На главную - ЖУРНАЛА
Таблица
1.
Занятость
на государственных, частных и приватизированных предприятиях Достаточно красноречивую характеристику состояния и качества развития среднего класса в современной России дает сравнительный анализ его занятости по секторам экономики:
Таблица 2.
Занятость
в различных отраслях и секторах экономики в России, Германии Сопоставление данных Таблицы 2 показывает, что и Германия, и Великобритания к началу 2000-х годов уже начали переход к постиндустриальной модели развития, для которой характерна массовая занятость в четвертичном секторе. Большая часть рабочей силы в этих странах (36% и 38%, соответственно) работает сейчас именно в отраслях четвертичного сектора, который является «точкой роста» экономики развитых стран. Это неизбежно влечет за собой и рост в структуре их занятости доли профессионалов – фактически это единственная профессиональная группа, по которой в 2000-х годах наблюдался существенный рост - с 13% до 18% в Германии, с 13% до 19% в Великобритании. В то же время в России население чаще всего (35%) занято во вторичном секторе экономики, который включает занятость в промышленности, строительстве, транспорте, а также в области производства и распределения электроэнергии, газа и воды. Следовательно, работающие в нем в массе своей – это рабочие, т. е. представители группы, которая независимо от своего уровня доходов не относится к среднему классу (хотя при этом они вполне могут оказаться в составе среднедоходных слоев). Различия в занятости в России и развитых странах отражают, таким образом, тот факт, что российское общество находится пока в другой исторической эпохе, нежели ведущие страны Запада, а именно – в эпохе позднеиндустриального развития. Именно для этой эпохи, как показывает исторический опыт, характерен быстрый рост среднего класса и превращение его в доминирующую в обществе социальную силу. Причем в составе данного класса именно на данном этапе относительно велика доля полупрофессионалов, клерков, служащих и т. п. групп, т. е. представителей среднеквалифицированных «белых воротничков», и относительно ниже, чем это характерно для обществ с доминированием четвертичного сектора экономики, доля профессионалов. Фундаментальное расширение среднего класса и его устойчивый рост возможны только при завершении в России позднеиндустриального этапа развития и начале перехода к постиндустриальной модели развития, т. е. развития в России «экономики знаний» на фоне диверсифицированной структуры экономики в целом. Своеобразное «топтание» на месте в процессе перехода к инновационному типу развития не могло не отразиться на качестве состояния человеческого капитала среднего класса. Как показывают последние исследования ИС РАН, россияне вообще, и представители среднего класса, в частности, гораздо реже стали прикладывать усилия для наращивания и даже поддержания своего человеческого капитала. Само это наращивание стало в гораздо меньшей степени предопределять их карьерные перспективы, и в этих условиях их озабоченность возможностью приобретения новых знаний заметно снизилась. Причина всех этих негативных тенденций в области роста человеческого капитала среднего класса – завершение структурной перестройки экономики, прекращение создания в массовом масштабе новых рабочих мест, требующих высококвалифицированного труда, и вытекающее из этого для работников сокращение возможности использовать дополнительные знания для карьерной мобильности. Людей с высшим образованием, имеющих навыки использования информационных технологий и хотя бы в какой-то степени знающих иностранные языки, в России сейчас больше, чем рабочих мест, где требуются эти характеристики человеческого капитала. В итоге, они уже не гарантируют карьерного роста, выступая дополнительными бонусами скорее для работодателей, чем для работников. Показателем ощущения непрочности своего социально-экономического положения является преобладание потребительской ориентации в социально-экономической активности среднего класса. Как свидетельствуют данные, российский средний класс, в отличие от его зарубежных «коллег», отнюдь не характеризуется относительно большей распространенностью у него сберегательно-инвестиционных установок, чем у остальных россиян. Доминирующей стратегией распоряжения свободными финансовыми активами у него выступает потребительская стратегия. При этом наблюдаются довольно существенные различия между «ядром» среднего класса и его «периферией» – в последней инвестиционно-сберегательные установки и поведение выражены еще слабее, чем в «ядре». Ведущая же роль принадлежит в ней задачам обеспечения выживания. Это свидетельствует об ощущении «периферией» среднего класса крайней неустойчивости своего условного благополучия, понимания необходимости создавать «страховой резерв» в условиях нестабильности и слабой предсказуемости социально-экономического развития, особенно в условиях кризиса. Интересно отношение представителей среднего класса к вопросам социальной справедливости и неравенства: они в целом демонстрируют больший тренд отхода от патерналистко-уравнительного восприятия социального неравенства и справедливости. Для них определенная степень неравенства в обществе не просто приемлема, но даже желательна. В этом вопросе с ними солидарны и остальные россияне, хотя допустимая степень глубины неравенств в представлениях среднего класса больше. Однако эти неравенства должны отвечать представлениям среднего класса об их справедливости и легитимности: быть основанными на более эффективной работе или более высоком уровне образования в условиях, когда у всех были равные возможности для заработка. При этом такие проявления неравенств, как доступ к лучшему образованию или медицинским услугам из-за более высоких доходов для представителей среднего класса представляются скорее несправедливыми. И в этом они солидарны с мнением всего населения страны. Весьма информативны полученные данные о представлениях среднего класса о желательном векторе развития страны:
Таблица
3.
