|
ГЛОБАЛЬНЫЕ БЕДСТВИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И УРОКИ ИХ ДЛЯ ФИЛОСОФОВ
HUMAN GLOBAL DISASTERS AND THEIR LESSONS FOR PHILOSOPHERS
Эдуард Олегович Шульц, учёный -физик,
член философского общества РФ
e-mail: Eduard_Shults@rambler.ru
|
Никто не заходит так далеко
В любом отношенье, как тот
Кто твёрдо не знает, шагая легко,
Куда он так резво идёт.
Э.Ш.
|
Аннотация
В статье в тезисной форме рассматривается философская система. Реализация её основ даёт надежду на преодоление мирового идеологического кризиса.
The article discusses the philosophical system in a thesis form. The implementation of it's foundations gives hope for overcoming the world ideological crisis.
1. Введение
И развитые страны и отсталые упорно продвигаются к самоуничтожению: "Игил" и др. полудикие формирования Третьего мира ставят своей целью завладеть миром, полагая тем самым его осчастливить; владеющие ядерным оружием создают экологическую катастрофу Земли, сокращают видовое разнообразие её биосферы, готовят третью мировую. И то и другое на самом деле означает конец жизни на Земле, но не постигается ими в таком ключе. Даже мысли такого рода являются порочными, неверными в условиях, когда мировой социум переживает кризис и проходит зону сингулярности, приближаясь к точке бифуркации, когда сравнительно малые возмущения могут привести к апокалипсису.
В 1955 году вышел Манифест Рассела-Эйнштейна, который подписали ещё 9 всемирно известных учёных, в котором призывали ядерные державы ликвидировать атомное оружие, ибо война, если она случится, будет непременно ядерной, и это приведёт к ликвидации жизни на Земле. Возникшее на этом основании известное Пагуошское движение учёных мира поддержало этот Манифест. Ядерные державы не прислушались. Но тогда ядерных держав было меньше и глобальный социум ещё не вступил в зону мирового кризиса. Следовательно, теперь ещё более актуально ответить на поставленный в Манифесте вопрос: " <...> согласны ли мы уничтожить человеческий род, или человечество откажется от войны?" Неверие ведущих держав Манифесту и теперь в корне неверно, ошибочно. Для отнесения чего-либо к верному или неверному, к добру или злу необходимо исходить из обоснованной системы, и судить об этом можно только в установленных границах, в рамках, этой системы и определяемых наукой, в частности - философией. Попытаемся это сделать.
2. Жизнь - биополе
В развиваемой мною системе, которая, в известной мере, отражена в работе "Динамическая модель социума" [1], в основу положено понятие жизни. Здесь, поскольку речь идёт о сохранении жизни мирового социума в условиях мирового кризиса, который, как доказано, сам существенно зависит от динамики народонаселения, опора на это понятие вполне оправдана. И оно должно быть осмыслено в русле новых достижений науки на этот счёт.
Определение:
Все многообразие так называемых живых объектов – от простейших до приматов – в качестве основного объединяющего имманентного признака (наряду с хорошо известными особенностями, которые на сегодня должны быть расширены) обладает фундаментальным свойством наращивать жизнь вида, жизнь на Земле как совокупность взаимодействующей и взаимозависимой жизни живой массы – биосферы, наивысшей (наиболее сложной) формы материи. Подобно тому, как в гравитационном поле признаком его является взаимное притяжение взаимодействующих масс, так и в “поле жизни” (назовём его биополем, углубив это понятие) установленным его признаком является наращивание своей мощности, "количества жизни" в данном пространстве. Стремление к самосохранению и умножение видового разнообразия – следствия указанного выше его признака. Объяснение этого свойства исключительно дарвиновским естественным отбором было бы ошибочным. Из колоссального количества мутаций в огромном количестве живых организмов естественный отбор «выбирает», сохраняет и развивает всё, что соответствует определённому вектору. Но что определяет этот вектор? В поле тяжести эта интенция способствует формированию ног, плавников, крыльев для обеспечения живым объектам способности перемещаться в пространстве, преодолевая гравитацию и обеспечивая расширение жизненного ресурса. Не приобретшие такой возможности используют для той же цели потоки воздуха (ветер), воды и способные перемещаться в гравиполе живые объекты, даже не всегда становясь их паразитами, но используя лишь в качестве переносчиков. Эта интенция взаимодействуя с гравитационным полем (то же и с электромагнитным) и сама является полем, управляя существованием некоторых органических соединений. Это управление сказывается, например, в том, что мы называем инстинктами. Один из них состоит в сохранении того, что мы именуем жизнью и в увеличении её количества: в продлении времени жизни и увеличении количества живущих. Так родители (не только люди, но и подавляющее число животных), рискуя иногда собственной жизнью, защищают потомство, т.к. в нём содержится, как правило, гораздо большее количество жизни, её продолжительность. Отмеченная особенность биополя может показаться неожиданной, но это не так. И гравиполе, и электромагнитное обладают таким же свойством. Например, гравитирующая космическая масса – источник (или концентратор) поля возрастает (наращивает себя) за счёт притяжения других космических объектов (метеорной пыли, метеоритов, комет и др.) до состояния взрывающейся звезды, после чего цикл повторяется. Но в отличие от неживой природы человечество обладает разумом и сможет рационально регулировать свою численность, не допуская взрыва (или его аналогов: мировой войны, рукотворной пандемии и т.д.).
