Введение
Я не ставлю перед собой задачу простого описания государственного устройства Советского Союза. Моя цель заключается в том, чтобы найти общие закономерности, которые были у государственных механизмов как советского, так и дореволюционного периодов, а также в доказательстве того, что дуализм партийной и государственной системы в СССР есть совершенно естественное явление в наших условиях. Более того, этот политический принцип (только в другом виде) уже несколько веков существовал в России, хотя большевики и утверждали,что строят принципиально новое государство. Однако, есть объективные законы, над которыми не властны революции и реформы - Ленин смог изменить только форму, но не саму природу государства. Поэтому есть все основания утверждать, что тема дуализма властных вертикалей актуальна и сейчас. Пока не знаю в каком виде все это возродится опять: возможно это будет дуализм исполнительной власти и администрации президента.
Эта работа разделена на две основные части: первая - это описание двух вертикалей власти Советского Союза – системы парткомов и советов с исполкомами; вторая - уже попытка философского осмысления вышеописанных явлений.
Творчество - путешествие в неизвестность. Я начинал эту работу с определёнными взглядами, которые хотел отразить на бумаге, но в какой-то момент стал замечать, что не я делаю творческую работу, а она меня, т.к. стали меняться мои взгляды на некоторые исторические события. Например, на деятельность Сталина и Ивана IV. Их жестокость была предопределена логикой государственного строительства. Они не могли поступать иначе.
Я использовал ряд книг и статей, но центральное место среди них (в первой части) занимает книга Михаила Восленского «Номенклатура». Его книга как бы состоит из отдельных элементов, каждый из которых в отдельности - истинный. Но в целом, объединённые в одну композицию, они образуют ложную картину. А если учесть, что автор, несомненно, обладает ярким литературным талантом и прекрасно владеет приёмами логики, становится понятно, почему так легко очаровываешься гипнотическим обаянием его книги. Поэтому если в первой части при описании той или иной структуры советской власти, я цитирую Восленского целыми страницами (полностью с ним соглашаясь), то, во второй части, вникая в сущность исторических процессов, я становлюсь в полную оппозицию этому исполнителю социального заказа.
Шопенгауэр говорил, «что в логике, чаще всего заблуждения бывают не столько в выводе заключений, сколько в пользовании посылками». Смею утверждать, что в исторической науке часто бывает наоборот – историк берёт некий факт, имевший место в реальности и выводит из него заключение, которое ему больше нравится или соответствует «официальной» истории. И все эти исторические версии очень грамотно преподносятся. Тут уместно вспомнить, что ещё древнегреческий философ Зенон утверждал, что правильное логическое мышление не гарантирует получения правильного вывода. И наглядно показал это в своих знаменитых парадоксах, где бегун никогда не сможет догнать черепаху и.т.д. Суть этих парадоксов такова, что под эти абсурдные заключения возведён фундамент правильной логической аргументации.
Всё выше сказанное следует учитывать при прочтении книги Восленского «Номенклатура», которую всё равно очень полезно и интересно прочесть.
Глава 1. Две вертикали
Начну с самого названия : «Дуализм партии и государства Советского Союза». С виду ничего особенного, но если приглядеться, можно увидеть саму сущность государственного управления. А именно дуализм власти. Грубо говоря, фразу можно разделить на «партийная система» и «Советский Союз» (т.е. система Советов). Вот именно эти две параллели власти, их взаимодействие или, наоборот, противодействие будет смысловым стержнем всей моей работы.
1. 1. Система Советов
В России Советы возникают в буре революционных лет – как наиболее простая, стихийно возникающая форма самоуправления. Впервые они появляются с 1905 г., но настоящая их история начинается в 1917 году, когда образуется вакуум государственной власти. Советы необязательно бывают большевистскими. Так рабочие Советы стихийно создавались во время венгерских событий 1956 года, в Польше в 1970 г., в дни Новочеркасских событий 1962 года.
В нашей стране, после большевизации Советов, их роль была существенно снижена; но когда в конце 80-х годов власть компартии резко ослабла, Советы вновь воспрянули духом. Основные силы политической оппозиции вошли в Верховный Совет в 1989 г. Ельцин, делавший карьеру в партийной вертикали, почуяв, куда дует ветер, на волне своей популярности перебрался в вертикаль Советов – аж в председатели Верховного Совета РСФСР. Ну а несколько позже, когда государственность России худо-бедно устоится, в 1993 году, в истории Советов будет поставлена жирная точка.
