Логин Заголовок

На главную

СВОБОДА! СПРАВЕДЛИВОСТЬ! СОЛИДАРНОСТЬ!

МИР   СЕГОДНЯ


О Жизни, о Мире, о Боге, о Человеке и о России

...в   конце  концов, Религия   и   наука  должны   встретиться
в  учении Мистерий, как в единящей пристани, и найти в нем
свой синтез.  И именно христианство ведет к этому учению
весь человеческий род...

Эдуард Шюре

Крёстный ход в Санкт-Петербурге

В Петербурге прошёл крёстный ход в честь 301-й годовщины перенесения мощей Александра Невского




Юрий Васильевич Преображенский – член Центрального Совета ДДР, бывший руководитель сектора ОСГО, участник ВСД «Русский Лад», слушатель Института «Школа Здравого Смысла», член Народного Совета России ИПГ «Народоправие»

Введение

Тема данной работы, отражённая в ее заголовке, затрагивает фундаментальные проблемы бытия, волновавшие (и продолжающие волновать) умы передовой, мыслящей части рода человеческого.

От решения этих проблем во многом зависит выбор жизненного пути человека, его жизненных ценностей и его поведения, т. е. того, что составляет саму сущность Человеческой Жизни. Действительно, чтобы знать, КАК НАДО ЖИТЬ, невозможно не знать ЧТО ТАКОЕ ЖИЗНЬ, как она возникла, развивалась и привела в конечном итоге к появлению МЕНЯ на этом свете. И вообще, ПОЧЕМУ и ДЛЯ ЧЕГО появился Я здесь, на Земле, именно в этом месте и в это время? Чтобы есть, пить и наслаждаться жизненными утехами или же для чего-то большего? Иными словами, КАКОВА МОЯ МИССИЯ на этой планете?

И вот, оказывается, что ответить на эти «простые» вопросы невозможно без понимания более глубоких и более глобальных вещей, размышление над которыми неизбежно приводит к необходимости познания самых истоков Бытия, а конкретнее – проблем возникновения и эволюции Мира, в котором мы живем – планеты Земля и огромной Вселенной, малой частичкой которой она является. Эти проблемы можно сформулировать в виде серии вопросов примерно такого рода:
–    ПОЧЕМУ наш мир – планета Земля – именно таков, какой он есть?

–    Как этот мир возник, как он развивался и что ждёт его в Будущем?

–    Происходит ли это развитие стихийно, «само собой», или по чьей-то воле, по чьему-то продуманному ЗАМЫСЛУ, и КТО ОН, автор этого Замысла?

–    Какая судьба уготована человечеству, а значит, и всем нам по этому Замыслу?

В сообществе людей существуют два кардинальных подхода к решению проблемы возникновения и эволюции Мира: АТЕИСТИЧЕСКИЙ (научный) и ТЕИСТИЧЕСКИЙ (религиозный). Первый подход реализуется в форме научных теорий возникновения («рождения») и эволюции Вселенной, которые в большинстве своем базируются на теории «Большого взрыва». Второй же подход реализуется в форме БИБЛЕЙСКОГО СТАРОЗАВЕТНОГО ПРЕДАНИЯ о СОТВОРЕНИИ МИРА и СЕМИ ДНЯХ ТВОРЕНИЯ.

Однако здесь возникает естественный вопрос: ведь не существует же «двух Миров» – Мира «научного» и Мира «религиозного» и, соответственно, двух путей их эволюции – по науке и по Библии. Существует ОДИН, ЕДИНЫЙ МИР – тот, в котором мы существуем, радуемся, страдаем и делаем своё дело… Это умозаключение приводит к естественному выводу кардинальной важности:
ПОСКОЛЬКУ МИР ЕДИН, ТО И ПУТЬ ЕГО ЭВОЛЮЦИИ ДОЛЖЕН БЫТЬ ЕДИНСТВЕННЫМ: существуют лишь две его различные «трактовки» в головах людей разного склада мышления: учёных и богословов.

Этот кардинальный вывод побудил автора уже в зрелом возрасте попытаться СОЕДИНИТЬ два вышеупомянутых подхода к проблеме происхождения и эволюции Мира в форме исследования, которое я и предлагаю вниманию любознательного читателя. К последнему я отношу тех немногих людей, которых волнуют проблемы Бытия, Жизни и Эволюции и проблемы Времени, в которое мы живём и в которое предстоит жить нашим потомкам. Насколько эта попытка оказалась удачной – судить читателю. Но если автору удалось хотя бы пробудить интерес к этим проблемам хотя бы у немногих людей, то он может считать определённый отрезок своей жизни не потерянным зря.

ЧАСТЬ I.    Мир в начале 3-го тысячелетия Новой Эры

1.1. Неотложные задачи текущего момента

Наступило третье тысячелетие Новой Эры человеческой истории. По разным прогнозам, оно должно вызвать коренные сдвиги во всём процессе эволюции человечества, привести к полному пересмотру всей системы человеческих ценностей, к совершенно новому образу мышления и образу жизни людей. Но означает ли это, что мы, "последние" жители второго и первые жители третьего тысячелетия, должны "сидеть сложа руки" и ждать наступления этого "золотого века"? И может ли вообще этот век наступить, если мы будем сидеть сложа руки? Нет сомнения в том, что такая работа должна быть нами начата и по возможности скорее. Основная же её тяжесть ляжет, естественно, на наших детей и внуков, которых мы должны готовить к выполнению этой важнейшей миссии.