Это, предложенное мною определение жизни, нуждается в обосновании, в анализе, в сопоставлении с другими определениями. Процесс наращивания "пробудившихся" космических элементов жизни (я стою на представлениях панспермизма) во всех её проявлениях, записанный в них в форме инстинктов и сопровождаемых чувствами у человека и у некоторых из высокоразвитых животных, дополняется у последних постепенно развивающимся мыслительным процессом (мышлением), позволяющим подправить, иногда исправить инстинкт и кратно увеличить воспроизводство жизни, её наращивание, и регулировать, сохранять её при достижении оптимума в её мощности (удельного количества). Именно из этих представлений можно определить понятия добра и зла, правды и неправды. Наиболее близким к истине, с моей точки зрения, является определение добра и зла, данное А. Швайцером[2]: “Добро – это сохранять жизнь, содействовать жизни, зло – это уничтожать жизнь, вредить жизни.” В противовес картезианскому: “я мыслю, следовательно, существую”, он провозгласил: «я – жизнь, которая хочет жить среди жизни, которая хочет жить». Но это формально всего лишь - лозунг. Приведём ещё определение жизни из ФЭС: “Форма существования материи, закономерно возникшая при определённых условиях в процессе её развития. Живые объекты отличаются от неживых обменом веществ (непременным условием жизни), раздражимостью, способностью к размножению, росту, активной регуляции своего состава и функций, к различным формам движения, приспособляемостью к среде и т.д.” К этому следовало бы отнести негэнтропию живого, подчинение его законам косной природы, в частности, не подозревавшееся в этой дефиниции свойство живого следовать закону минимизации действия – величины, предложенной Лагранжем для неживой природы и пропорциональной произведению свободной энергии на время её действия. Автор обоснованно отнёс это понятие и к живой природе. Иначе говоря, живые системы не тратят энергию попусту. С точки зрения автора приведённое определение (из ФЭС) весьма несовершенно. Рассмотрим утверждение, что жизнь форма существования материи, которая возникла при определённых условиях в процессе её развития. Но столь же оправдано утверждение, что она существовала вечно. Поля материальны, и материя существует вечно. По утвердившейся гипотезе поля формируют элементарные частицы, которые в определённых условиях, усложняясь, образуют вещество. То вещество из биомолекул, которое мы называем живым, усложняется под действием биополя и поля электромагнитного в космических «карманах» жизни. Следовательно, если жизнь есть биополе, то она не возникала, а в некоторых условиях мирового космоса (в «карманах жизни») усложнялась, что происходит и с квантами других полей, элементарными частицами, формирующими вещество. Об этом поле нам мало что известно. Оно, конечно, подчиняется законам природы, законам сохранения, например, закону минимума действия; взаимодействует с другими полями. Со временем, возможно, будут открыты и исследованы другие его параметры, «силовые», например. Но для начала мы постулируем его существование и отмечаем одно из его свойств – наращивание своего количества. Обмен веществ не является исключительным свойством живого вещества, он свойственен и косной материи; происходит в ней постоянно с различными темпами – от взрыва до эволюции в длительных циклах. Способность к росту, к активной регуляции тоже свойственны и неживой материи.
|
|
Определение жизни, предложенное Ф. Энгельсом (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т.20, с. 82) и с подачи ортодоксальных марксистов считавшееся наиболее точным её определением, на самом деле не является таковым, даже по признанию самого Энгельса. "Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел". Оно, скорее, представляет собой описание известных на то время структуры и некоторых функций живого, не точных ни в том, ни в другом отношении. Два основных типа биополимеров: белки и нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК), не наделённые взаимодействующей с ними в едином целом генетической спиралью, живыми не являются.
