Логин Заголовок

На главную

СВОБОДА! СПРАВЕДЛИВОСТЬ! СОЛИДАРНОСТЬ!

Новая книга Григория Григорьевича Водолазова

«Социализм после Октября. Вода живая и мёртвая»

книга Водолазова Г.Г.

«Социалистическая Россия – утопия или реальная возможность?» – это главный вопрос и главная проблема книги. ...демократический социализм для России – это реальная историческая возможность (и необходимость), это ее реальное будущее..."

«Социалистическая Россия – утопия или реальная возможность?» – это главный вопрос и главная проблема книги. Как будто бы – «утопия». Ведь вроде бы не осуществилось то, о чем мечтали и что провозглашали люди, совершавшие Октябрьскую революцию. И все же, как стремится доказать автор, демократический социализм для России – это реальная историческая возможность (и необходимость), это ее реальное будущее, в котором будут преодолены экономические и политические тупики современного олигархического капитализма и построена общественная система социального равенства, гуманизма и народоправства.

О содержании книги можно получить представление по заголовкам основных её разделов:
-  Ленинское наследие: вода живая и мертвая.
-  Мартов и Ленин: революция и нравственность.
-  После Ленина: борьба за власть.
-  «Реальный гуманизм» против «казарменного коммунизма» (альтернатива: Бухарин – Сталин).
-  Последний бой Николая Бухарина. -  Политическое завещание второго вождя Октября (Лев Троцкий подводит итоги).
-  «Сталинизм» и «ленинизм».
-  Маркс продолжается: демократический социализм шестидесятников.
-  Горбачев: номенклатурная утопия.
-  Момент выбора: демократия или бюрократия (или начало конца горбачевской перестройки).
-  После Августа-91.
-  Девяностые годы и после… Власть, собственность, гражданское общество и будущее России.

Мы публикуем вводную главу к книге.

НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ АВТОРЕ

А. Х. Бурганов, д. и. н., профессор, академик АН Республики Татарстан.
Я человек двух культур: русской и татарской, причем в первой я смыслю больше (образование, работа – на русском языке). Мне, человеку, разрывающемуся между двумя культурами, больно, когда одна из них – русская культура – опошляется. Со скоростью света… Я безмерно рад появлению на книжном рынке шедевров русского мышления, к примеру, неоднократно мной цитированного почти девятисотстраничного (большого формата) труда Г. Г. Водолазова. Это, как сказал бы я, книга книг, синтезирующая в себе, быть может, все, что достигнуто духовной элитой в осмыслении духовно-нравственного развития человечества от Сократа до трагического русского мыслителя эпохи российского безвременья Эвальда Ильенкова, чистейшей души праведника той эпохи Юрия Буртина, умницы Игоря Дедкова, подвижника Лена Карпинского и некоторых других их соратников – мастеров (по слову автора) плетения «золотой нити» «интеллектуальных исканий»… К сведению всех последующих исследований подобной проблематики: мне представляется, что без ее (книги Водолазова) вовлечения в свой научный оборот – любое исследование окажется историографически ущербным… (Из книги «РОССИЯ – МЕССИЯ?»).

