Логин Заголовок

На главную

СВОБОДА! СПРАВЕДЛИВОСТЬ! СОЛИДАРНОСТЬ!

РУСЬ СВЯТАЯ!

ИПГ Народоправие

О СОЦИАЛИЗМЕ, КОММУНИЗМЕ и ХРИСТИАНСТВЕ

Юрий Васильевич Преображенский – член Центрального Совета ДДР, бывший руководитель сектора ОСГО, участник ВСД «Русский Лад», слушатель Института «Школа Здравого Смысла», член Народного Совета России ИПГ «Народоправие»

1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС

В соответствии с открытым К. Марксом законом смены общественно-экономических формаций (ОЭФ) – так называемой «пятичленкой Маркса» (первобытно-общинный строй, рабовладение, феодализм, капитализм и коммунизм с начальной стадией – социализмом), в XVIII-м веке на смену отжившему свой век феодализму, закономерно пришёл капитализм, что было, несомненно, необходимым положительным этапом эволюции мира. Капиталистическая система высвободила огромный потенциал производительных сил людей и дала мощный импульс научно-техническому прогрессу, изменившему коренным образом весь способ и образ существования людей, прежде всего в материальной сфере бытия. Но неизбежным результатом утверждения этого строя явилось резкое расслоение человечества на богатое эксплуатирующее меньшинство и бедное эксплуатируемое большинство и непримиримые антагонистические противоречия между ними.

В результате этого в недрах эксплуатируемого класса – пролетариата зародилась, а точнее, возродилась жившая в умах людей на протяжении столетий идея справедливого коллективистского мироустройства – коммунизма.

Вначале эта идея была обнародована в форме утопического социализма выдающимися мыслителями Т. Мором (16-й век), Т. Кампанеллой (17-й век), Ш. Фурье и А. Сен-Симоном (19-й век). Эти мыслители, видя пороки пришедшей (закономерно!) на смену феодализму капиталистической формации, нарисовали в своём воображении и вынесли на суд человечества картину идеального мироустройства – справедливого мира без войн и насилия, где царят добро, равенство и братство всех людей на Земле. Эта идея претерпела революционный переворот в 19-м веке, когда К. Маркс и Ф. Энгельс превратили социализм из утопии в науку, доказав, что этот строй является закономерным результатом исторического развития общества. Первым практическим воплощением идей социализма явилась Парижская Коммуна – первое правительство рабочего класса, просуществовавшее всего лишь 72 дня (с 18 марта по 28 мая 1871 г.) и жестоко подавленное буржуазией.

Социалистический опыт был повторен в более масштабном варианте в октябре 1917 г. в России В.И. Лениным. Им был открыт социалистический этап российской истории, продлившийся 74 года и имевший как положительные, так и негативные стороны.

На протяжении XX-го века в мире существовали две формы социализма: национал-социализм (или нацизм) в гитлеровской Германии и советский социализм в первом в мире социалистическом государстве – СССР. Однако обе эти формы оказались нежизнеспособными: первая – по причине своей бесчеловечной фашистской природы, вторая – по двум причинам:

1) внутренней – атеистической, богоборческой природе советского социализма и немощности власти, и
2) внешней – чётко спланированной акции бескровного разрушения Советского Союза и его стержня – КПСС зарубежными врагами России с помощью «пятой колонны» российских либералов-демократов.

Сегодня в мире сосуществуют два «последних» (в смысле стадий эволюционной «спирали») ОЭ строя, или две мировые силы: капитализм и социализм.

Казалось бы, капитализм торжествует сейчас в общепланетарном масштабе: экономика большинства стран земного шара построена по капиталистическому принципу, функционирует эффективно, и мировой системе капитализма вроде бы ничто не угрожает. Но это впечатление обманчиво: на самом деле капитализм подвержен смертельной болезни, которая неизбежно приведет его к гибели. И эта болезнь лежит в самой жизненно важной сфере – сфере Духа. Капитализм неизлечимо болен и обречён духовно. Эта обреченность вытекает из антигуманной, антиприродной сущности данного строя, поскольку он основан не на принципах разума, гуманизма и духовности, а на власти Золотого Тельца – денег, ссудного процента. А какое общество придёт на смену капитализму?