До революции 1905 года, Ленин, следуя за Марксом, считал, что в период от социалистической революции до коммунистического общества будет существовать государство типа Парижской коммуны 1871 года. Когда же в 1905 году, в революционной России не по плану какой-либо партии, а стихийно стали создаваться Советы, Ленин усмотрел в них рожденную исторической закономерностью форму такого государства. Власть Советов, писал Ленин, это «власть того же типа, что и парижская коммуна».
В теории Совет – это одновременно исполнительный и законодательный орган. При нем существует исполнительный комитет (исполком), на который возложена организация по проведению решений Совета в жизнь. Учебник ТГП за 1987 год, называет Советы органом ВЛАСТИ, а исполком – органом УПРАВЛЕНИЯ.
Конституция 1936 г. разорвала единство этой системы на высшие и местные органы госвласти и на такие же органы госуправления. «Высшим органом власти» считался Верховный Совет (законодательная власть). «Высшим органом госуправления» - Совет Министров – оно же правительство (исполнительная власть).
Схема 1.
Теперь обратимся к схеме так называемой системы органов управления:
Схема 2.
Госкомитет, как я понял, выполняет функции аналогичные Министерству. Последнее назначается в какой-либо обширной области (Министерство тяжелой промышленности). Комитеты же организуют в более узких областях (например, служба наблюдения и прогноза погоды).
1.2 «Власть» на местах"
Райсоветы народных депутатов являются основным звеном в общей системе Советской власти.
Схема 3.
Местные Советы избирают исполком и другие подотчетные ему органы. Местные органы управления – это исполкомы местных Советов, отделы исполнительного комитета, а также иные органы управления на местах (райвоенкомат, отделение госбанка и т.д.). Исполнительный комитет избирается Советом из числа депутатов, в составе председателя, его заместителей, секретаря и членов исполкома. Исполком направляет работу подчиненных ему органов (отделов и управлений), предприятий, учреждений, организаций.Получается,что исполком -это что-то вроде президиума райсовета. Так, если депутаты райсовета в массе продолжают работать на своих основных местах, съезжаясь только на время, то исполком составляют депутаты, работающие постоянно, на профессиональной основе. Исполком между заседаниями райсовета принимает всю полноту власти над районом. Еще несколько слов о постоянных комитетах. По названию комитеты часто совпадают с названиями отделов исполкома. Например, постоянный комитет по народному образованию и такой же отдел исполкома по народному образованию. Разъяснений в учебнике также нет. Можно предположить, что депутаты райсовета входят в состав одной из комиссий и работают в ней во время сессий. Естественно, что в каждой комиссии существует председатель и секретариат. Они работают постоянно. Функции председателя и секретариата, скорее всего, выполняет отдел исполкома.
Вкратце я описал Советскую систему управления. Возможно, здесь допущен ряд неточностей. Часто можно встретить слова вроде: «возможно», «наверное», или «думаю так»; будто речь идет не о конкретном предмете, а о туманной, еще не доказанной гипотезе. Верно, но здесь вина не только моя, но также и авторов источников, из которых я черпал информацию. Если брать все тот же учебник ТГП, может показаться, что я описал систему власти СССР вполне достаточно, хотя и сокращенно. По нему выходит, что Советским Союзом управляет народ, через своих представителей – депутатов, то есть вся власть принадлежит Советам, в которых сидят депутаты, проводящие сквозь себя волю избирателей. Но все тот же учебник, создав эту картину, сам же ее разрушает фразами типа: «ведущей и направляющей силой социалистического общества является компартия» или «конституция СССР закрепляет полновластие народа. И руководящую роль КПСС».
Итого: власть «принадлежит» Советам, а ими управляет компартия – «ведущая и направляющая сила нашего общества». Вот именно на эту силу я намерен переключить свое внимание.
