Логин Заголовок

На главную

СВОБОДА! СПРАВЕДЛИВОСТЬ! СОЛИДАРНОСТЬ!

Актуально!

Шульц Э.О.

НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВЫХОДА ИЗ ВСЕМИРНОГО КРИЗИСА

Эдуард Олегович Шульц, член РФО, СПб-отделение, почётный председатель философского клуба СПб

Аннотация. В докладе рассматривается возможный, опирающийся на объективные законы социума вариант выхода мирового социума из системного кризиса. Приводятся и обосновываются относящиеся к теме выводы из этих постулатов.

Ключевые слова: социальная система, социальное время, социальная гармония, Лагранжа принцип, мировой кризис, исследователи.

Schulz Eduard: eduard_shults@rambler.ru

Proven milestones for overcoming the global crisis.

Annotation. The report examines a possible option for the world society to get out of the -systemic crisis based on the objective laws of society. The conclusions related to the topic from these postulates are given and substantiated.

Keywords: socialogical system, sociological time, scialogical harmony, peaceful crisis, Lagrange principle, researchers.

Всемирный системный кризис, давно предсказанный с нарастающей достоверностью различными группами и индивидуальными исследователями на основе эмпирических данных, по необходимости приводит к точке неопределённости (точке бифуркации) в решениях футурологических систем уравнений. Это обстоятельство вселяет уверенность в противостоянии их оппонентов, которые не предлагают более совершенные исследовательские программы, а пропагандистски настаивают на невозможности катастрофических последствий всемирного кризиса и на продажности футурологов, обслуживающих, якобы, международный олигархат. Будем исходить из достоверности катастрофических предсказаний честных и компетентных футурологов и признаем в то же время, что процессы его преодоления исследованы в значительно меньшей мере, чем процесс его развития.

Открытые сравнительно недавно объективные социальные законы позволяют предположить, что с их применением может быть достигнуто преодоление катастрофического развития кризиса. Сюда следует, прежде всего, отнести справедливость утверждения о применимости законов косной природы к природе живой. Эта зародившаяся ещё в античные времена (Стоики, например) гениальная догадка, укореняясь с течением времени, была доказана автором 50 лет тому назад [1] с опорой на принцип минимума действия Лагранжа-Мопертюи. Полученные с его помощью два социальных закона – закон ускорения социального времени и закон гармонизации социума, самоочевидные в своём реальном воплощении, подтверждают утверждение о применимости законов неживой природы к обществу и в целом - к земной биосфере. Позднее, с опорой на тот же принцип, исследователи из США Бадалян Л.Г. и Криворотов В.Ф. [2], изучая связь финансового оборота и демографической динамики, открыли 3 социальных закона, аналогичные 3-м законам механики И. Ньютона. С. П. Капица с соавторами [3] предположил, что закон, аналогичный закону Ван-дер-Ваальса (для реальных газов), вполне мог быть использован для оптимизации модели управления социумом, что подтверждает сделанное ранее доказательство автора о действии в социуме законов косной природы. Предложенное мною более общее обоснованное понимание жизни [1], как проявление в земных (и аналогичных условиях – «карманах жизни») космического поля, аналогичного в сущностном проявлении другим космическим полям (гравитационному, например), позволяет считать Вселенную живой, и её законы всеобщими. Социум – сложнейшая система. Конструктивное и целенаправленное применение его законов в его развитии могло бы обеспечить многократное превосходство по всем параметрам достижения, получаемые правительствами (до сих пор) по методу «проб и ошибок» с огромной и напрасной затратой энергии и времени. Гениальная интуиция Аристотеля позволила ему утверждать, что «Природа ничего не делает напрасно и во всех своих проявлениях избирает кратчайший или легчайший путь». Почти две тысячи лет спустя это утверждение получило теоретическое подтверждение в трудах Лагранжа, Мопертюи, Гамильтона, Эйлера и получило название Принципа минимума действия. Причём этот принцип является всеобщим: он выполняется в механике, в квантовой механике, в оптике (впервые это доказал уже Клавдий Птолемей - во II в.); автору удалось доказать его применимость и в социуме с опорой на тезис, что социальная напряжённость (в её оптимуме) есть энергия развития социума. Но это означает действие этого закона и в природе в целом, то есть, это всеобщий закон, как и предвидел это Аристотель.

Рассмотрим умозрительно (философски) некоторые «вехи» осознанного применения законов социума в его динамике, в аспекте выживания.