Таким образом, наращивание количества жизни в космических «карманах» жизни (Земля, например) во всех её проявлениях, отмеченных в известных её определениях - онтологический смысл жизни. Это и основная ценность в аксиологической шкале человеческого общества. Сформулируем её как аксиому и назовём Великим законом жизни. Следовательно, дышать, пить, питаться, спать, размножаться, формировать ресурс жизни для будущих поколений – это и есть проявление жизни в феноменологическом аспекте, данное нам в инстинкте, ощущении, интуиции и мышлении. Основной массой живых существ (людьми тоже) она реализуется инстинктивно. Но сознание некоторых людей способно иногда преодолеть инстинкт или, наоборот, содействовать его реализации! При адекватном взаимодействии сознания с инстинктом количество жизни многократно возрастает. То же самое происходит, если в формировании будущего социум, его мышление опирается на законы природы, а не на волюнтаристские измышления.
Именно такой подход к живому (1973 г.) позволил автору открыть закон “ускорения социального времени” и закон “гармонизации социума” в создаваемой им “Динамической модели социума”. Выводы казались обескураживающими. Но в более поздних исследованиях они получили подтверждение. Так, например, С.П. Капица в книге "Гиперболический путь человечества" (М. изд. Дом ТОНЧУ, 2009 г., с.11) пишет: "<...> связь между ростом населения мира и длительностью развития нельзя понять без учёта относительности исторического времени, когда собственный масштаб времени истории сжимается в десятки тысяч раз как результат самого развития." В этой же книге, между прочим, он упоминает, что поведение мирового социума вполне могло бы описываться уравнением Ван-дер-Вальса для реального газа, что косвенным образом подтверждает согласие мэтра с предложенным автором (в том же 1973 г.) постулатом о справедливости законов косной природы в живой материи.
И гармонизация общественных отношений подтверждается практикой. Известно, например, что социальная напряжённость (П-6) определяется величиной ВВП на душу населения: марксисты-революционеры считали, что чем меньше это отношение, тем чаще происходят волнения рабочих, переходящие в кровопролитную революцию. Современная действительность демонстрирует, что выступления трудящихся в демократических государствах, с более высоким уровнем жизни, происходят чаще, но они носят мирный характер, а в тоталитарных режимах выступления редки, но носят характер мятежа, кровопролитного восстания, революции. Но последних в нашем мире становится всё меньше. В этой связи нельзя не проанализировать ситуацию с последними мировыми войнами, унёсшими огромное количество человеческих жизней. Во второй мировой участвовало в разных качествах около 57 стран с населением в 1,7 миллиарда человек, и погибло примерно 80 миллионов душ. Является ли это отступлением от мировой тенденции гуманизации социума или наоборот – отказ от этой катастрофы мог привести его к хаосу и ещё большим потерям? Трудно предположить, чтобы два маньяка, руководствуясь не принятыми миром идеями, могли организовать и осуществить столь грандиозную мировую бойню. Их воззрения на чистоту нации и мировую большевизацию не могли, не смотря на тотальную пропаганду и агитацию, привести к столь агрессивному результату. Война – преступление. Организаторы войны – преступники. Но что-то подвигло к ней и участников. Возможно, население интуитивно ощущало, что из неизбежных (в прежних представлениях) зол нужно согласиться с меньшим, которое при его осуществлении и преодолении его последствий происходило с сохранением функции управления обществом, их правительств. Противоположный вариант в ходе обострения мирового кризиса мог бы нести в себе войну каждого с каждым, полный хаос, неизмеримо большие жертвы и одичание социума, откат его в средневековье.