1.3. "В лабиринтах политбюрократии"
Буржуазия – класс имущий, и потому господствующий. Номенклатура – класс господствующий. И потому имущий М.Восленский
Теперь употребляя слова «органы власти» можно уже обходиться без кавычек.
«Господство каждого класса, всегда было властью меньшинства над большинством. Обеспечение устойчивости такого положения, требует разных мер. Тут прямое насилие и угроза его применения, экономическое давление и поощрение, идеологическое одурманивание и не в последнюю очередь – маскировка подлинных отношений в обществе. Так было и будет всегда. Власть феодалов маскировалась как освященная богом власть короля и его вассалов. Господствующий класс не любит лишний раз выпячивать факт своего господства, «новый класс» идет дальше: он скрывает само свое существование. Класс «управляющих» внешне сливается с частью обычного (хоть и сильно раздутого) – госаппарата».
Номенклатура (в буквальном переводе – «список должностей») возникает как историческое продолжение организации профессиональных революционеров, ставших после победы революции профессиональными правителями страны. Функция управления – стержень номенклатуры.
Буржуазия в первую очередь руководит экономикой, материальным производством и уже на этой основе играет роль и в политике. Так пролег исторический путь буржуазии от бесправия третьего сословия к власти. Иной исторический путь у номенклатуры. Он идет от захвата государственной власти к господству и в сфере производства. Номенклатура осуществляет в первую очередь именно политическое руководство обществом, а управление материальным производством является для нее второстепенной задачей. Политическое управление – вот наиболее точное определение функции номенклатуры. Главное здесь не собственность, а власть. В своей совокупности она обеспечивает всю полноту власти в обществе. Все действительно подлежащие выполнению решения в стране принимаются ей. Это особенно делает необходимым четкое разделение политико-управленческого труда.
Такое разделение существует, и его правила соблюдаются. Каждый партаппаратчик имеет свой отведенный ему участок властвования. Номенклатура является своеобразной системой ленов, даваемых соответствующим партийным комитетом – членам номенклатуры этого комитета.
Так, Политбюро, может назначить – или как принято говорить, «рекомендовать» председателя колхоза. Но это было бы нарушением правил (если, конечно, речь не шла о разжаловании в председатели колхоза высокопоставленного лица, входящего в номенклатуру Политбюро), но всемогущее политбюро таких экспериментов старалось не проводить, и председателей колхоза уверенно назначает бюро райкома партии.
Попросту говоря, в СССР имелось две бюрократических системы. Чиновничество госаппарата и политическая (партийная) бюрократия. Первый вид находился в подотчетном положении у второго. Но и тут не все так просто. Нет четкого разделения. Например, кроме «чисто» партийных работников, существует ряд номенклатурных должностей в госаппарате и других государственных организациях. Ясно, что все эти посты ключевые. С первой категорией все относительно понятно. Это первые и вторые секретари парткомов, заведующие отделами и секторами тех же парткомов. Также председатели, замы председателей и секретари профсоюзных органов. Все они принадлежат к номенклатуре – за исключением руководителей первичных парторганизаций. В общесоюзном масштабе – ЦК КПСС, ЦК ВЛКСМ, ВЦСПС, ЦК-профсоюзов и центральные общественные организации. В республиканском масштабе – ЦК национальных компартий, Советы и ЦК профсоюзов. В масштабе краев, областей и округов – крайкомы, обкомы и окружкомы КПСС, ВЛКСМ и профсоюзов.
Вторую категорию составляют руководители органов государственного управления и их структурных подразделений. Кто это? Номенклатура, восседающая не в партийном, а в государственном аппарате: главы правительств СССР и республик, министры, председатели госкомитетов, начальники главков, управлений и отделов Советов Министров, министерств. Председатели исполкомов (краев, областей, Округов, районов и городов), а также замы всех этих чинов.
Что касается таких органов «власти» как Советы, то здесь Восленский не дает никаких вразумительных ответов. В данном случае он делит номенклатуру на штатную и выборную. В штатную входят все ответственные (т.е. нетехнические) работники парторганов, руководящие работники госорганов, занимающие ключевые посты в колхозах, научных организациях и творческих союзах. Сюда входят лица, назначенные на штатные номенклатурные посты, т.е. на аппаратные должности.
