Логин Заголовок

На главную

СВОБОДА! СПРАВЕДЛИВОСТЬ! СОЛИДАРНОСТЬ!

Н.А.Цаголов

К столетнему юбилею выдающегося ученого-экономиста Николая Александровича Цаголова (1904 - 1985 гг.) издательство "Альпина бизнес букс" подготовило книгу "Судьба политической экономии и ее советского классика" Авторы книги - известные российские ученые - экономисты - С. Дзарасов, С. Меньшиков и Г.Попов.

В заключительнеой главе "Сквозь призму времен" они ведут авторский диалог о роли и востребованности экономической теории в прошлом и настоящем, о том, как наследие ее выдающегося представителя может быть использовано для определения траектории устойчивого роста.

"Сквозь призму времен"

Контуры грядущего.

Tempora mutantur, et nos mutamur in illis
Времена меняются, и мы меняемся с ними

ДзарасовС.С.,д.э.н., профессор

ДЗАРАСОВ СОЛТАН САФАРБИЕВИЧ: Как же все-таки мы видим экономику и политическое устройство будущего постиндустирального общества?
Это и общество будущего, но это и общество, отчасти уже существующее на Западе. Так по крайней мере считается. Я спросил бы сперва - нет ли здесь попытки уйти от прежних понятий? И почему не могло бы подойти такое: «Новый социализм»? Мы же открыто не отрекаемся от попыток строить новый социализм на демократических началах. Тогда, почему мы должны вводить какой-то термин, позаимствованный на Западе, который как бы характеризует в первую очередь производительные силы. Аграрная, индустриальная, постиндустриальная эпохи. Не так ли?

Меньшиков С.М.,д.э.н., профессор

МЕНЬШИКОВ СТАНИСЛАВ МИХАЙЛОВИЧ: У меня же вопрос об отраслевом разрезе постиндустриального общества? Как на Западе его видят?
Это прежде всего Информатика. Каждый сидит дома у компьютера. Это общество, где услуги занимают подавляющую часть экономики. Хотя мы еще очень далеки от всего такого, тем не менее разработка этой идеи должна быть конкретизирована. С тем, чтобы люди понимали это не как общую декларацию, а как нечто конкретное, куда мы должны направлять наши долговременные капиталовложения уже сегодня.


Попов Г.Х., д.э.н., профессор

ПОПОВ ГАВРИИЛ ХАРИТОНОВИЧ : Согласен, что это трудные вопросы. Надо искать на них разумные ответы. Но я все же не могу назвать такое общество новым социализмом.
Дело в том, что начиная с утопического социализма имеется историческая идея обобществления: у людей все отнимается. Вплоть до детей. И это была единственная логичная социалистическая структура, потому, что если у меня остаются дети, я рано или поздно начинаю что-то тащить у государства, для того что бы этих детей обеспечить. Обеспечить больше, чем других детей. Я считаю, что социализм при Ленине погиб с той минуты, как разрешили сохранить семью и отдельное жилье для этой семьи. Постановление 1931-го года об архитектуре закрепило семью и отдельное жилье. Поэтому я думаю, что у нас в новом обществе вся социалистическая составляющая во всех ее позитивных характеристиках будет реализована. Все теории социализма будут одним из фундаментов постиндустриального общества. Это будет новое общество, совершенно новое по отношению к прошлому. Я бы очень опасался называть его социалистическим уже хотя бы потому, что в нем частный сектор одна треть.

Теперь второй вопрос, касающийся российской специфики. В чем российская особенность постиндустриализма? Во-первых, наша бюрократия. Она не справляется с задачами. Имеется полное не соответствие между сложностью и важностью задач, которые возникают, и этой бюрократией. Механизм ее формирования таков, что мы никогда не получим хорошую бюрократию. Нам нужны сверхобразованные люди, перспективно мыслящие, люди способные в какой-то мере жертвовать своими личными интересами ради общественных и т.д и т.д. Но я не вижу сейчас никакого механизма, где эти люди могут даже приблизиться к аппарату, не то чтобы занять в нем ключевые позиции.

Значит если говорить о российской специфике, надо признать, что нагрузка ложится на бюрократию и следует думать о каких-то нестандартных методах развития и формирования бюрократии.

