РУБИКОН
Оболенскй А.М., Народный депутат СССР
Часть 10. Заключение или Политическое завещание
|
В рабочем президиуме 2-го Съезда СДПР (25.10.1989; слева направо:Оболенский А.М., Румянцев О.Г., Кудюкин П.М.) |
|
В предыдущих частях предложена конструктивная перспектива действий оппозиции, к которой отношу всех граждан, не считающих идеалом силой навязанную России потребительскую модель развития общественных, производственных отношений и культуры. Вероятнее всего, предложенная концепция новой оппозиции не будет востребована в ближайшее время. Обще-ство еще не созрело. Но и замалчивать свои выводы и предложения было бы преступлением. Буду надеяться, что они все же найдут своих адресатов и хоть немного приблизят время новых лидеров и новой оппозиции. Поделиться ими это все, чем, уходя от активной политики, еще могу попытаться помочь Отечеству и близким мне по мировоззрению согражданам.
Подводя итог, можно отметить, что возрождение духовного и экономического потенциала России принципиально невозможно в состоянии гражданской войны, которая, меняя формы и способы ведения, длится уже более 90 лет. В итоге наиболее активные силы общества, расколотые на два непримиримых идеологических лагеря, ведут непрерывную борьбу на самоуничтожение. Восстановить в стране гражданский мир можно лишь через всеобщее самоочищение от скверны насильственного захвата и удержания власти. Принцип соблюдения правопреемственности власти должен стать неукоснительной нормой нашего бытия.
Для восстановления легитимности высшей государственной власти дающей ей опору на все общество, а не на отдельную его часть не вижу иного пути, как созыв всенародного Учредительного собрания (синонимы: Земский собор, Конституционная ассамблея), призванного разрешить основополагающие вопросы будущей Российской государственности: форму правления, систему органов власти и процедуру их избрания, разработать и принять договор об общественном согласии в виде Свода основных Законов (Конституции) страны. Учредительное собрание может иметь успех лишь в случае согласованной выработки процедуры избрания его делегатов широким составом политических, общественных и религиозных организаций представляющих практически все слои общества. Невозможно оценить силу созидательного импульса, который получит развитие России в случае объединения ее граждан на единой правовой базе под управлением уважаемой и признаваемой всеми власти.
Согласие, естественно, может быть достигнуто только на основе доброй воли, но никак не принуждением или по указу свыше. Так, мы приходим к выводу о необходимости кропотливого и сложного переговорного процесса между реальными общественными силами с участием высшей власти в стране. Участие последней необходимо, так как без этого невозможно мирное течение процесса. Поэтому развернутый план действий по реализации данной задачи, имеющей общенациональное значение возвращения страны и общества в русло правового демократического развития, должен стать стержнем программы любого серьезного претендента на роль лидера способного вывести нацию из тупика.
Даже наиболее радикально настроенным группам наших сограждан трудно было бы что либо возразить против идеи проведения Учредительного собрания для решения вопроса о будущем Российской государственности. Во-первых, с разгона Учредительного собрания собственно и началась гражданская война, так как октябрьский захват власти большевиками общество поначалу восприняло как такую же временную власть, какой обладало до того Временное правительство. Во-вторых, в истории России уже имел место прецедент восстановления всем миром легитимности высшей власти после окончания великой смуты в стране и созыва в 1613 году Земского собора, призвавшего на царствование основателя династии Романовых, Михаила Федоровича. В третьих, вопрос о необходимости проведения Учредительного собрания неоднократно поднимался, и поднимается, уже в наши дни и даже входит в программы ряда политических и общественных организаций. Программа действий по реализации этой идеи может выглядеть следующим образом:
а) Президент России вносит в Федеральное собрание законопроект о принципиальной необходимости проведения в течение срока его полномочий Учредительного собрания. В перечень вопросов, которые оно должно решить входят:
- определение принципа осуществления государственной власти в России (абсолютная монархия; конституционная монархия; республика, дикта-тура или иное);
- разработка системы органов власти и управления;
- разработка и принятие новой Конституции;
- принятие закона о выборах новых органов власти и назначение сроков их проведения;
- учреждение комиссии по расследованию обстоятельств событий 1990-1993 годов, приведших к тяжелейшим для Российского государства последствиям, массовым нарушениям Закона, беспринципной и безнравственной драке за власть и в конечном итоге к большим человеческим жертвам. Необходимость создания такой комиссии наделенной широкими полномочиями на основе специального Закона объясняется тем обстоятельством, что залогом стабильности общества и власти на основе осуществления принципа правопреемственности должна стать неотвратимость наказания (оно, кстати, может иметь символический характер) независимо от должности и личности за посягательство на Закон и законную власть. Само по себе это положение не ново и формально уже закреплено в основном Законе страны где даже просто призывы к насильственному изменению конституционного строя объявлены уголовно преследуемыми деяниями, но жизненная практика свидетельствует, увы, о полной безнаказанности действий нынешней властной элиты по силовому переделу власти (если, конечно, они увенчались успехом). Проведение же расследования на уровне органа национального согласия, каким может стать Учредительное собрание, должно дать гарантию, что будет оно использовано не как дубинка для сведения счетов, а чтобы лишить любителей исторических экспериментов их главного аргумента, согласно которому "в силу революционной целесообразности великая цель оправдывает для достижения применение любых средств" (вплоть до самых безнравственных).