Что известно доподлинно, так это то, что, опираясь на инстинкт и интуицию, (но не на разум) с помощью различных мер (от огнестрельного оружия до медицины) социум избавился от значительного числа хищников, отступил от естественного, установленного природой закона, по которому всё живое зиждется в основном на живом (П-4), и это взаимодействие предполагает деление живого на хищников и их жертв. Вольтерра и Лотки (1925-1926 г.г.) предложили уравнения, удовлетворительно описывающие эти отношения:
Ẋ= (ᾱ - Ϲ۰У̇)•Х; ẙ =(-ß + ԁ۰Х)• у, где Х – число кроликов, у– число лис, ᾱ, ß, Ϲ и ԁ - константы.
Они, правда, не учитывают в этом взаимодействии важную особенность, состоящую в том, что хищники попутно выполняют роль одного из популяционных фильтров, отбирая преимущественно слабые и больные особи жертв. Роль «хищника» социум (часть его = эксплуататоры) по необходимости взял на себя: группируясь в классы, «сильные» эксплуатируют менее жизнеспособных – «слабых», по частям отбирая их феноменологически выраженную жизнь (часть трудовой жизни) для улучшения (продления) своей собственной. В отличие от законов природы «хищники» подвергают уничтожению наиболее здоровую, жизнеспособную часть населения; особенно отчётливо это проявляется во время мировых войн. И население постепенно деградирует: в развитых странах в среднем на 10 рождений на свет появляется только 1 здоровый ребёнок. С очевидностью возникает вопрос о селекции здоровых людей.
Успехи талантливых учёных, инженеров, селекционеров позволяют на длительное время заметно улучшить жизнь населения, и мировую численность его, которая соответственно, возрастает. Равновесие нарушается: растущему населению становится недостаточно производимого продукта. Это и есть относительное перенаселение, которое дополняется нарушением равновесия в экологии. Наступает стагнация и кризис. В условиях закономерно развивающейся глобализации кризис приобретает глобальный характер. В отсутствие новых (прорывных) продвижений в части расширения производства необходимых продуктов потребления, можно было бы при адекватном уровне сознания населения и руководителей (разного уровня) сознательно регулировать воспроизводство населения и восстановить равновесие между уровнем производства, эксплуатации и потребления. Но сознание и «сильных» и «слабых» развивается слишком медленно и не постигает такую возможность в решении глобального кризиса: он до сих пор решался традиционным путём, установленным на инстинктивно-интуитивно найденном ветхозаветном уровне. Населению находящихся в кризисе стран внушалось, что стагнация происходит из-за происков враждебного окружения и предателей национальных интересов внутри страны; наращиваются армии и вооружения, и возникающая при этом с неизбежностью война уносит значительную часть населения.
Несколько позже, чем это сделано в нашем клубе (1990 г.), к применению принципа Лагранжа-Мопертюи (минимума действия) в социуме прибегли Л.Г. Бадалян и В.Ф. Криворотов (США) [7], исследуя мировой финансовый оборот и прирост населения. На этой основе они вывели три закона мирового социума, аналогичные законам Исаака Ньютона в классической механике, что позволяет создать динамику социума и точными расчётами определять направления его развития. Исследование опирается, кроме того, на ряд фундаментальных положений, существенная часть которых (постулаты) предложена автором в этой работе. Назовём их: (П-1) – Постулат №1 - Законы, установленные для косной материи, справедливы и в живой, но последняя достраивается и другими. (П-2) - Система устойчива, если она дихотомична, т.е. состоит из взаимодействующих консервативной и оперативной составляющих, что отчётливо заметно на интуитивно выстроенных системах науки и власти. (П-3) – Социальная система развивается в разы интенсивнее, если в ней конкурируют две тенденции – полюс добра и полюс зла. (П-4) - Живое зиждется, в основном, на живом, питается им. (П-5) - Сознание (как инстинкт, интуиция, память) содержится (потенциально) в генокоде живого и развивается с опорой на них, постепенно достигая заметного проявления в высших животных и особенно заметно - в одном из них, именуемом человеком. (П-6)- Социальная напряжённость (в оптимуме) – движущая (свободная) энергия развития социума, за его пределами она деструктивна. Её медиана – золотое сечение. (П7) - Свойства сложной системы по их числу и качеству превосходят простую сумму этих свойств её отдельных элементов.
