Логин Заголовок

На главную

СВОБОДА! СПРАВЕДЛИВОСТЬ! СОЛИДАРНОСТЬ!

Труд и Капитал

«Рационализация»: как это происходит в авиакомпании «Россия»

Волков Вадим Викторович, социал-демократ

Волков Вадим Викторович, социал-демократ

За последний, кризисный, год в нашу жизнь достаточно широко вошли термины «рационализация» и «снижение издержек» и многим понятно, что мероприятия эти почти неизбежно влекут за собой сокращение работников. Скажем, на АвтоВАЗе сокращают 27600 человек из 102000 занятых. На днях стало известно, как намерена проводить «рационализацию» крупнейшая государственная авиакомпания ГТК «Россия». Она была образована в 2004г. путем присоединения компании «Пулково» к ГТК «Россия» (возившей высших должностных лиц страны), зарегистрирована в Санкт-Петербурге и ее базовые аэропорты - Пулково и Внуково. Персонал компании составляет около 6 500 человек, большинство пилотов имеет категории Международной организации гражданской авиации на выполнение полетов в сложных погодных условиях и различные допуски к полетам на международных трассах. В распоряжении ГТК имеются самолеты «Аэробус» и «Боинг» и в ближайшие месяцы планируется приобрести еще два «Аэробуса». Парк же отечественной техники постоянно сокращается. Весной 2009-го компания отказалась от использования Ту-134, а в ближайшее время та же судьба ждет Ту-154. Мотивируется это тем, что отечественная техника потребляет больше топлива, дороже в эксплуатации и часто не соответствует европейским требованиям по уровню шума. Например, на рейс в Москву Ту-154 тратит около 6 тонн топлива, тогда как «Аэробус» – 3,2 тонны. В связи с отказом компании от использования ТУ-154 под угрозой увольнения оказались 197 человек летного состава, 128 работников наземного персонала и 75 бортпроводников. (В компании, правда, говорят, что на переподготовку – частично за ее счет - могут быть направлены 50 человек летного состава, 53 – наземного и половина бортпроводников и по ее окончании персонал будет направлен на самолеты АН-148. А какая судьба ждет остальных специалистов?) Как говорят активисты профсоюза бортпроводников, в список на сокращение попали большинство опытных бортпроводников 1-2 классов обслуживания, имеющих допуск к работе на международных линиях, а на самолеты иностранного производства берут молодых и неопытных проводников, чтобы не платить им надбавки за классность. Не забудем также, что подготовка летчика высокого класса требует немалых времени и средств – так стоит ли разбрасываться опытными кадрами? А ведь многие летчики с семьями переехали в Петербург из других мест, взяли ипотечные кредиты, и на хорошую зарплату не по своей специальности они не могут рассчитывать.

Методы «рационализации», избранные руководством ГТК «Россия», вызвали резкую критику со стороны питерских организаций свободных профсоюзов летного состава и бортпроводников. В частности, профактивисты отмечают, что топливная эффективность - не единственный фактор, определяющий прибыль, получаемую с самолета. К тому же стоимость керосина упала с 35 тыс. рублей за тонну в 2008 году до 16.4 тыс. рублей и за Ту-154 не нужно платить лизинговые платежи. И обслуживание импортных самолетов обходится дороже, поскольку для ремонта их часто приходится переправлять за границу – например, сейчас там находятся два «Аэробуса». Существенно также, что от отказа от эксплуатации Ту-154 могут пострадать и пассажиры. Так, должны исчезнуть рейсы в КавМинводы, Архангельск, Мурманск, Норильск и некоторые другие города, где взлетно-посадочные полосы аэродромов и оборудование не соответствуют европейским стандартам. Кроме того, Ту-154 находились в резерве компании и использовались, когда оказывались неисправными иностранные самолеты. (Вот на данный момент из четырнадцати «Аэробусов» летают десять, два на ремонте в Пулково, а два на ремонте в Европе). Случись что - и пассажирам ГТК «Россия» придется долго маяться в ожидании задержанного рейса.

Профсоюзы, конечно, не против переоснащения авиапарка и понимают, что российская промышленность сегодня неспособна производить новые самолеты в достаточном количестве (в ближайшие 10 лет России потребуется, по оценкам, около 1000 самолетов). Но они убеждены, что в России еще долго можно летать на Ту-154 и постепенно переходить на отечественные новые самолеты. Это позволит и сохранить рабочие места и поддержать наш авиапром. Пока же, под знаменем финансового оздоровления, компания по сути уничтожает отечественную авиацию, когда снимает с эксплуатации самолеты, срок годности которых еще далеко не истек Между прочим, и в коллективном договоре записано, что возможности самолета, его моторный ресурс должны быть использованы по максимуму. Профсоюзы считает, что это не единственное нарушение со стороны работодателя, похоже, и не пытавшегося избежать массовых увольнений. Ведь по закону при увольнении более 20 человек должна создаваться согласительная комиссия, а это не было сделано. Кроме того, работодатель перед принятием решения о сокращении кадров должен был предпринять такие меры, как переобучение работников другим специальностям, направление их в вынужденный отпуск, увольнение совместителей.

В связи с возникшей ситуацией, профсоюзы летчиков и бортпроводников направили письма с протестом президенту РФ, в Федеральное агентство воздушного транспорта (ФАВТ) и губернатору Петербурга. От ФАВТ получен ответ, который профсоюзники сочли отпиской. А 24 сентября, с 10 до 11 часов, у памятника Чернышевскому на Московском проспекте состоялся пикет, организованный профсоюзом лётного состава в знак протеста против готовящегося массового сокращения в ГТК "Россия". Участвовало более 50 человек, преимущественно лётчики, а также бортпроводники. Среди выступивших во время пикета были и представители ряда солидарных профсоюзных и общественно-политических организаций. После серии выступлений участники проскандировали некоторые из своих лозунгов. На акции присутствовали корреспонденты телеканалов - РТР, ТНТ, ТВЦентр, 5-й канал, "Мир", брали интервью у участников. Милиции было немного и вела себя она сдержанно и корректно.

Как видно, сегодняшняя ситуация в стране поставила перед теми профсоюзами, которые на деле отстаивают интересы работников, новые задачи. Одна из важнейших - выработка мер в отношении проводимых работодателями «рационализации» и «сокращения издержек». Эти меры проводятся на «Форде» во Всеволожске, других предприятиях автопрома и в иных местах, где действуют свободные профсоюзы. То, как профсоюзы выдержат это испытание, во многом определит их будущее. Понимая это, работодатели будут стремиться в своих действиях игнорировать профсоюзы (а то и просто «душить»). Соответственно, долг всех, кто поддерживает реально работающие профсоюзы – по мере сил противостоять этим намерениям.

В публикации использованы материалы пресс-конференции, проведенной в Петербурге 22 сентября с.г. руководителями профсоюзов летного состава и бортпроводников.

Санкт-Петербург сентябрь 2009 г.

P.S.   Из прежних публикаций:

В оглавление


Эсдек Заполярья
Hosted by uCoz