Логин Заголовок

На главную страницу

СВОБОДА! СПРАВЕДЛИВОСТЬ! СОЛИДАРНОСТЬ!

Социал-демократия в современном мире (исторический путь: теория и практика)

Вместо предисловия
Томас Майер, немецкий социал-демократ:

            "Социализм умер. Так было объявлено после крушения коммунизма. Конец коммунизма есть конец социализма, писали в 1989 г. в заголовках и комментариях, не делая разницы между этими понятиями, что мешало правильной ориентации. Простое отождествление, не говоря уже о намеренном злоупотреблении, вводит в заблуждение вместо прояснения сути.

            Социализм, коммунизм, демократический социализм - эти понятия в нынешней дискуссии смешиваются, как будто у них нет истории, как будто за ними не стоят политические силы, ответственность которых за прошлую деятельность следует различать так же четко, как и их цели на будущее.

            Касается ли смерть советского коммунизма судьбы социализма в целом? Закоренелым противникам социализма большевсего хочется, чтобы это было так. Они всегда без всяких церемоний выносили ему смертный приговор, с тех пор как в начале XIX века идея социализма приобрела влияние в индустриальных обществах.

            Что отличает демократический социализм от того, что выдавали за социализм коммунисты? Ответ на этот вопрос необходим для правильной ориентации в современных условиях. Чтобы понять, как и почему социализм в процессе общения, пройденного поколениями, стал тем, чем является ныне, нужно оглянуться назад…"

Грудкова Е.А.,студентка СПбГУ ФМО

Введение

      Социал-демократия - влиятельная сила в рабочем и демократическом движении многих стран.В настоящее время в мире насчитывается более 80 партий социал-демократической ориентации с количеством членов свыше 17 млн. чел. На более чем   вековой практике идеология социал-демократизма оказалась наиболее жизнеспособной и социально эффективной, несмотря    на радикальные изменения в мире. В то время как многие политические идеологии приходили в упадок,теряли полностью свой авторитет в обществе, идеология социал-демократизма усиливала свое влияние. Социал-демократическая идеология является сегодня политической доктриной центристских сил, хотя зарождалась она как левая идеология внутри марксизма. Однако ее теория, которая никогда не имела ортодоксального характера, позволила ей органично изменяться вместе с изменениями социальной действительности. Она интегрировала достижени политической мысли различных направлений, создала идеологию, выражающую интересы широких слоев населения: рабочих, интеллигенции, предпринимателей. Это обстоятельство вызывает интерес к идеологии социал-демократизма.

       Для многих социал-демократия есть нечто однозначное в идеологии, политике, во внутрипартийных структурах. Между тем социал-демократические партии - члены Социалистического интернационала (создан в 1951 г.) разнятся между собой и по географическому признаку, представляя там страны всех континентов и по принадлежности к государствам, находящимся на разных ступенях общественно-политического и социально-экономического развития.

       Конечно, можно назвать единые ценности, на которые опирается социал-демократическое движение:свобода, социальная справедливость и солидарность. Можно вычленить признаки социал-демократических партий. Только их совокупность позволяет говорить о социал-демократии как специфическом элементе современных обществ. Во-первых, их идейная общность - ориентация на демократический социализм, понимаемый не только как идеал, но и как процесс длительных, не ограниченных каким-то определенным отрезком времени общественных преобразований. Во-вторых, устойчивые связи с местным профсоюзным движением, с различными категориями наемных работников физического и умственного труда. В-третьих, принцип поиска политического консенсуса при решении различных проблем. Наконец, в-четвертых, приверженность концепции социальной защищенности трудящихся, что всегда имеет приоритет при решении социально-экономических проблем.

      Но многие вопросы, приписываемые якобы только социал-демократии (вопросы рынка, ценообразования, налоговая политика, государственное регулирование экономики, экологическая политика и другие) могут рассматриваться лишь как особенность конкретного курса тех или иных партий - членов Социнтерна. Современная история знает случаи, когда реформы, проводимые в одних странах социал-демократами, в других осуществляются их политическими соперниками.

