К двадцатилетию со дня начала ПЕРЕСТРОЙКИ в России
(По материалам экономических изданий. Подборку сделала Гордиенко Г.Н.)
Итак, что же послужило предпосылкой
начала проведения «радикально-либерального курса ельцинских реформ»? Вспоминая события уже
двадцатилетней давности, сегодня можно однозначно утверждать: предпосылкой либералистских
реформ стал срыв «перестройки», провал связанных с ней начинаний и надежд.
Идейно-теоретический смысл «перестроечной» реформы, как известно, выражался формулой «больше
социализма»; во главу угла намечаемых преобразований ставилось создание именно на социалистической
основе «более мощных, чем при капитализме, стимулов экономического, научно-технического и социального
прогресса». Ключ к решению данной задачи виделся в обретении человеком труда статуса «подлинного хозяина»
на своем рабочем месте, в коллективе и в народнохозяйственном масштабе. Это предполагалось обеспечить
путем предоставления трудовым коллективам и отдельным работникам широких возможностей распоряжаться
общественным достоянием с одновременным адекватным повышением ответственности за эффективность его
использования. Речь шла, в частности, о достижении жесткой увязки личных доходов непосредственных
производителей не только с их индивидуальными трудовыми вкладами, но и с итогами работы предприятий,
а также с конечными народнохозяйственными результатами.
Активное задействование личных и коллективных
экономических интересов, таким образом, мыслилось не в качестве альтернативы плановому хозяйствованию,
а как органически «вписываемое» в эту систему. При этом, однако, допускалось определенное развитие
(при сохранении общенародной собственности на средства производства в ключевых сферах и отраслях)
частных, в том числе частнокапиталистических, форм хозяйствования: в конце 80-х годов были приняты
общесоюзные правовые акты о кооперации, предпринимательстве, об акционерных обществах, и др.
Прямо противоположные цели закладывались в реформу,
разворачивавшуюся с начала 90-х годов: вектором экономических преобразований несомненно выступало создание
в стране фундаментальных основ капитализма (хотя терминологически это оформлялось как задача «рыночной
трансформации» экономики) и обеспечение необратимости капиталистического вектора развития России. Главным
средством при этом была избрана форсированная тотальная приватизация госсобственности (декларативно нацеливаемая
на утверждение массового слоя «эффективных собственников»). Повсеместное задействование частных экономических
интересов и конкурентных принципов хозяйствования рассматривалось в качестве альтернативы народнохозяйственному
планированию, причем априори отвергались даже такие его «умеренные» атрибуты, как макропрогнозирование и
макропрограммирование.
Предпосылкой и отправным пунктом реального развертывания
подобной реформы, следовательно, мог стать лишь срыв «перестройки» как плана «социалистического обновления»
хозяйственной жизни, что, естественно, актуализирует проблему выявления причин этого провала. В большинстве
отечественных и зарубежных публикаций на сей счет упор, как известно, делается на факторы объективного характера,
прежде всего на те трудности, с которыми советская экономика столкнулась на рубеже 70-х—80-х годов. Действительно,
в СССР снижались темпы роста производства и прироста национального дохода, возникала и усиливалась финансовая
напряженность, замедлялось повышение реальных доходов населения. Уже в 70-х годах обнаружилось наше отставание
от ведущих капиталистических стран в ряде областей научно-технического и технологического прогресса. На фоне
признанного лидерства Советского Союза в ракетно-космических и ядерных технологиях это усугубившееся в 80-х годах
отставание, прежде всего по линии компьютеризации и в целом в сфере информационно-коммуникативных технологий,
воспринималось особенно болезненно.
Исключительно важно, однако, подчеркнуть: сложившаяся в первой
половине 80-х годов в СССР экономическая ситуация, согласно мировым стандартам, в целом не была кризисной. Падение
темпов роста производства не перерастало в спад последнего, а замедление подъема уровня благосостояния населения не
отменяло самого факта его подъема. Отставание в компьютеризации народного хозяйства тогда еще не являлось необратимым,
тем более, что сохранялся наш приоритет в других наукоемких сферах, прежде всего связанных с ВПК, уровень развития которого,
собственно, и обеспечивал военно-стратегический паритет с США и с блоком НАТО. В СССР функционировала эффективная система
подготовки квалифицированных кадров, поддерживались высокие стандарты образования и науки. Возникшая к концу 70-х годов финансовая
напряженность снималась за счет средств, получаемых от расширения продажи на мировых рынках нефти и других топливно-энергетических
и сырьевых ресурсов, нараставший объем добычи которых позволял делать это без ощутимого ущемления интересов развития отечественного
производства.