Выборная номенклатура – та, в которую входят лица, утвержденные или «Рекомендованные» на «выборные» номенклатурные посты. Сюда также входят члены и кандидаты ЦК и центрально-ревизионной комиссии, депутаты верховных и местных Советов, члены разных комитетов: защитники мира, советских женщин и т.д. Выборная номенклатура характерна тем, что она временная. Ее разочаровывающая особенность используется на проверке работы секретарей парторганизаций, с целью отобрать из них подходящих людей в штатную номенклатуру. Эта особенность позволяла «выбрать» определенное количество рабочих и колхозников в Верховные Советы: избранный туда колхозник не становился от этого частью господствующего класса и, несмотря на свой громкий ранг, подобострастно слушался указаний любого сотрудника ЦК.
Господствующий класс СССР – политическая бюрократия, работающая на профессиональной основе. Им, как раз, депутат Совета не являются. Последний тоже имеет ряд привилегий, которые разнятся в зависимости от того, кто он – депутат горсовета или депутат Верховного Совета республики. Чтобы совсем запутать, скажу, что есть еще такое понятие как учетная номенклатура. Например, список органа включившего данное лицо в номенклатуру – это ОСНОВНАЯ номенклатура. И второй список – вышестоящего партийного органа, который санкционировал это включение – это УЧЕТНАЯ номенклатура. Номенклатурщик может быть одновременно в нескольких таких списках: например, замминистра будет в основной штатной номенклатуре секретариата ЦК (первый список) и в учетной номенклатуре Политбюро ЦК (второй список), но если он еще депутат Верховного Совета СССР или кандидат в члены ЦК, значит, он еще находится и в выборной номенклатуре тех же органов (третий список).
1.4. Способ принятия решений
Конституция СССР перечисляет органы власти от общественного до местного уровня. Высшим органом госвласти является Верховный Совет СССР. Он осуществляет верховное руководство страной, ему принадлежит полнота власти. Но тут же пишется: «деятельность Верховного Совета СССР и его органов направляется на выполнение разработанных партией программы коммунистического строительства».
Итак, сначала Верховный Совет одновременно… высший орган власти, «ему принадлежит ВСЯ полнота власти», с другой стороны вся его работа направлена на беспрекословное выполнение указов партии. Там же: «постоянный характер работы Верховного Совета обеспечивается работой его сессии, Президиума, комиссий Верховного Совета» . Депутаты созываются два раза в год. Президиум созывает сессии Верховного Совета СССР, координирует работу постоянных комиссий палат, осуществляет контроль за выполнением Конституции. Ниже Президиума стоит Правительство СССР – Совет Министров. Последний отчитывается в своей работе перед Верховным Советом и его Президиумом. Совет Министров СССР объединяет и направляет работу министерств и других подведомственных ему органов.
Так что, все решения исходят от Совета? Конечно, нет. Центрами принятия решений являются не Советы, столь щедро перечисленные в Конституции СССР, а органы, которые в ней почти не названы. Это парткомы разных уровней: от ЦК до райкома КПСС. Они и только они принимали все до единого политические решения любого масштаба.
«У истоков практически любого дела в стране, большого и малого, находится направляющая директива партии» . Официальные органы власти лишь подтверждают то, что давно решено. Верховным органом парткомитета КПСС являются пленумы этих комитетов (т.е. собрание членов всех этих комитетов). Но фактически не пленумы решают вопросы. Их решает бюро и секретариаты парткомов. Здесь принимаются окончательные решения. На пленумы выносились немногие из них, и то только для проформы.
«…Компартия не администрировала, а вырабатывала политическую линию, определяла задачи, и доводила их до сознания широких масс через Советы, и с их помощью достигала намеченной цели» .
1.5. Модель номенклатуры
Читая М.Ю. Восленского, я обратил внимание на фразы типа: «парткомы и их номенклатура». Сначала я смотрел на партбюрократию как на единое целое, но это оказалось не совсем так. Попытаемся разобраться.
Ранее существовало определение номенклатуры, как перечня руководящих должностей, замещение которых производит не начальник данного ведомства, а вышестоящий орган и соответственно перечень лиц, которые эти должности замещают или находятся в резерве для их замещения.