3. Кризис мирового социума
Исходя из вышесказанного, принимаем, как должное, возможность исследования будущего мирового социума точными методами. Это необходимо сделать, т.к. дальше речь пойдёт о пренебрежении точными прогнозами, которые обязывают власть предержащих к экстренному и радикальному принятию мер. Серьёзные исследователи обоснованно утверждают, что такой подход к исследованиям истории социума и предсказаниям его будущего возможны только при рассмотрении его в целом, т.е. в глобальном масштабе. К.Э. Циолковский [3] исходил из представления, что живая и косная материя состоят из одних и тех же атомов и, следовательно, допускал аналогичные методы их описания. Одним из первых осуществил качественно новое рассмотрение человеческого материала как живого вещества, взаимодействующего с косной материей, В.И. Вернадский [4]. Аналогичный подход к рассмотрению социума, как объекта исследования, «человеческой массы», подверженной космофизическим воздействиям, прежде всего, воздействию Солнца, Луны и больших планет, предпринял А.Л. Чижевский [5]. Им был применён математический метод и предложены формулы для анализа накопления психофизической социальной энергии возмущения под действием солнечной активности. К настоящему времени процесс «математизации» социологии зашёл так далеко, что достижения его обсуждаются, например, на международной конференции (октябрь, 2007) «Математическое моделирование исторических процессов» и публикуются в сборниках статей («Проблемы математической истории»), издаваемых ИПМ им. М.В. Келдыша РАН. При РАН создан институт системного анализа (ИСА), опирающийся в своих исследованиях истории на точные методы. Осмыслению и освоению точных методов в исследовании глобального социума более века. Но особенно бурно и плодотворно он развивался в последние полстолетия, особенно после начальных футурологических исследований организованного экономистом А. Печчеи в 1968 г. Римского клуба. Д. Форрестер ("Мировая динамика", 1971г., США); Д. Медоус ("Пределы роста", 1972 г.); М. Месарович, Э. Пестель (Германия) предвычисляли в первой половине 21 в. наступление глобальной катастрофы. Тогда впервые комплексные сложные социологические модели рассчитывались на компьютерах. Пессимистические прогнозы вызывали бурные возражения, но не на расчётном уровне, а на вербальном. Правы ли возражавшие? В 1985 г. ИСА РАН подготовил доклад "На пороге 3-го тысячелетия" (Глобальные проблемы и долгосрочное развитие СССР), в котором исследовались сценарии развития страны до 2010 г. и предлагались варианты преодоления негативных процессов. Доклад оказался во многом справедливым, но руководством был проигнорирован, и жизнь подтвердила правоту исследования. Новейшие модели различных известных авторов по их собственным версиям и входящим в них формулам определяют близкие друг другу и к нашему времени сроки наступления критических явлений. Пётр Турчин [6] (США) более 10-ти лет тому назад, опираясь в основном на показатель, связанный с народонаселением, определил "яростные двадцатые", что и подтвердилось жизнью. В совместном с ним труде Андрей Витальевич Коротаев (профессор ВШЭ), опираясь на модифицированную методологию Дж. Голдстоуна, которая определяла условия возникновения восстаний, революций и коллапсов нового времени, предсказал близкие к нашему времени потрясения. Траектория роста численности земного населения в 70-е годы прошлого столетия с каждым годом всё больше стала отклонняться от гиперболического закона, по которому шла с некоторыми неоднородностями (сингулярностями) до того. Австрийский физик Хайнц фон Ферстер определил по выведенной им с коллегами гиперболической формуле точку бифуркации (в ней может разразиться и апокалипсис) в весьма близкий к нам срок - ноябрь 2026 г. Американский футуролог Рэй Курцвейл определил этот срок 2029-м годом. Он воспользовался собствнной гиперболической формулой численности населения Земли, которая в значительной мере влияет на его стабильность. Тоже гиперболическую формулу для численности мирового социума вывел С.П. Капица [8] и в соответствии с нею человечество переживает узкий временной отрезок сингулярности, который может привести к катастрофе. Не доверять этим исследованиям нельзя.