       Из сказанного можно сделат вывод,что социал-демократическая модель - упрощенное понятие. Политика социал-демократических партий, и в том ее сила, ориентируется не накакой-то образец, а на особенности социально-политического экономического развития конкретных государств. Еще на учредительном конгрессе социал-демократы отказались от единой идеологической основы своего движения, более того в Социнтерне перестал действовать довоенный принцип обязательности решений для партий, входящих в него. Каждая партия является самостоятельной и отвечает лишь перед своими членами и избирателями, что обеспечивает Социнтерну организационную устойчивость. Что касается концепции "демократического социализма", основанной на свободе, социальной справедливости и солидарности, то социал-демократы рассматривают социалистическую цель не с позиций экономического детерминизма, как у коммунистов, а исходя из предположения об ограниченной познавательной силе любой теории, так как всякая теория нуждается в постоянной коррекции, уточнениях, исходя из реальных условий. Именно поэтому социал-демократы и сегодня реальная сила, имеющая многих сторонников в различных странах мира.

Глава 1. Партии Социнтерна

        Социал-демократическое движение существует более века. Оно зародилось в Западной Европе и организационно сложилось к концу 19 века. Предпосылкой становления социал-демократии явилось мощное индустриальное развитие западноевропейских стран во 2-ой половине 19 века, что значительно расширило армию наемных рабочих. Необходимость ставила перед рабочими задачу отстаивания своих прав перед предпринимателями - главным образом через профсоюзы, в политической сфере через партии, которые могли бы бороться за их права в парламенте. Инициативу создания партий, как правило брали на себя профсоюзы. При этом они становились коллективными членами этих партий. Так возникла своеобразная лейбористская модель- модель тесного слияния деятельности профсоюзов и непосредственно руководства партии и депутатов от нее. Такая модель начала действовать в Великобритании с 1900 года, когда по инициативе британских профсоюзов и ряда социалистических организаций была создана Лейбористская Партия Великобритании для обеспечения избрания в парламент представителей от рабочих. Уже в первые годы своего существования численность партии превышала миллион человек, большинство которых являлись членами профсоюзов. На выборах в палату общин в 1906 году было избрано 54 лейбориста. Затем эта модель распространилась и на английские доминионы - Австралию, Новую Зеландию, Канаду. И сейчас в этих странах действуют лейбористские партии: они либо возглавляют правительство - Австралийская лейбористская партия, Лейбористская партия (Новая Зеландия), либо, изменив название, но не организационные принципы, являются влиятельной оппозиционной силой, например, в Канаде (Новая демократическая партия).

      В Германии партия, отражающая интересы рабочих, возникла раньше, чем в Англии - в 1863 году.Здесь также установилось тесное взаимодействие профсоюзов и руководства партии, но с сохранением самостоятельности каждой из сторон. Такая модель наиболее распространена в европейских социал-демократиях, прежде всего в северных странах, особенно в Скандинавии. Эти партии называют себя социал-демократическими и иногда как, например, в Швеции, добавляют определение "рабочая",чтобы подчеркнуть, чьи интересы защищает.

       Ряд партий социал-демократической ориентации называют себя социалистическими, чтобы еще нагляднее показать свою приверженность идеалам демократического социализма. Типичный пример - партия французских социалистов. Созданная в 1905 году, она называлась Французская секция Социалистического интернационала (СФИО, фр. аббревиатура). Партия отличалась радикальной политической программой, на некоторых этапах сближалась с коммунистами и лишь в 1971 году,оказавшись на грани развала, предприняла попытку к возрождению, изменив название на Французскую социалистическую партию и пересмотрев свои программные установки. Дважды находилась у власти(выборы 1981г. и 1988г.). Здесь уместно заметить, что среди социал-демократов до сих пор продолжается полемика между прагматиками, сосредоточенными на решении конкретных задач(их и называют социал-демократами) и теоретиками, которые заботятся о том, как бы повседневная деятельность не увела от основной задачи - строительства демократического социализма(они предпочитают называть себя социалистами).