Актуальность (а возможно и необходимость) развертывания этой работы именно сейчас определяется необходимостью поиска путей выхода из глобального кризиса, охватившего в настоящее время практически все сферы общественной жизни: экономику, экологию, межнациональные и межрелигиозные отношения, мораль и нравственность. Этот системный кризис грозит глобальной катастрофой и ставит мир на грань выживания.

Но недостаточно лишь констатировать наличие кризиса. Необходимо понять, ПОЧЕМУ человечество в нём оказалось, КАК оно к нему пришло, под действием КАКИХ закономерностей. Иными словами, чтобы понять настоящее и предвидеть будущее, необходимо проанализировать и ветвь эволюционной траектории, идущую из прошлого, поскольку эволюционный процесс развития мира и человечества непрерывен. Попытка такого «взгляда» в прошлое, настоящее и будущее и предпринята в данной работе.

1.2. Критическая задача – "сдвиг" человеческого сознания и "духовное просвещение" народа. Синтез науки и религии – один из главных путей решения этой задачи

Из перечисленных выше «составляющих» системного кризиса главной, по нашему мнению, является последняя – это кризис морали и нравственности, вытекающий из кризиса духа. Поэтому ключевой, критической задачей сегодняшнего дня является "сдвиг" человеческого сознания из состояния "духовной спячки", господства низменных, потребительских интересов и стремлений, индивидуализма и эгоизма в состояние высокой духовности и нравственности, к преобладанию чувства коллективизма, "любви к ближнему своему". Особенно актуально решение этой задачи для молодёжи – строителя Мира Будущего.

Возможно, решение этой неимоверно сложной задачи займёт не один десяток лет. Но начинать её решать необходимо уже сейчас, чтобы человечество не оказалось в ещё худшей, а может быть, и необратимо пагубной ситуации. И главный путь её решения – это духовное просвещение народа, внедрение в его сознание, по возможности простыми и доступными средствами, высоких духовных истин и ценностей, выработанных лучшими умами человечества на протяжении его многовековой истории. Истоки этих истин и ценностей сконцентрированы в человеческой культуре, а также, с большой полнотой и силой, – в религиозных учениях и, в первую очередь, в православном христианстве. Вот почему огромная роль в важнейшем деле "перестройки" человеческого сознания должна принадлежать религии, религиозному просвещению масс. Может быть, религия остается сейчас единственным средством спасения Мира, ибо только наедине с самим собой, со своей совестью человек может избавиться от своих духовных пороков, преобразовать себя, а затем и весь Мир.

Но религиозное просвещение масс должно производиться, во-первых, легко доступными для понимания и, во-вторых, достаточно убедительными средствами, поскольку сознание людей, особенно атеистического склада мышления, сильно повёрнуто против религии, засорено искаженными представлениями о Бытии и Боге, Его роли и месте в судьбе каждого человека и человечества в целом. Данная работа и ставит своей целью предложить такое средство или "инструмент" религиозного просвещения. Его главным "стержнем" является построение своеобразного теоретического "моста" между наукой и религией, или, говоря иначе, синтез науки и религии.

Чтобы перекинуть мост через кажущуюся пропасть между этими двумя фундаментальными формами человеческого сознания, необходимо глубже проникнуть в их сущность, выявить их общие свойства и их различие.

1.3. Наука и религия: сравнительный анализ двух форм сознания людей в историческом и социальном плане. Необходимость и пути их синтеза

Существует официальное мнение, распространяемое представителями "учёного мира" и поддерживаемое средствами массовой информации, о том, что наука и религия несовместимы, противоположны и взаимно исключают друг друга; что только научное знание истинно и объективно, а все религиозные представления ложны и только вводят в заблуждения, "одурманивают" массы людей.

Попробуем разобраться в этом глубже. На наш взгляд, между наукой и религией не существует той пропасти, как это пытаются нам представить некоторые учёные и священнослужители, что между ними имеется много общего и объединяющего эти две великие движущие силы человеческого бытия.

Что же общего между наукой и религией? Прежде всего, то, что и та, и другая представляет собой способ отражения, познания и объяснения закономерностей, процессов и явлений объективного реального мира человеческим сознанием. А что отличает науку от религии? Прежде всего, используемый ими метод познания и объяснения объективного реального мира.

Метод науки основан на наблюдении и исследовании явлений окружающего мира эмпирическим путем – либо экспериментальным (с помощью приборов), либо теоретическим (с помощью абстрактного логического мышления) способом. Таким образом, "наука ставит на первое место закон логики" [1]. Метод же религии основан на ВЕРЕ, т.е. на априорном признании существования некоей Высшей силы, Высшего Разума, стоящего над человеком и называемого Логосом, Абсолютом, Богом, и т. п. Этот Высший Разум управляет всем мирозданием и всем ходом мировых событий и недоступен человеческому восприятию посредством тех органов чувств, которыми наделила человека природа. Таким образом, религия предлагает рассматривать веру как закон [1].

