Модель региональной организации: принципы и структура
Волков Вадим Викторович
Стремление к реализации в России социал-демократической альтернативы требует планомерной работы по созданию массовой партии. В этом плане нынешний закон о политических партиях является лишь стимулом, хотя и важным, для такой деятельности. Соответственно, и мы в Петербурге должны пройти путь от небольшого по численности образования клубно-кружкового типа к многотысячной организации. Эта трансформация должна проходить как можно менее болезненно, по возможности без импровизаций и лихорадочных шараханий, что требует выработки, после соответствующей дискуссии, модели региональной организации. Будет, наверное, правильно, если при обсуждении возможных вариантов модели мы будем исходить из общей задачи, которая стоит перед нами - формирование организации политической партии, способной воздействовать на отправление власти через работу в представительных органах и путем внепарламентской деятельности, а также из того, что партийная структура, ориентирующаяся на социал-демократические ценности, должна быть демократической и в организационном отношении. Мы еще должны понимать, что поскольку разными будут задачи, стоящие перед организацией на ближайшее время и в более отдаленной перспективе, то и организационная модель со временем может меняться. Как же она должна выглядеть сегодня?
С учетом имеющегося опыта и мнений, высказанных рядом товарищей, можно сказать следующее. Наша организация не должна быть сориентирована на единственного лидера, чтобы не превратиться в сферу обслуживания этого лидера, взгляды которого, вполне возможно, и будут объявлены единственно социал-демократическими. Необходимо создавать условия, способствующие появлению нескольких лидеров, и разного уровня, умеющих сформулировать и обосновать свою позицию, воспринимающих как ценность наличие организационного единства.
Можно, конечно, строить организацию на основе слепого подчинения местных отделений, их деятельности региональному правлению, которое одно думает и решает за всех, а также на строгом ограничении организованного ядра – но это лишь позволит иметь управляемую структуру с небольшой численностью, поскольку немногие члены партии согласятся на роль пассивных исполнителей. Централизм, конечно, нужен, поскольку без него мы не сможем реализовать наши партийные планы, но его следует уравновесить автономией частей, чтобы не стать чисто бюрократической структурой, лишенной связи с людьми.
Представляется, что региональное отделение СДПР должно включать в себя:
а) политическое ядро – людей, по убеждению, по призванию берущих на себя определенные обязательства, активно участвующих в политической жизни. Было бы желательно, если бы часть нашего актива могла не только заинтересовать людей вопросами политики, но и способна была бы дать разного рода юридические справки, помочь в решении проблем (предложить алгоритм действий), связать с местными административными и хозяйственными структурами;
б) существующую вокруг актива среду – обширную массу товарищей, фиксирующую членством в партии свои убеждения и готовность поддержать на выборах и эпизодически добровольно что-то делающих для партии (в силу той внутрипартийной атмосферы, которую нам надлежит создавать). Этот принцип добровольности должен строго соблюдаться, не должно быть никаких обязательных партийных поручений. Будет вполне достаточно, чтобы проявляющие активность товарищи вели деятельность в избранных ими общественных структурах, руководствуясь при этом принципами социал-демократии, опирались на поддержку партии и могли бы знакомить людей в своем круге общения, особенно на предприятиях, с нашей позицией по тем или иным вопросам.
При всех существующих трудностях, возможности значительного расширения организации далеко не исчерпаны. Несмотря ни на что, имеется определенный слой ценностно ориентированных людей, способных к сознательному политическому выбору. Сегодня часть из них активно работает в профсоюзах, других общественных структурах, органах самоуправления и мы должны стараться вовлечь их в сферу нашего влияния – через систему семинаров, слушаний, приглашение к участию в наших комиссиях. Собственно, создание условий для формирования актива и составляет одну из важнейших задач, над решением которой предстоит постоянно работать. Ведь из рядов актива выйдут и наш депутатский корпус, помощники депутатов и эксперты, члены руководящих органов партии.
Для устойчивости организации, создания гарантий против расколов и шатаний необходимо, чтобы она была пронизана не только вертикальными («иерархическими») связями, но и множеством горизонтальных, чтобы действовали силы взаимного притяжения. Эти «притягивающие» связи обеспечиваются совместной работой по выработке партийных документов, прежде всего программных, через комиссии и рабочие группы, участие в общественных структурах, через депутатов и окружающий их актив, через деятельность информационной сети. Вокруг организации, не обязательно под ее руководством, должен функционировать ряд общественных структур (общественных приемных, клубов, организаций социальной помощи), обеспечивающих контакт с людьми. Надо помогать нашим товарищам, особенно молодежи, преодолевать дух конфронтационности, прививать культуру демократической процедуры и диалога. Для этого можно попробовать создать образовательные центры, действующие в духе социал-демократических ценностей.
