Логин Заголовок

На главную

СВОБОДА! СПРАВЕДЛИВОСТЬ! СОЛИДАРНОСТЬ!

ШЕСТИДЕСЯТНИКИ




"ФИЗИКИ и ЛИРИКИ"

Информация из Интернета


Политехнический музей

ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ в МОСКВЕ


«Физики и лирики» — название стихотворения советского поэта Бориса Абрамовича Слуцкого, которое было впервые напечатано в «Литературной газете» 13 октября 1959 года.

Поводом послужила дискуссия кибернетиков Игоря Полетаева и Алексея Ляпунова с писателем Ильёй Эренбургом, которая развернулась на страницах газеты «Комсомольская правда».

Название стихотворения стало крылатым выражением, которое широко используется в значении «люди науки и люди искусства».

Публикация вызвала бурную реакцию читателей, в печати развернулась дискуссия о том, кто важнее «физики» или «лирики», что нужнее «наука» или «искусство».

Вывод был однозначен: нужны и те и другие, ведь они изучают и описывают мир, хоть и идут разными путями. Для лириков мир красочен, для физиков органичен и упорядочен. Кроме того, история знает множество примеров, когда физик и лирик уживались в одном лице.


Борис Слуцкий

СОВЕТСКИЙ ПОЭТ БОРИС АБРАМОВИЧ СЛУЦКИЙ



Что-то физики в почете.
Что-то лирики в загоне.
Дело не в сухом расчете,
Дело в мировом законе.
Значит, что-то не раскрыли
Мы, что следовало нам бы!
Значит, слабенькие крылья-
Наши сладенькие ямбы,
И в пегасовом полете
Не взлетают наши кони…

То-то лирики в загоне.
Это самоочевидно.
Спорить просто бесполезно.
Так что даже не обидно,
А скорее интересно
Наблюдать, как, словно пена,
Опадают наши рифмы
И величие степенно
Отступает в логарифмы.

*****

Споры физиков и лириков в Политехническом музее происходили в 1960-е годы. Тогда в музее устраивали творческие вечера с участием поэтов, например Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского, Роберта Рождественского, Риммы Казаковой, Беллы Ахмадулиной, Булата Окуджавы, Бориса Слуцкого, Михаила Светлова. Современники называли эти вечера «поэтическим фестивалем» или «поэтическим соревнованием».

Дискуссия между физиками и лириками касалась того, что важнее для человека — наука и прогресс или искусство и поэзия. Физики утверждали превосходство логического, аналитического мышления над образным и говорили о бесполезности гуманитарной сферы. Инженер Полетаев, зачинщик одной из дискуссий, утверждал, что в эпоху научно-технической революции жизненно важны только точные, естественные науки и знания, а литература, искусство и всё, что с ними связано, пригодны лишь для развлечений.

В 2014 году в Политехническом музее в честь 150-летия Политехнической библиотеки представили проект «Физики и лирика». В рамках него в московских библиотеках появились «комнаты» российских нобелевских лауреатов: Петра Капицы, Льва Ландау, Николая Семёнова, Николая Басова, Виталия Гинзбурга и Андрея Сахарова. Посетители узнали, как жили знаменитые учёные, и смогли изучить документы и фотографии из их личных архивов.

*****

Физики и лирики давно забытая тема, а начиналось все в Политехническом музее,с выступлением поэтов, и даже поэтической дуэли между ними.

Эти литературные споры захватили всю страну, диспуты проходили в Домах культуры, и даже на заводах и в школах.

И это было поколение Молодых, Дерзких, Искателей всего нового.

Так в 60-е годы вместе с Робертом Рождественским, Андреем Вознесенским и Бэлой Ахмадулиной Евгений Евтушенко стал популярным, а на творческие вечера с участием поэтов волны 60-х буквально ломились слушатели.

60-е - это время когда будущее создавалось Молодежью.

А каким оно стало?   Это другая проблема...


*****

Шестидесятники — поколение советской интеллигенции, сформировавшееся в период «оттепели» 1950–1960 годов.

Их политические и эстетические представления сложились под влиянием десталинизации и частичной демократизации.

Некоторые представители поколения шестидесятников.

поэты: Б. Ахмадуллина, И. Бродский, А. Вознесенский, В. Высоцкий, А. Галич, Е. Евтушенко;
прозаики: В. Аксёнов, А. Битов, В. Войнович, С. Довлатов, Ф. Искандер;
режиссёры: Г. Данелия, О. Ефремов, А. Кончаловский;
актёры: А. Баталов, О. Даль, М. Козаков, В. Шукшин;
учёные: С. Аверинцев, А. Зиновьев, Э. Ильенков, А. Сахаров;
художники и скульпторы: Э. Белютин, П. Никонов;
политологи и публицисты: Ю. Карякин, Ю. Черниченко, Е. Яковлев.

Общим для шестидесятников было стремление к переосмыслению и постижению прошлого, к свободе самовыражения, отходу от господствовавших идеологических стереотипов. Политическим идеалом многих был социализм, очищенный от деформаций сталинского периода.

   г. Санкт-Петербург

В оглавление