А. С. Черняев, ученый-историк, в 1986–1991 гг. – помощник генерального секретаря ЦК КПСС, затем президента СССР по международным делам.
Григорий Григорьевич! Читаю Вашу книгу («Идеалы и идолы») и уже перечитываю: с конца вперед, с середины до конца и вновь к началу. При первом с ней знакомстве пожалел, что поздно ее получил. Но быстро успокоился: она надолго, она навсегда в интеллектуальной памяти, если таковая сохранится в России вообще. Я «купаюсь» в обилии мыслей, наслаждаюсь манерой письма, точностью терминов, в том числе удачными «новоязами», удивляюсь мастерству смешения жанров, эпох, персонажей, диапазоном рефлексии и знаний, которые не на выставку выложены, а – в кипящем мыслительном котле.
При такой энциклопедичности важен язык. А он у Вас настоящий и красивый, демонстрирующий свою классическую универсальность и «могучесть».
То, что я не согласен по многим конкретным пунктам, не имеет значения. А несогласие происходит не от расхождения в оценках того или другого, а потому, что мы отличаемся в «образе мышления»: у меня оно начисто лишено идеологической закваски. А у Вас идеи, рассуждения, оценки, сами по себе интересные («искусство для искусства»), все-таки «идеологизированные»: они содержат надежду.
Вы правы, Ваша книга – дневник. Но, в отличие от моего, это дневник интеллектуальный, а не событийный. Он – о духовной драме русской интеллигенции в ХХ веке, о ее – как всегда в России невостребованном – мощном умственном потенциале.
Ох, Григорий Григорьевич, если бы наши вожди читали такие книги, у России была бы совсем другая история. Увы! Р. S. Под впечатлением – стал перечитывать Платона. Очень оригинально он у Вас выглядит, интереснее, чем у тех, кого читал о нем – с тех пор, как еще до Войны, в студенчестве, соприкоснулся с «Диалогами». Спасибо.

И. М. Клямкин, д. филос. н., профессор, вице-президент фонда «Либеральная миссия».
Мало с чем могу сравнить впечатление, которое произвела на меня в начале 70-х гг. книга Григория Водолазова «От Чернышевского к Плеханову». И то интеллектуальное воздействие, которое на меня тогда она оказала. В книге шла речь о русских публицистах второй половины XIX века, о движении их мысли от вопроса «что делать?» к ответам на него. Но написано это было так, что их вопрошания и искания воспринимались обращенными непосредственно к нам – людям, живущим столетием позже. Григория Григорьевича я могу назвать своим учителем в самом строгом и точном смысле этого слова. Будучи блистательным педагогом, он ненавязчиво делал то, что можно назвать «постановкой мышления». Григорий Водолазов сформировался в методологической школе Эвальда Васильевича Ильенкова. В эту школу он ввел и меня. Но в водолазовском преломлении она была мне ближе, так как Григорий Григорьевич использовал ее применительно к изучению не столько философской, сколько социально-политической мысли. И обе свои диссертации (и кандидатскую, и докторскую) я писал под непосредственным влиянием этой ильенковско-водолазовской методологии. (Из статьи в журнале «Континент»).

Л. А. Фадеева, д. и. н. (Пермь).
Многое в книге объясняет личность самого автора: Г. Г. Водолазов несет в себе огромный просветительский потенциал, реализовывая его в преподавательской, научной, публицистической деятельности. Я бы взяла на себя смелость сказать, что автору присущи и просветительский дух, и просветительское миссионерство, и просветительский задор. Российская ассоциация политической науки признала книгу Г. Г. Водолазова лучшей публикацией 2006 г. в номинации «Политико-публицистические работы». Справедливы и это признание, и выбор номинации. Рефреном завершающей части книги звучат слова древних: «Делай, что должно, и будь, что будет». Григорий Водолазов сделал то, что должен был сделать, и сделал так, как мог только он. (Из статьи в журнале «Полис»).

А. Н. Архангельский, публицист, телеведущий, профессор Высшей школы экономики.
Григорий Водолазов – известный российский философ и, как сейчас принято говорить, общественный деятель гуманитарной сферы. Когда-то, еще в студенческие годы, он познакомился с легендарным мыслителем Ильенковым, через него (во многом) приобщился к мировой философской традиции, почти потерянной советскими гуманитариями, да и многими западными специалистами тоже. И много сделал для того, чтобы эта традиция возродилась – не как предание о безвозвратно утраченном прошлом, а как живое дело реальных интеллектуалов. Для него сократовская философия – не закономерная часть истории античности, а живое и незавершенное явление, которое расположено не позади, а впереди. Платон – наш современник. Это не воспоминание о давней мудрости, а недостигнутая цель. Недостигнутая, но достижимая. Пересказывать интеллектуальные мемуары Григория Водолазова – бесполезно. Они построены по прихотливым законам философской поэмы. Нечасто со страниц какой-то свежей книги встает образ обаятельного автора, человека, который не стесняется и не боится быть открытым настежь. Эта энергия вольного мужества передается читателю. За что мы книгу, собственно, и ценим.
Обаяние этой книги, заставляющей вспомнить о «Былом и думах», в ее интеллектуальном бескорыстии. Автор пишет о друзьях, о Чернышевском, Платоне, Горбачеве и Сократе не потому, что хочет что-то доказать, а потому, что ему важно для самого себя разобраться в том, где истина. И мы вослед ему ставим перед собой – свои вопросы. (Из статьи в журнале «Общая тетрадь»).