По Конституции СССР министр избирается Верховным Советом, а замминистра Советом Министров. Однако это не значит будто министр – номенклатура Верховного Совета, а его зам – Совета Министров. Министр – номенклатура Политбюро ЦК КПСС, а замминистра – номенклатура секретариата ЦК КПСС. Без их решения не будет ни голосования в Верховном Совете, ни указа его Президиума, ни постановления Совета Министров.
Номенклатура СССР назначается бюро и секретариатами парткомов, а не формально принимающими решения государственными или общественными организациями. Таково правило. Восленский утверждает, что избираемый Собором Русской Православной Церкви Патриарх московский и Всея Руси состоит в номенклатуре ЦК КПСС.
Но сначала обратим внимание на нижнее (основное звено) в партийной иерархии – райком.
Схема 4.
Лица, непосредственно входящие в штаб райкома, т.е. в состав бюро, секретариат или аппарат парткома – и есть сердцевина господствующего класса на местном уровне. Именно здесь берет свое начало та сила, что «вдохновляет и направляет». Райком назначает из партийного списка на ключевые государственные посты своих людей, «рекомендует» кандидатов в депутаты райсовета. Эта-то группа лиц и есть номенклатура райкома, которая хотя и входит в политическую элиту СССР, но не является стержнем политбюрократии. Она также осуществляют власть, но в пределах, очерченных политическими решениями руководящих органов номенклатуры и указаниями аппарата.
Это может показаться тавтологией. Выше сказано, что номенклатура парткома находится на ступень ниже партийной номенклатуры. Восленский разъясняет этот путаный момент своей схемой.
Если дать стереометрическую модель, то получится конус с конической сердцевиной:
«На поверхности параллельными основанию окружности будут отмечены границы от номенклатуры райкомов до номенклатуры ЦК, и от самих райкомов внизу до ЦК КПСС наверху. Сама верхушка обозначает политбюро, а вершина генсека ЦК КПСС.
Однако монолитными частями модели является не параллельные срезы (комитет + его номенклатура), а сами два разнимающихся конуса» . Сердцевина сделана как бы из особого материала, отличного от сравнительно рыхлого тела внешнего конуса. Это тело не только создано сердцевиной, но и держится, как на стержне, на сердцевине в целом.
Сама же сердцевина тоже двухслойна: внутри – слой решающих органов (бюро и секретариат), снаружи – слой предрешающего партаппарата. Но слои эти связаны неразрывно, и отделить одни от другого невозможно.
Чтобы лучше разобрать, приведу еще пример из книги Восленского: «Почему скажем, министр, член правительства СССР, входящий в номенклатуру Политбюро ЦК, должен считаться секретарем периферийного райкома, который в эту номенклатуру не входит? Казалось бы, учинить ему, как принято, по минестерски грозный разгон, наорать на него из Москвы по правительственной телефонной линии ВЧ, так как орет он на своих начальников главков, и дело с концом.
Ни за что не сделает этого министр, а будет говорить с товарищем по тому же ВЧ любезным, чуть ли не вкрадчивым голосом, который работники его министерства слышат только во время приемов иностранных гостей. Министр знает: без санкции обкома он не сможет ни назначить, ни сместить директора, находящегося в данной области предприятия, без соглашения секретаря райкома не сможет послать его даже в самую краткую командировку в социалистическую страну, не говоря уже о капиталистической. А если эти секретари разозлятся на министра, то они смогут сделать жизнь всех его ставленников в области совершенно невыносимой. Он же им ничем не сможет отплатить, потому что высшие органы не станут «подменять» секретарей. При профессиональной злопамятности секретарей и опыте в интригах любые трения министра с ними могут нанести ему ощутимый ущерб в ЦК».