В основу формирования руководящих органов регионального отделения следовало бы положить принцип предварительного соглашения, достигаемого с участием действующего руководства, актива в лице комиссий и руководства местных отделений - по крайней мере, по большинству позиций. Тем более надо договариваться, если в организации имеются какие-то выраженные расхождения, оформлено «меньшинство», «платформы». Тайное голосование на конференции никем не отменяется, выдвижения возможны и на ней, но надо создавать у нас такие нормы, чтобы пребывание в правлении воспринималось не как синекура, а как добровольная повинность во благо общего дела. И, конечно, нужна такая постановка работы, когда невхождение в состав регионального руководства не воспринималось бы как оскорбление и конец жизни. Этому, в частности, послужит отказ от только вертикально-иерархической модели через создание автономных горизонтальных структур. Нам также не следует превращать правление в простое представительство («палату») местных отделений. Для учета их мнений возможен иной механизм.
Местные отделения должны быть созданы во всех пригородах. В пределах городской черты лучше всего было бы иметь крупные по численности отделения на уровне районов (а где-то межрайонные), состоящие из первичных отделений. Ведь для крупных отделений и место «базирования» найти проще, а с сотней местных отделений и связь-то толком поддерживать не получится. Здесь, однако, есть сложность. Действующим уставом предусмотрено собрание местного отделения и не предусмотрена его конференция. Провести же собрание при численности уже в сто человек не так просто. Поэтому следует подготовить к ближайшему съезду поправку в п.12.8 устава партии с тем, чтобы высшим руководящим органом местного отделения было не только собрание членов отделения, но и конференция местного отделения. Тогда собрания можно бы было проводить по первичным отделениям, и конференции – в местных отделениях. Можно порекомендовать, если это покажется удобным, создавать отделения в рамках структур, где находится достаточное число членов партии, скажем, в клубах, общественных формированиях и т.д. Распределить их по муниципальным округам, соответственно «местам базирования», большого труда не составит. Вообще – меньше шаблона и больше гибкости в рамках устава.
С целью координации деятельности местных отделений и учета их мнений можно образовать совещательный орган (что-то вроде совета местных отделений, постоянно действующего совещания с участием представителей отделений). Это нисколько не исключает желательности участия представителей (председателей) местных отделений в заседаниях правления регионального отделения, что важно также в плане обеспечения информационного обмена. Вообще, у нас должны быть созданы база разного рода информационных материалов и сеть, обеспечивающая как их доведение до практически любого члена организации, так и получение обратной реакции.
Что касается комиссий, то правильнее было бы не иметь сразу много комиссий, а сконцентрировать сейчас усилия на комиссии по организационной работе. Она могла бы действовать по нескольким направлениям и по мере готовности от оргкомиссии отделялись бы другие. Среди задач этой комиссии, прежде всего, было бы обеспечение связей с местными отделениями, выявление потенциального актива, поддержание контактов с профсоюзами и другими политическими и общественными организациями.
Представляется, что такое региональное отделение, как Петербургское, должно было бы иметь и своего рода «мозговой центр». Такого рода центры, ориентированные на те или иные политические партии, давно существуют за границей. Ясно ведь, что информационно-аналитическое обеспечение деятельности серьезной партии не может проводиться одиночками, требуется более высокий уровень постановки дела.
В ближайшее время следовало бы также приступить к формированию своего рода Избирательного комитета, ориентированного на подготовку и проведение избирательных кампаний. И, безусловно, необходимо, наконец, перейти к работе правления на основе плана, составленного с учетом предложений от местных отделений, комиссий, рабочих групп. Разумеются, вполне могут возникать и «непредвиденные» ситуации и надо предусмотреть возможность оперативного реагирования (например, в форме принятия заявлений).
Понятно, что высказанные предложения невозможно претворить в жизнь одномоментно, но, может быть, кое-что из сказанного будет воспринято, с теми или иными коррективами, в качестве стоящих перед нами организационных задач, которые должны решаться.
24 января 2006 г.
|