В. И. Пантин, д. филос. н., профессор. Лауреат золотой медали Н. Д. Кондратьева – «за выдающийся вклад в развитие общественных наук».
Книга Г. Г. Водолазова «Идеалы и идолы» написана в интересном и довольно своеобразном жанре. Это не мемуары, не публицистика, не философский труд в чистом виде, но одновременно и то, и другое, и третье, переплавленное в нечто новое. Благодаря такому синтезу многие философские и политические идеи и рассуждения автора обретают живость и воспринимаются без особого труда, несмотря на то что речь в книге идет о весьма непростых проблемах… Восстановление «связи времен», осуществленное в книге Г. Г. Водолазова, жизненно необходимо для решения сегодняшних, самых актуальных и жгучих проблем. (Из статьи в журнале «Философские науки»).

Б. Г. Капустин, д. филос. н., профессор.
Дорогой Григорий Григорьевич! С огромным интересом прочитал присланную Вами рукопись книги «Мыслильня – век ХХI. Уроки творчества, нравственности и свободы». Когда читал текст, многократно возвращался к моим ранним впечатлениям от Ваших лекций в МГУ еще в 70-е. Стоит ли говорить о том, что я согласен со всеми основными Вашими «педагогическими принципами»? Ведь в этом отношении я сам в решающей мере «вылеплен» Вашей педагогической практикой.

О. А. Кучкина, писательница, драматург, академик РАЕН.
Книга Водолазова «Идеалы и идолы» посвящена философу Эвальду Ильенкову, «человеку не от мира сего, с печатью абсолютной идеи на высоком челе», по характеристике автора. Я помню, как Ильенков приходил к нам, в «Голубой зал» «Комсомолки», во времена «оттепели», и мы завороженно слушали этого умницу, во всем верного себе, ни в чем не поддавшегося официальному мышлению. Григорий Водолазов, выпускник того же факультета журналистики, что и многие из нас, был выделен Ильенковым и принят в тот интеллектуальный кружок, где бурно искали истину Натан Эйдельман, Юрий Карякин, позже Юрий Буртин, Лен Карпинский и другие замечательные современники
. В диалогах Сократа, записанных Платоном, как и в творениях самого Платона, Водолазов обнаруживает актуальнейшую мысль, которая дает ключ ко многому, что творится в мире сегодня. Главный мотив книги, он же главный мотив всей деятельности писателя, философа, педагога Водолазова – взаимоотношения политики и нравственности. Еще в 60-х он написал статью «Нравственность и революция»: о том, что безнравственность в политике не оправдываема никакими целями, что безнравственные средства неминуемо дают безнравственный результат. Как и почему прекрасные идеалы в процессе их реализации оборачиваются отвратительными идолами, и возможно ли избежать этих превращений, гнетущих чувство и разум, – эту проблему увлеченно исследует Водолазов. (Из статьи в «Новой газете»).