Для меня этот нестандартный метод – отказ от примитивной демократии – один человек, один голос. Я думаю, что мы должны думать о каких-то других механизмах, прежний же нужно сохранить внизу, на уровне общины, улицы, двора, где человек во всем разбирается. Дальше уже нужны какие-то механизмы выбора представителей масс. МНЕ ГОРАЗДО БЛИЖЕ СЪЕЗД ГОРБАЧЕВА, ГДЕ 1/3 МЕСТ СРАЗУ ПОЛУЧИЛА ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ, чем нынешняя Дума, где у интеллигенции нет никаких перспектив пробиться в депутаты. А России нужно, чтобы ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ НЕСКОЛЬКО ДЕСЯТИЛЕТИЙ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО ВЕЛА ДЕЛА. В этом отношении Китайская модель гораздо интереснее для меня, там Компартия отбирает элиту, и этой элитой формируется задача. И они могут сказать, что им делать ближайшие 50 лет. Можно спорить конечно, что в Китае нет демократии. Но эффективность КНР подтверждает неприемлемость для них западной демократии.

Вторая особенность состоит в том, что для нас вообще не приемлем принцип большинства. Да и какое большинство может быть в стране, где так много наций? И ни одна из наций – даже русская - не может рассчитывать на большинство. Следовательно, мы должны иметь какой-то другой механизм, где роль нации чем-то обеспечена. Ну пусть не во всех вопросах, но в каких-то вопросах, касающихся их жизни, культуры и национальной автономии нации должны иметь равные голоса независимо от численности. Или вот принцип социального партнерства, это важнейший принцип постиндустриального общества.

Нам нужно добиваться какого то согласия или как в русской истории говорили СОБОРНОСТИ, и эту СОБОРНОСТЬ надо реализовать с учетом всех наших особенностей. Соборность была на Новгородском вече. Соборность была в начале и при царях московских. В общем, надо тут что-то делать. Основное направление, коренное, главное, - страну должна вести ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЭЛИТА. Сейчас эта элита во власть попасть не может.


ДЗАРАСОВ С.С. :  При нынешнем режиме.

ПОПОВ Г.Х. :  При нынешних механизмах.

МЕНЬШИКОВ С.М. :  И при Западных.

ПОПОВ Г.Х. :   И при Западных тоже, и вот эту проблему я бы очень четко и жестко поставил.

МЕНЬШИКОВ С.М. :  И Ленин тоже говорил, что сознание должно вноситься извне, причем не только социалистическое, но и иное, прогрессивное. Важен сам принцип внесения передового сознания из мозга общества, а его мозг - интеллигенция.

ПОПОВ Г.Х. :  Тогда мы должны смещать все сначала на предмет неравенства.

МЕНЬШИКОВ С.М. :  Что?

ПОПОВ Г.Х. :  Есть идеи всеобщего равенства в чем-то. Последние социал-демократические разработки Блэра и Шредера, фактически меняют подход к равенству; они не требуют равенства в распределительных отношениях. Равенство стартовых позиций сохраняется. В общем у них есть попытка по крайней мере начать размышлять на эту тему.

МЕНЬШИКОВ С.М. :   Один американский автор объясняет, почему Кейнсу удалось провести свои революционные идеи. Одна из причин заключалась в том, что он был частью правящей элиты, был там свой человек, ему доверяли. Под всем, что говорил Гавриил Харитонович, я готов подписаться, но весь вопрос в том, как это осуществить. Речь идет о том, что в среде бюрократии вдруг появляется свой человек, который вдруг начинает мыслить революционно вроде Кейнса или еще кого-нибудь.

ПОПОВ Г.Х. :   То есть рождается Петр I.

МЕНЬШИКОВ С.М. :   У нас одно время показалось, что Горбачев такой человек, но оказалось, что это не то. Затем, Путин, который после Ельцина говорит грамотно, законченными фразами. Но это совсем не означает, что такие деятели и есть носители необходимой революционной идеи или готовы воспринять эту идею, готовы пробить ее. Например, Дмитрий Львов подсказал Путину идею перераспределения природной ренты. Путин поддержал ее два года назад, но с тех пор мало что изменилось. А ведь у Путина власть.

