Тезисы программы СДПР в ХХI веке
Шульц Эдуард Олегович, СДПР
1. Начало Отсчёта
Переживаемый в настоящее время глобальный кризис является системным глобальным кризисом. Его наступление было предсказано с применением точных аналитических методов в Докладах Римскому клубу почти 30 лет тому назад и подтверждено современными исследователями при осуществлении различных подходов и аспектов рассмотрения. Ресурсный, экономический, экологический, политический компоненты этого кризиса развиваются темпами, даже более высокими, чем было предсказано, и только демографический рост несколько отклонился от предсказанного, существенно снизив темп. Но это не очень обнадёживает, т.к. при развитии ситуации по инерционному алгоритму она всё равно выходит из-под контроля. Как ни странно, научно установленная и никем не опровергнутая глобальная угроза не стала идеологической основой разработки и реализации стратегии выживания. Существует ли в принципе надежда на спасение европейской цивилизации, этого огромного достижения в «очеловечении», гуманизации социума, в развитии самоорганизующейся, негэнтропийной системы человеческого общества до очень высокого уровня? В рамках традиционной идеологической парадигмы, скорее всего, нет. Но, как известно, надежда умирает последней. И если эта проблема и имеет позитивное решение, то базируется оно на возможности консолидации мирового сообщества или, хотя бы, большей его части на идее спасения, на осознанной и целенаправленной гармонизации общественных отношений, на реализации принципа: либо выживем «святыми», либо погибнем в тяжких испытаниях «грешниками», другого не дано.
2. Принципы мировой социал-демократии – всеобщие принципы социального прогресса. Проблема «нового» человека
Как установлено теоретическими исследованиями (см., например, на сайте «камо грядеши» статью Э.О.Ш.: Концепция динамической модели социума), принципы, выстраданные мировым социал-демократическим движением (свобода-справедливость-солидарность), – это не просто лозунги политической партии в её борьбе за электорат, это единственно адекватные принципы всеобщего прогресса. Но в современных условиях они, оставаясь актуально необходимыми, уже не достаточны. До последнего времени считалось, что эти принципы должны быть реализованы в той или иной мере для улучшения положения трудящихся. Даже одна из новейших социальных доктрин (теория постиндустриального общества) связывает социальный прогресс с последовательным улучшением материальных условий жизни человека. Но эти принципы должны выполняться для спасения всех, в глобальном масштабе. Они должны быть дополнены лозунгами и мерами по формированию «нового» (ноосферного) человека, без активного участия которого в изменении мироустройства спасение не возможно. Эта идеология – антитеза набирающей темп практики массового зомбирования населения для сохранения статус-кво или усугубления его негативного эффекта. «Новый» человек должен быть физически и нравственно совершенен, трудолюбив, доброжелателен, честен, отзывчив и т.д. Он должен быть в состоянии отказаться от излишеств, от стяжательства, он должен быть социально активен, он должен ощущать себя гражданином мира. Оставаясь патриотом или будучи космополитом, он должен всемерно поддерживать мировое правительство, создание и эффективная деятельность которого совершенно необходимы. Всё воспитание в кратчайшие сроки должно быть подчинено этой идее. Но и этого не достаточно. Специальная система мер, специализированные институты должны путём селекционной работы восстанавливать существенно деградировавший человеческий генофонд.
Для современных взрослых системой мер, под страхом неотвратимого и сурового наказания должны быть в кратчайший срок и повсеместно запрещены войны как способ разрешения конфликтов; должны быть ликвидированы алкоголизм, курение, наркомания, воровство, тунеядство. Трудолюбие, высокая нравственность, альтруизм, гражданственность, толерантность - должны целенаправленно культивироваться. Наиболее эффективным институтом воспитания населения «самой жизнью» являются все формы самоуправления. Должен немедленно и через целую систему мер реализоваться принцип: всё, что может быть сделано на местах, должно осуществляться на местах и должно быть ресурсно обеспечено. Или, иначе говоря: государства – сколько необходимо, самоуправления – сколько возможно.
3. «Каталитический» принцип социальной биполярности
Должны быть использованы недооценённые до сих пор каталитические возможности «биполярного» мироустройства, при котором модель общества, в котором существует полюс зла (тюрьмы, лагеря), накапливающий социальные отбросы, дополняется полюсом добра (идея рая и ада), наглядно реализуемого в рамках всевозможных нравственных коммун не обязательно религиозного толка.
4. Актуальность глобальной системы управления социальным развитием, «Мирового правительства»
Развивающийся глобальный системный кризис со всей определённостью доказывает необходимость совершенствования и развития системы глобального управления социальным развитием. Проблемы аномального развития ТНК, мировой финансовой системы, колоссальные диспропорции в уровне развития отдельных стран, населяющих их социумов, глобальный терроризм, пиратство и другой криминал - подтверждают этот тезис. На состоявшемся в этом году саммите руководителей 20 наиболее развитых стран руководители трёх из них (А. Меркель, А. Медведев и Н. Саркози) довольно решительно высказались за необходимость глобального регулирования мировых экономических процессов, вышедших в настоящее время из-под контроля и провоцирующих глобальные экономические кризисы с тяжёлыми последствиями для мирового сообщества. Необходимо создать путём, например, реорганизации ООН и расширения его полномочий Мировое правительство, Мировой парламент и Международный трибунал с постепенно возрастающими полномочиями и ответственностью, с адекватными средствами реализации полномочий.
5. Цивилизационная миссия мировой социал-демократии
В отсутствие градиентов в параметрах, ответственных за развитие социума, социальный прогресс прекращается, наступает стагнация и регресс. Теоретически мною доказано и историей подтверждено, что движущей силой социума является оптимального уровня социальная напряжённость, выполняющая роль социальной энергии. Исповедуя принцип: конечная цель – ничто, движение – всё и сохраняя верность своим «3-м С», мировая социал-демократия «подтянула» классический капитализм к пониманию необходимости следовать в той или иной мере её фундаментальным принципам, нивелировала социальные градиенты и испытывает в настоящее время идеологические проблемы. С другой стороны, КНР провозгласила своей целью построение гармонического общества, но чрезвычайно далека даже – от уровня гражданского.
Мировая социал-демократия не может, не утратив своей идентичности, увеличивать социальные градиенты путём отката назад, в русло классического капитализма. Следовательно, преодолев страх перед неудачей реально созданного и обрушившегося казарменного социализма, она должна решительно взять курс на сознательное построение истинного (адекватного) социализма, наращивая гармонизацию общественных отношений в соответствии с объективно действующим открытым мною законом социального прогресса.
По обоснованным прогностическим сценариям, модельно построенным в последнее время, непреодолимый закат европейской цивилизации в среднем для Европы наступит в 2015 г. Но это произойдёт при инерционном пути развития. Опора на знание объективных законов социального развития и осознание реальной глобальной катастрофы многократно увеличивают консолидацию социальной системы, умножают её реальные ресурсы, и это даёт надежду на спасение. Разработать и предложить обществу сценарий преодоления опасности глобальной катастрофы возможно только на принципах мировой социал-демократии, и в этом её цивилизационная миссия.
|