Л. И. Шинкарев. Писатель, журналист. Союзом журналистов России Шинкареву присвоено почетное звание «Легенда российской журналистики».
Читая «Идеалы и идолы», я ловил себя на мысли о том, что завидую студентам, которые вникают в историю и философию по Водолазову, и очень жалею, что в свое время у меня не было таких учителей, таких их лекций и семинаров. Были, конечно, в том числе приличные люди, но другие. А таких не было. Чтобы о марксизме, о многом другом так легко, изящно, занимательно – не было. Теперь вот, перечитывая, жадно пытаюсь восполнить недополученное, своим умом не додуманное, но попытки запоздалые.
Возможно, по причине своей невежественности, простирающейся, в том числе, на историю мировой философии, до книги Водолазова я мало что знал о Сократе, немногим более того, что в наши головы вкладывали в студенческие (1950-е) годы на факультете, где философия не была профилирующим предметом, а потому, как это бывало, лекции зубрили не чтобы знать, а чтобы сдать. И вдруг обнаружить на страницах «Идеалов и идолов» этакую глыбу! Уже не говорю о характере, о мудрости, о мужественности, но каков мастерище всю суть своей бунтарской натуры выражать в Слове…Читая, забываешь, в какое столетие погрузился, так все влечет, так все осязаемо, узнаваемо, самим пережито, ощущаешь живое дыхание времени и неподдельные страсти эпохи. Эпохи, которая так далека от нас, но в то же время воспринимается как наша собственная эпоха. Подобное тонкое, ненавязчивое, едва ощущаемое, но ощущаемое совмещение столь далеких времен под силу только одаренному перу, которое Небеса когда-то вложили руку автора этой книги.

А. Н. Осокин, историк, автор фундаментальных книг по истории Отечественной войны, инженер, лауреат Международной премии им. академика В. П. Глушко, бард.
В 2006 году вышла главная книга Григория Водолазова «Идеалы и идолы». Кто-то сказал, что даже у написавшего целое собрание сочинений писателя есть всего одна КНИГА. Уверен, что «Идеалы и идолы» – та самая КНИГА Григория Водолазова, ибо в ней он собрал главное, что он понял о жизни вообще и о жизни нашей страны в частности. И все это абсолютно научно, совершенно документально и необычайно художественно, что делает выявление жанра этой книги практически невозможным, ибо там есть все… А может быть, это – рождение совершенно нового жанра? По значению и проблематике эта КНИГА – «Былое и думы» советских шестидесятников. Во всяком случае, не прочитав ее, невозможно будет говорить об этой эпохе.

А. Никифорова, студентка МГИМО.
На страницах книги я столкнулась с редким в наше время феноменом: с искренностью. Почему-то не все даже в собственной работе могут быть прямыми, открытыми до конца. И очень зря! Встретив искренность, хочется также быть искренней, хочется ответить честно, неподдельно, открыто. А какой писатель, какой творец не ждет искренней реакции на свою работу? Мне кажется, главное достоинство книги заключается именно в той правдивости, открытости, неподдельности и прекрасной простоте, которая сразу покоряет читателя. Вникая в логику автора, в ход его мыслей, его идеи, мне несколько сложно даже было разобрать, где заканчиваются его размышления, а где начинаются мои собственные. И вот мой собственный ответ автору книги. Уважаемый Григорий Григорьевич! Поэтому я и учусь в МГИМО, поэтому и читаю Вашу замечательную книгу, поэтому я пытаюсь всеми силами познать мир политического, пытаюсь извлечь урок из непоправимых ошибок прошлого, чтобы в будущем не сделать того же. Я хочу, я готова идти в этот мир, чтобы изменить его, не просто повлиять на умы людей, а самой сделать его лучше, чище, правильнее с моральной точки зрения. И я уверена, что это возможно.

Я ВСЕ-ТАКИ ХОЧУ ПОНЯТЬ!

