план Глазьева сработает и приведет к положительным экономическим
результатам, утверждается, что этот план будет иметь тяжелые
социальные последствия.
План
экономических реформ Сергея Глазьева, несмотря на свой
«антинеолиберальный» характер, отвечает интересам элит, а
не населения.
Сергей
Глазьев, российский экономист и советник Путина, все чаще появляется
в новостях. Он много выступает с докладами о «неотложных
мерах», которые могли бы помочь выйти из кризиса, перезапустить
экономический рост и совершить технологический рывок. Либералы
от предложений Глазьева просто отмахиваются, считая их завиральными
идеями, которые быстро приведут страну к катастрофе. Патриоты разных
оттенков, включая «красных консерваторов», Глазьева
скорее поддерживают, но не особенно вникают в его идеи.
Реальный
статус и влияние Глазьева оценить трудно. С одной стороны, должность
советника президента явно что-то значит. С другой, экзотические и
просто нелепые высказывания Глазьева о «миллионах психически
больных украинцев», «нацисте Порошенко» и
необходимости «объединить церковь с государством» вроде
бы выводят его за рамки осмысленной дискуссии, делая стопроцентным
маргиналом.
И
все же трудно не заметить, что в последнее время у Глазьева
появляется все более серьезная аудитория, вплоть до Совбеза РФ, где
он выступал 15 сентября. Уже поэтому к предложениям Глазьева
стоит приглядеться. Помогут ли они экономике, как повлияют на
общество, чьи интересы выражают?
В
целом экономические идеи Глазьева представляют собой смесь из
неосоветского модернизаторства и финансового национализма, который
набирает популярность во многих странах, особенно после кризиса.
Глазьев предлагает установить политический контроль над ЦБ РФ,
обеспечить дешевый внутренний кредит, перестать хранить деньги в
гособлигациях США, создать независимую платежную систему стран БРИКС,
установить контроль над движением капитала, жестко ограничить
использование иностранных валют в национальной экономике, бороться с
офшорами. Чтобы совершить технологический рывок, по
мнению
Глазьева,
необходимо «развертывание системы стратегического планирования
с централизацией ключевых функций на уровне Президента России»,
которая позволила бы в кратчайшие сроки перейти к «новому
технологическому укладу».
Здесь
следует сказать, что некоторые страны реализуют отдельные элементы
плана Глазьева, и более того, в кратко- и среднесрочной перспективе
это дает эффект. Так, премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, пришедший
к власти в 2010 году, не только нанес серьезный удар по
демократическим институтам, но и перешел к «неортодоксальной»,
т.е. противоречащей рекомендациям МВФ финансовой политике. Он
установил прямой политический контроль над ЦБ, отложил на
неопределенный срок переход на евро, атаковал банки с иностранными
собственниками и установил для них специальные налоги, ограничил
кредиты в иностранных валютах, обеспечил дешевые кредиты для
венгерского среднего и малого бизнеса и резко сократил бюджетный
дефицит и госдолг путем национализации системы частных пенсионных
накоплений, которая принесла в бюджет 14 млрд долл. Все это привело к
возобновлению экономического роста и улучшению основных
макроэкономических показателей: отношения госдолга к ВВП, уровня
бюджетного дефицита, уровня инфляции и торгового баланса. При этом
венгерские гособлигации успешно торгуются на международных рынках, а
«неортодоксальные» финансовые меры Орбана позволили
добиться «ортодоксальной» цели: сокращения бюджетного
дефицита ниже рекомендуемых ЕС 3%.
«Для
исследователей международной политической экономии венгерский опыт
демонстрирует, что финансовый национализм – это не просто
пустые фантазии неосведомленных политиков. Такой курс может
проводиться в самом сердце Европы и не препятствовать развитию
экономики», — делают вывод Джулиет Джонсон и Эндрю Барнс,
опубликовавшие исследование финансовой политики Орбана в
престижном
International
Reviewof Political Economy
Однако
все это не значит, что (1) план Глазьева сработает и приведет к
положительным экономическим результатам в России, (2) он не будет
иметь тяжелых социальных последствий.