б) Для того, чтобы решения Учредительного собрания могли привести к гражданскому согласию оно должно иметь непререкаемый авторитет в обществе. Вследствие этого, принципиальное значение приобретает состав делегатов Учредительного собрания и процедура их избрания. Для выработки последней в законопроекте должен быть предусмотрен созыв совещания полномочных представителей политических партий, общественных организаций и религиозных конфессий. Взаимоприемлемое положение о выборах в Учредительное собрание должно стать базой признания даже противоборствующими политическими силами обязательности участия для себя в выполнении принятых им решений, какими бы они не были. Этому может также способствовать запрет делегатам Учредительного Собрания на участие в формировании органов власти ближайших созывов.
Органы государственной власти и местного самоуправления в работе совещания общественных сил не участвуют и лишь принимают разработанное им положение к исполнению;
в) Авторитет делегатов Учредительного собрания кроме их личного "веса" в обществе должен базироваться на не вызывающей ни у кого сомнения демократичности их избрания. Отсюда следует принципиальная важность осуществления обязательного перекрестного контроля противостоящими политическими силами всей процедуры выборов делегатов. Не помешает на этом этапе и привлечение в качестве наблюдателей международных общественных сил (но не представителей органов власти иностранных государств).
Инициатива проведения Учредительного собрания не означает девальвации полномочий Президента и других органов власти. Подготовка такого события предположительно займет от трех до пяти лет. Длительность этого срока определяется в первую очередь необходимостью обеспечить возможность всем, в том числе оппозиционным, политическим силам свободно довести до граждан, большинство из которых прежней системой (это относится и к советской и к современной, капиталистической) воспитывалось в условиях идеологической монополии, смысл своих предложений и взглядов; провести между ними публичную полемику о будущем нашей страны. Все это время страна должна жить, развиваться и решение ее неотложных проблем должно стать предметом неустанных забот действующего Президента. Однако, у ее граждан появится достойная цель, которая позволит заключить до проведения Учредительного собрания своеобразное гражданское перемирие, что, в свою очередь, впервые за многие десятилетия даст возможность направить все силы общества на созидание. В свою очередь, запущенный процесс подготовки созыва Учредительного собрания станет дисциплинирующим фактором при принятии решений органами действующей власти (как исполнительной, так и законодательной), что также будет способствовать нормализации обстановки в стране.
Проведение Учредительного собрания даст шанс власти России резко поднять свой авторитет, опиравшийся до сих пор лишь на силу принуждения, на страх перед карательными мерами. Избранные же в соответствии с решениями Учредительного собрания органы власти будут опираться на добровольное согласие подавляющего большинства населения подчиняться их решениям, принятым в рамках Закона. Тем самым и у власти появляется моральное право, и даже обязанность, ради сохранения стабильности в обществе принуждать к исполнению Закона отдельных его граждан.
Отдаю себе отчет, что наивно ожидать от представителей нынешней власти проявления подобной инициативы. Выход вижу только один - ,не надеясь на милость власти, самим думать и договариваться, как жить дальше... И не просто договариваться, а жить…ПО СОВЕСТИ. Если сможем решить эту головоломку, тогда и власть никуда не денется...