Начну с проблемы, которая мучает меня с самых первых моих – юношеских – статей и по сей день. Наиболее полно, наиболее развернуто сформулирована она в моей книге 2006 г. – «Идеалы и идолы». Мне не удалось тогда дать удовлетворяющее меня самого решение этой проблемы. Но само ее содержание высвечено там, на мой взгляд, достаточно полно. Вот что я тогда писал (цитата, конечно, длинная, но ведь и проблема непростая, и описать ее хочется с возможно большей полнотой):
«Я все-таки хочу понять, почему все так получилось? Почему гуманные планы и благородные замыслы, изначально присущие социалистической теории, марксизму (равенство, братство, свободный труд, материальное изобилие), обернулись в нашей стране, при реализации, такой чудовищной – сталинской – системой? Я не только репрессии, не только гулаги имею в виду. Я имею в виду возникновение общества, жестко разделенного на новых (по сравнению с царизмом и капитализмом) господ и новых рабов, на чиновно-бюрократическое меньшинство, в руках у которого все (и власть, и собственность), и обездоленное народное большинство, у которого – ничего. Я имею в виду появление новой общественной формации – с социально-классовыми антагонизмами, которых не знала история и появления которых никто (включая Маркса и Ленина) не ожидал и не предсказывал». (Это не только и не просто проблема далекой истории, добавлю я сегодня, в 2022 г. Понять то, что произошло в нашей стране на рубеже 30-х годов, – значит понять, что надо и что не надо будет делать, выходя из тупиков, в которые ввергли наше общество вначале номенклатурно-авторитарная система, выдававшаяся за «социализм», а потом – олигархический капитализм).

Когда я был помоложе, мне, большому почитателю Маркса, очень хотелось объяснить это тем, что исполнители (главным образом сталинцы) извратили, вульгаризировали теорию Маркса. И задача, следовательно, состоит в том, чтобы выявить пункты этих извращений, восстановить подлинный (или, как тогда любили говорить, – «аутентичный») марксизм и затем реализовать его во всей чистоте и точности его замыслов. При этом я и мои друзья отдавали себе ясный отчет, что речь идет отнюдь не о мирных, товарищеских научных дискуссиях в рамках одной идейной парадигмы, а о жесточайшей, абсолютно непримиримой идейной борьбе принципиально разнящихся, даже – антагонистических, мировоззрений (хотя и одинаково именующих себя «марксизмом»). И реализация «нашего» марксизма предполагала не «поправки», не «улучшения» существующей системы (так называемого реального социализма), а ее коренное преобразование – в форме антибюрократической революции, имеющей целью вырвать власть из рук партгосноменклатуры и передать ее в руки угнетенного политически и эксплуатируемого экономически НАРОДА.

Для меня и сегодня совершенно очевидно, что идеология и политика сталинского руководства с марксизмом, с его сутью, не имели ничего общего. Я и сегодня думаю, что сталинисты извратили и испоганили марксизм. Но!.. Но в последние годы, при более основательном рассмотрении событий ХХ столетия, мне все чаще и чаще приходит в голову мысль, что сталинизм – явление не совсем постороннее марксизму, что есть в марксизме какие-то пространства, какие-то участки, какие-то почвы, на которых, при определенных условиях, могут вырастать ядовитые цветы сталинщины. Иначе говоря, сталинизм – не целиком «по ту сторону» марксизма, он взрастает из ограниченностей, узких мест марксизма, из его ошибок и ложных ходов при осуществлении на практике.

Мой прежний – чересчур простой – ответ перестал удовлетворять меня. И задача тысячекратно усложнилась: исследовать, есть ли в марксистской теории то, что при определенных условиях может дать ростки сталинизма. Сейчас, когда я пишу эти строки, я не готов ответить на этот вопрос. Но я готов его поставить и начать соответствующее исследование. Интуиция же подсказывает: микробы сталинизма присутствуют и в Марксовом, и в ленинском учении. Интуиция подсказывает: что-то очень важное было упущено, не учтено ни Марксом, ни Лениным. Что?...