1. Закон самоорганизующейся системы констатирует, что её возможности (производительность труда, например) многократно превышают возможности (в идентичных условиях и типах деятельности) такого же количества индивидуальностей, выведенных из системы. Именно этим законом и интуитивным стремлением социума к повышению эффективности во взаимодействии с природой и с самим собой можно объяснить объединение людей в семьи, семей – в племена, последних – в государства, а государств - в их ассоциации и, в конечном счёте, – во всемирное государство. Это – неизбежный результат динамики социума, ибо он диктуется законом природы (и социума). Последнее формируется на наших глазах: процесс глобализации экономики, логистики, связи, других форм и видов жизнедеятельности развитого социума настоятельно требует ускоренного развития системы мирового управления, которое отстаёт в своём становлении от достигнутого уровня закономерной глобализации. Вместо осознанного содействия процессу формирования всемирной системы управления региональные правительства всемерно противодействуют ему – «не ведают, что творят». Разумеется, это не должна быть «однополярная» система, предполагаемая некоторыми имеющими отдельные преимущества государствами и насаждаемая насильственными приёмами: это должно быть сугубо демократическое формирование, образованное по всемирному соглашению под всемирным контролем. Их (современных государств) «стараниями» усугубляется мировой системный кризис; в его развитии государства и их объединения винят соседей и натравливают народы мира друг на друга, что чревато тяжёлыми последствиями.

Признание глобализации (как естественного закона) и формирование мировой системы управления с сопутствующей ей иерархией подсистем управления, включающей в себя непременно и местное полноценное самоуправление, соответствует закону природы и будет установлено рано или поздно, ели социуму хватит разума вовремя осознать неминуемость реализации этого закона.

2. Закон ускорения социального времени общества сопряжён с ростом его технологической вооружённости, которая является частью культуры социума, включающей в себя науку, изобретательство, развитие когнитивного потенциала социума, искусства и проч., находящихся в тесной взаимосвязи. Он состоит в том, что в единицу времени (за год, например) социум производит нарастающее количество продуктов своей деятельности и изобретает новые средства этого процесса значительно интенсивней, чем в предшествующие времена; то есть развитие его происходит ускоренно: идентичное количество продуктивного творчества общество совершает за более короткий промежуток времени. Эта особенность динамики общества замечалась и ранее. Ф. Энгельс, например, отмечал ускоренное развитие науки, но она в нарастающей степени становится встроенной не только в познавательную сферу общества, но и в производительную его сферу, т.е. в сердцевину социума. Следовательно, общество развивается ускоренно, что и соответствует открытому (доказанному мною) закону ускорения социального времени. Это обстоятельство позднее подтвердил и С.П. Капица с соавторами в книге "Гиперболический путь человечества" (М. изд. Дом ТОНЧУ, 2009 г., с.11) "<...> связь между ростом населения мира и длительностью развития нельзя понять без учёта относительности исторического времени, когда собственный масштаб времени истории сжимается в десятки тысяч раз как результат самого развития.". Указанный закон необходимо принять во внимание при оценке возможности вывода мирового сообщества из кризиса за короткий промежуток времени, отведённый нам историей, учитывая, что указанное ускорение кратно возрастает при осознании социумом грозящей ему всеобщей катастрофы.