ДЗАРАСОВ С.С. :   Да, но я все таки хочу привести английский, пример того, как элита может быть привлечена к управлению. В разгар Великой депрессии правительством Англии был создан так называемый "комитет Макмиллана", который должен был найти выход из кризиса. Этот орган состоял из правящей элиты страны. Брат председателя Макмиллан был впоследствии премьер-министром, так что это был высший правящий круг, в который входили знатные люди, управляющий Английским банком и т.д. Так вот они Кейнса слушали в течении 5-6 дней. Мы находимся в состоянии острейшего кризиса, но возможно ли что-либо подобное у нас? Вы скажете у нас нет Кейнса. Возможно. Но даже если он появится, у него нет никаких шансов быть выслушанным настолько внимательно. Для этого нужна другая культура, которая в Англии есть, а у нас нет.

МЕНЬШИКОВ С.М. :  Я книгу свою, помню, дал советнику Зюганова, он ее взял, пошел к Зюганову и говорит: "Геннадий Андреевич, вот посмотрите, тут книжка новая вышла, из нее можно кое-что использовать, по-моему это интересно." А Зюганов отвечает: " Вот в отпуск пойду, тогда и полистаю." Когда нет потребности в новых идеях, и вносить их в массовое сознание некому.

ДЗАРАСОВ С.С. :   Вот вам наша культура и так называемая "элита".

МЕНЬШИКОВ С.М. :  Ну,это не только Зюганов, там все такие.

ДЗАРАСОВ С.С. :  И все же постиндустриальное общество не кажется мне удачным названием. Думаю, что название общественной системы должно выражать социальный идеал. Вот термин капитализм, например, выражает определенный тип социальной системы - господство капитала. И есть целые теории - либеральные и социал-демократические, которые, считают, что на основе свободного рынка, свободы частного предпринимательства можно добиться наиболее эффективного использования ресурсов. Термин социализм тоже отражает социальный идеал. Он говорит наоборот, что если мы все обобществим, то значит тогда достигнем наибольшей эффективности - и экономической и социальной.
Хотя я не являюсь сторонником такого уровня обобществления, но не считаю социализм также несбыточной утопией. Элемент утопии есть в каждой великой социальной идее. Социализм знал свой утопический период, познал горечь поражения, но знал и свои моменты триумфа. Не могу согласиться, что цаголовская система является логической утопией, поскольку начинается с идеи планомерности.
Как я пишу в основном тексте, цаголовская школа находила элементы планомерности уже при капитализме, и как отмечено выше в нашей дискуссии, эти элементы превратились в развернутую систему государственного регулирования современной рыночной экономики. Как можно планомерность считать утопией, если под ее знаменем мы из отсталой страны превратились в сверхдержаву, и достигли показателей здоровья, культурного развития и т.д., сравнявшие нас с развитыми странами мира. Если социализм был всего лишь утопией, то как же объяснить тот факт, что отказавшись от "утопизма", т.е. попытавшись построить свою жизнь на принципах отрицания социализма, мы впали в невиданный в нашей истории кризис.
Скорее сегодня, взяв на вооружение рыночный идеал позапрошлого века, мы руководствуемся утопией, но только не прогрессивной, а глубоко реакционной, зовущей нас не вперед, а назад. Думаю, что как показал реальный исторический опыт, наша страна имела шанс на движение к цивилизованному обществу только под знаменем социализма (разумеется демократического, а не тоталитарного), и не имеет его при капитализме.
В связи с этим я думаю, что термин постиндустриальное общество характеризует, скорее, уровень производительных сил, а не тип социальной системы. Он не решает главную проблему нашего развития - проблему современного эффективного социального идеала.

ПОПОВ Г.Х. :  Этот термин носит сравнительный характер..