Не собираюсь в своих размышлениях ограничиваться лишь выяснением логики перехода к сталинизму. Для меня не менее важно понимание и дальнейшей эволюции нашего, российского, общества – в болотную жижу брежневщины, барахтанье в этом болоте в эпоху Горбачева и обретение нового (не менее, впрочем, отвратительного) социального качества в эпоху Ельцина. Но эта дальнейшая эволюция – это все потом; да и понятой она может быть только в контексте эволюции сталинистской общественной формации, исходя из ее противоречий и закономерностей. Однако это будет уже более простое и более легкое теоретическое занятие. Самое трудное, самое принципиально важное для понимания всего процесса российского развития в XX столетии – рождение сталинизма как бы из марксистского проекта, выяснение сущности новой, невиданной в истории общественной формации. Самое главное – понять этот момент неожиданного рождения нового социального качества (не предсказанного, не предугаданного классическим проектом). Дальше – уже движение в рамках нового общественного строя. И это, конечно, проще для понимания.

И еще. Да, я хочу нащупать изъяны того проекта, на который ориентировалась наша страна в ХХ столетии; да, я хочу понять, где мы сорвались, какая историческая логика затолкала нас в кровавую колею, в экономические, политические и культурные тупики. И все же не собственно непознанные фундаментальные закономерности общественного развития «не дают мне покоя». Ну чего же из-за них убиваться-то особенно? Не познанные сегодня будут познаны завтра; приналяжем всем научным миром – и приоткроются завесы исторических тайн.

Мне «покоя не дают» явления гораздо менее крупные, менее масштабные. За мною «как тень гонятся» и гнетут душу разные «мелкие» (на фоне-то всемирных закономерностей и фундаментальных сдвигов!) подробности бытия, с которыми я никак не могу справиться ни мыслью, ни в особенности чувством, которые и сообщают-то моему поиску (уж извините!) повышенную эмоциональность (мало свойственную людям моей – весьма уже почтенной – возрастной группы) и особую напряженность.

Ну, вот, например, такая «частность», как судьба Бухарина Николая Ивановича (типичная, кстати, для многих из когорты «старых большевиков»). Ведь как славно, как вдохновенно все начиналось: в 29 лет – в Октябре 17-го года – он в головных рядах грандиозного социального сдвига. Помните, как Гегель (этот «сухарь» Гегель) приветствовал Французскую революцию: «Грандиозный восход солнца!». А Октябрьская-то – помасштабней, покапитальней Французской будет: там один класс сменял другой у штурвала социального корабля, а тут – вообще классы уничтожаются, освобождается все общество. Тут уж не просто «солнце», тут почти (изменяю только одно слово) по Маяковскому – «в сто сорок солнц восход пылал». И самым ошеломляющим было то, что всходили все эти солнца не в силу вечных и слепых законов природы, а (как казалось) по мановению, по воле дерзких и смелых пролетарских революционеров, прошедших тюрьмы, ссылки, изгнание. Выстояли, выдюжили. Просветили, организовали и вдохновили людей – и вот величественный итог: «нация рабов», забитый российский люд поднимается с колен! Свобода! Равенство!! Братство!!! Нет больше господ и рабов! «Я хочу, чтоб на крик “Товарищ!” оборачивалась вся земля!» (Маяковский). Все – товарищи!

Можно задохнуться от счастья – от свершений и перспектив. И среди творцов этого великого исторического деяния – он, совсем молодой человек, ‒ Бухарчик, Бухарушка, «золотое дитя партии», второй, после Ленина, теоретик. Как ясна и прозрачна даль истории, рассматриваемая им через волшебный кристалл марксизма! О, эта ясность, эта уверенность в своих силах, в мощи своей теории, в верности выбранного пути!...

А совсем немного спустя: «бухаринские изверги», «фашистские недобитки», «злобные контрреволюционеры, замышлявшие – еще в 18-м –убийство Ленина», «шпионы», «вредители», «реставраторы капитализма», «подонки общества». И под бурные, долго не смолкающие аплодисменты Колонного: «Расстрелять, как бешеных собак!»