Из сопоставления вышеуказанных методов науки и религии на первый взгляд может показаться, что между ними действительно существует пропасть. Казалось бы, только наука заслуживает признания как способ миропознания и вид мировоззрения, ибо только она способна открыть истину "без всяких искажений"; религия же якобы полна предрассудков, заблуждений и ложных представлений [1].

Но так ли это на самом деле? Действительно, наука способна открывать законы природы, в чём легко убедиться, прочитав любой учебник физики, химии, астрономии и т. д., не говоря уже о научных трудах выдающихся ученых. Но всегда ли все научные теории были верны, т.е. правильно отражали реальную истину? И не было ли ложных теорий, считавшихся в своё время "истинными", но отвергнутых впоследствии развивающимися знаниями? Наука не свободна от ошибок по следующим причинам. Экспериментальный метод научного исследования не всегда даёт правильные результаты, поскольку прибор может вносить в наблюдательные данные так называемую инструментальную ошибку, порой весьма существенную. Теоретический же метод научного исследования может приводить к неправильным результатам, во-первых, вследствие несовершенства математического аппарата и, во-вторых, вследствие ограниченных возможностей самого логического человеческого мышления, его "незрелости".

С другой стороны, всегда ли ложны и неприемлемы религиозные учения? Нет ли в них "рационального зерна", позволяющего им не только "продержаться" в течение тысячелетий, но и оказывать огромное влияние на жизнь миллиардов людей?

Укажем ещё на одно обстоятельство, роднящее науку с религией. Как известно, весьма существенную сферу научного знания представляют гипотезы, которые, в отличие от твердо установленных фактов, являются предположениями, догадками, основанными на интуиции, а иногда и на интуитивной вере ученого в существование каких-то ещё не обнаруженных экспериментально явлений, процессов, закономерностей, – одним словом, научных фактов. Какая же разница между такой верой ученого, выдвигающего гипотезу, и верой религиозного человека? Ведь ни ту, ни другую "про-ВЕР-ить" нельзя. Почему же ученому "дозволено" верить, а религиозному человеку нет? И чем в таком случае гипотеза отличается от веры? Не одно ли это и то же?

А разве многие религиозные (например, христианские) заповеди не представляют собой в какой-то степени "научно обоснованные" моральные нормы поведения людей, в течение столетий служившие им руководящими принципами в их мыслях и поступках?

Более того, можно найти примеры очень близкого совпадения научных теорий с религиозными учениями. Это совпадение говорит нам о том, что наука и религия рассматривают одну и ту же единую истину как бы с разных точек зрения и разными методами, "заложенными" в мозгу учёного и в мозгу богослова.

Одним из таких примеров, к тому же фундаментальных, является происхождение (сотворение) и эволюция Вселенной и Человека и Богочеловеческий процесс. (Определение последнего будет дано чуть позже). Анализу этого примера будет посвящена вторая часть данной работы. Но вначале, чтобы сделать приведенные выше рассуждения более убедительными, мы приведём цитату о необходимости синтеза науки и религии из книги выдающегося французского мыслителя прошлого века Эдуарда Шюре [2].

Он писал:
"Самым большим злом нашего времени следует признать то, что Религия и Наука определяют из себя две враждебные силы, не соединённые между собой... Вначале этот конфликт был необходим и полезен, так как он служил восстановлению прав разума и науки; но, не остановившись во-время, он же сделался под конец причиной бессилия и очерствения. Религия отвечает на запросы сердца — отсюда её магическая сила, наука – на запросы ума — отсюда её непреодолимая мощь. Но прошло уже много времени, как эти две силы перестали понимать друг друга. Религия без доказательств и наука без надежды стоят друг против друга недоверчиво и враждебно, бессильные победить одна другую... Но в конце концов, религия и наука должны встретиться в учении Мистерий как в единящей пристани, и найти в нём свой синтез. И именно христианство ведёт к этому учению весь человеческий род...

Для этого науке не понадобится изменять своих методов, ей придется лишь расширить свою область, а христианству не придётся отказываться от своих традиций, ему необходимо будет лишь понять их происхождение, их дух и истинное значение их обетований. Это время духовного возрождения и социального преобразования придёт – мы в этом глубоко уверены. Уже появляются ясные знамения. Когда наука будет знать, а религии вернется ее нравственная мощь, тогда и человек начнёт действовать с новой энергией. Искусство жизни и искусство творчества могут возродиться лишь при слиянии науки, религии и общественности в одно гармоническое целое».

Но здесь необходимо добавить следующее. За истекшие 100 с лишним лет со времени выхода книги Э Шюре, к сожалению, пропасть между наукой и религией не сократилась: в то время как наука совершила огромный скачок — произошла буквально революция в физике, в познании микро-, макро- и мега-мира, в сфере человеческого духа такого прогресса не произошло. Мир в основной своей части пребывает в состоянии бездуховности, которое является естественным следствием господства в мире атеизма, "отпадения" от Бога, приводящего к преобладанию в человеческом сообществе грехов и пороков, проявляющихся в антибожественных, а по сути – сатанинских, низменных "страстях": власти денег, жажде наживы и обогащения, бескультурии, преступности, агрессивных инстинктах, и т. п.