       Все более активной становится деятельность партий социал-демократической ориентации в Латинской Америке. На это есть объективные причины; во-первых, крушение военно-репрессивных режимов (70-80 гг.) и переход к освоению политической демократии; во-вторых, бурная экономическая деятельность в ряде стран, влекущая за собой увеличение численности наемных рабочих, нуждающихся в социальной защите. Но латиноамериканские социал-демократы отличаются от европейских: в их теории, лексиконе, названии партий еще присутствуют радикальные настроения,господствующие еще в период национально-освободительной борьбы, например: левое революционное движение (Боливия), Доминиканская революционная партия, Радикальная партия Чили и др. Но ориентация на политическую демократию, смешанную экономику, национальную независимость, приобщение к практической деятельности, в случае прихода к власти, создают основу для установления соглашений с другими партиями в рамках Социнтерна.

       На Азиатском континенте социал-демократия смогла прочно утвердиться только в Японии. Здесь существуют две партии социал-демократической ориентации: Социалистическая партия Японии (основана в 1945 году) и Партия демократического социализма (основана в 1960 году), являющаяся ведущей оппозиционной партией. И хотя они никогда не были у власти, их влияние на жизнь государства велико.

       Такие же страны как Индия, Индонезия, а также государства исламского мира оказались вне влияния Социнтерна. Только в немногих странах Ближнего и Среднего Востока (Израиль, Ливан, Египет, Турция) заметна активность социал-демократических партий. А на конгрессе Социнтерна в Стокгольме (июнь 1989 г.), в качестве консультативных членов, в эту организацию были приняты социал-демократические партии Пакистана и Непала. Современная история свидетельствует о том, что новые демократии, получая возможность политического и идеологического выбора, приглядываются к социал-демократическому опыту. Так что можно говорить о партиях давних социал-демократических традиций и партиях социал-демократического выбора. Это хорошо видно на примере Африки, где действует всего три партии социал-демократической ориентации: в Сенегале, на Маврикии и в Буркина-Фасо.Дело в том, что Африка многие годы была своего рода полигоном испытания различных идеологических моделей, не приспособленным к местным условиям. В 1981 году ряд африканских партий объединились в Африканский социалистический и демократический интернационал. Африканские социалисты видят альтернативу и капитализму, и коммунизму в "третьем пути", который содержит в себе некоторые элементы "негритюда", провозглашавшего общность всех африканцев. Основой социализма им представляется первобытная африканская община со свойственными ей общественными отношениями, формами сознания, моральными и этическими традициями и т.д. Сближение африканских социалистов с социал-демократиями Запада проходит медленно (исключением может быть только ЮАР).

       Интересно положение социал-демократии в США, где она практически не получила распространения. В США есть две партии, входящие в Социнтерн: Республиканская народная партия демократических социалистов США (7,0 тыс. чел.) и социал-демократы США (менее 1,0 тыс. чел.). Причина этого явления в следующем: в свое время наемные работники США пополнялись в основном энергичными людьми, которые плыли за океан в надежде на личный успех, как правило, связанный с предпринимательской деятельностью. Эта общая атмосфера американского общества с ориентацией на индивидуализм отрицательно воздействовала на формирование коллективистской психологии, общественных идеалов, связанных социалистическим переустройством. А когда с 20-х годов американские рабочие воочию убедились куда ведет социалистический эксперимент в России (в первые послереволюционные годы многие энтузиасты - рабочие и инженеры из США приезжали для оказания помощи Советской России), идеи социализма, даже в социал-демократической трактовке, находили у них все меньше поддержки. Сейчас в социал-демократические группировки США входит лишь часть левоориентированной интеллигенции.

       В странах Восточной Европы у власти находились коммунисты и социал-демократии как таковой не существовало. После 2-ой мировой войны социал-демократические партии в этих странах либо были запрещены, либо были объединены с коммунистическими. Так, например, образовались Социалистическая единая партия Германии. Процессы, которые происходят в последние годы, в странах Восточной Европы, особенно создание многопартийных систем, выявили способность социал-демократии к возрождению. Кстати, неожиданным явилось создание социал-демократической партии в постсоциалистической Монголии. Возникли и продолжают создаваться социал-демократические партии в сегодняшней России, в бывших республиках СССР. В сложившейся многопартийной системе, социал-демократы в нашей стране заняли свое место, но большого влияния на политическую и общественную жизнь страны они не оказывают.