«К тому же на состоянии экономики и социальной сферы, начиная с 1985 г.,
позитивно сказались результаты небезызвестных мер по «укреплению дисциплины и порядка»: удалось в значительной степени
компенсировать производственный спад первых лет одиннадцатой пятилетки (1981—1985 гг.). В целом за ее годы национальный
доход вырос на 17%, промышленное производство увеличилось на 20%. Динамично развивалась газовая промышленность: по объему
добычи газа страна вышла на первое место в мире. Удвоился объем производимой на АЭС электроэнергии. Положительную производственную
динамику продемонстрировало сельское хозяйство. Оказались перевыполненными задания по вводу жилья, дошкольных учреждений и
общеобразовательных школ».
О том, что обстановка в стране, сложившаяся к началу «перестройки», хотя
и характеризовалась рядом серьезных социально-экономических проблем, не была, однако, ни кризисной, ни даже предкризисной,
писали непредвзято настроенные зарубежные исследователи: «В начале 80-х годов... как по мировым стандартам, так и в сравнении
с советским прошлым дела... были не столь плохи...»
Эта общая недраматичность состояния советской экономики, равно как и
изначальная широкая социальная поддержка заявленного последним генсеком курса «перестройки», создавали вполне благоприятные
предпосылки для его успешной реализации.
Говоря же о срыве «перестройки», приходится констатировать в первую очередь
сугубо субъективные обстоятельства, связанные с конкретными экономико-политическими действиями руководства СССР (а затем и РСФСР).
В вину тогдашним руководителям страны можно поставить прежде всего откровенно слабую теоретическую проработку ключевых направлений
и мер «перестройки», что на практике оборачивалось либо резким ослаблением заложенного в них позитивного потенциала, либо
однозначно негативными, разрушительными следствиями ряда акций проводившейся экономической политики. Примером первого служит принятый
в 1987 г. Закон СССР «О государственном предприятии», составивший основу изменения системы управления экономикой, трансформации этой
системы в некую новую («планово-рыночную») модель. Данным актом резко, скачкообразно расширялись хозяйственные права «основного звена
экономики», что не уравновешивалось ни должным усилением госрегулирования деятельности этого звена, ни повышением ответственности за
нее управленцев и трудового коллектива предприятия. Отсюда и последовавшая массовая ориентация "основных звеньев» на рост заработной
платы и прибыли на базе искусственного завышения цен и неблагоприятных для общества ассортиментных сдвигов при игнорировании
воспроизводственных задач и договорных обязательств.
Что касается прецедентов однозначно негативного воздействия на экономику
некомпетентных решений союзного руководства, то в этом отношении показательны многие тогдашние шаги в области бюджетной политики.
Так, в условиях роста потребности в финансовых ресурсах (связанного, с одной стороны, с запуском жизненно важной программы «ускорения»,
а с другой стороны, с падением мировых цен на нефть) была инициирована и стала энергично реализовываться пресловутая «антиалкогольная
кампания», до основания потрясшая финансовую и денежно-кредитную систему страны. Результатом этой абсурдной кампании, усугубляемым почти
полной утратой контроля над доходами в связи с введением в действие недостаточно продуманных законов о госпредприятии, о кооперации и
некоторых других, стало стремительное нарастание бюджетного дефицита, все чаще покрывавшегося посредством необеспеченной денежной эмиссии.
По этому поводу авторами уже цитированной публикации приводились следующие данные: «Если в 1981—1985 гг. среднегодовой бюджетный дефицит
составлял всего 18 млрд. руб., то в 1986— 1989 гг. —уже 67 млрд. В 1960—1987 гг. в среднем за год выпускалось в обращение 2,2 млрд. руб.,
в 1988 г. — уже 12 млрд., в 1989 г. — 18 млрд., а в 1990 г. — 27 млрд. руб.» Неудивительно, что при снижавшихся темпах экономического
роста и при попытках удержать стабильность розничных цен, описываемая политика денежных властей провоцировала всеобщий дефицит товаров
народного потребления и внедрение вариантов их карточного распределения, а в конечном счете — подрыв и развал
потребительского рынка.