Но понять причину отпадения людей от Бога невозможно без знания сущности того, что мы подразумеваем под Богом. Мы попытаемся пролить некоторый свет на этот важнейший и сложнейший вопрос, который будет необходим нам для последующего анализа с целю «наведения моста» между наукой и религией, о котором говорилось выше. Этот раздел мы озаглавим так:

1.4. Понятие о Боге и вере в Него

Здесь следует сразу сказать, что любые наши рассуждения о Боге будут далеки от истинной сущности этого основополагающего, краеугольного камня Мироздания и Бытия. Ибо Бог в принципе неисчерпаем и непознаваем для человеческого разума: он открывается человеку лишь настолько, насколько Он Сам позволяет это.

На наш взгляд, сама постановка вопроса о вере в Бога бессмысленна, ибо зачастую задающий этот вопрос и отвечающий на него подразумевают под Богом нечто совершенно различное. Если этот диалог ведут люди неверующие, то их представление о Боге зачастую бывает весьма упрощённым: они видят в Боге в лучшем случае "иллюзорный образ, наделенный сверхъестественными свойствами" [3], а в худшем случае – некое антропоморфное существо, восседающее на небесах и управляющее оттуда земной жизнью. Эти упрощённые образы Бога, зачастую преднамеренно "вбитые" в головы людей атеистической пропагандой, не имеют ничего общего с реальным Богом – Творцом всего Сущего даже в том приближённом виде, в котором он трактуется Библией и философами-богословами. Вышеупомянутая "антропизация" Бога объясняется свойством человеческого сознания наделять человеческими же свойствами (как внутренними, так и внешними) любое одухотворённое разумное существо, каким они, несомненно, видят и Бога. Итак, задавая неверующему человеку вопрос "Верите ли Вы в Бога?", следовало бы правильнее сначала спросить: "А что такое Бог, по Вашему мнению?". И в зависимости от его ответа продолжить с ним диалог на эту тему дальше, давая свои, принятые глубже мыслящими людьми определения Бога, такие как:
Бог есть Слово (т.е. Логос, или, по-научному, Информация, Знание);

Бог есть Свет– животворящая, созидающая сила (или, по-научному, Энергия);

Бог есть Высший Космический Разум, управляющий эволюцией Вселенной (или, по-научному, Уневерсальный Генетический код);

Бог есть Любовь, т.е. высший нравственный закон, сближающий всех сущих на Земле, включая Человека, на принципах всеединства, доброты, взаимоуважения, чувства соборности, и т. д.

И если Вам удастся убедить неверующего человека в тождестве Божественной сущности хотя бы одному из вышеуказанных её определений, то вряд ли он даст отрицательный ответ на вопрос: "Верите ли Вы в Бога?". Таким способом наводится "мост" между религиозными и атеистическими мировоззрениями, т.е. достигается цель, поставленная автором.

Вера в Высшую, управляющую миром силу, именуемую Богом, казавшаяся вполне естественной нашим предкам и присущая многим нашим современникам, не покажется глупой и наивной и многим неверующим людям, если заменить режущее их слух слово "Бог" более современными словами "Абсолют" или "Высший космический разум", которыми оперировали такие известные учёные и исследователи, как В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, Н.К. Рерих и многие другие. А если заменить слово "Бог" такими всем понятными и "дозволенными" словами, как "законы природы", "законы эволюции", "законы истории", "универсальный генетический код" и т. п., то в существование такого "Бога" поверят даже самые непримиримые учёные – атеисты.

Итак, дело не в словах, являющихся часто просто "ярлыками мыслей", а в том, ЧТО за ними скрывается, какой смысл в них вкладывается. И с этих позиций религиозные представления о Боге и научные идеи о законах природы и общества имеют очень много общего (если не совпадают полностью) при более глубоком их рассмотрении.

Вопрос о существовании Бога как Творца Вселенной и Человека занимает умы мыслящей части человечества на протяжении тысячелетий. В последние десятилетия он сделался предметом научного поиска. В качестве примера остановимся на книге видного американского учёного – философа и теолога Уильяма Крейга "Самое начало" [4], в которой он приводит убедительные доказательства в пользу гипотезы о существовании Бога и сотворении им Вселенной. Приведем некоторые из его доводов:
1.    Если Бога нет, жизнь можно считать абсурдной: без Бога и бессмертия она не имеет ни высшего, конечного смысла, ни ценности, ни цели.

2.    Если нет Бога, то не может быть абсолютных эталонов добра и зла: наша жизнь сводится к голому и не имеющему ценности факту существования в безразличной Вселенной.

3.    Если же Бог существует, то существуют и абсолютные критерии добра и зла. Тогда десять заповедей – это выражение нравственной природы Самого Бога. Святость и доброта, заключенные в природе Бога, – это и будет тот абсолютный стандарт, по которому меряются все поступки.

4.    Бог создал нас с известной целью: чтобы мы стали Его детьми. Человек и Вселенная – не плод слепого случая. Бог задумал нас от века, когда Вселенной еще не существовало, и был только Он. Человек и Вселенная – не случайны, но воплощают извечные цели Бога.
5.    Вселенная не вечна, но имеет начало и была сотворена существом, обладающим личностью (и, следовательно, личность, сотворившая Вселенную, существует).

6.    Согласно теории "Большого Взрыва", Вселенная имела начало и сотворена из ничего.