Лозунги, выражающие представления о желаемом будущем России Как видно из таблицы, представления среднего класса о желаемом будущем России в целом отражают ту картину, которая характерна и для всего российского общества. Эти представления четко артикулируют существующий в обществе запрос на социально-ориентированный мягкий консерватизм. Со значительным отрывом лидирует лозунг социальной справедливости, равных прав для всех и сильного государства (отметим, что представители среднего класса в несколько меньшей степени, чем остальные россияне, поддерживают этот лозунг, хотя и среди них он является наиболее популярным – его выбрала половина его представителей при 56% среди остальных россиян). Обращает на себя внимание тот факт, что представители среднего класса выступают за сбалансированное развитие страны: им, с одной стороны, не близки лозунги сильной и жесткой власти или революционного переустройства России; с другой – они не поддерживают идею свободного рынка с минимальным вмешательством государства в экономику. Сближение с Западом также не является для них приоритетом. Таким образом, вновь подтверждается вывод о стремлении среднего класса к «особому пути» России, который не совпадает с западным вектором общественного развития. По мнению его представителей, этот путь должен характеризоваться не только свойственным странам Запада обеспечением социальной справедливости, равных прав для всех граждан, возможностью самовыражения для каждого (вспомним также об устойчивом предпочтении представителями среднего класса общества равенства возможностей над обществом равенства доходов), но и достаточно активной ролью государства в социальной и экономической сфере, что менее характерно для современного неолиберального западного вектора развития. Интересно, что представители среднего класса чаще, чем россияне из других групп, ощущают свою близость с приверженцами русской культуры: в «ядре» среднего класса устойчиво воспринимает себя именно так половина всех его представителей. Это подчеркивает роль среднего класса как носителя национальной культуры. Сложной и амбивалентной является ценностно-мотивационная характеристика российского среднего класса. Для его «ядра» безусловно преобладание ценностей общества модерна, а именно – нонконформизм, внутренний локус-контроль, ориентация на инициативу и приоритет равенства возможностей.Однако при этом сложно говорить об однозначном доминировании этих ценностей у всего среднего класса. Хотя и составляющая меньшинство, но значительная доля его представителей придерживается противоположных, традиционалистских ценностей. Средний класс демонстрирует ту же ценностную неоднородность, которая свойственна в настоящий момент и всему обществу в целом, хотя его представители дальше продвинулись по пути перехода от традиционалистских ценностей к ценностям модерна. Причем возраст здесь выступает одним из важнейших дифференцирующих факторов. Продвижение представителей среднего класса к ценностям рационально-активисткого типа более всего проявляется в его понимании места и роли государства в социально-экономическом пространстве в целом: он настроен на сотрудничество с государством в построении сильной экономики, а не на простое перераспределение имеющихся у государства ресурсов, проявляя конструктивный подход и готовность взять на себя ответственность за собственное социальное благополучие с государством. Это особенно показательно при отношении представителей среднего класса к проблеме соотношения личных и общественных интересов. Хотя представления самого среднего класса по этому вопросу неоднородно: так, большинство в нем считает, что личные интересы – главное для человека (60%), меньшая, но все же достаточно значительная доля его представителей (40%) уверена, что личные интересы нужно ограничивать во имя интересов страны и общества. В этих условиях запрос к совершенствованию институтов социальной политики со стороны среднего класса будет только нарастать, особенно если учесть, что оценка россиянами динамики состояния социальной сферы за последние годы весьма неблагоприятная. Средний класс реже дает отрицательную, чем положительную оценку динамики ситуации в последние годы только в части решения проблемы безработицы и возможности зарабатывать. Особенно негативно представители среднего класса оценивают состояние таких институтов социальной сферы, как среднее и высшее образование, здравоохранение и т. д. Таким образом, максимально используя при решении социальных проблем свои финансовые и социальные ресурсы, средний класс все же не может самостоятельно справиться с ними в полной мере. Текущее состояние государственных