4. Безотлагательные меры
Принимая во внимание крайне ограниченное время для реагирования нужно предпринимать шаги не только по интуиции, не методом проб и ошибок, а в полном соответствии с законами природы, опираясь на сознание. В частности, исходя из того, что сложная многофакторная система устойчива, если она дихотомична (П. 2), необходимо экстренно усилить ООН (консервативную составляющую системы управления), имея в виду превращение её в глобальную систему управления с тем, что региональные правительства или их объединения (ЕС, например) образуют оперативную, локальную составляющую, своего рода «местное самоуправление», выполняя на местах (в регионах) всё, что может быть сделано на местах, кроме того, что передано консервативной составляющей. В долгосрочной перспективе, если она ещё возможна, следует иметь в виду несовершенство систем управления, стремящихся переродиться в класс эксплуататоров при неудовлетворительно отстроенном механизме обратной связи населения с формируемой им системой.
Следует ликвидировать всё ядерное вооружение вместе со средствами его доставки, передав весь запас урана под надёжным международным контролем в ведение ООН для использования его исключительно в мирных целях(в качестве топлива атомных электростанций, например). Война как пережиток прошлого должна быть категорически запрещена.
Некоторые политологи и социологи утверждают, что после преодоления религиозных заблуждений и ошибочности идеи «большевистского коммунизма» идеология социуму не нужна, он может развиваться без неё. Философы могут и должны доказать ошибочность такого утверждения и ошибочность следования ему. Целеустремлённое движение к гармоническому обществу, как бы исторически оно не называлось (рай, коммунизм), интуитивно угадывалось людьми и сегодня провозглашено государственной целью в КНР. В настоящее время идеология социал-демократии более других соответствует поставленной цели, но должна претерпеть трансформацию в соответствии с достижениями науки. Её трансформацию можно осуществить, опираясь на выдвинутые в этой работе идеи и постулаты.
Известно, что развитие социума при наличии двух полюсов (добра и зла, гармонии и хаоса) в разы интенсивней монополярного. Ещё церковь, в значительной мере управляя обществом, предлагала делать добровольный выбор между раем и адом. Правда, оба полюса были плодом воображения, а сама она организовывала жестокие крестовые походы. Большевики в полной мере продемонстрировали ущербность тенденции монополярного развития, реально осуществляя террор и обещая коммунизм – идеологическую выкладку, который достижим где-то в будущем. Результат известен. С давних времён реализовывались попытки образования вполне гуманных монополярных образований, но они не ставили перед собой глобальных целей, и уровень культуры был такой, что ни задаться подобной целью, ни, тем более, реализовать её, было невозможно. Необходимо поэтому, чтобы полюс добра стал совершенно реальным, чтобы каждый, кто хотел бы, мог воочию наблюдать его существование. Это могут быть реально действующие коммуны или кибуци (не в названии суть) добровольцев, которым государство должно помогать в формировании и существовании. В этом заинтересован мировой социум, и они вправе рассчитывать на его поддержку. Именно в них сформируется новый человек, который, по мнению К. Маркса, только и может построить новое общество.
Литература:
1. Шульц Э.О. «ГАРМОНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ – ОБЪЕКТИВНЫЙ ЗАКОН РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА» // В КН. «СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ. Материалы Второго российского научно-общественного форума». СПб, 2002 г., с.с. 187 - 192.
2. Швейцер А. КУЛЬТУРА И ЭТИКА. М., 1973.
3. Циолковский К.Э. КОСМИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. — М.: УРСС, 2001. — 478 С.
4. Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. — М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2012. — 576 С.—(БИБЛИОТЕКА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ)—ISBN 978-5-8112-4512-3.
5. Чижевский А.Л. ФИЗИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА. КАЛУГА, ГОСТИПОГРАФИЯ,1924 Г.
6. Турчин П. Демография и политические кризисы. Исторический аспект, 2009 г.
7. Бадалян Л.Г., Криворотов В.Ф. (США) ЛАГРАНЖЕВА МОДЕЛЬ ВОСПРОИЗВОДСТВА ПОПУЛЯЦИИ, ПРИМЕНЕНИЕ ПРИНЦИПА ДЕЙСТВИЯ В ЭКОНОМИКЕ И ИСТОРИИ. Тезисы докладов II Международной конференции Математическое моделирование исторических процессов.
8. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. СИНЕРГЕТИКА И ПРОГНОЗЫ БУДУЩЕГО. ИЗД. 3-Е.- М.: ЭДИТОРИАЛ УРСС, 2003, 288С.
Санкт-Петербург |
октябрь 2020г. |
|