7.    Согласно заключениям Аллана Сендиджа:

а)      Вселенная открыта;

б)      её расширение необратимо;

в)      Вселенная возникла лишь однажды, и её расширение не прекратится.

8.   Согласно английскому ученому П. Девису, Вселенная была создана конечное время назад и находится сейчас в процессе достижения равновесия.
Следовательно, энергия Вселенной была "попросту заложена в ней при создании в качестве начального условия" [5].

9.   Существование мыслящего Творца Вселенной следует уже из простого логического вопроса: во что легче верить: в сверхъестественного Творца Вселенной или в такую Вселенную, которая либо возникла без причины и из ничего, либо вообще не возникла, а существовала всегда? Эти два последние варианта требуют от исследователя гораздо большей веры, чем вера в существование Творца. Выход из этой проблемы лишь один: допустить, что причина эта является сознательной, и Творец создаёт Вселенную по Своему выбору. Таким образом, Творец может существовать без перемен от века, но принять решение создать Вселенную во времени. Вот поэтому и существует Мир, имеющий начало. При этом причина получается вечной, а следствие – нет. Поэтому Вселенная могла возникнуть только так: волевым актом сознательного Творца.

И тогда нам уже ничто не мешает назвать этого сознательного творца Вселенной – словом "Бог". Бог неизменен и поэтому, до момента Творения, безвременен. Время Он создал вместе с миром. С момента создания Бог помещает Себя во время, чтобы иметь возможность взаимодействовать с сотворенным миром. Наступит время, когда Бог покончит с творением. Вселенная не погибнет в результате тепловой смерти, потому что Бог еще до этого положит ей конец. Согласно Новому Завету, Бог Сам вмешается в ход событий, чтобы завершить существование Вселенной (Рим. 8:521, Пет.3:10-13, Откр. 20:511; 21:1). Библия говорит: «В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса – дело рук Твоих. Они погибнут, а Ты пребываешь, и все обветшают, как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся. Но Ты тот же, и лета Твои не кончатся» (Евр. 1:10-12). Итак, существует сознательный Творец Вселенной, неизменный и безвременный до момента Творения, и во время, и после этого момента.

Таковы вкратце доводы Уильяма Крейга.

В этом месте атеистически мыслящие представители «учёного мира» могут воскликнуть: «Всё это – бред! Никакого Творца не существует и в помине. Человек возник в результате эволюционного процесса самоорганизации материи». Однако нам представляется, что никакая материя не была бы в состоянии «самоорганизоваться» до такой степени сложности и совершенства за столь короткое (по космологическим меркам) время – за миллионы (а не миллиарды!) лет. Итак, мы принимаем в качестве «рабочего» следующее утверждение:<Вr> Человек был создан Творцом (появился во Вселенной на определённом этапе её эволюции) как результат осуществления Его Замысла («программы»), воплощённого в реальном духо-материальном Мире как много-миллиардолетний процесс последовательного усложнения материи от простейшей, плазменной до живой, разумной формы homo sapiens, или Человек разумный.

Выражаясь современным языком, во Вселенной на определённом этапе её развития был осуществлён грандиозный «Проект» по Творению и Эволюции наивысшей по сложности и совершенству (из известных современным людям) сущности – Человека. И здесь можно согласиться с приведенным выше утверждением У. Крейга (см. доказательство 4): «Бог задумал нас от века, когда Вселенной ещё не существовало», и «Человек и Вселенная не случайны, но воплощают извечные цели Бога».

Каковы же эти «извечные цели»? ДЛЯ ЧЕГО создал Творец Вселенную и человека? Каковы ПРИЧИНА и ЦЕЛЬ Его Замысла?

Наиболее полный и исчерпывающий ответ на этот вопрос дает Книга Жизни – Библия и, в частности, – первая глава пятикнижия Моисея, посвященная семи Дням Творения. Поэтому, следуя «путеводной нити» нашего исследования, мы переходим к анализу этих библейских текстов, попутно решая и вторую задачу – раскрыть процесс воплощения Замысла Творца в материальном мире "на научной основе". Тем самым мы как бы «перебрасываем мост» между наукой и религией, о котором говорилось выше. В качестве такого «моста» мы используем толкования библейских Дней Творения исследователя Библии Б. Бермана, приведенные в его работе [7].

ЧАСТЬ II.    Проект «Человек»: Замысел Творца и его воплощение в духо-материальном мире

В этой части работы автором предложен возможный путь решения задачи синтеза научного и теистического мировоззрений на примере сопоставления эволюции Вселенной и Богочеловеческого процесса, сущность которого будет раскрыта позже. Краткости ради я не буду здесь излагать подробно события каждого из семи Дней Творения в авторской трактовке, а ограничусь их перечислением и односложной характеристикой. Итак,

2.1.    День Первый. Творение мира «из ничего». «Слово Бога».

2.2.    День Второй. Отделение «тверди» от «воды», нижнего от верхнего = вещества от излучения.

2.3.    День Третий. Творение и разделение суши («земли) и «морей» (воды) = нуклеосинтез, образование галактик, звезд и планет, включая Землю.

2.4.    День Четвёртый. Создание «двух великих светил» – для управления в дневное и ночное время и создания циклов земного времени: года, месяца, суток.