Можно сказать, что мир сейчас подошёл к исторической «развилке». Перед ним – три дороги.

Первая ведёт к предсказанному в Апокалипсисе (Откровении) Иоанна Богослова катастрофическому событию – решающей схватке смертельно непримиримых сил Добра и зла на планете. Это событие названо в Откровении Армагеддоном. Таким событием может быть либо Большая мировая война, либо иное катастрофическое явление глобального масштаба, типа всеобщей «цифровизации» сознания людей. Будем надеяться, что у людей хватит здравого смысла, чтобы избежать таких катастрофических исходов.

Вторая дорога ведёт в общество так называемого трансгуманизма. Этот путь вполне реален, о чём свидетельствуют наблюдаемые нами тенденции мирового развития. (Краткости ради я не буду развивать здесь эту тему).

И третья дорога – это путь, указанный Марксом в открытом им законе смены ОЭФ, о котором было сказано выше и который до сих пор выполняется неукоснительно. Это – путь в Новый социализм.

Итак, можно образно сказать, что современный мир подходит к развилке между катастрофой, трансгуманизмом и Новым социализмом. Последнему пути мировой эволюции посвящён следующий, ключевой раздел работы.

2. ГРЯДУЩЕЕ ОБЩЕСТВО НОВОГО ТИПА: ДУХОВНЫЙ СОЦИАЛИЗМ

Очевидно, основным отличием Общества Будущего как от предшествующих ему ОЭФ – рабовладельческой, феодальной и капиталистической, так и от двух вышеупомянутых нежизнеспособных типов социалистического общества – будет его духовная основа, являющаяся непременным условием развития Природы. Основным вектором здесь является переход от превалирующей идеи разрушения и паразитирования к идее созидания, преобладания Любви над Ненавистью, Мира над враждебностью, Гармонии над Хаосом, Света над Тьмой.

Закономерность и неизбежность утверждения Нового общества на планете логически вытекают из законов эволюции природы и общества, одним из которых является вышеупомянутая «пятичленка Маркса». По этому закону, на новом эволюционном витке, в который вступит человечество в историческом будущем, вновь должен будет утвердиться общинный строй, но не первобытный, а духовный. Коротко говоря, если в первобытно-общинном строе господствовало равенство людей в бедности, то при новом – духовном строе – будет господствовать равенство людей в богатстве – как материальном, так и, что особенно важно, – духовном.

Руководствуясь этой идеей, в середине 90-х годов прошлого столетия группа исследователей Всероссийской общественной организации «Духовное Движение России» (ДДР), возглавляемой лётчиком-космонавтом, дважды Героем Советского Союза В.В. Аксёновым, предложила вниманию мирового сообщества контуры мироустройства Общества 3-го тысячелетия, которое было названо ими ДУХОВНЫМ СОЦИАЛИЗМОМ (ДС). Этот общественный строй фактически идентичен обществу «Христианского Социализма», идея которого была предложена выдающимся русским философом Н.А. Бердяевым, и обществу «Православного Социализма», поднятому на щит современными российскими деятелями С. Кургиняном, А. Прохановым и, наиболее аргументированно, А. Молотковым [1]. Последний автор утверждает, что «большая Идея русской цивилизации нового века может звучать не иначе, как «ПРАВОСЛАВНЫЙ СОЦИАЛИЗМ» … Именно на «отвергнутом камне» советского прошлого может быть заложена новая ступень русской цивилизации… Социализм как экономическая система… ни в малой степени не противоречит христианству и православию, равно как и другим традиционным религиям России».