       Как видим, социал-демократия на протяжении более чем ста лет проявила удивительную живучесть. Более того, ее идеи, ее политическая практика продолжают привлекать к себе внимание новых сил. Причина в том, что, отстаивая интересы трудящихся, социал-демократы в своей практике руководствовались прежде всего здравым смыслом и не боялись менять теоретические установки, являвшиеся основой их деятельности, если те противоречили возникающей реальности.

Глава 2. Экономические взгляды социал-демократов

      Один из главных выводов, который сделали для себя социал-демократы, заключался в следующем: у предпринимателей можно добиться уступок в пользу трудящихся, но в своих требованиях не следует переходить границы, за которыми предприниматели утрачивают стимул к дальнейшей деятельности и начинается дезорганизация производства. В этом суть реального социального партнерства. Почему предприниматели идут на такие уступки и где берут средства?

       Социал-демократы поняли, что прибыль формируется не только в результате присвоения неоплаченного труда рабочего, но является результатом целого ряда факторов, среди которых важнейшим являются труд рабочего, деятельность предпринимателя, менеджера; возможность в возрастающих масштабах применять трудосберегающую технику и технологию, конъюнктура рынка. Конечно, это понимали и использовали также профсоюзы. Но специфика политики социал-демократов в том, что, находясь у власти, они не только учитывают интересы отраслевых или региональных профсоюзов, но видят перед собой цельную картину всего общества, нужды и заботы всех социальных групп и не в последнюю очередь особо социально ущемленных. Отсюда их многолетние усилия по созданию развитой системы социальной защищенности, регулируемой государством. Социал-демократы при этом считают, что в социальные фонды государства за счет налоговых поступлений должно идти как можно больше средств, пусть даже при меньших темпах роста зарплаты. Эта политика хорошо прослеживается при следующем сравнении. Почасовая заработная плата в обрабатывающей промышленности Швеции (где социал-демократы у власти более полувека) составляла в 1987 г. 8,83 доллара, в США - 9,94 доллара. Но государственные расходы на социальные нужды в том же 1987 году составили в Швеции 55,8% от валового национального продукта страны, а в США - 28,9%.5 Эти расходы распределяются по различным статьям, составляя в совокупности целую систему "социального государства". Его создание - главный вклад социал-демократии в развитие мировой цивилизации. Интересно, что эта система в основном функционирует даже тогда, когда социал-демократов у власти сменяют партии консервативной или либеральной ориентации.

       Развитие "социального государства" тесно связано с механизмом косвенного регулирования экономических процессов, который в Европе первыми освоили после второй мировой войны именно социал-демократы, использовав при этом концепцию английского ученого Дж. Кейнса (эта политика получила название "кейнсианство"). Методы кейнсианского регулирования успешно действовали до середины 70-х гг., пока не выяснилось, что такая политика регулирования в сочетании с возросшими объемом государственных расходов (прежде всего на социальные нужды) сковывает предпринимательскую инициативу. Когда в некоторых странах на смену социал-демократам пришли консерваторы, они предложили новые, так называемые монетаристские варианты экономической политики . Однако в целом от сложившихся механизмов косвенного регулирования консерваторы не смогли отказаться, пересмотрев лишь их направление и масштабы применения.

       Все это подтверждает то, что за минувшее столетие социал-демократы освоили сложную науку социальной защиты трудящихся политической демократии и рыночных отношений. Это является главным отличительным признаком социал-демократии.

Глава 3. Политическая теория и ее эволюция

       Есть еще один отличительный признак: если в повседневной жизни социал-демократы стремятся отстаивать интересы трудящихся, руководствуясь здравым смыслом, то при этом они вовсе не утрачивают духовных ориентиров, стремясь постоянно продвигаться в направлении общества демократического социализма. Социал-демократия берет на вооружение теорию, рассматривая ее как способ познания действенности, осмысления проблем, возникающих в ходе развития общества и поиска действенных путей решения этих проблем. Когда же социал-демократы убеждаются, что их теоретическая платформа в чем-то уже не соответствует действительности, они пересматривают ее, не останавливаясь ни перед какими авторитетами. Рассмотрим этот отличительный признак на примере некоторых этапах исторического развития социал-демократического движения в Европе, особенно в деятельности германских социал-демократов, которые на первом этапе своего становления были достаточно ортодоксальны. Отказ от однажды избранной схемы происходит не сразу, а в бурных спорах и дискуссиях.

