Логин Заголовок

На главную

СВОБОДА! СПРАВЕДЛИВОСТЬ! СОЛИДАРНОСТЬ!

С Днем НАРОДНОГО ЕДИНСТВА, товарищи!

НОВЫЙ ПРАЗДНИК - НОВЫЕ ВЫЗОВЫ

Наталья Серова, публицист

Было бы интересно узнать, понимали ли депутаты Госдумы, члены СФ и кремлевские мудрецы, что за праздник они учредили. В честь чего надо праздновать теперь День народного единства и совершать в означенный день всякие богоугодные и милосердные дела и как аукнутся в общественном сознании воспоминания о дне окончания польской оккупации.

Про милосердие более-менее понятно. Это, видимо, в честь того, что 4 ноября 1612 года выгнанных из Кремля поляков не убивали. А вот со всем остальным разобраться непросто. Хотя, копнув немного историю, трудно не согласиться с тем, что "это очень по-нашему" взять и учредить нечто совершенно двусмысленное, заменив им привычное и понятное, но раздражающее и неудобное.

Двусмысленность нового праздника имеет много граней. Но главное - это то, что бескровную победу Народного ополчения Минина и Пожарского можно было бы интерпретировать как апофеоз гражданского общества, если бы не одно "но". У истоков этого народно-освободительного движения стоял неистовый и непримиримый Патриарх Гермоген, гневные письма которого с призывом восстать, наконец, против завоевателей переписывали и рассылали по русским городам "знавшие грамоте людишки".

Оба эти момента равным образом актуальны сегодня: но первый у всех на устах, а о втором почему-то стараются если и вспомнить, то как-то стыдливо и невнятно.

Правда, к моменту освобождения Кремля от поляков Гермоген был уже мертв: он умер в феврале 1612 года в Чудовом монастыре, где был "заточен и морен голодом" по приказу "семибанкирщины" после того, как в ноябре 1610 года отказался, несмотря на угрозы, поддержать их затею с передачей московского престола королевичу Владиславу, сыну короля Речи Посполитой Сигизмунда III.

А до этого, в феврале 1609 года, Гермоген с той же непреклонностью отказал в благословении заговорщикам, добивавшимся свержения с престола Василия И. Шуйского. В общем, параллель представляется очевидной.

И чем все кончилось? Патриархом стал Филарет, в миру Федор Романов, который еще во времена Бориса Годунова, в 1601 году, был обвинен в измене и насильно пострижен в монахи, чтобы не пытался претендовать на престол царский. Впоследствии Филарет был замечен сначала в компании Лжедмитрия I, который возвел его в сан митрополита ростовского, но держал при себе в Москве. Потом Филарет оказался при дворе "тушинского вора", при содействии которого митрополит стал Патриархом. Еще Филарет участвовал в заключении договора с Сигизмундом III. Того самого договора, который стоил жизни Гермогену. В общем, вел себя все годы великой смуты, как все, крутился и приспосабливался.

Более того, по мнению некоторых историков, за всей интригой с якобы чудом выжившим царевичем Дмитрием стояли Романовы и Черкасские (Иван Борисович Черкасский был женат на сестре Филарета). И надо сказать, что версия эта выглядит не такой уж неправдоподобной, особенно если учесть, что до своего бегства в Польшу Григорий Отрепьев служил у Федора Романова ровно до тех пор, пока будущий Патриарх не был арестован как раз за "измену".

А царем через четыре месяца после освобождения Кремля избрали шестнадцатилетнего сына Филарета Михаила Романова. И сделано все это было при поддержке казаков, с которыми Федор Романов сблизился при дворе "тушинского вора", Лжедмитрия II. В общем, можно сказать, что проект "Романовых на царство" был благополучно завершен в течение всего 13 лет и ценой невиданного разорения страны.

Дальнейшая история династии Романовых известна, и теперь вместо годовщины Октябрьской революции, подававшейся большевиками как дата освобождения от старой, несправедливой власти, прочно ассоциировавшейся с последним Романовым, стране предложено отмечать день, ставший прологом торжества Романовых и концом самой великой русской смуты.

Возможно, именно этот "конец смуты" имели в виду авторы идеи замены одного весьма неоднозначного праздника на другой - тоже достаточно двусмысленный. Может быть, в неком "мозговом центре" решили, что у нас тоже вроде была смута, а теперь все как бы закончилось, и дальше все будут жить дружно, неуклонно повышая - благодаря четырем национальным программам - уровень жизни народа.

Но урожайные годы последних лет царствования Годунова не защитили страну от многолетнего беспредела. К тому же решение объявить государственным праздником день "изгнания польских оккупантов" задает совершенно определенное смысловое поле, уже вдохновившее некоторых защитников коренного населения на борьбу с "новой оккупацией".

И если это начинание получит развитие, взамен игрушечной революции яркого цвета, к которой уже год готовится наша прогрессивная общественность, мы можем получить настоящую революцию, "бессмысленную и беспощадную" к беспощадной бессмысленности нынешнего государственно устройства. Проект Романовых завершился в 1917-м, проект большевиков - в 1991-м, и, принимая во внимание увеличивающуюся с каждым днем скорость жизни и правила геометрической прогрессии, получается, что нынешний проект имеет шансы завершиться к 2009 году.

В общем, с праздником, дорогие соотечественники: "Шок - это по-нашему".

В оглавление


Hosted by uCoz