социальных институтов скорее вызывает в нем недовольство, нежели дает основания для доверия и стимула к взаимодействию с государством в этой области. Так, исследования по проблеме состоятельности институтов публичной сферы показало, что наибольшую несостоятельность с позиции более чем 80 % опрошенных демонстрируют механизмы противодействия коррупции, региональная система здравоохранения, механизмы публичного контроля за деятельностью органов власти и механизмы формирования и отстаивания общественных интересов13. Особенно велика тревога по поводу состояния трудовой сферы. При нестабильности экономической ситуации наиболее уязвимыми являются трудовые позиции именно представителей среднего класса. Подобная ситуация лишает средний класс возможности предпринимать что бы то ни было для улучшения своего положения самостоятельно и размывает основы его относительного благополучия. Именно поэтому страх остаться без работы – единственный страх среднего класса, который за последние годы вырос: с 24% среди работающих в 2003 до 30% в 2014 г. Неудивительно, что в этих условиях средний класс предъявляет запрос на более активное участие государства в обеспечении не только функционирования социальной сферы, но и рынка труда. Российский средний класс не хочет «садиться на нефтяную иглу» и считает необходимым построение экономики, ориентированной на высокотехнологичное и наукоемкое производство. Только такая модель, по его мнению, обеспечит стабильность его экономического положения и позволит выступать полноценным партнером государства в удовлетворении своих социальных потребностей. Растет запрос представителей среднего класса на меритократическую систему продвижения и самореализации. Более активисткая модель отношения к собственной жизни, ее планированию, рационализация отношений с политической властью указывает на рост демократических ценностей и ориентаций. Самым существенным общественно-политических противоречием, которое особенно беспокоит средний класс, выступает противоречие между властью и народом и примыкающее к нему противоречие между гражданами и чиновниками. Причем в определении данного противоречия практически все группы российского населения демонстрируют высокий уровень согласия, что говорит о формировании достаточно широкого антиэлитного консенсуса. Как видно из нижеприведенных данных, уровень поддержки власти, а также необходимости стабильности остались примерно на том же уровне, что и год назад, а вот сторонников наведения порядка «твердой рукой» в стране среди представителей среднего класса, стало существенно меньше. Причем сокращение это весьма существенное – с 61% до 51% по среднему классу в целом. Соответственно, выросло число приверженцев демократических ценностей (см. таблицу 4).
Таблица
4.
Согласие
с суждениями населения в целом и среднем классе об отношении Появление в составе среднего класса новых поколений, которые не ведают страха, более образованны и открыты современному миру, включены в сетевые коммуникации, создает мощный запрос на новые стандарты политической свободы, которые ни один политический режим не может игнорировать. Однако средний класс в России лишен политической базы, которая бы позволяла активно проявлять его представителям гражданскую и политическую позицию. Как показали наши исследования, он за прошедшие годы, накопил значительный критический потенциал по отношению институтам публичной политики как социально-экономической активности, так и социально-политической14. Самой чувствительной точкой мобилизации представителей этого класса выступают, прежде всего, проблемы коррупции, фальсификации обратных связей, неработоспособность судебной системы, отсутствие надежной защиты института частной собственности и разрушение каналов системного представительства своих интересов. В целом же, последние исследования ведущих социологических центров страны свидетельствуют о том, что современную молодежь уже не устраивает сложившаяся в России «элитарная» модель капитализма, когда некоторый рост уровня материального благосостояния населения сопровождается сужением «коридора возможностей» в разных сферах и областях жизни, включая сферу политики. Что же касается довольно большого числа сторонников «порядка», то далеко не все из них согласны его наводить путем «закручивания гаек». Действия властей, как показывают исследования, даже самые жесткие, подавляющему большинству россиян видятся исключительно в правовом поле и правовыми методами – даже по отношению к коррумпированным чиновникам и олигархам. В целом можно отметить, что исследование ИС РАН особенностей состояния среднего класса в 201415г. зафиксировало две разнонаправленные