Каким же видится нам общество Духовного Социализма? Очевидно, оно не может быть исключительно религиозным. Но оно не может быть и исключительно коммунистическим в его исходном марксистском варианте. Оно должно взять главное качество от обеих мировоззренческих категорий: от религии – ее духовность и от традиционной идеи коммунизма – общинность, социальность. Основное содержание идеологии Духовного Социализма может выражать фундаментальная триада:

триада

ДУХОВНОСТЬ – отражает Истину Божественного Творения Мира. Обладание духом, которое часто называют совестью, понимаемой как обладание истинной, СОВМЕСТНОЙ (с Богом) ВЕСТЬЮ, составляет духовность человека, его предназначение, предначертание служить миру, Вселенной.

ОБЩИННОСТЬ – сохраняя и формируя индивидуальную совесть и самооценку в глубине человеческой личности, её индивидуальные качества, основываясь на осознании равенства всех людей перед Богом, она предполагает возможность не социального равенства индивидуумов, но общественного равноправия, в самом порядке устроения жизни основанного на общинной собственности на средства производства, общинных фондах потребления, общинном контроле, и т.д. Глубокая вера в общинность лежит в основе соборности.

СОБОРНОСТЬ – связана с необходимым объединением всех индивидуумов в одно целое, где образуется особая форма социального партнерства при принятии управленческих решений. Она предполагает собрание (собор) всех членов общины или их делегатов для принятия решений, связанных с различными проблемами её жизнедеятельности.

Что касается экономической формулы ДС, то, по аналогии с известными формулами социализма и коммунизма, её можно сформулировать, например, следующим образом: «От каждого – по возможностям, каждому – по заслугам». (В целях экономии места я не буду здесь расшифровывать эту формулировку).

В условиях материального богатства, которое наступит в Новом обществе, главной целью людей будут духовное развитие и творчество. По мнению автора, рано или поздно Духовный Социализм восторжествует в глобальном масштабе как безальтернативный ОЭ строй. Но в каждом регионе, в каждом цивилизационном (национально-этническом и конфессиональном) анклаве этот строй будет, естественно, иметь свою специфику, своё «лицо».

Так, в китайском анклаве такой формой будет «социализм с китайской спецификой» (по определению учёного-китаеведа А.П. Девятова) – общество Метафизики Датун – «причудливого сочетания мистики даосов с вероучением буддизма и культом предков конфуцианства» ([2]).

В российском цивилизационном анклаве такой формой будет общество Православного, или Христианского Социализма – государственного устройства, наиболее полно отвечающего российскому менталитету, генетике государствообразующей русской нации, историческим корням России.

Ясно, что путь человечества в грядущее Общество Духовного Социализма будет долгим и трудным. Но это общество будет строиться не путём кровопролитных революций и классовой борьбы, а путём духовной трансформации индивидов, через всестороннее расширение сознания людей.

Здесь возникает естественный вопрос: КТО на Земле может указать Человечеству путь в это Новое Общество, а затем и начать его строительство? Очевидно, это не могут сделать ни агрессивный, бездуховный Запад, ни экзальтированный, экстремистский Восток. Это способна (и должна!) сделать РОССИЯ, идущая по своему особому, Исповедимому Пути. Этому посвящён следующий раздел:

3. РОССИЯ – «КОЛЫБЕЛЬ» и СТРОИТЕЛЬ ОСНОВ ДУХОВНОГО СОЦИАЛИЗМА: ВОЗМОЖНОСТИ и ПЕРСПЕКТИВЫ

Идя по своему Пути, именно Россия исторически явилась родоначальницей идеи Духовного Социализма как страна с духовно-общинными «генетическими» корнями, как «место наивысшей концентрации духа» на Земле и как уникальное евро-азиатское пространство, на котором сосуществуют и развиваются различные духовные культуры. К этому следует добавить, что вышеперечисленные отличительные черты ДС присущи прежде всего русскому (в широком понимании этого слова) менталитету, что позволяет предположить, что в России это Новое общество будет иметь преимущественно русское «лицо». Это не означает, конечно, что идеология и принципиальные черты Нового общества не могут включать в себя элементы других мировых религий (помимо Православия), учений и мировоззрений, т. е. положительный духовный опыт всего человечества, но при одном непременном условии – если они не подрывают основ национальной русской традиции и духовности, о которых говорилось выше.