       На становление социал-демократии в Германии большое влияние оказал марксизм и в 90-х гг. прошлого века, когда была принята Эрфуртская программа (1891 г.) можно было полагать, что марксизм укоренился в сознании многих германских социал-демократов. Основополагающие истины марксизма: классовая борьба как движущая сила развития общества, революция как метод устранения господства буржуазии, пролетариат как авангард преобразований в обществе, диктатура пролетариата как форма власти трудящихся, - германские социал-демократы усвоили и были верны им до конца прошлого века. Но примерно на рубеже веков в партии стали все чаще высказываться сомнения о точности предсказания марксизма. Их изложил Эдуард Бернштейн в книге " Проблемы социализма и задачи социал-демократии" (1899 г.). Его выводы сводятся к следующему: не происходит обнищания пролетариата, а значит не может быть революционного взрыва, не исчезают средние слои, растет управленческий аппарат, неверна теория прибавочной стоимости, - а отсюда главный вывод, что неизбежного краха капитализма не произойдет. Следовательно, следует пересмотреть политическую стратегию социал-демократов, так как создались условия для постепенного реформирования капиталистического общества на базе политической демократии. Бернштейна назвали ревизионистом и резко осудили его суждения на нескольких партийных съездах. Очень медленно происходит политическая ориентация теоретических взглядов немецкой социал-демократии: сначала после Ноябрьской революции 1918 г., затем в период господства фашистов и, наконец, на 1-ом конгрессе Социнтерна во Франкфурте-на-Майне в 1951 году со всей определенность было заявлено, что социализм может быть только демократическим. И идея демократии - политической, экономической, социальной, в сфере культуры и международных отношений - проходит через все документы, принятые на конгрессе. Во Франкфуртской декларации получила конкретное воплощение попытка Э. Бернштейна рассматривать социализм не как раз и навсегда предложенную модель, а как процесс, в ходе которого с помощью политических средств наполняются все более реальным содержанием его основные ценности - свобода, справедливость, солидарность. Видно, что из чисто экономической категории социализм все более превращался в нравственную. И если во всех предшествующих утопиях, в научных разработках марксизма упор делался на справедливое распределение в условиях обобществленной экономики, то во Франкфуртской декларации центральной идеей является свобода. Это не означало, что социал-демократия отказывается от обобществления. Оно лишь должно проводиться в таких масштабах, в каких это действительно нужно обществу, и обобществленная экономика должна находиться под демократическим контролем, защищающим ее от произвола государственной бюрократии.

      Следующий теоретический прорыв был осуществлен германскими социал-демократами в 1959 году, когда они принимали свою новую программу принципов на съезде в Бад-Годесберге. В Годесбергской программе уточняется представление о социализме как процессе: "Социализм - это никогда не кончающаяся задача". Среди основных ценностей социализма здесь также на первое место становится свобода. Но, учитывая, что этого принципа придерживаются другие политические движения, социал-демократы свободу тесно связывают со справедливостью и солидарностью.

       В Годесбергской программе уже без всяких оговорок признана частная собственность, в том числе и на средства производства. Социал-демократы рассматривают ее в тесной связи с рыночной конкуренцией и смешанной экономикой, в которой равное право на существование имеют другие формы собственности: общественная, коллективная, индивидуальная и др. Отношение к рынку определено в формуле: конкуренция - насколько возможно, планирование - насколько необходимо. И, наконец, в Годесбергской программе социал-демократы, учитывая сдвиги в социальной структуре германского общества, сделали вывод, что они представляют интересы всего народа, а не только рабочего класса, не претендуя при этом на авангардную роль.