Ну, а сами труженики райкома, в чью они номенклатуру входят; или они сами по себе? Логический ключ «кто назначает, в ту номенклатуру и входит» здесь слегка заедает. Руководящие должности в парткоме по уставу выборные. При Ленине так было и на деле. Но уже при Сталине начинает складываться другая система. Официально осталось по-старому, пункт устава был легко обойден: руководящие органы «рекомендуют» нижестоящих лиц, подлежащих избранию. Например, кандидатов в секретари волостных комитетов рекомендовал губком, кандидатуру губкома – Секретариат ЦК. Секретариат вел напряженную работу по подбору и перестановке этих новых губернаторов. В 1922 г. были перемещены 37 секретарей губкомов и 42 новых «рекомендованы». Интересно, что тот же Секретариат ЦК рекомендовал кандидатов не только нижестоящим, но и вышестоящему органу – Оргбюро ЦК, которое принимало решение о замещении высоких постов в партии и государстве. Таким образом, Секретариат со Сталиным во главе централизовал в своих руках делоназначение на руководящие должности в стране. Троцкий в работе «Новый курс» критиковал эту систему. Утверждал, что она сделала секретарей-назначенцев независимыми от местных партийных организаций. Они больше не высказывают своего мнения, а заранее соглашаются с мнением «Секретарской иерархии».
Значит, Первого Секретаря «рекомендует» Первый Секретарь вышестоящей инстанции. И так вплоть до Генерального. Первый Секретарь республики, укрепляя свои позиции, ставит своих людей в нижестоящие парткомы, но это не значит, будто его ставленники входят в его номенклатуру, т.к. официально не звучит «такой-то поставил такого», тогда бы и вопроса не было. Но ведь официально «назначает» местный партком. Слово «рекомендовал» сбивает ход моей мысли. Это тоже осталось мне непонятным, и потому больше не буду мусолить эту тему. Кое-что надо сказать и о бюро райкома. В книжке Восленского четко описывается главное бюро СССР, т.е. Политбюро, а о местных - ни слова. В книге К.У.Черненко «Работа партийного аппарата» вскользь упоминается, что мол, в некоторых было, а в некоторых райкомах бюро не было. Поэтому придется остановиться на высших директивных органах ЦК КПСС – Политбюро и Секретариате. После, этот частный случай переведу в общую закономерность (т.е. по аналогии с политбюро выясню роль бюро райкома).
1.6.Директивные органы
Снова открываю советский учебник ТГП. Ну, вот, например: «Основой КПСС являются первичные организации. Верховный орган КПСС – съезд партии; съезд избирает центральный комитет, который в период между сессиями руководит всей работой партии, ЦК КПСС избирает Политбюро ЦК (Президиум) и Секретариат ЦК.
Итак, начнем по порядку.
Политбюро
Политбюро как политический орган в составе ЦК было создано в 1912 г. Его задачей было принимать решения по наиболее важным делам. Политбюро и Оргбюро сначала были лишь вспомогательными органами ЦК, а не возвышающимся над ним «советом богов», каким оно стало при Сталине. При нем оно было подобрано, как группа личных приятелей вождя. После Сталина Политбюро, теперь не клика друзей генсека, а в определенном смысле представительный орган. Гарантированные места здесь имеют глава Правительства СССР, Председатель Верховного Совета СССР, ведущие секретари ЦК КПСС, председатель КГБ и министр обороны, Первые Секретари ЦК КП союзных республик, а также Первые Секретари московского и ленинградского горкомов партии.
Политбюро – это собрание самых высокопоставленных лиц страны. Секретариат ЦК использует свою власть для продвижения стратегических планов Политбюро в жизнь.
Секретариат ЦК
Как технический орган сложился еще до революции. Вел переписку с большевистскими комитетами в разных частях страны. Но как постоянный орган в составе ЦК был образован одновременно с Политбюро и Оргбюро в 1917 г.
Сначала Секретариат был как бы придатком Оргбюро. Со временем он превратился в самостоятельный орган, который растворил в себе Оргбюро.
Задача Секретариата ЦК заключается в ведении текущих дел, организационного и исполнительного характера. В 80-е годы число секретарей ЦК КПСС было 12. Генсек ведает всеми вопросами, остальные секретари имеют определенные участки работы. Это партийная работа, идеология, оборона, промышленность, сельское хозяйство и т.д.
Если члены политбюро считались равными, кроме Генерального Секретаря, то в Секретариате ЦК существовала, открыто признаваемая иерархия: деление на секретарей входящих в Политбюро и на секретарей в него не входящих.