2.5.    День Пятый. Возникновение и эволюция жизни на Земле.

2.6.    День Шестой. Сотворение Человека. Путь Древа Жизни.

2.7.    День Седьмой. Переход к последним дням Творения – начало Человеческой Истории.

2.8.    Нарушения выполнения Замысла Творца внешними силами, их причины и пути преодоления.

Одной из причин нарушений хода выполнения Замысла Творца является вмешательство в этот ход Сатаны – антипода Бога, совращающего человека с Пути Истинного начиная от Адама и до наших дней. Об этом написаны горы литературы.

Второй причиной является несовершенство человека, его духовная неразвитость, его самость. «Разум и религиозное чувство спутались в сознании человека. В состоянии такого смешения человек перестаёт слышать голос Бога в себе, так чтобы его путь стал путем Бога. Неправда, что голод, секс и прочие, душевные и телесные потребности более всего правят человеком. Важнее всего человеку его самоощущение. Ради него человек готов на всё. Во всех своих делах, движениях, взаимоотношениях человек более всего стремится удовлетворить свою самость. Разнообразные её ощущения, даже её капризы, двигают человека по жизни и составляют её основной мотив. Сюда входят гордость и властолюбие, тщеславие, корысть, стремление к материальному обогащению любой ценой, алчность, карьеризм, нетерпимость, соблазны борьбы и многое другое. Практически все беды человека – от корневого греха самости, который обращает добро в зло и зло в добро. Самость – это покровы сокрытия человека от самого себя и от Бога. В результате живая душа человека как бы раздвоена между дыханием в нём Бога (нешама) и его материальным животным началом (нефеш). Самость совратила человека, ослепила его разум, заглушила его религиозное чувство, разлучила нефеш и нешама в человеке. Но, действуя в реальной жизни по назначениям нефеш, человек способен обозревать себя "глазами" нешама, судить себя с высшей точки зрения в себе, испытывать муки совести и стыда за себя, переживать идеал и каяться сам перед собою.

Эта духовная работа – как закон жизни человека. Это – процесс накопления внутренней культуры, выделяющей высшее, очищающей от низшего и тем возвышающей человека и заглушающей самость или прикрывающей её… Без человеческого творчества, без внутренней культуры в себе и внешней культуры на себе, жить в покровах сокрытия людям нельзя – гибельно… Но этот путь человек должен проходить уже не в Эдеме, а на Земле, – через падения, преодоления препятствий внешней и внутренней жизни. Долго, мучительно тяжело, срываясь и подымаясь, погрязая и выбираясь, мучаясь душою и укрепляя дух свой в этих мучениях, человек проходит земной путь свой. Эта душевная работа человека подобна взращиванию хлеба в поле: так же сеется, так же всходит, так же требует труда, хранения и взращивания» ([7], № 10, стр. 74-75).

Оставаясь очень несовершенным духовно, человек в своем свободном движении по жизненному пути порою заходит в тупик и может стать даже на край гибели. Но его создатель – Всевышний – не может допустить этого, ибо это нарушило бы Его Великий Замысел. И Он, не вмешиваясь в свободную волю человека, направляет его и исправляет допущенные им ошибки, ведя своё Творение по назначенному Им пути и спасая его в критические моменты. Это "ведение" заключается в том, что в определенные моменты истории Всевышний "посылает" на Землю людей "с Божьим даром" – гениев, великих творцов духа: философов, художников, композиторов, ученых и Великих Посвящённых, о которых говорит, в частности, Э. Шюре в одноимённой книге [2]. А для спасения человечества, погрязшего в войнах, чревоугодничестве и распутстве, Творец послал на нашу грешную Землю сына своего единородного – Спасителя Иисуса Христа, который своими страданиями искупил вину людей и, воскреснув, уже в течение почти двух тысячелетий остаётся путеводной звездой для всех живущих на Земле.

Упомянутые в книге Э. Шюре [2] Великие Посвящённые, претворяя Замысел Творца, содействовали устроению человечества, и их последовательная смена способствовала эволюционному процессу, начавшемуся с древнего Египта и с первых шагов арийской цивилизации и продолжающемуся в настоящем цикле жизни развивающегося человечества. В этом ряду Посвящённых, по словам Э. Шюре, "Рама лишь указывает на вход в Храм, Кришна и Гермес дают к нему ключ, Моисей, Орфей и Пифагор показывают внутренность Храма, а Иисус Христос вводит в его святилище.

И задача всех людей, нас с вами, состоит в том, чтобы объединиться в этом Храме и не прерывать связь с Творцом и его Сыном, общаясь с Ним через молитвы и просто через мысли о Них. И Творец не оставит нас, людей, своё Творенье, которых он, следуя Своему Замыслу, стремится создать "По образу и подобию Своему". В этом и состоит сущность Богочеловеческого процесса, который продолжается и поныне во всех нас.

Для осуществления этого Замысла Создатель наделил людей мощным оружием – научным знанием. Но, как сказал известный американский ученый-планетолог Карл Саган, "Творец как бы нарочно вложил в наши руки мощные космические средства, дал нам передовые знания, чтобы проверить степень разумности своих созданий. И вопрос теперь стоит так: сумеем ли мы поставить всё это на службу Добру, а не Злу, сумеем ли сохранить жизнь на Земле..." [14]. И если люди сумеют это сделать с помощью Бога, то космический процесс Воплощения Замысла Творца получит своё софийное завершение в Богочеловечестве.