       Такая линия на переоценку взглядов была свойственна и социал-демократическим партиям других стран, особенно в сложный период 50-х-60-х, а затем 70х годов. Восприимчивость к меняющейся действительности позволяла решать дилемму: действовать в реальном мире, отличающемся от желаемого будущего. И позволяла более или менее успешно преодолевать возникавшие трудности. А трудностей возникала немало. 50-е и 60-е годы прошли под знаком острой конфронтации между Востоком и Западом. Социнтерн оказался втянутым в "холодную войну", что не могло не обернуться напряженностью в его собственных рядах. Акции в духе разрядки встречали сопротивление. Только в конце 60-х - начале 70-х годов Социнтерн пришел к одобрению политики разрядки как концепции, приверженность которой он сохранил и в дальнейшем.

       Другим источником трений стал подъем освободительной борьбы народов колониальных и зависимых стран. В то время, как лейбористское правительство Англии пошло на предоставление независимости большинству народов британской империи, французские и бельгийские социалисты оказались замешанными в колониальных войнах. Социнтерн вследствие резких противоречий между его партиями не смог занять в этих вопросах четкой позиции. Также не смог сразу определить свои позиции в связи с военным вмешательством США во Вьетнаме в середине 60-х годов.

       В конце 60-х - начале 70-х годов трение в Социнтерне резко усилились. Это было связано и с обострением социальной напряженности в странах Запада ("Красный май" в 1968 году во Франции, "жаркая осень" 1969 года в Италии и др.). Тяжелым потрясением явился экономический кризис 1973-1974 годов, так как считалось, что ничего подобного уже произойти не может. Кризис застал социал-демократию врасплох, вызвав немалое замешательство в ее рядах. Пассивность руководства Социнтерна побудила группу лидеров - В. Брандта, Б. Крайского и У. Пальме - взять дело в свои руки. Они, действуя по собственной инициативе, занялись поисками путей обновления Социнтерна.

      Такого рода импульсы шли с разных сторон. Важные события происходили в Южной Европе. Во Франции реорганизованная под руководством Миттерана Социалистическая партия подписала с коммунистами "Совместную правительственную программу" (1972 г.). В Португалии, Испании, Греции усилилась борьба против диктаторских режимов, в нее включились и социалисты этих стран. Некоторые партии Социнтерна оказали им помощь. О многом заставило задуматься свержение правительства Народного единства в Чили (1973 г.), которое пользовалось поддержкой Социнтерна.

      Впервые за время своего существования Социнтерн вынужден был трижды откладывать свой конгресс. 13 конгресс, состоявшийся в ноябре 1976 года в Женеве, прошел под знаком реорганизации Социнтерна. Изменение политической обстановки, проявление таких глобальных проблем, как конфликт Север- Юг ( Север - пояс индустриально развитых стран; Юг - страны трех "тропических континентов"), усиление гонки вооружений, особенно ядерных, обостренное внимание мировой общественности к нарушениям прав человека - все это потребовало от Социнтерна новых идей и инициатив, если он хотел, чтобы его воспринимали всерьез. Социал-демократы смогли пересмотреть свою теорию и практику не только во внутреннем, но и внешнеполитическом курсе. Все это объясняет почему престиж Социнтерна с середины 70-х годов заметно возрос. Расширилась его массовая база. Так в 1975 году в состав организации входило 35 партий с правом голоса, в 1989 году это число возросло до 52, а с учетом консультативных членов - до 77. Примерно треть из них правящие. Число избирателей, голосующих за партии Социнтерна, возросло за это время почти в два раза - с 80 до 150 млн.

      80-е годы принесли много нового в теорию и практику социал-демократического движения. Интересно, что в декабре 1989 года в Берлине социал-демократы приняли новую программу; констатируя, что все основные принципы Годесберга сохранили свою силу, они предложили ответы на новые вопросы. Прежде всего, по их мнению, следует отказаться от ориентации на безудержный промышленный рост, необходимо пересмотреть сам смысл прогресса. Другой важный вывод - среда обитания человека находится в критическом состоянии. Поэтому отныне любая хозяйственная деятельность должна осуществляться непременно с учетом воздействия на экологию. Осмысливаются в программе и последствия вхождения в фазу информационно-компьютерного общества, что влечет за собой изменения в характере труда, образе жизни, психологии людей. Много внимания в этой связи уделяется проблеме труда. Речь идет не только о том, чтобы ввести пятидневку при 6-часовом рабочем дне, но прежде всего о необходимости для трудовой деятельности носить творческий характер, о признании равноценности различных видов труда - производственного, домашнего, общественного. Много внимания уделено равноправному положению женщин в обществе.