Аппарат ЦК
Несмотря на огромную власть Политбюро и Секретариата, принятые ими решения в большинстве случаев бывали заключительным актом в работе сложного механизма. Аппарат играл важную роль не только в подготовке текстов решений, заявлений и речей, но и в формировании мыслей руководства номенклатуры. Аппарат был правомочен давать указания, выполнение которых было обязательным. Число протокольных решений Политбюро и Секретариата велико, но оно ничтожно в сравнении с числом постоянно дававшихся указаний (устных и телефонных), нигде не зафиксированных, но обязательно выполнявшихся.
Вместе Политбюро и Секретариат ЦК – машина для принятия политических решений в общесоюзном масштабе. Вместе они правили Советским Союзом.
1.7. Заключительное описание номенклатуры.
Получив некоторое представление о высших директивных органах КПСС, можно перейти к основному звену партийной иерархии – райкому. И путем переноса (т.е. аналогии) с высших партийных органов переключиться на аналогичную структуру нижнего звена КПСС. Я имею ввиду конкретно бюро райкома. Предполагаю, что в него входят Первый Секретарь райкома, некоторые Секретари Секретариата райкома, а также наиболее высокопоставленные лица (районного масштаба) государственных и общественных организаций. Функции бюро и Секретариата райкома аналогичны функциям Политбюро и Секретариата ЦК, только соответственно на более низком уровне.
Существование различных категорий номенклатуры осложняет ее описание. Важно добавить, что УЧЕТНАЯ номенклатура РАЙКОМА весьма обширна, но она НЕ ЯВЛЯЕТСЯ частью номенклатуры, как господствующего класса. Здесь, райком уже не назначает, а лишь принимает к сведению назначение, произведенное НЕ ПАРТИЙНОЙ, А ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ на должность ответственную в масштабе района, но не связанную с осуществлением власти. Так начальник жилищно-эксплуатационного управления домов входит в учетную номенклатуру райкома, но в прямом смысле номенклатурщиком он не является.
В партийной иерархии ниже райкомов существовали партийные бюро первичных организаций. Они также входили в учетную номенклатуру райкома, но так же не являлись номенклатурой в прямом смысле.
1.8. Революция или эволюция?
В августе 1991 года Ельцин Б.Н. заявил с экрана телевизора о том, что власть КПСС закончилась. События этого периода называли «бархатной революцией». Вроде как народ сверг надаевшию компартию. Ну, а что же было на самом деле?
В конце 80-х начале 90-х годов наиболее разумная часть советской номенклатуры поняла, что в обществе идут необратимые изменения, и продолжать управлять по старому будет для неё самоубийственно. А ведь надо не только выжить, но и сохранить своё положение в обществе. Чтобы лучше понять так называемую «бархатную революцию» с последующей приватизацией, рассмотрим пример, уже не раз повторяющийся в истории.
В древних деспотиях, в отличие от античных стран, положение человека в обществе зависело не от величины его имущества, а от ранга должности, которую он занимает в госаппарате. Сатрап (губернатор) назначается сверху и был только высокопоставленным чиновником. При такой форме власти тоже была аристократия. Она имела привилегию в назначениях на ключевые посты в государстве. Как только власть центра заметно ослабевала, то крупные чиновники норовили стать крупными собственниками, с правом передачи этой собственности по наследству. Уместно добавить, что изначально в средневековой Европе слово граф обозначало должность вроде губернатора, которую со временем приватизировали (вместе с губернией).
Ситуация в Европе отличалась от стран с деспотической формой правления. Там господствующим классом была не бюрократия, а крупные собственники. Здесь положение человека зависело от величины его собственности: Чем она крупнее, тем выше пост можно занять.
Позже, в средневековой Европе, феодалы тоже будут сочетать политическое лидерство с экономическим. Через некоторое время в Европе появляются другие крупные собственники, которые не входили в политическую элиту. Это были банкиры, предприниматели, купцы. Собственники из третьего сословия не имели политических прав и были совершенно беззащитны перед произволом власти.
Постепенно аристократия слабела. Буржуазия набирала сил. Когда чаша весов перевесила в пользу последний, она восстала. Экономическая элита завоевала политические права.
Сначала это произошло в Голландии (16 в.), потом - в Англии (17 в.), потом - во Франции (18 в.), затем - в остальной Европе (19 в.), и наконец - в России (Февральская революция).