Может быть, вернулись к власти те, кого сбросили в семнадцатом? Если бы! Не дрогнул бы, не растерялся бы тогда Бухарчик. Без слюней и соплей, твердым шагом – уверен! – взошел бы он на свой эшафот. Отдать жизнь за Истину, за Святое Дело, за свою Веру, за Счастье миллионов – как Гус, как Бруно, как Пестель, как Желябов – да ради бога!.. Но здесь-то не белая гвардия, не царская охранка – свои же, «братья», «товарищи» вершат суд – те самые «рабочие и крестьяне», которых он освобождал в 17-м. Есть от чего не просто растеряться, рассудок потерять можно…

И именем «великой свободы», именем «стальной и любимой [выкованной во многом им. – Г. В.] партии», именем «великой революции рабочих и крестьян» его поведут коридорами Лубянки последним маршрутом в грязные и кровавые подвалы и там буднично пристрелят – как подвальную крысу.

А на улицах и площадях будут трепетать на ветру красные полотнища лозунгов, которые они, еще вместе с Ильичом, сочиняли. И – сверкать на солнце алые стяги со звездами, серпами и молотами. И – празднично лететь на всю страну из репродукторов: «С Интернациона-а-а-а-лом воспрянет род людской…»

Ни понять, ни тем более объяснить, что же случилось с его любимым и высоконаучным марксизмом, Бухарин не успеет. Он отойдет в мир иной – в полном душевном смятении, охваченный идейным кошмаром, и не словами, а самой судьбой своей формулируя для нас Проблему.

Мне «покоя не дают» – заснятые на старой, истертой временем кинопленке – глаза изможденных голодом украинских и русских ребятишек, покорно и тихо ложащихся на землю (стоять, сидеть уже нет сил!), чтобы уже никогда с нее не подняться. Миллионами жизней заплатили Россия и Украина за сталинскую коллективизацию.

Сорванные с обжитых мест – с Поволжья, с Кубани – и выброшенные из товарняков на сибирский снег «кулаки» и «подкулачники», т. е. крестьяне, которые поверили революционно-октябрьскому, а потом – нэповскому, лозунгу «Земля – крестьянам!» и попытались – своим истовым трудом – обеспечить себя и страну хлебом.

А полосы «Вечерки» середины 90-х годов – мелким шрифтом, в рамочке – тысячи имен: слесарь, учитель, кладовщик, шофер, инженер, врач, каменщик – с маленькими портретиками (у кого сохранились в «деле») или без них, с краткими биографическими данными и неизменной концовкой: «приговорен к расстрелу», «к десяти годам без права переписки» – мартиролог жертв 30-х годов. Это-то уже не «элитные» разборки в борьбе за властные места. О пытках и расстрелах «элитных» граждан тоже тяжело читать. Но, не расстреляй Ворошилов Тухачевского, Тухачевский расстрелял бы Ворошилова – одна стая, одно мировоззрение, один способ действий, и вождь-идол – один («Да здравствует Сталин!» – кричал расстреливаемый чекистами руководитель новосибирских коммунистов Эйхе!). А в «Вечерке» – о другом, о «разборках» закрепляющей свою монополию на господство сталинской бюрократии с ее главным историческим оппонентом – с не до конца придавленным, не до конца превращенным в раба народом. Короче – это «разборка» с народом победившей властной «элиты».