3. Закон гармонизации социума осознаётся не без напряжения. Гармония на индивидуальном уровне испытывается эмоционально. Это чувство умиротворения, согласованности с ближним окружением, с природой; состояние интуитивного ощущения себя в атмосфере минимума психологической напряжённости, ощущение толерантного, добросердечного отношения к собственной персоне, уверенность в отсутствии разного рода угроз; пребывание в атмосфере добра. По А. Швайцеру [4], «Добро – это сохранять жизнь, содействовать жизни, зло – это уничтожать жизнь, вредить жизни.» Гармонизация социума – более сложное понятие; его, возможно, проще понять исходя из антитезиса – дисгармонии, хаоса, гражданских и мировых войн. Можно определить её следующим образом: социальная гармония есть такое качество общественных отношений, опирающихся на осознанное или бессознательное следование правилам, на нравственность и (или) любовь, наличие которого во взаимодействии индивидов между собой, обществом и природой приводит к минимальным потерям в сумме человеческих жизней (проявление принципа минимума действия), а по большому счету – увеличивает её количество, способствует увеличению. Социальная гармония является естественной фундаментальной потребностью общества, необходима ему, свидетельствует об оптимальности условий наращивания «жизненного ресурса», «запаса жизни», её количества. Её можно было бы характеризовать (измерять) каким-нибудь наиболее основательно прослеживаемым положительным общественным фактором или его антиподом (преступность, например), соотнося его текущее статистически установленное значение к таковому же в предыдущий (начальный) период, в котором этот параметр достаточно точно устанавливался. Это отношение можно сопоставлять с «золотым сечением» и следить за динамикой этого фактора. Приближение социальной гармонии к уровню «золотого сечения» не означает застоя в развитии социума (противоречия - двигатель прогресса), т.к. число φ=1.618….- бесконечная дробь. Вполне оправдано предположение, что «число бога» в живой природе устанавливается путём естественного отбора и путём деления составляющих её объектов на хищников и их жертв, в результате которого хищники выполняют роль биологического фильтра, убирая в первую очередь больных, немощных, не жизнеспособных, приводя «систему» в состояние равновесия видов и их – с природными ресурсами жизни. Видовое динамическое равновесие хищников и их жертв хорошо описывает модель Ф. Лотки - В. Вольтерра, которая, правда, не включает параметра видового фильтра. В людском сообществе дело обстоит несколько иначе. В ходе развития общества человечество практически избавилось от хищников (и «внешних», и «внутренних» - агрессивная микрофлора); роль хищника пришлось брать на себя некоторым типам общества: «сильные» угнетают «слабых». Но противореча природе и опираясь на ещё недостаточно развитый интеллект, социум периодически претерпевает кризисы, которые чаще всего приводят к войнам, а на них в ощутимом количестве погибают не слабые и больные, но наиболее сильные и здоровые особи. В ходе роста населения планеты и усиления технического прогресса число погибающих в мировых войнах становится угрожающим – население деградирует. Это ведущая составляющая современного мирового системного кризиса. Следовательно, угроза 3-ей мировой войны, которая может оказаться последней, должна быть не только осуждена мировой общественностью, начиная с Манифеста Рассела-Эйнштейна, Пагуошского движения и подписания разного рода международных соглашений, а должна быть практически искоренена по всемирному решению и под всемирным контролем. Это предполагает расформирование всех армий, ликвидацию средств массового уничтожения, атомного и термоядерного оружия, прежде всего. Это предполагает безотлагательное и безусловное принятие в качестве основополагающей мировой идеологической парадигмы идеологию гармонического общества. Задача сложная, но осознание всеобщей неотвратимой угрозы многократно усиливает консолидацию социума; во время стихийных бедствий (пожара, например) жертвы и их хищники спасаются вместе, забывая о противостоянии. КНР, например, уже провозгласила своей госпрограммой строительство Гармонического общества. Значит, на государственном уровне это возможно; вероятно, возможно, и на межгосударственном уровне, во всемирном масштабе.

4. Мировому правительству в соответствии с Мировой конституцией следует безотлагательно образовать мировой фонд формирования и поддержки мировых коммун из граждан, отбираемых по принятым мировым сообществом тестам на конкурсной основе в соответствии с Мировой конституцией. Государство должно создавать благоприятные условия для их существования и развития и охранять их от неразумных посягательств. Такие индивидуумы существовали и прежде в формирующемся из дикости обществе; они были редкостью, но если некоторые, найденные ими интуитивно истины соответствовали законам природы, то они не отторгались обществом, а постепенно усваивались им и приобретали ранг идеологии. Количество образованных, толерантных, интеллигентных людей (назовём их, условно, «ангелами») от века к веку нарастает. Количественные изменения рождают новое качество. Число их антиподов («чертей») постепенно убывает. Можно предположить, что такого рода идеология (ноосферная) станет достоянием мирового ноосферного социума. Мир реально существующего благоприятного ноосферного общества станет чрезвычайно притягательным и станет расти в нарастающем темпе. Не способные ему соответствовать, не сумевшие преодолеть в себе дикие инстинкты будут выдворяться в общество «чертей», где и продолжат жить по установленным ими «понятиям», во лжи, воровстве и предательстве. Противостояние добра и зла, «рая» и «ада» воплотится в реальность; рай будет наращивать своё влияние, и социум в свих взаимоотношениях будет приближаться к «золотому сечению.» кризисы исчезнут вместе с «адом».

Литература

1.  Шульц Э.О. Концепция динамической модели социума. Другая наука, альманах. 2013, №6, С.103-133.

2.  Бадалян Л.Г., Криворотов В.Ф./Лагранжева модель воспроизводства популяции, применение принципа действия в экономике и истории. Тезисы докладов ll Международной конференции. Математическое моделирование исторических процессов//Препринт ИПМ им. М.В. Келдыша, 2007г., №56, 74 С.

3.  Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. Изд. 3-е. М. изд-во Эдиториал Урсс,2003 г.,288 С.

4.  Швейцер A. Культура и этика. М., 1973 г.

22.07.2023 доклад отослан в администрацию международного Конгресса по пробл. Алгебраической биологии.


Санкт-Петербург август 2023г.



В оглавление