В соответствии с вышесказанным, идейными истоками теории грядущего общества являются русская культура и духовность, уходящие своими корнями прежде всего в православное христианство – основу духовной жизни и могущества российского государства на протяжении более чем тысячелетнего исторического периода, а также и в древние русские национальные и религиозные традиции – русское ведичество. Ближе к нашему времени, на рубеже 19-20-го веков, русская культура и духовность ярко воплотились в многочисленных трудах русских философов-космистов: Н.Ф. Фёдорова, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова и других.

Но готова ли Россия начать работу по строительству общества ДС уже сейчас? Ясно, что нет. Она сама переживает тяжёлый, критический момент своей истории. В системе российской власти пока ещё не до полностью искоренена либеральная элита, проводящая антинародный социально-экономический курс. Однако в последнее время президент В.В. Путин инициировал, наряду (по очевидной необходимости) с СВО на Украине, обновление структур власти и оздоровление жизни общества(Краткости ради я не буду углубляться здесь в эту тему).

И массовое сознание российского народа начинает всё больше сдвигаться в сторону патриотизма и русской общинной идеи, в сторону социализма. Поэтому даже в переживаемое сегодня трудное время Россия обладает потенциалом закладки основ Нового общества, хотя бы в теоретическом плане.

В настоящее время потенциал строительства Нового социализма естественно, сосредоточен лишь в узком слое людей, обладающих современными знаниями и патриотично настроенных, совестливых и «страдающих» о судьбах страны и ищущих пути к её возрождению, т. е. христиан в истинном понимании этого слова. Активисты ДДР называют таких людей Духовным Авангардом России (ДАР’ом); активисты организации «Школа Здравого Смысла» называют таких людей Товариществом Разумных от Народа (ТРОН). Но пока продолжим анализ аспектов Духовного Социализма (ДС). И здесь уместно рассмотреть вопрос о том, каким будет...

4. ПЕРЕХОД в ОБЩЕСТВО ДУХОВНОГО СОЦИАЛИЗМА из 2025 ГОДА (текущие задачи)

Общество ДС будет, очевидно, строиться в России не сразу, а поэтапно. Эти этапы приблизительно следующие:
1) прекращение разрушительных процессов во всех сферах общественной жизни России и прежде всего – в духовной, поскольку, не остановив разрушения, нельзя начать созидание;
2) «излечение» российского «организма» (т. е. удаление «либеральной опухоли») с помощью «лекарства», которым может быть простое, действенное и доходчивое Слово Истины. Под последним я имею в виду доносимое до людей правильное представление о современном мире и России и об их желаемом Будущем. Работа в этом направлении была начата, как было сказано выше, в 90-х годах активом организации «Духовное Движение России» (ДДР);
3) закладка комплексных основ ДС в России: экономических, политических, культурных и духовных преобразований в обществе.

При построении общества Нового Социализма в глобальном масштабе первостепенная задача будет состоять в искоренении «язв» мировой цивилизации:
а) в преодолении конфронтации человеческого сообщества путем одухотворения основных общественных «институтов»: власти, политики, культуры и искусства, образования и воспитания на новых социалистических принципах;
б) в гармонизации жизни человеческого сообщества на принципах равенства прав человека независимо от его национальности, расы, религиозных и политических убеждений и т.д.;
в) в борьбе с национализмом и экстремизмом;
г) во всеобщем и полном разоружении и прекращении войн;
д) в искоренении преступности принудительными, воспитательными и экономическими мерами;
е) в ликвидации системы всемирного, тотального электронного контроля и управления людьми;
ж) в духовно-нравственном просвещении личности;
з) в прекращении разрушающего воздействия на человека «массовой культуры» и СМИ;
и) как следствие предыдущего, в преодолении духовного кризиса в сознании отдельного человека и в массовом сознании, в подъеме морали и нравственности людей;
к) в решении экологических проблем; и т. д.

