Логин Заголовок

На главную

СВОБОДА! СПРАВЕДЛИВОСТЬ! СОЛИДАРНОСТЬ!

....

СОЛТАН ДЗАРАСОВ - УЧЕНЫЙ, МЫСЛИТЕЛЬ, СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТ
(10.07.1928 - 24.01.2015)

Романов Борис Савельевич политический аналитик, историк, журналист

Солтан Сафарбиевич Дзарасов - крупный ученый и публицист, профессор, доктор экономических наук, действительный член Российской Академии Естественных наук (РАЕН), заведующий кафедрой Института Экономики РАН, социал-демократический теоретик.

Дзарасов Солтан Сафарбиевич

Солтан Дзарасов родился 10 июля 1928 года в селе Чиколе в Северной Осетии. После окончания средней школы в 1945 году приехал учиться в Москву. В 1954 году вернулся на родину, где работал председателем колхоза, а затем в Северо-Осетинском обкоме КПСС. В 1960 году вновь переехал в Москву на работу в МГУ, где занимался проблемами соотношения централизма и самостоятельности в советской экономической системе, которая стала темой его докторской диссертации.

С. Дзарасов, одним из первых, на страницах газеты «Правда» в 1989 году поставил вопрос о необходимости демократического реформирования КПСС, а в газете «Социалистическая индустрия» — призвал к созданию системы социалистического народовластия. В 1990 году, в начальный период становления российской многопартийности, Дзарасов был в числе инициаторов создания одной из первых легальных оппозиционных партий - Социал-демократической партии России и вошел в руководство СДПР.

Дзарасов работал в крупнейших исследовательских и образовательных центрах страны, Московском Государственном Университете, в течение многих лет был заведующим кафедрой политической экономии в Университете Дружбы народов (РУДН), затем заведующим кафедрой экономической теории Института экономики Российской академии наук. В 1990 году он стал лауреатом престижной международной премии за конвертируемость рубля, присуждённой ему жюри под председательством лауреата Нобелевской премии В. Леонтьева.

Дзарасовым самостоятельно и в соавторстве издано 11 монографий по актуальным вопросам советской, российской и мировой экономики, в том числе ряд учебников по политической экономии, а также фундаментальных монографий по разнообразным вопросам экономики, истории и политики. В общей сложности им написано свыше двухсот работ, многие из которых опубликованы в авторитетных изданиях США, Великобритании и других стран. Среди этих работ: «Судьба политической экономии» (2004); «Теория капитала и экономического роста» в соавторстве с рядом российских и иностранных авторов (2004). В 2012 году в издательстве «Алгоритм-книга» Дзарасовым издана монография «Куда Кейнс зовет Россию?», а в издательстве «Экономика» - книга «Кейнсианская революция и российский выбор».

Важнейшим вкладом в современную социал-демократическую теорию можно считать его книгу «Российский путь: либерализм или социал-демократизм?» (1994). В ней автор выступает не только как экономист и историк, но и как социал-демократический идеолог. Данный труд не только сохраняет свою политическую актуальность, но и содержит ряд новаторских научных выводов, связанных со спецификой развития России в постсоветский период. В этой книге автор критически рассматривает либеральные реформы 90-х годов и выявляет их особенности.

В отличие от известного специалиста по истории немецкой и австрийской социал-демократии Бориса Орлова, также стоявшего у истоков возникновения социал-демократического движения в РФ в начале 90-х годов, и утверждавшего, что социал-демократия – это либерализм с человеческим лицом, Солтан Дзарасов придерживался принципиально иной точки зрения. Он видел роль социал-демократии как системной альтернативы либерализму - его экономической и политической доктрине. По мнению Дзарасова, «социал-демократизм противостоит непримиримости коммунистического, либерального и националистического подходов».

Пророчески в свете происходящей трагедии на Украине звучат его слова: «Такой неконструктивной силой сегодня, после поражения коммунизма, выступают утративший смысл воинствующий антикоммунизм и зловещий национализм, натравливающий народы друг на друга».

Дзарасов подвергает резкой критике модель реформ, выбранную в России в 90-е годы в главе, названной им «Российский анархолиберализм». Он критикует не только социально-экономическую политику либеральных реформаторов, но и ряд идеологических представлений, которые он называет «анархическим отношением к государству», вызванным непониманием того, «что в отличие от Запада государство на Востоке является основной созидающей и организующей силой».

Стратегической ошибкой реформаторов Дзарасов считал попытку создания класса предпринимателей в кратчайшие сроки и любой ценой в качестве социальной базы для власти. «Поставив своей главной целью создание класса частных собственников, российское руководство подчиняет приватизацию не интересам широкой массы народа, а ее узкой прослойке. Главной опорой успеха реформ и рыночной экономики российские анархолибералы считают создание класса богатых. Они полагают, что будут богатые – будет богатое общество. Относительно способов обогащения им известна лишь нарисованная Марксом картина, согласно которой предприниматель прибегает к любым средствам обогащения, включая мошеннические», - отмечает Дзарасов.