       В Берлинской программе появилось понятие солидарного общества. Отметим, что это присуще не только германским социал-демократам. Французские социалисты в своей правительственной программе 1988 года главное внимание тоже сосредоточили на этой идее. Солидарное общество - это разветвленная и надежно функционирующая система социального обеспечения, улучшения здравоохранения и системы образования, борьбы с безработицей, защиты окружающей среды, жилищного строительства, расширение сферы услуг, заботы о детях, молодежи, женщинах, развитие индивидуальных и коллективных прав и свободы многое другое, что обеспечивает высокий уровень жизни. Причем французские социалисты говорят не только о материальном уровне, но и о развитии духовной и культурной жизни каждого человека и общества в целом. Солидарность дает, кроме того, сознание принадлежности к одному обществу, а это мощный фактор его интеграции.

       Таково теоретическое обоснование будущего у французских социалистов и германских социал-демократов. В этом же направлении развивается теоретическая мысль и социалистов Австрии и шведских социал-демократов и социал-демократов других стран, где они находятся у власти. То есть политическая деятельность постоянно развивается в направлении дальнейшей гуманизации человеческих отношений и ориентируется на основные ценности демократического социализма, или на требования солидарного общества, или на тесное взаимное переплетение тех и других установок.

Заключение

       В заключении надо обратить внимание на то, что за период развития социал-демократического движения сформировалась особая политическая культура, которая характеризуется реализмом, здравым смыслом, терпимостью к взглядам представителей других партий, склонностью к компромиссам, честностью при соблюдении правил парламентской деятельности. Но социал-демократия не признает компромиссов с тоталитарными режимами, так как такой компромисс перечеркивает саму идею демократии. Контакты с коммунистами социал-демократы возобновили лишь тогда, когда увидели, что это движение предпринимает усилия к выходу из тоталитарного тупика, к развитию в сторону демократии. Например, попытка сблизиться с КПСС началась сразу после 20 съезда, но в 70-80 гг. снова произошло размежевание. Вторая попытка относится к периоду после апреля 1985 года. Но ожидания тех, кто полагал, что социал-демократия получит распространение в СССР (теперь в России) и в странах Восточной Европы и что партии социал-демократической ориентации будут задавать тон в новых политических структурах, не оправдались.

      Социал-демократия - это прежде всего нравственное движение. К нему примыкают те, кто намерен прежде всего содействовать гуманизации человеческих отношений во всех сферах жизни-политической, социальной, экономической. Поэтому в рядах социал-демократии не только рабочие, но и представители других слоев и профессий. И если сначала социал-демократия концентрировала внимание на коллективистских интересах людей, то теперь она поворачивается лицом к отдельному человеку, его интересам и помыслам.

      Удастся ли социал-демократам и дальше оставаться такой влиятельной силой современного мира - покажет будущее. В истории социал-демократии были не только взлеты и победы, были и заблуждения, просчеты, ошибки. И хотя социал-демократия и избрала для себя в качестве символа розу, путь этого движения отнюдь не усыпан ее лепестками.

Список использованной литературы

  • Антрушин Ю.Н.Современный этап социал-демократического движения.В журнале:Преподавание истории в школе.№2,1990
  • Вебер А.Если без шор посмотреть...Правда № 219,1990
  • Лидеры современной сщциал-демократии/Под общей редакцией В.С.Рывкина.М.Международные отношения,1991
  • Орлов Б.Социал-демократия запада : ценности и ориентиры.Диалог,1990
  • Швейцер В.Социал-демократия:мифы и реальность.Правда № 134,1990
  • Ястржембский С.В.Социал-демократия в современном мире.В книге:Актуальные прблемы новейшей истории.М.Просвещение,1991

В оглавление


Hosted by uCoz