Прежде
всего, основное противоречие российского капитализма (а Глазьев хочет
именно спасти капитализм, а не заменить его чем-то другим) находится
не в финансовой/монетарной сфере, а в «политическом»
характере этого капитализма: взаимопроникновении власти и
собственности, господстве рентоориентированных (или, проще говоря,
занятых воровством) бюрократических элит. Это хорошо видно на примере
т.н. «деофшоризации», которую Путин давно уже
объявил и без Глазьева: недавно была вскрыта схема по выводу 6 млрд
долл., осуществленная братьями Ротенбергами, то есть бизнесменами,
приближенными к Путину. Не исключено, что сам Путин
и был конечным бенефициаром.
Налицо, скажем так, парадокс. К разрешению которого Глазьев даже не
приближается.
Кто
будет пользоваться дешевым внутренним кредитом и всеми
государственными льготами, которые предлагает Глазьев? Те же
госкорпорации, которые уже сейчас не могут обеспечить экономический
рост. Как бороться с такого рода коррупцией, не проводя политических
реформ? Никак. В политическом плане Глазьев предлагает всего лишь
очередную «централизацию ключевых функций на уровне Президента
России», но все и так уже завязано на Путине. «Централизация»,
создание каких-то неконституционных «комитетов», которые
предлагает Глазьев, только еще больше разбалансирует и так уже
практически неспособную к эффективной работе бюрократическую машину,
еще усилит возможности для коррупции, потому что не решает главного
вопроса – подотчетности власти населению.
И
наконец, финансовый национализм отнюдь не означает перехода к
прогрессивной социальной политике. Так, Орбан совмещает отдельные
«неортодоксальные» меры в финансовой сфере с вполне себе
«ортодоксальными» в социальной. Проще говоря, с 2010 года
в Венгрии проводятся брутальные неолиберальные реформы: увольнения
бюджетников, сокращение социальных пособий, введение плоского
подоходного налога, что в сочетании с резким ростом НДС приводит к
регрессивному налогообложению. Орбан заботится о «национальной
буржуазии», а не о бедных, которые вместе с цыганами просто
пополняют ряды «внутренних врагов». Нет никаких причин,
почему российские власти не стали бы реализовывать план Глазьева
именно в таком виде – робкие протесты самого Глазьева («А
как же наука! НИОКР! Технологический уклад!») вряд ли кого-то
будут волновать. Пример Венгрии показывает: чудес не бывает,
политический авторитаризм не приводит к расширению социальных прав, —
к такому расширению приводит социальный протест, который авторитарные
режимы подавляют.
Сложно
не увидеть прямой связи между ростом экспертной активности Глазьева и
стремительным увеличением военного бюджета вкупе с репрессивным
курсом Кремля внутри страны. Повторяемый во всех его докладах
последних двух лет тезис — против России ведется «гибридная
война», организованная Америкой, и предлагаемые экономические
меры являются единственным способом обеспечения национальной
безопасности. Поддержка науки и рост инвестиций в высокие технологии
рассматриваются Глазьевым практически исключительно в контексте
интересов военно-промышленного комплекса.
Финансовый
национализм и милитаризм органично сочетаются с подавлением свободы
слова («информационная безопасность») и усилением борьбы
против «пятой колонны». Ведь Запад, мечтающий об
уничтожении русской православной цивилизации,
пытается
опорочить самое
святое: «Удары будут наноситься, прежде всего, по опорам высшей
государственной власти. Бюрократия будет обвиняться в коррупции и
дискредитироваться в глазах населения… правоохранительные
органы будут выбиваться из-под государства страхом перед
ответственностью за противоправные насильственные действия».
Левым
следует отбросить всякие иллюзии о том, что в
России
«государственники»
борются с «олигархами-компрадорами»,
при этом Глазьев выражает интересы «государственников»,
выступающих за хороший, «национально-ориентированный»
капитализм, а либеральные политики – интересы «компрадоров»,
которые хотят подчинить Россию Западу. Правящий класс в России один и
состоит из патронажной пирамиды друзей Путина разной степени
приближенности — как чиновников, так и бизнесменов. Правила
игры были установлены в 2004 году и с тех пор практически не
менялись. Рост популярности Глазьева в чиновничьих кабинетах скорее
говорит о попытках нащупать какую-то альтернативную стратегию
самосохранения в условиях нынешнего кризиса и экономического тупика.
Но даже если власти решатся на частичную реализацию этой
«неортодоксальной» программы на свой страх и риск, можно
с уверенностью заявить, что сделано это будет за счет населения, а не
в его интересах.