Наивно, считаю, надеяться в этом на существующие политические партии. Все они, в конечном счете, ставят перед собой цель не помощи людям в самореализации в соответствии с их мировоззрением, а навязывания им своего представления об идеале. Так и получается, что «восстав» в начале 90-х против диктатуры одной партии (КПСС) мы через два – три года попали во власть диктатуры другой партии, которая последовательно, как змея, меняла кожу пока не выросла из «Выбора России» (1993г.) в, контролирующую все и вся в стране, «Единую Россию» (2008 г.). Не составляет, к сожалению, исключения и Социал-демократическая партия, учреждению которой и сохранению затем в официальном, зарегистрированном государством статусе отдано столько сил. Ведь, «из песни слова не выкинешь», поддалась же большая часть делегатов ее 3 съезда в мае 1991 года соблазну выдвинуть кандидатом в Президенты России Б.Н. Ельцина, зачарованная перспективами кадровых назначений. Это не важно, что ожидания скоро развеялись, как туман, поскольку в борьбе за место у подножия трона власти нашлись более ловкие и беспринципные. И все же долгие 17 лет казалось, что нет в Российской политике более соответствующей собственному мировоззрению организованной структуры. Да и сама она, последовательно эволюционируя, все более превращается в коллектив единомышленников в лучшем смысле этого слова. Оказалось и это иллюзией. И пришло понимание, что, вероятно, изначально ошибся в направлении поиска товарищей - единомышленников для совместного пути в политике. А ведь еще на стадии борьбы за депутатский мандат не скрывал от избирателей, что первой своей задачей, в случае избрания депутатом, вижу поиск соратников по реализации общих задач. Так и попал сначала в МДГ (Межрегиональную депутатскую группу), а затем в СДПР. И всюду выглядел «белой вороной». Жаль, что поздно пришел к пониманию, что основой поиска единомышленников и соратников для объединения с ними усилий нужно брать не общее видение цели в теоретическом будущем, а единство миропонимания в настоящем. И крепить его делами в обустройстве реальной жизни, прежде всего, своих единомышленников. Так, на фундаменте созидания достойного настоящего, будут постепенно появляться контуры будущего, привлекательного для все большего числа сограждан. В любом случае жизнь будет идти с пользой и в радость, т.е. не зря!
Впрочем, почему поздно. Важно, что пришел! Жизнь еще не кончена. Все в ней течет и все меняется, включая наши представления об окружающем. Как правило, не меняются лишь заложенные в нас природой и, отчасти, воспитанием еще в детстве, представления (скорее, даже, ощущения) Справедливости и Совести. Вот и постараемся, оставив жажду осчастливить сразу всех, сосредоточить свои мысли и усилия на обустройстве жизни, прежде всего, вокруг себя; на сохранении, вопреки, быть может, всем усилиям чуждой власти, привычного для нас и близких по крови и духу уклада жизни; на организации связей и взаимопомощи между такими же островками наших, а не их, культуры и миропонимания. Глядишь, и сложится у нас постепенно в настоящем, а не в гипотетическом будущем ДРУГАЯ, а точнее - НАША, РОССИЯ, живущая по собственным законам. Хватит ума у ныне власть имущих, они сами приспособятся к жизни в «коммунальной квартире» по адресу Россия на принципах уважения взглядов и привычек всех «соседей», т.е. нас с Вами. Не хватит, придется ставить вопрос о власти…
Ну а нам, старшему поколению политиков и особенно лидерам действующих политических партий, необходимо осознать всю полноту личной ответственности за установление в России эры «управляемой демократии». На отрезке исторического пути длиной в полтора десятка последних лет каждый из нас где то совершал (или, наоборот, не совершал) поступки, позволившие укорениться сложившемуся порядку. Новой оппозиции нужны новые лидеры. Все чем мы можем попытаться помочь им это передать накопленный объем знания. Но послужат ли наши ошибки и добытый дорогой ценой опыт добрым уроком для идущих следом и смогут ли они воспользоваться нашим знанием покажет лишь время.
Признавая ошибки, надо их исправлять. Как член центральной ревизионной комиссии Социал-демократической партии намерен выполнять свои обязанности до ближайшего съезда. А затем снова стану беспартийным. Убеждения мои от этого, естественно, не изменятся. Все, что ранее было намечено во второй программе партии и резолюциях 10-го Съезда считаю верным. Вот только путь к этим целям жизнь подсказывает другой.
На последних президентских выборах взял открепительное удостоверение, как документ подтверждающий мое конституционное право, как Гражданина России, на долю власти в собственной стране. Не буду скрывать, не найдя кандидата в Президенты достойного доверия для делегирования своего права на власть, оставил документ удостоверяющий его при себе и, таким образом, свободен от обязательств перед действующей Властью.
Очень хочется надеяться, что новый Президент окажется мудрее своих предшественников и через четыре года придется признаться в своей ошибке. Но, как говорится, «поживем – увидим…». А пока жду единомышленников, чтобы, по принципу «на бога надейся, а сам не плошай», опираясь на конституционное право принимать решения прямым волеизъявлением, созидать нашу жизнь самостоятельно на изложенных началах.
г. Орел 27 апреля 2008 г. Оболенский Александр Митрофанович, гражданин СССР и России
P.S. фотография - из личного архива Оболенского Александра Митрофановича
|