Куда же завлекло нас «единственно верное», «единственно научное» учение? Вот этим вопросом задалось демократическое крыло так называемого шестидесятничества. И его самоотверженный поиск дал неплохой интеллектуальный улов. Оно взяло за основу, за точку отсчета Маркса и Ленина. С этих ступеней его представители обозревали протекший исторический ряд, Марксовым (ленинским) метром мерили историю, статьями Марксова (ленинского) философско-социального «кодекса» судили исторические деяния. И – зафиксировали, описали в деталях, с исключительной научной добросовестностью, эмоциональностью, а нередко и литературным блеском впечатляющее несовпадение исходных Марксовых (и ленинских) установок с действительностью «реального социализма». Им достало смелости сказать – где прямо и открыто, где косвенно и намеком (ибо сие подпадало под действие статей сталинско-брежневских уголовных кодексов с устрашающими клише: «антисоветская агитация и пропаганда», «контрреволюционная деятельность», «выполнение заказа международной реакции» – с последующей расправой) – достало, повторяю, смелости сказать и доказать: то, что есть – не марксизм (не ленинизм) и не социализм. То, что есть – не общество социального равенства и дружественных классов, на базе общественной собственности строящих счастливую жизнь, как о том грезили «основоположники», а общество вопиющего социального неравенства, общество, разделенное на всемогущую, всем владеющую и всем повелевающую партийно-государственную бюрократию («номенклатуру») и бесправный, ничем не владеющий, ничего не определяющий, дурачимый идеологическими попами, еле-еле сводящий концы с концами в своей повседневной жизни Народ. То, что есть, – это новый тип классово-антагонистического общества, то, что есть, – новый тип социального угнетения. А отсюда следовал их лозунг: «Вернуться к Марксу (Ленину)!» Не к тем, что разошлись в главах и параграфах сталинского «Краткого курса», в партийных постановлениях и решениях, основополагающих идеологических «кирпичах» Политиздата и популярных брошюрах общества «Знание», а к чистому, высокому, умному, гуманному, Настоящему («аутентичному») Марксу (Ленину). И – начать все (т. е. строительство совершенного, гуманного, экономически эффективного общества, поименованного ими «социализмом с человеческим лицом») сначала. И повести дело – в полном соответствии с Марксовыми (ленинскими) предначертаниями.

Это было громадное завоевание поколения шестидесятников. Их труды, их мысли «закрывали» одну эпоху, эпоху безоговорочного доверия к марксизму и формам его реализации, и открывали другую – эпоху фронтальной критики социального мира, строившегося (как заявлялось официальной, сталинско-брежневской пропагандой) по марксистским чертежам.

Это идеологическое новаторство, эту идеологическую революционность шестидесятничества своим, что называется, звериным чутьем учуивала правящая «реально-социалистическая» бюрократия. О, таких марксистов (ленинистов) руководящие партийные товарищи боялись больше, чем прямых и открытых «антимарксистов». Ведь диссидентствующие антимарксисты не только не ослабляли, но даже, как это ни покажется кому-то странным, усиливали идеологические и политические позиции правящей номенклатуры. Ну как же – за ней, за этой номенклатурой, стоят, видите ли, такие интеллектуальные гиганты, как Маркс, Энгельс. Они, эти антимарксисты, по сути, дарили тупой и серой, антиинтеллектуальной бюрократии мощные мировые теоретические традиции, сами оставаясь с самодельными и жалкими идеологическими изобретениями.

Диссидентствующие же марксисты-шестидесятники выбивали псевдомарксистскую номенклатуру с этой позиции и пускали ее по миру не прикрытой краденой у марксизма одеждой, а – такой, как она есть на деле, – клыкастой и меднолобой. И когда шестидесятники говорили: «Мы им [партсовбюрократам. – Г. В.] Маркса не отдадим», – в этом была не наивность их (как думает нынешняя полуграмотная интеллектуальная шпана), а – мудрость, тонкое историческое и теоретическое чутье.

В общем, это была весьма плодотворная точка отсчета. Но – НЕДОСТАТОЧНАЯ! СОВЕРШЕННО НЕДОСТАТОЧНАЯ! И потому, что во второй половине ХХ века, в совсем немарксовских условиях, строить мир по Марксу было бы верхом наивности. И потому, что в самих классических проектах существовало нечто такое, что не давало достаточного противоядия против сталинистских и тоталитаристских извращений. И, наконец, главное, – потому, что самого Маркса (Ленина), саму эту «точку отсчета» надо было перепроверять и уточнять. И перепроверять фундаментально – во всех «основных частях» и «источниках» [1].

Мне, повторяю, не удалось тогда дать решения сформулированной проблемы, которое бы вполне удовлетворило меня. И вот сегодня – очередная попытка найти ответ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Водолазов Г. Г. Идеалы и идолы.М., 2006. С.23–25, 28–30.





г. Москва 2022 год



В оглавление