Воля переломить обстоятельства. Какой период был лучшим в истории России
Фурсов Андрей Ильич - русский историк, социолог, публицист.
Что я считаю лучшим… Лучшим для России. Поскольку я занимаюсь наукой, «лучше» – это оценка… Лучше для кого? Вам какой-нибудь Чубайс скажет: «Было хорошо. А стало плохо». Лучше для кого? Вот для всех нас, для большинства... Сложный вопрос. Понятно, что все хотят жить в социально справедливом обществе. Есть такие понятия «должное» и «сущее». Вот должное… Ну, чтобы всё было хорошо. Такого не может быть. Потому что жизнь – это игра с нулевой суммой. Сущее. Вот какой был, как вы думаете, лучший период в Русской Истории? Когда люди были сыты, когда был максимум безопасности…
Что это было, какой это был период? Я имею в виду всю Русскую Историю. 1960-1970-е годы. Это спокойная жизнь. я сейчас не говорю о том, что мы проедали своё будущее. И что ти́кал вот этот механизм. Но с точки зрения основной массы людей, период с 55-го по 85-й год – это было четвёртое спокойное тридцатилетие Русской Истории. В Русской Истории было всего четыре спокойных тридцатилетия. Первое. Это 1505-1535, это как раз накапливался жирок. Это Василий III. Второй. 1670-1700 гг. Затем шикарный период 1825-1855, Николай I, один из лучших русских царей. И, конечно, период 1955-1985 гг. Это не просто была сытая и спокойная жизнь…
Она была скромная. У меня отец был ведущим инженером по лётным испытаниям. Вся одежда нашей семьи помещалась в маленьком шкафчике и половине платяного шкафа. Но это была… Понимаете, вот, скажем, моё поколение. Я, например, знал, что живу в социально справедливой стране. Мы защищаем всех слабых в мире, мы бьём всех в хоккее. Мы запустили в космос человека. Вот это ощущение… Чем вот это 30-летие отличается от предыдущих? Оно приносило социальное удовлетворение и уверенность в том, что мы социально лучше.
В общем, вариант с точки зрения материальной жизни - это наши 60-70-е годы. Ну, может, не только наши. А ГДР. У них был самый высокий уровень. Очень небольшой разрыв – 5:1 – между богатыми и бедными. И уверенность в том, что ты живёшь в правильном обществе, где нет очень богатых, очень бедных. И где… Ну, абсолютной социальной справедливости не бывает. Где, по крайней мере, социальная справедливость провозглашена как принцип.
Вот есть у нас замечательный писатель Юрий Поляков. Очень рекомендую прочесть его вещь, называется «Замыслил я побег». Она написана с большим юмором. Там смысл такой. История такая. Человек в течение 30-ти лет хочет уйти от своей жены. Каждый раз, как только он хочет уйти, то ГКЧП, то… И Поляков там пишет, что… В чём была слабость советской системы? Она претендовала на равенство и высокий моральный статус. А этого уже в 70-80 годы не было, и её можно было ткнуть. В чём была ельцинская система и ранняя путинская? «А вот да, у нас есть богатые и бедные…» Предъявить нечего. «Да, вот мы такие». Поэтому хотелось бы, чтобы было стремление. Я понимаю, что идеальных… Вообще, хороших обществ не бывает.
К сожалению, оптимизм и энтузиазм рождаются как последний волевой крик в условиях жесточайшего системного кризиса. И к сожалению, опять же, без системного кризиса, который, кстати, может и всё похоронить. Но без системного кризиса, как мне представляется, и так показывает история, и не только России. А уж, Русская История показывает именно это. Без системного кризиса… Что такое энтузиазм и оптимизм? Это воля переломить обстоятельства. Причём, переломить такие обстоятельства, когда… вот он, край! Завтра гибель. Вот в такой ситуации, да, возможен энтузиазм. Возможен оптимизм.
Мой отец мне рассказывал, с каким оптимизмом они шли на Великую Отечественную. Они были уверены в победе. Потому что если не победа, то всё, конец! И вот это поколение победителей вышло из системного кризиса.
Только субъектное и свободное рациональное знание об обществе научит людей не бояться звона Колоколов Истории. Научит жить без надежд на вознаграждение, потому что быть человеком – это и есть самая большая награда. Жить без иллюзий, потому что жизнь и есть лучшая из иллюзий. Жить, не идеализируя прошлого, не ропща на настоящее и не пугаясь будущего. Научит мужеству быть и мужеству знать. Знать и быть человеком, человеком, свободным от пораженчества. Быть и знать, что все зависит от Человека, тем более тогда, когда рушатся Социальные Миры и звонят Колокола Истории.
Что в этой ситуации может сделать Россия? Я думаю, что нужно исходить из реальности и из того, что возможно. Можно придумать любое совершенно устройство общества, но реализовать его не выйдет. Поэтому я очень скептически отношусь к «А давайте изобретём новую идеологию!» Все идеологии рождаются в крови, в страшных боях, и я думаю, век идеологии уйдёт вместе с капитализмом, но какая-то форма идейная организации общества и какая-то форма рационального знания должна возникнуть… Потому что наука уходит в строгом смысле этого слова. Так же как схоластика ушла.
И сейчас речь должна идти о создании принципиально новой формы рационального, - не иррационального, а рационального знания. Постнаучного. Когда система находится в точке бифуркации – мы внутри этого, 10-20-30 лет – всё будет крутиться как Кубик Рубика. И понятны только тенденции будущего.