ДЗАРАСОВ С.С. :   Что касается термина новый социализм, то всегда у нас есть опасность, что новое получится как старое. Тут есть сложность и с понятием смешанного общества. Для Г.Х.Попова это не социалистическое общество потому, что в нем сохраняется частное предпринимательство, а для Хайека это не капиталистическое общество, потому что оно включает государственное регулирование. И поэтому, нужен какой-то более точный термин. Какой? В названии социально-ориентированная рыночная экономика, мы ушли от прямого названия, но, по моему, это уже рыночная экономика. Поэтому я говорю о модели планово-рыночной экономики, эта модель чем-то похожа на модель НЭПА. Хотя это не вполне Нэп, потому что НЭП исходил из того, что рынок это временное явление конечно, а мы исходим из другого, что рынок это постоянное явление.
Китайцы называют свою модель планово-товарной. Мне кажется, что на этом этапе нужно принять пока за неимением лучшего модель планово-рыночной экономики. Правда есть тоже вопрос, а в каком соотношении находится план и рынок. По Цаголову, рынок является подчиненным элементом планового хозяйства. Допустим по концепции европейских социал-демократов рынок является главным, а план делает то, что не может сделать рынок. Приняв формулу планово-рыночной модели, можно вопрос о соотношении ее начал оставить открытым для будущего решения методом проб и ошибок. Думаю, что не теоретики должны ответить на этот вопрос, а сама жизнь. Могут быть разные модели, в которых в разных странах, в разных ситуациях соотношение между этими двумя компонентами будет разным. Давайте теоретически не предрешать это соотношение, пусть это покажет опыт.

ПОПОВ Г.Х. :   Я естественно тоже много думал над этим. Европейские Социал-демократы вводят термин социально ориентированная рыночная экономика. Наш президент стал недавно повторять это. Но я с вами согласен, что термин "социально ориентированная рыночная экономика" считает рыночную экономику основной, ведущей. Это - не идея смешанной экономики. Это, наоборот, есть рыночная экономика, которая является социально ориентированной. Значит, этот термин нуждается в уточнениях. Я бы согласился с названием социально ориентированная планово-рыночная экономика.
Но это экономика, а возникает вопрос об обществе, строе. Вот здесь я не нашел ничего лучше термина Шарля Фурье - СТРОЙ СОЦИАЛЬНОГО ГАРАНТИРОВАНИЯ, СТРОЙ СОЦИАЛЬНОГО ГАРАНТИЗМА. Фурье считал, что за рыночным анархическим хозяйством, до перехода к коммунизму, будет длительная эпоха социального гарантизма. Т.е. когда все гарантировано, отрегулировано.

ДЗАРАСОВ С.С. :НЕПЛОХОЕ НАЗВАНИЕ.

ПОПОВ Г.Х. : Фурье был хоть и сумасшедшим, но и гениальным, поэтому и строй социального гарантизма, на мой взгляд, представляет интерес.

МЕНЬШИКОВ С.М. : Ясно, что если у вас есть какое-то сочетание плана и рынка, то они оба играют какую-то роль. Н.А.Цаголов считал, что только одно из них может играть решающую роль. Либо план, либо рынок. Я же считаю, что при наличии определенной политической надстройки, которая гарантирует смешанную систему, ОПТИМАЛЬНОЕ СОЧЕТАНИЕ ПЛАНА И РЫНКА ВОЗМОЖНО. То есть возможна такая ситуация, при которой планомерность охватывает часть общества, а другая часть регулируется рынком, причем одно другому помогает, рынок укрепляет планомерность, планомерность укрепляет рынок. Можно себе представить оптимальное сочетание. Но это возможно только при определенной политической надстройке, контуры которой Гавриил Харитонович обрисовал в общих чертах. Только это надо все еще развивать, конкретизировать, представить себе пути перехода к системе, в которой интеллигенция будет иметь треть мест в парламенте. Это целая эпоха, причем в этом случае вы уходите от идей парламентской демократии, немедленно превращаете западную демократию в своего врага.

ПОПОВ Г.Х. : 9/10 мира не живут по законам демократии.

МЕНЬШИКОВ С.М. : Я это понимаю, но Запад сразу становится вашим противником, поэтому, надо уже думать также и о каких-то формах внешней политики для такой системы.

ПОПОВ Г.Х. : Я говорил с некоторыми политиками в Америке. Они уже находятся в кризисе. Еще 10 лет и на выборах в Америке начнут побеждать латиноамериканцы, не в отдельных штатах, а в массовом порядке, поэтому для них кризис демократического принципа - "один человек, один голос" - это не абстракция, это вплотную.

МЕНЬШИКОВ С.М. : Да, это понятно. Но многих это устраивает. Вот мы живем в Голландии и видим это мещанство.

ПОПОВ Г.Х. : Ну, Голландия, Швейцария...Мещанство всегда было в западной демократии. Это практически торжество мещанства.

МЕНЬШИКОВ С.М. : Почему Рэйган и Буш смогли прийти к власти? Потому, что это общество выдвигает середняков. Если не хуже.

В оглавление


Hosted by uCoz