Переосмысливая философию
С чем едут российские философы на Всемирный Философский Конгресс?
Никогда до сих пор Философские Конгрессы не проходили в Азии. И вот впервые этим летом (30 июля - 5 августа) в столице Южной Кореи Сеуле пройдет XXII Всемирный Философский Конгресс. «РФГ» будет освещать это крупнейшее событие философов планеты. Конгрессы организуются Международной Федерацией философских обществ раз в пять лет, и собирают каждый раз две-три тысячи философов со всех стран мира. Диалог цивилизаций на этот раз состоится под названием «Переосмысливая философию сегодня»: Конгресс поставил перед собой задачу переосмыслить ответственность философии и философов в эпоху глобализации. Философы мира подвергнут анализу неравенство, несправедливость и конфликты, вызванные развитием современной мультикультурной и техногенной цивилизации, попытаются наметить пути их решения.
С какими мыслями и настроениями российская делегация готовится к Конгрессу? На вопросы «РФГ» отвечают члены оргкомитета этой акции из Российского философского общества.
«РФГ» : о какой ответственности философии и философов в эпоху глобализации идет речь?
АЛЕКСАНДР ЧУМАКОВ, председатель Оргкомитета проекта, первый вице-президент РФО, д.ф.н., профессор МГЮА. : философское осмысление процессов глобализации еще не вышло на должный уровень, теория глобализации отсутствует, и, думаю, Конгресс в Сеуле сделает продвижение в этом вопросе.
АНДРЕЙ ДАХИН, д.ф.н. проректор Волго-Вятской Академии госслужбы : мир един и разнообразен, и потому проблема - как совместить это единство и многообразие народов и культур - как раз для мировой философии.
НАУМ ЯРОЩУК, член Президиума РФО, член Оргкомитета Проекта, д.ф.н., профессор МГУ : поскольку философия - есть эпоха, схваченная в мысли (Гегель), поиск мировой философии должен быть направлен на решение глобального противоречия современной эпохи. В мировом развитии обозначились две тенденции: к интеграции, прежде всего, в экономической сфере, и, наоборот, к национально-государственной дезинтеграции, причем, протекающей не всегда в мирной форме. Будут ли национальные особенности социального бытия источником напряженности и конфронтации (в т.ч. с появлением взрывоопасных образований), или же они внесут яркие, самобытные, жизнестойкие краски в картину глобализирующегося мира?
ВЛАДИСЛАВ ЛЕКТОРСКИЙ, вице-президент РФО, главный редактор журнала «Вопросы философии», академик РАН : разнообразие культур было всегда, но они развивались относительно изолированно друг от друга, сейчас же они пришли в сильное соприкосновение, даже в столкновение. При этом в разных культурах оказывается разное понимание и мира, и человека. Возникает проблема взаимоотношения разных культур, взаимопонимания между разными философскими взглядами на мир. На Конгрессе в Сеуле как раз и будет обсуждаться проблематика межкультурного контекста.
Я бы указал и на другой вызов. Современная цивилизация вступает в эпоху «общества знания», когда знания начинают играть совершенно новую роль в жизни общества, в культуре, в экономике. Соответственно, старые, традиционные смыслы, касающиеся понимания человека и мира, возможностей человека в этом мире – ставятся под вопрос, их надо заново переосмысливать. Если эту проблему не решить, человечество просто не сможет выжить. Предстоит труднейшая работа, и без философии с ней не справиться.
АНДРЕЙ КОРОЛЁВ, главный ученый секретарь РФО, к.ф.н., доцент: мировая философия должна также дать ответы на вопросы: к какому обществу следует стремиться после завершения «цифровой» эпохи, какие независимые от сознания человека средства общения людей друг с другом будут главными в будущем?
НИКОЛАЙ БИРЮКОВ, член Оргкомитета Проекта, руководитель группы переводчиков, к.ф.н., доцент МГИМО : cовременные темпы развития подходят к порогу, за которым под вопросом оказываются адаптационные возможности человека – соответствуют ли они этим темпам? Происходящее мне напоминает человека, который сел на велосипед, разогнался под горку, колеса крутятся все быстрее… Как бы мы не разбились при этих скоростях!
Выскажу и несогласие: при столь серьезных задачах, стоящих перед философами, есть направление в философии - философия постмодернизма - которая подменяет обсуждение проблем обсуждением характера дискурса по поводу этих проблем.