Провалу «перестройки» существенно способствовали и инициировавшиеся высшим руководством
КПСС странные политические новации. Начало соответствующей активности было положено проведенной вполне в духе китайской «культурной революции»
атакой на центральный аппарат хозяйственного управления. Результатом его массированной пропагандистской дискредитации, волюнтаристского
«перетряхивания» структуры и функций министерств и ведомств и перманентной кадровой чехарды стала утрата управляемости экономики, ее выход
из-под контроля со стороны общесоюзного центра. Этому способствовала наспех осуществленная радикальная реорганизация структуры советов,
подорвавшая властную вертикаль и спровоцировавшая тенденции к региональному обособлению, дезинтегрировавшие единое общесоюзное экономическое
пространство. Наконец, санкционированная XIX партконференцией либерализация политической системы стала фактором активизации оппонентов
«перестройки» — и тех, кого не устраивала социалистическая направленность преобразований, и тех, кто не принимал демократической их составляющей
как якобы несовместимой с историческими традициями и национальным менталитетом россиян. Причем протестные методы, применявшиеся обеими группами,
зачастую совпадали — от инспирирования митингов и забастовок по поводу тех или иных политических, экономических, экологических и прочих
проблем до консолидированного голосования на I Съезде народных депутатов России 12 июня 1990 г. за «государственный суверенитет Российской
Федерации». Последствия наполнения такового конкретным содержанием (в виде обеспечения приоритета республиканских законов перед общесоюзными,
разрушения единства налоговой и банковской систем страны, и т.п.) хорошо известны — подрыв
экономических основ центральной власти.
Вышеизложенное содержит достаточные, как предкроэкономическую стабилизацию», трактуемую как
стабилизация финансовая, выражающаяся в отсутствии инфляции и бюджетного дефицита. «Проводники этого реформационного алгоритма на российской почве
с самого начала утверждали, что реализация названных трех составляющих, обеспечив «трансформацию командной экономики в рыночную», тем самым
обеспечит и предпосылки возобновления экономического роста.
Как уже десятки и сотни раз говорилось и писалось, анализируемая модель не представляла собой
чего-то нового в теории и практике рыночного реформирования: она явилась вариантом схемы «Вашингтонского консенсуса», широко используемой МВФ и
другими международными финансовыми организациями в «третьем мире» для «посадки» соответствующих стран «на кредитную иглу», для осуществления
«нового колониализма».
Сегодня стало очевидным: доктрина «Вашингтонского консенсуса», применение отдельных постулатов
коей в некоторых странах с устоявшейся рыночной экономикой имело определенный успех, была изначально неприемлемой для постсоветской России с ее
унаследованными от плановой системы особенностями народнохозяйственного комплекса, его отраслевой и технико-технологической структуры. Здесь форсированное
осуществление под флагом «перехода к рынку» стандартного набора либералистских трансформационных мер обернулось следствиями, во многом противоположными
декларированным целям. Либерализация цен — их нескончаемым ростом (а вовсе не конкурентной стабилизацией). Приватизация предприятий — сменой госмонополии
совокупностью частнохозяйственных монополий, интересы которых в принципе не согласуемы посредством рыночных механизмов с интересами развития народного
хозяйства как целого, с задачами повышения его эффективности. Жесткая монетарная политика и зажим денежной массы — раскруткой инфляционной спирали (в
отдельные годы возникали даже дискуссии о гиперинфляции в России) и валом неплатежей. И т.д.