тенденции. С одной стороны, сохраняется сравнительно высокий уровень поддержки власти, настороженное отношение к любым переменам, а с другой - происходит постепенное осознание, прежде всего, средним классом, того, что в стране не все благополучно, а курс, проводимый властями, нуждается если и не в радикальной ломке, то в существенной корректировке. Думается, одной из причин роста ценности гражданского участия, щепитильности к демократической процедуре и в целом социальному активизму стал приход в политику, так называемого, поколения «нулевых» – людей, чья политическая социализация пришлась на бурные 1990-е гг. и чья картина мира сформировалась в период демократической трансформации. С одной стороны, у этого поколения представления о политике сложились под влиянием официальной демократической риторики, которую они усвоили изначально, с другой – эта официальная картинка не очень стыковалась с реальными политическими практиками. Такой когнитивный диссонанс подталкивает это поколение к протесту. Именно эти люди вышли на Болотную и Сахарова, они голосовали за Навального и Ройзмана, и, хотя они не определяют лицо всей российской политики, их присутствие изменило политический ландшафт, который сегодня выглядит не так, как это было еще несколько лет назад. Ниже приведенные данные свидетельствуют, что представители среднего класса показывают более деятельное отношение к публичной активности (см. таблицу 5), чем остальное российское население:
Таблица
5.
Участие в деятельности каких-либо общественных организаций,
объединений Особой спецификой отличается политическая активность среднего класса в стране. Работа в политических партиях привлекает 2 3% его представителей, а вот участие в выборных кампаниях в качестве волонтеров (наблюдателей, агитаторов, сборщиков подписей) – более чем в два раза больше – 7 8%. Сетевая политическая активность оказалась ниже, чем это иногда представляется. Если в целом активным участником сетевой политической активности считает себя каждый десятый опрошенный представитель среднего класса, то лишь 3 4% из их числа используют эти сообщества (социальные сети, форумы) для связи со своими политическими единомышленниками. Сравнительно невелика и доля участвующих в политических акциях прямого действия (митингах, демонстрациях) – всего 1 2%. При этом интерес к событиям политической жизни в среднем классе и, особенно, в его «ядре» достаточно высок, особенно по сравнению с населением в целом. Постоянно их обсуждают с друзьями, коллегами по работе 27% представителей среднего класса, 31% его «ядра» и лишь 21% всех опрошенных россиян. А в некоторых группах среднего класса этот интерес существенно выше. В Москве же и Санкт-Петербурге практически каждый второй представитель среднего класса (54%) очень живо интересуется политической жизнью своих городов и страны в целом. Именно в мегаполисах очень велика электоральная активность и недовольство имитацией выборными процедурами. На сегодняшний день представители среднего класса практически лишены собственной политической базы, которая бы позволяла им активно проявлять его представителям гражданскую и политическую позицию16. Также следует отметить, что в России нет политической партии, которая представляла бы интересы собственно среднего класса, билась за них. Чтобы получить желаемые голоса на выборах, политическим партиям куда выгодней делать упор на поддержку пенсионеров и бюджетников. Получается замкнутый круг: представители среднего класса слабо в целом по стране идут на выборы, так как нет партии, на которую они могли бы рассчитывать, а политические партии не стараются завоевать любовь среднего класса, так как его представители не пойдут голосовать. Необходимо также принципиально изменить систему местного самоуправления. Средний класс должен фактически создать кадровый корпус, который туда будет избираться17.Таким образом, появление и расширение корпуса представителей среднего класса толкает страну к существенным, но постепенным структурным социально-политическим и экономическим реформам. Со стороны его представителей все настойчивее зреет запрос на хорошо работающие институты публичного взаимодействия с политической системой. В этом отношении показательно, что федеральная исполнительная власть начала институциональное движение в сторону сформировавшегося общественного запроса: с января 2014 г. утверждена Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ). Концепция, ее методические рекомендации составляют, так называемый, Стандарт открытости ФОИВ. Он направлен на повышение эффективности и результативности мер по совершенствованию системы государственного управления, определенных