Либеральным государством управляет аппарат бюрократии, но господствующим классом является буржуазия.
Но вернёмся в Советский Союз. Много власти имели первые секретари, не было только свободы. Партийная система пусть слабо, но всё-таки сдерживала неуемные желания некоторых товарищей: заграницу едешь только с разрешения парткома, деньги есть, но особо вкладывать их некуда. То ли дело на Западе, уж там созданы все условия для реализации творческой натуры. Хорошо нет Сталина, но где гарантии, что снова у руля власти не окажется честолюбивый и свирепый Генсек. Такая опасность, как дамоклов меч, всегда висела над номенклатурой. Ей ещё повезло, что Андропов был уже стар и серьёзно болен. Но и тот 1983 год много страха нагнал на обнаглевших в Брежневское время партийных чиновников.
Гарантий, что такое не повторится, нет, а хотелось бы. В либеральных странах этот риск сведен к минимуму. Там воля главы государства сильно ограничена.
Захотелось номенклатуре либеральных свобод. Именно она, а не народ больше всего боится диктатуры.
События 1991 года правильнее называть не «бархатной революцией», а эволюцией партийной бюрократии. Государство умирало, но оставалась госимущество. Почему бы не стать хозяином осиротевшей собственности?
Первые секретари республик захотели стать Президентами, кто рангом поменьше видели себя буржуазией, другая часть решила остаться на ключевых постах в аппарате власти уже нового государства, (беспредел даёт шанс для быстрого роста карьеры, вылезти на политический Олимп - такая возможность редко выпадает в стабильном обществе). Новые господа стали тяготиться Советским Союзом.
В самый критический момент тогдашние президенты России, Украины и Белоруссии подписывают Беловежские соглашения за спиной Михаила Горбачёва. Первым делом они звонят …Президенту США, чтобы сообщить ему радостную весть.
Для номенклатуры либерализм несёт как плюсы, так и минусы. Дело в том, что в советской системе товарищ который «колебался только с генеральной линией партии» тоже имел некоторые гарантии. А именно: стабильная благополучная жизнь, льготы, спецпайки и прочие радости. Приватизировав часть госсобственности в бурных 90-х, он остался с ней один на один. Либерализм предъявляет каждому индивидууму вопрос: « НАСКОЛЬКО РЕНТАБЕЛЬНА ЕГО ДЕЛОВАЯ АКТИВНОСТЬ?» Теперь уже нельзя отсидеться, как на партсобрании.
Инстинкт самосохранения заставил бывших партийцев снова сбиваться в стаи. Из бизнеса и политики стали сбегаться они в политические блоки типа «Отечество вся Россия», «Наш дом Россия», «Единство». Потом эти партии слились в одну. «Наконец-то три номенклатурные Партии объединились», - иронизировала пресса. «У нас как в анекдоте, какую партию не создаём, всё время получается КПСС», - шутил на съезде объединённой партии Виктор Черномырдин.
Это закономерный процесс. Индивидуализм и свобода конечно хороши, но в «джунглях» легче выжить в стае. Не будем забывать, что в бизнесе и политике новой России стали активно участвовать кроме партийцев ещё и криминальные структуры. Последние сумели выжить, когда КПСС была сильна и обладала всеми рычагами власти. В обстановке всеобщего развала, криминал чувствует себя ещё лучше, чем привыкшие к стабильности бюрократы.
Рано или поздно перед «новым классом» остро встанет вопрос: либеральные свободы и гарантии от появления личностей вроде Сталина или Андропова (но тогда, господа, извольте проявить свою предприимчивость - тому кто этого сделать не сможет, либерализм быстро укажет его место), или отказ от части своих свобод, но получение взамен гарантий иного рода, вроде тех, что имели в советские времена.
А вот совместить плюсы первой и второй систем если и получится, то ненадолго. Потому что в нашей стране любят крайности, а не золотую середину.
Наконец-то мы вышли из бюрократических закоулков. Теперь можно взглянуть на прошедшую эпоху не изнутри, а сверху. Возможно, здесь будет много надуманного, зато атмосфера более разряженная.
( ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ -
читайте следующую главу "Исторические параллели").
|