«Неопровержимым свидетельством фундаментального несоответствия российским условиям реализуемой с
начала 1992 г. реформационной модели стал финансовый кризис августа 1998 г. До дня дефолта, объявленного 17 августа, соответствующий курс, несмотря
на колоссальный урон, нанесенный им общественному производству (уполовинившемуся в сравнении с дореформенным уровнем), оправдывался необходимостью
достижения финансовой стабилизации как обязательного условия будущего экономического подъема (спад объявлялся «неизбежной ценой» вожделенной
«макроэкономической стабильности»). Дефолт полностью обессмыслил эту аргументацию, присовокупив к неслыханным производственным издержкам и падению
народного благосостояния гигантские финансовые потери, в целом составившие 120 млрд. долл. (замороженный рынок ГКО-ОФЗ - 40 млрд., задолженность российских
банков нерезидентам — 20 млрд. и снижение курсовой стоимости акций — 60 млрд.)» . Анализируя последствия этих событий, нельзя не согласиться со следующим
принципиальным выводом: «Финансовый кризис августа-98 вынес окончательный «обвинительный приговор» праворадикальному либерально-монетаристскому эксперименту
над страной, отбросившему ее по многим позициям к исходным рубежам рыночных преобразований».
О том, что финансовые потрясения августа-98 стали производными не только и не столько от просчетов и
ошибок тогдашнего (третьего постсоветского) правительства, сколько от существа реализовывавшейся с 1992 г. реформационной модели, свидетельствуют и те
позитивные сдвиги в хозяйственной динамике страны, которые наметились после августовского краха в результате существенных новаций, привнесенных в экономическую
политику четвертым постсоветским правительством (и новым руководством Банка России). Вопреки догматам либералистской доктрины были приняты
следующие меры:
- усилен государственный контроль за ценами в ключевых затратообразующих отраслях (прежде всего в топливно-энергетическом
комплексе и на железнодорожном транспорте);
- усилен валютный контроль;
- временно блокирована «бросовая»
приватизация;
- выверенно увеличена денежное предложение посредством дозированной
денежной эмиссии.
Тем самым руководство федеральной
исполнительной власти сумело не только удержать экономику от сползания в гиперинфляцию и хаос,
но и создать условия для реализации постдевальвационных возможностей оживления материального
производства. Инерция эффекта этих мер несомненно позитивно сказалась и на экономических итогах
2000 г.
Сравнивая начатую в 1992 г. и скандально
обанкротившуюся в августе 1998 г. либералистскую реформу с предшествовавшей ей (и занявшей
примерно то же время) «перестройкой», можно констатировать следующее различие:
-если провал второй (Перестройки) был в решающей мере обусловлен ошибочными действиями при реализации курса преобразований,
в целом соответствующего потребностям экономического развития страны,
-то крах первой(либералистской реформы) определялся
изначально ложным выбором самой реформационной модели.
Отсюда и разительная несхожесть показателей
экономической динамики в период «перестройки» и во время радикальной либерализации. В первом случае
на протяжении исходных трех лет (1986—1989) имел место стабильный рост национального дохода (2,7% в год)
и объема промышленной продукции (3,5%); в последующие годы темпы роста производства затухали,
но его падения все же не наблюдалось (а в первом полугодии 1990 г., т.е. до резкого обострения в стране
политического противостояния, производство товаров народного потребления увеличилось на 15%). Во втором
же случае наблюдался беспрецедентный для мирного времени обвальный производственный спад, сопровождавшийся
крайне негативными сдвигами в народнохозяйственной структуре, не говоря уж о падении уровня жизни населения
(соответствующие печальные качественно-количественные параметры хорошо известны). Разумеется, здесь
сказались такие предшествовавшие старту реформы факторы, как развал Советского Союза и СЭВа, однако главная
«заслуга» несомненно принадлежит избранной реформационной модели.
«Обвал явился
«возмущенной реакцией» производительных сил на волюнтаристское насаждение неадекватных им форм производственных
отношений».
Литература:
- Кириченко В. Рыночная трансформация экономики: теория и опыт (спецкурс).
Тема 3. Итоги либерализационно-стабилизационного этапа российских реформ// Российский
экономический журнал. -2000. -№3.
- Глазьев С., Батчиков С. Что сулит углубление либералистской реформы в России
(Прогнозное соображение в контексте отечественного и аргентинского реформационного
опыта)//Российский экономический журнал. -2000.-№7.
- Резников Л. Российская реформа в пятнадцатилетней ретроспективе//Российский
экономический журнал. - 2001. - №4.
- Эллман М., Конторович В. Вступительная статья к книге "Дезинтеграция советской
экономической системы"//Российский экономический журнал. - 1992. - №4.
|