Возвращаясь в день сегодняшний, уместно поговорить об идейной платформе, на которой должно произойти объединение Общественно-Патриотических Сил России (ОПСР). В качестве таковой логично представить две концепции:
1) образ России Будущего, и
2) идеологию патриотизма, берущую начало в Русской Идее. Первый фактор не нуждается в комментариях, а для разъяснения второго обратимся к работе автора [3], подготовленной по просьбе руководителя Общественного Совета Гражданского Общества (ОСГО) В.В. Обрежи.

Опуская детали, дам краткое определение понятия «патриот». Это, очевидно, тот человек, кто, во-первых, действительно (не на словах, а на деле) любит свою страну и свой народ,
во-вторых, ставит их интересы выше собственных или, по крайней мере, наравне с ними, и,
в-третьих, готов действовать на благо страны и народа. Исходя из этого, определим понятие «Народно-патриотические силы» (НПС) следующим образом: НПС – это народ, ведомый патриотами.

Патриотов в современной России много; может быть, они даже составляют большинство народа. Но, к сожалению, НПС России (НПСР) сейчас крайне разнородны и разобщены. Они включают людей разного возраста, разного достатка и разного уровня культуры и духовности. И поэтому они отличаются пестротой взглядов и представлений о том, что требуется России в существующих условиях. Молодые, обеспеченные и образованные хотят одного, пожилые, бедные и малокультурные – другого (не буду конкретизировать, чего именно).

Но для того, чтобы НПСР стали действенной силой и были способны действительно преобразить Россию, они должны консолидироваться и мобилизоваться. А для этого нужен некий общий стержень, или единая идеологическая основа. Какая? В годы испытаний, подобных ВОВ, таким стержнем была, конечно, идея защиты Отечества от порабощения фашизмом, а после войны – идея восстановления разрушенной страны. Позднее люди стали объединяться вокруг идеи великих строек коммунизма и покорения космоса. Этому объединению способствовала «холодная война» и противостояние с США. А что же может объединить людей сейчас, в мирное и относительно «неголодное» время? Мы считаем, что первое, что их может объединить, – это непримиримость к разрушительным процессам в обществе и борьба за их прекращение. Вторая «составляющая» мобилизующей идеологии – это обретение народом некоего идеала, образа России Будущего, и руководящей Национальной Идеи – базы идеологии. Такая идея может быть сформулирована, к примеру, следующим образом:

Национальной идеей России – современной Русской Идеей – является возврат к ее главному принципу – ПЛАНУ жизни по Божественным законам и, как следствие этого, возрождение Государства Российского в качестве сильной, независимой многонациональной державы на основе традиционной культуры и традиционных, исторических православно-христианских ценностей русского народа и духовно-нравственных ценностей других народов России и, в результате этого, – возвращение России ее исторической роли Спасителя, Объединителя, Первопроходца и Духовного лидера человечества.

И в заключение работы – ещё одна мысль. На мой взгляд, наступает время, когда необходимо не только формировать Образ Будущего России (ОБР) в нашем воображении, но и начинать его конструировать практически. Это привело автора данной работы к идее разработки концепции Института Конструирования Общества Будущего(сокращённо – ИКОБ)(я опущу рассмотрение этого вопроса в данной статье).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Читатель может упрекнуть автора в утопизме и фантастичности высказанных идей. Но любая утопия, если она плодотворна, необходима человечеству как маяк, указывающий ему путь в Будущее, без которого оно будет деградировать, а возможно даже и самоуничтожаться. В существующей ситуации хаоса и неопределённости в современном мире, когда великая идея Православного Христианства ещё не завоевала умы большинства людей на Земле ввиду господства у них атеистического мировоззрения, высокая идея коммунизма в его истинном, исходном варианте, восходящем к идеям утопического социализма, должна утвердиться как противовес больному, обречённому на гибель капитализму – последнему несправедливому строю на планете (см. выше). Альтернативы этому, т. е. сохранение капитализма «на веки вечные» – не существует. В этом смысле Духовный социализм как «временная замена» Православия имеет полное право на существование, и, более того, необходимо всячески ускорять приход на планету этого строя, о чём подробно говорилось выше.

ЛИТЕРАТУРА

1.  А. Молотков. Миссия России. Православие и социализм в XXI веке, «Русский остров», Санкт-Петербург, 2008 г.