ВЛАДИСЛАВ ЛЕКТОРСКИЙ : да, постмодернизм, как явление в современной философии, довольно популярно, в том числе и у нас, в отечественной философии. Кстати, проблемы, которые они обсуждают, это реальные проблемы и, более того, - отчасти новые проблемы. Но то, как постмодернисты их обсуждают, меня абсолютно не устраивает, это попытка не решать их, а «заговорить», заболтать – очень опасное явление.
«РФГ»: есть ли задача, которую российские философы должны решить своим участием в Конгрессе?
АЛЕКСАНДР ЧУМАКОВ : российская и западная философская мысль имеют определенную дистанцию между собой, чему есть историческое объяснение. Задача российских философов эту дистанцию сократить, вступить в непосредственные контакты с западными философами, ближе с ними познакомиться, что у нас в ХХ веке практически отсутствовало. И надо показать, что и в России есть такие наработки, которые могли бы представить интерес для наших западных коллег, но на Западе их плохо знают.
ВЛАДИСЛАВ ЛЕКТОРСКИЙ : участники Конгресса из разных регионов и культур планеты должны увидеть, что в русской культуре, в русской философии есть интересные идеи, которые до сих пор по-настоящему еще не поняты, не осмысленны и которые, как мне кажется, имеют большое будущее.
НАУМ ЯРОЩУК : мы, в отечественной философии, по-особенному решаем вопрос применения «вечных истин» к быстро меняющейся социально-политической обстановке через призму исторического и логического, общего и особенного. Поэтому надо убедительно донести до наших зарубежных коллег - в чем специфика, особенность, уникальность русской философии и в то же время органичная связь с мировой философией.
«РФГ» : а разве у отечественной философии одни достоинства?
АНДРЕЙ КОРОЛЁВ : поскольку наша делегация впервые за 108 лет будет больше делегаций из США, Китая и даже самой Кореи, то, по-моему, наша главная задача – найти взаимопонимание, прежде всего, среди философов из самой России, а потом уже и с философами других стран.
АНДРЕЙ ДАХИН : наши философы нередко увлекаются производством философских текстов «для продажи» и упускают, что необходимо заниматься производством смыслов и понимания окружающей реальности, и это, по-моему, пагубно.
АНДРЕЙ КОРОЛЁВ : философы у нас сегодня больше пишут, чем читают и обсуждают прочитанное. Я категорически не согласен с этим: так ценные идеи могут остаться незамеченными, и их придётся «открывать» второй раз.
АЛЕКСАНДР ЧУМАКОВ : я не согласен еще и с полным пренебрежением по отношению к гуманитарной науке и философии со стороны власть предержащих. Те фонды и ресурсы, которыми обладают государство и бизнес, и которые могли бы и должны бы идти на поддержание науки и культуры, сейчас практически не доходят до гуманитарной сферы, в частности, до философии, что недопустимо. Кстати, мы только что провели круглый стол с иранским культурным представительством, где присутствовал лично посол Ирана, другие руководители и мы увидели, какое внимание уделяют в Иране философии, как много там делается, чтобы их гуманитарная сфера развивалась. Такое внимание выигрышно было бы и для России. Ведь Ирана боятся не только потому, что он может обладать ядерным оружием, а и потому что он обладает идеологией, поддерживает философию, которая является не меньшим оружием, если грамотно им распорядиться.
НАУМ ЯРОЩУК : отношения философии и политической элиты всегда были не простые. Само имя философии, замечал Сенека, вызывает достаточно ненависти. Вспомним и закрытие в 1850 году, при Николае I, философского факультета Московского университета. По свидетельству современников, министр народного просвещения князь П.А.Ширинский-Шихматов тогда высказался: «Польза от философии не доказана, а вред от нее возможен». В самом деле, политическая элита смотрится в философию как в зеркало, и зеркало это дает не всегда приятное отражение. И все же, взаимодействие философии и власти жизненно необходимо.
АНРЕЙ ДАХИН : задача нашего участия в Конгрессе и в том, чтобы посмотреть, как организован Конгресс, и на следующих этапах провести Всемирный Конгресс в России, скажем, в Москве или в Санкт-Петербурге.
Послесловие. Представительная российская делегация – около 80 известных философов - по окончании Конгресса планирует провести уже на территории нашей страны масштабную культурно-просветительскую акцию «Философский поезд», которая стартует на Дальнем Востоке. Участники акции, следуя по железной дороге, сделают остановки в Хабаровске, Чите, Улан-Удэ, Иркутске, Красноярске, Новосибирске, Екатеринбурге, Казани и в других городах, где проведут научные конференции, круглые столы, встречи с научной общественностью.
Беседу вел Сергей Шаракшанэ, первый заместитель главного редактора «Российской Философской газеты»
P.S. «РФГ» - "Российская Философская газета"
|