Критикуя идеологию либералов, Дзарасов подчеркивает важное политическое значение гражданских прав и свобод человека. Он выступает за органичное сочетание в обществе как индивидуальных (либеральных), так и коллективных (социалистических) ценностей.

Большое значение Дзарасов как экономист придавал идеям британского ученого Дж. Кейнса и высоко ценил его вклад в науку, рассматривая кейнсианство как подлинную революцию в экономической теории. Дзарасов отмечает тот факт, что Кейнс в 1925 году посетил СССР и ознакомился с первыми шагами советского планирования. «Не подлежит сомнению, что происходившее в СССР вместе с великой депрессией 1929 – 1933 годов оказало сильное влияние на формирование разработанной им теории» - писал Дзарасов.

Более того, Дзарасов считает, что «разработанная советскими учеными теория и технология планомерного ведения хозяйства явилась выдающимся достижением мировой цивилизации». Однако Дзарасов весьма далек от какой либо идеализации советского опыта и политики Сталина. Анализ противоречий советского периода, особенно в его начальной стадии, Дзарасов дает в главе «Двойственность советского коммунизма».

Анализируя идеологические споры в Советском Союзе после смерти Ленина, Дзарасов подробно рассматривает основные идейные течения в ВКП(б) в 20-е годы. «Троцкисты не были предателями революции, как их изображала сталинская пропаганда. Наоборот, они были наиболее последовательными революционерами», – отмечает Дзарасов. Однако, по его мнению, «их дело с самого начала было обречено на провал», поскольку успех социалистического строительства в СССР они связывали исключительно с перспективой победы мировой революции.

«Кто бы ни правил Россией, ее собственные интересы не могли не стать главными. Поэтому альтернативная троцкизму концепция «социализма в одной стране» поворачивала все внимание и энергию народа на решение внутренних проблем». Отказавшись от идеи подталкивания мировой революции, перед большевиками возникла проблема, как проводить модернизацию страны - чисто этатистскими методами или с учетом интересов различных социальных групп. По мнению C.Дзарасова, концепцию Николая Бухарина и его сторонников никак нельзя считать нереальной - «она полностью соответствовала условиям и интересам послереволюционной России». Разработанная им концепция «социализма в одной стране» была близка и предвосхищала, то, что позднее на Западе получило название «государства всеобщего благосостояния». Бухарин на самом деле шел на сближение с социал-демократией, хотя и публично открещивался от этого – делает вывод автор.

Причины же победы Сталина и его группировки, курс на радикальное свертывание политики НЭПа, Дзарасов видел не только в сложившихся к 1928 году экономических условиях, но в первую очередь в политическом режиме, возникшем в нашей стране. Поскольку, по его мнению, «советское общество появилось на свет с врожденным пороком диктатуры, отрицающим индивидуальные права и свободы». Несмотря на то, что в 20-е годы еще сохранялись элементы внутрипартийной демократии, сторонники Троцкого были подвергнуты политическому остракизму, а их лидер был в 1927 году выслан из СССР. Впоследствии разгрому подверглись и так называемые правые уклонисты, выступавшие во главе с Бухариным за «мирное врастание кулака в социализм».

В заключении книги «Российский путь: Либерализм или социал-демократизм» С.Дзарасов делает вывод, который звучит особенно актуально в наши дни: «Либералы нас убедили, что все зло от коммунизма, а добро и благосостояние мы можем обрести только по примеру и рекомендациям Запада», но «ореол Запада померкнет, если наша протянутая к дружбе и сотрудничеству рука будет отвергнута, США по-прежнему будут претендовать на доминирование в европейских и мировых делах, а Россия будет оттесняться и загонятся в угол, то мир станет свидетелем самых неблагоприятных последствий такой близорукой политики».

Несмотря на преклонный возраст Солтан Дзарасов всегда держал руку на пульсе политической жизни страны. В одном из своих обращений к активистам социал-демократического движения, в том числе тем, кто считает себя наследниками СДПР учрежденной в 1990 году, он призывал ни в коем случае не поддерживать праволиберальную оппозицию. «Поставленная ими задача «демонтажа путинского режима» скрывает самое худшее, что только может быть: расчистить путь к власти тем, кто хочет окончательно распродать нашу страну мировому капиталу» - предупреждал Дзарасов.

Наследие Солтана Дзарасова, безусловно, будет востребовано научной общественностью и сторонниками социал-демократических и социалистических идей в ХХI веке. С ним будут спорить, соглашаться и критиковать, но в любом случае, его труды никого не могут оставить равнодушным.



   г. Москва


В оглавление