Итак, мы завершили сравнительный анализ религиозной (теистической) и научной (атеистической) трактовок возникновения и эволюции мира, содержащихся, соответственно, в библейских Семи Днях Творения и в современных научных космогонических теориях.

Послесловие

Человечество прошло огромный путь – путь страданий, жертв, жестокости, крови, вражды и ненависти, которые продолжаются и поныне. И в третьем тысячелетии от Рождества Христова люди на Земле не только не усвоили божественных принципов Мира, Добра и Справедливости, но продолжают жить по звериному закону «человек человеку – волк». С другой стороны, очень много людей находятся в состоянии растерянности, хаоса, душевных метаний, доходящих до отчаяния и самоубийств. Другие же находятся в плену ложных устремлений, вражды, ненависти, эгоизма, бессердечия, тупого самодовольства, чванства, стяжательства и других проявлений безбожия и сатанизма.

В силу своего несовершенства люди до настоящего времени не смогли идеально воспользоваться дарованной им Творцом свободой выбора во благо всех живущих на Земле: человеческое сообщество расслоилось на богатых и бедных, сильных и слабых, добрых и жестоких, лицемерных и честных… Результатом такого расслоения явились кровопролитные захватнические войны, угнетение, рабство и другие беды, которыми полна человеческая история и которые не изжиты до сих пор.

Своеобразие переживаемого сейчас, в начале XXI века человечеством исторического момента состоит в том, что оно подошло к критической, переломной точке своей эволюции, называемой в Священном писании Концом Света, Армагеддоном и т.д.). Согласно провидению Посвящённых людей (в частности, великого пророка Мишеля Нострадамуса (см., например, [15]) и Великих Православных Святых), эта критическая точка человеческой эволюции явится и временем «испытания человечества на зрелость»: будет ли оно продолжать следовать «прежним дисгармоничным курсом», ведущим к страшным потрясениям, вплоть до самоубийственной мировой войны, или же сумеет «свернуть» с этого курса на Путь Разума, а значит – на путь Спасения и Благоденствия.

Согласно мнению ряда исследователей и пророков, Разум Человека должен возобладать, и человечество перейдёт из Старой Эпохи – эпохи войн, рабства, эгоизма и лжи – в Новую Эпоху – эпоху Мира, Братства, Свободы, Любви и Истины. Сейчас же человечество ещё продолжает двигаться «по инерции» разрушительного пути Старой Эпохи.

Но внушает оптимизм то обстоятельство, что Земля уже вступила в Эпоху Ноосферы, наступление которой было предсказано великими мыслителями – русским учёным В.И. Вернадским и французским философом, и богословом П. Тейяром де Шарденом. Эта эпоха характеризуется «переходом планеты от стихийных (автоматических для человечества) сил природных процессов к сознательному научному и нравственному участию Человека в процессе управления геопланетарной и социальной историей. [16], стр. 54).

Однако Новая Эпоха не может наступить сразу на всей планете: она наступит сначала в самом «слабом звене» Старого Мира – там, где для этого сложатся наиболее благоприятные условия – в месте самой высокой «концентрации Духа», поскольку вышеупомянутый переход будет связан прежде всего с духовным Преображением Мира – вступлением его на Божественный Путь развития – Путь Древа Жизни.

И таким местом на Земле является Россия – страна самобытной судьбы, несущая на себе высокую высокую непреходящую общечеловеческую Миссию, которая сводится к выполнению четырёх геопланетарных функций – Спасительной, Объединительной, Первопроходческой и Духовной (без расшифровки). В выполнении этой высокой Миссии Россия как бы повторяет образ, качества и путь Христа: она прошла на своём историческом пути те же этапы, что и Христос: Посвящение, Крещение, Служение, Крестный Путь и Распятие, которым она, возможно, должна, подобно Христу, снять с себя и со всего человечества грех и направить его на Путь Исповедимый. Но для этого Россия должна ещё пройти через два важнейших заключительных этапа своего Христианского Пути – Преображение и Воскресение – и указать Человечеству Новый Путь в Новой Эпохе. Подробно эта тема рассмотрена в работе автора [17]. Здесь же я выскажу лишь следующее предположение.

Не началось ли упомянутое Преображение России 24 февраля 2022-го года, когда президент В.В. Путин объявил о начале Специальной Военной Операции (СВО) на Украине? Эта Операция не только предотвратила массированный удар НАТО по Донбассу, но и положила начало коренным преобразованиям внутри страны, которые при победоносном завершении войны приведут к подлинному Преображению Государства Российского. Это грядущее Преображение можно охарактеризовать четырьмя словами, начинающимися с буквы «О»: Очищение, Обновление, Оздоровление и Освобождение. Я оставлю эти понятия здесь без расшифровки.

И уже сегодня, по собщениям СМИ, «отношение россиян к целям СВО радикально изменились: во время спецоперации социалистические настроения в РФ достигли максимума» («Независимая газета» от 21 августа 2025 г.).