2.  А.А. Девятов. Неофициальная история предконечных времён, М. «Жигульский», 2018.

3.   Ю.В. Преображенский. Что такое идеология и её значение в консолидации и мобилизации народно-патриотических сил России, М, 2010.Манифест Духовного Социализма. М., 1998 г.

4.   Ю.В. Преображенский. Программа построения Нового Социалистического Общества в России. Основные концептуальные принципы, М, 2004.

5.   Ю.А. Крючков. Доктрина перспективного развития России в соответствии с общественным идеалом Духовного Коммунизма, М., 1998.

6.   Ю.А. Крючков. Манифест Духовного Коммунизма, М., 2005.


*****


P.S. Наш анализ был бы неполным, если бы мы не рассмотрели ещё один важный вопрос – о дискутируемой в современном обществе кажущейся несовместимости коммунизма с христианством. Эту тему я вынес в ПРИЛОЖЕНЕ 1.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. О СОВМЕСТИМОСТИ КОММУНИЗМА и ХРИСТИАНСТВА

Не вдаваясь в детали кажущейся противоречивости учений христианства и коммунизма, следует сказать, что такой противоречивости не существует в принципе, поскольку оба учения исходят из одной и той же «идеи изначального морального равенства людей» (определение А.С. Ципко).

К этому добавлю, что основные качества, роднящие истинного христианина и истинного коммуниста, одни и те же. Это: человеколюбие, сострадание, милосердие, доброта, нестяжание, самоограничение.

Со временем, в силу закона эволюции (от низшего – к высшему), высоконравственных людей на Земле будет становиться всё больше, пока их не станет абсолютное большинство на планете. И тогда великие христианское и коммунистическое учения сольются, и на Земле возникнет единое справедливое «человечье общежитие» (по В. Маяковскому). Это произойдёт, конечно, нескоро – возможно, через сотни лет, но произойдёт непременно по Высшему Закону Мироздания. Сейчас же эта идея должна светить нам как маяк, указывающий людям путь в светлое будущее. В подтверждение вышесказанного приведу высказывание великого мыслителя Ф.М. Достоевского, заимствованное из брошюры:
«И христианство, и социализм (низшая стадия коммунизма. – Ю.П.), считал Достоевский, вышли из одного истока (не случайно чуть ли не все социалисты так или иначе, даже и отрицая религию, всё-таки соотносят свои теории с учением Христа – из страстной веры в возможность и необходимость гармонического человеческого общежития, устроенного на началах братского единения, «золотого века», «рая» на земле. Но христианство полагает достигнуть такого братства через внутреннее духовное совершенствование каждого вне зависимости от социально-исторических условий жизни… Социалисты же – в этом, считал он, и суть их расхождения и вечного исторического спора между ними – рассчитывают исправить мир за счёт социальной перестройки самого этого внешнего, переделки, которая должна привести и к возрождению внутреннего человека... Христианство стоит на духе, социализм на разуме, но вот в разум-то, в чистый разум, отвергающий религиозные основы, Достоевский не желал верить, поскольку, как писал он, религия есть форма нравственности, форма совести, а разум без нравственной, освобождённой от контроля совести – ужас… «Я знаю, надо мной посмеются, и всё-таки последнее моё слово в главном споре между христианством и социализмом, будет таков: им необходимо соединиться во имя идеи русского социализма… В духовной свободе и равенстве – идея русского социализма, или, как он его называл ещё, – «Христианского Социализма».

Ф.Достоевский

Ту же идею (христианского социализма) другой великий наш соотечественник Л.Н. Толстой выразил в следующей афористической форме: «Одинаково ошибается и не исполняет своего назначения тот, кто стремится к улучшению жизни людской и установлению Царства Божия, не устанавливая его в себе, как и тот, кто стремится к такому личному самосовершенствованию, которое не имеет целью установление Царства Божия вне себя».


Православный храм

P.S.  Концепция Русского Христианского Социализма развивается полковником, кандидатом военных наук В.В. Квачковым.


   г.Москва


В оглавление