указами Президента России от 7 мая 2012 года и Основными направлениями деятельности Правительства России на период до 2018 года. Документы предполагают: продолжение внедрения механизмов «электронного правительства»; организацию широкого, многоканального доступа к общедоступным ресурсам; выстраивание системы обратной связи с гражданским обществом; внедрение системы внутренней и внешней оценки ФОИВ, влияющей на последующие кадровые, финансовые и иные решения; упрощение процесса государственного нормотворчества; отражение общественно значимых результатов, на достижение которых направлена работа министерств и ведомств; доведение информации о работе ФОИВ до граждан в понятных форматах. По сути, указом №601 «Об основных направлениях совершенствования государственного управления» от 7 мая 2012 года Президент РФ В.В.Путин наметил «дорожную карту» развития общественно-государственного управления, определив содержание нововведений и сроки их реализации. Что же касается социальной сферы, то здесь необходимо множество изменений. Пенсионная система должна быть такой, чтобы человек, начиная свою трудовую жизнь и попадая в средний класс, знал заранее, как он будет жить, когда выйдет на пенсию. Человек должен увеличивать доходы и заработную плату по мере увеличения трудового стажа. Сегодня пик заработной платы приходится на 35лет, хотя куда логичней было бы получать максимальную заработную плату перед выходом на пенсию, когда человек достигает максимума своих профессиональных качеств. Пенсионная система должна дать населению уверенность в завтрашнем дне. В настоящее время средний размер пенсии сравнялся с прожиточным минимум, но он никак не может конкурировать с коэффициентом замещения (соотношение з/п и пенсии). Нынешняя пенсионная система – инструмент борьбы с бедностью. Большинство представителей среднего класса, выйдя на пенсию, сталкивается с мгновенным четырехкратным сокращением дохода. И если у пенсионера нет других источников дохода, ни высшее образование, ни самооценка не удержат его в рядах среднего класса. Необходима другая система здравоохранения, которая фокусируется на профилактике и сбережении здоровья. Требуются самые серьезные системные изменения в организации медицинской помощи, техническом перевооружении медицинских учреждений, качественное улучшение кадрового потенциала здравоохранения. Необходимо повысить качество всех ступеней образования. Нужно остановить девальвацию высшего образования и поднять его значимость. Требуется действенная политика по поддержке семей. Одной из важнейших задач в этой области является улучшение жилищных условий. Необходимо создание действенность институтов публичной сферы и межсекторного партнерства, где проявляется общественная активность (общественные и некоммерческие организации) представителей среднего класса. Назрела и системная поддержка малого и среднего бизнеса, как одного из возможных источников расширения социальной базы среднего класса. Иными словами, средний класс России, несмотря на его активность в решении своих социальных проблем, предъявляет сегодня высокий запрос на рост государственного участия в жизни общества. Такая ситуация обусловлена не столько тем, что собственные ресурсы для обеспечения качественных социальных услуг даже у среднего класса достаточно ограничены, сколько несовершенством ряда базовых институтов решения социальных проблем, обычно используемых в рыночной экономике. При этом запрос на принципиальную помощь со стороны государства, четко артикулируемый средним классом в противовес доминирующей в органах власти концепции адресной социальной политики, в очередной раз свидетельствует о наличии дисбалансов в этой области. Все это позволяет утверждать, что консенсус между государством и среднего класса в части их обязательств по решению как социальных проблем, стоящих перед обществом в целом, так и социальных проблем самого среднего класса до настоящего времени отсутствует, хотя в принципе возможен. Отсутствие его обуславливается не столько какими-то фундаментальными причинами, включая ограниченность финансовых возможностей государства, сколько непониманием взаимных ожиданий. Государство ждет от среднего класса роста его ответственности в решении имеющихся у него социальных проблем, и он в принципе к этому готов, хотя ресурсы его недостаточны для принятия на себя всей полноты такой ответственности. С другой стороны, средний класс ждет от государства, прежде всего, более четких, прозрачных и устойчивых «правил игры» в социальной сфере, которые позволили бы ему повысить эффективность своего финансового участия, особенно – в части долгосрочных вложений, а также