Заключение

Сейчас, на Великом Переходе, мы должны подвести итоги Прошлого (предшествующей эволюции мира), осознать истинную суть Настоящего и заглянуть в Будущее – понять, что ожидает человечество в ближайшие века и потом. В этом нам помогает Апостол Иоанн Богослов, дающий нам “путеводную нить” из Прошлого через Настоящее в Будущее. Он предостерегает нас от ошибок, помогает выбрать правильный Путь и показывает огромную (если не определяющую) роль России и русского Православия на этом Пути [17].

Подводя общий итог проведенному исследованию, следует сказать, что его главной задачей автор ставил попытку "нащупать" выход из того тупика, в котором оказались наша страна и мир в целом в начале третьего тысячелетия Новой Эры. Необходимым условием такого выхода является, по мнению автора, "революция" в сознании людей, поворот его от состояния гипертрофированной "самости", властолюбия и ублажения тела к состоянию истинной богочеловечности, духовной свободы и гармонии с окружающим Миром и Вселенной.

«Целиком доверяясь только своему разуму, а не сердцу, сосредоточив свои жизненные устремления на ублажении тела и низменных потребностях, человек все более теряет свой богочеловеческий облик» ([18], стр. 13-14). Поэтому необходима не просто перестройка, а преображение нашего общества путем внедрения в сознание людей идеи богочеловечности.

«В результате этого должно быть создано общество духовной свободы, ибо только свободный в духе человек может быть творцом. Это и есть христианское спасение. Это и приведёт человечество к истинному здоровью души и тела. К состоянию внутренней духовной свободы человека приводят два правила христианской жизни: смирение и недеяние, т.е. умение принимать испытания жизни и не совершать деяния, противные природе вещей. Это и есть то царство Божие, которое внутри нас. И богочеловек - это и есть человек, пребывающий в состоянии духовной свободы. Но при этом человек пребывает в вере, обладая иным пониманием своего назначения в мире, своей космической ответственности за эволюцию Вселенной. Только такой человек будет духовно здоров, будет находиться в гармонии с бесконечным и будет, вероятно, един со вселенским Богом» ([18], стр. 19, 21, 23, 25, 27).

Вот почему всем людям необходимо постигать Богочеловеческий процесс, раскрывать свой ум и свою душу навстречу Богу и Его Замыслу – стать подобными Ему, чтобы спастись самим, спасти своих потомков и, в конечном счете, – всё человечество.

*****

Читатель может по-разному оценивать содержание данной работы, верить или не верить представленным нами толкованиям библейских и научных текстов, пророчеств и прогнозов. Но, во всяком случае, данная работа должна заставить задуматься над перечисленными вопросами определенную категорию людей – тех, кто живет не только сегодняшним днём, а думает о будущем своих детей и внуков и стремится к тому, чтобы жизнь его потомков была достойной памяти предков и ценностей Новой Эпохи – времени господства Разума и Духа над безрассудством и плотью. И не только задуматься, но и попытаться сейчас сделать всё от них зависящее, чтобы обеспечить себе и им такую достойную жизнь. И если хотя бы часть людей осознает это и начнёт такую работу на практике, то автор может считать свою задачу выполненной.

Литература

1.   Ю.Г. Бондаренко. Одухотворенная материя (Алгебра природы), Изд-во "Сфера" РТО, стр. 36.

2.   Эдуард Шюре. Великие Посвященные (очерк эзотеризма религий), Репринтное воспроизведение 2-го исправленного издания. Калуга, 1914 г., стр. 1-16.

3.   Атеистический словарь, Политиздат, 1983 г., стр.61.

4.   У. Крейг. Самое начало (происхождение Вселенной и существование Бога). Б-ка научной, духовной и философской литературы. Чикаго, 1990, 73 стр.

5.   Davies, Physics, p. 104.

6.   Библия (Б). Ветхий завет, Изд. Московской Патриархии, 1979 г.

7.   Б. Берман. Библейские смыслы, "Знание сила", 1994 г. №№ 4-10.

8.   Сборник "Бесконечная Вселенная", М., "Мысль", 1969, стр. 202.

9.   Р. Подольский. "Нечто по имени ничто", "Знание", М., 1983, стр.64.

10.   Б.А. Астафьев. Основы мироздания, М., Белые Альвы, 2002.

11.   С.Н. Лазарев и С.М. Данченко, Кармическая диагностика чакр. М., 1994 г., стр.142.

12.   П. Дэвис. "Случайная Вселенная", М., "Мир", 1985, стр.96.

13.   И.Л. Розенталь. Элементарные частицы и структура Вселенной, М., "Наука", 1984, стр. 48.

14.   К.Саган. Сфера моих интересов – остаться в живых, "Новое время", № 41, стр. 5, 1987.

15.   Д. и Н. Зима. Расшифрованный Нострадамус, Кн. 1. 13 дат, которые потрясли мир, М., «Рипол Классик», 1998. Кн. 2. Ключи Армагеддона, М., «Рипол Классик», 1999.

16.   И.Г. Громов. Русские тольтеки, М., Белые Альвы, 1999.

17.   Ю.В. Преображенский. Россия на пути Христа, М., 1997.

18.   А. Мартынов. Этика и здоровье. Изд. НТЦ "Вымпел", 1993.

   г. Москва


В оглавление