повышения качества работы социальной инфраструктуры страны, и, особенно, гарантий соблюдения существующего в стране трудового и социального законодательства на фоне экономического роста за счет опережающего развития высокотехнологичных отраслей экономики. Таким образом, проблема становления и развития среднего класса - это не вопрос материальных доходов. Это вопрос согласованного развития целой системы социальных институтов, от которой зависят и положение среднего класса, и перспективы его роста. Важно создать механизмы вертикальной восходящей мобильности, открыть «социальные лифты», дающие возможность подняться до него другим социальным группам, находящимся ниже существующего среднего класса, и рано или поздно войти в него. Обобщая, можно отметить, что средний класс – это не среднеобеспеченный слой, это не прослойка между богатыми и бедными. Это нормативная и желаемая модель всего общества. Это совокупность связанных целевых параметров, которые указывают на то, как должна жить основная масса дееспособного населения России. Средний класс – это не цель развития общества. Цель состоит в том, чтобы Россия была страной, где комфортно и хорошо жить всем. «Средний класс – это индикатор успешности движения к данной цели, к превращению России в комфортную, современную страну, которая входит в число самых передовых в мире»18. Примечания и литература1 Кивинен М. Перспективы среднего класса / М. Кивинен // Социологический журнал. 2006. № 2. С.13-16 2 Castells M. The Information Age: Economy, Society and Culture. — Cambridge, MA; Blackwell. Oxford, UK: Blackwell, 1996–1998 3 Исследование: мир на грани нищеты, бич развитых стран - неравенство по уровню доходов. // Режим электронного доступа - http://rus.delfi.ee/daily/abroad/issledovanie-mir-na-grani-nischety-bich-razvityh-stran-neravenstvo-po-urovnyu-dohodov?id=66229512 (Дата обращения 3.07.2015) 4 Шкаратан О.И., Инясевский С.А., Любимова Т.С. Новый средний класс и информациональные работники на российском рынке труда // Общественные науки и современность. 2008. № 1 5 Беляева Л.А. Социальная стратификация и средний класс в России: 10 лет постсоветского развития. М.: Academia, 2000; Она же. И вновь о среднем классе в России // Социологические исследования. 2007. № 5. 6 Кивинен М. Средний класс в современной России. // Мир России. 2004. № 4. 7
Средний класс в современной России: 10 лет спустя. Аналитический
доклад. М.: ИС РАН, 2014; 8 Общий объем выборочной совокупности составил 1900 человек. Исходя из задач исследования, модель выборки включала 2 объекта: население в целом, представленное репрезентативной совокупностью респондентов в возрасте 18 лет и старше – 1600 человек; дополнительная группа в 300 человек, отобранная с учетом критериев, позволяющих с очень высокой степенью вероятности встретить среди них представителей среднего класса. И, действительно, 94% респондентов в дополнительной выборке при последующем анализе оказались в составе выделенного исследователями среднего класса. 9 Тихонова Н.Е. Средний класс: теория и реальность. М.: Альфа. 2009. С.49 10 Путин В.В. Выступление на расширенном заседании Государственного совета, 8.02.2008г. 11 Государство может остаться без опоры. [Электронный ресурс] // Исследование РБК http://digest.subscribe.ru/economics/society/n523465624.html (Дата обращения 12.07.2015) 12 Данные по Германии и Великобритании приведены по Европейскому социальному исследованию (ESS – European Social Survey) за 2012 год. Данные по России рассчитаны на основе официальной статистики (http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/labour_force/#; http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/trud10.xls). 13 Никовская Л.И., Якимец В.Н. Оценка действенности институтов публичной политики в России // Полис. - 2013. - № 5. - С. 77-86; 14 Никовская Л.И., Якимец В.Н. Оценка действенности институтов публичной политики в России. // ПОЛИС, 2013. № 5, сс.77-87 15Средний класс в современной России: 10 лет спустя. Аналитический доклад. М.: ИС РАН, 2014, С. 189 16 Государство может остаться без опоры. // Исследование РБК. Электронный режим : http://digest.subscribe.ru/economics/society/n523465624.html (Дата обращения 1.06.2015) 17 Гонтмахер Е.Ш. Средний класс как результат развития общественных институтов // Материалы конференции – «Средний класс: проблемы формирования и перспективы роста.» М.:24.04.2008г. С.213 18 Гонтмахер Е.Ш. Средний класс как результат развития общественных институтов // Материалы конференции «Средний класс: проблемы формирования и перспективы роста» 24.04.08. М.: Библиотека Института современного развития. 2008. С.212
На сайт "Камо Грядеши" |