Обмен опытом, организация акций взаимной поддержки, работа в судах – пока основные методы работы. Однако, судя по проекту не принятой пока резолюции, актив движения уже понял необходимость выхода на политическое поле борьбы за власть. Причина кроется не в работе внутри СКС политических партий, от которых движение явно старается дистанцироваться, а собственный опыт практической деятельности, неумолимо убеждающий лучше любой агитации в нежелании нынешней власти идти навстречу требованиям граждан.
Впрочем, есть у СКС и некоторый опыт контактов с политическими партиями, к сожалению, не очень успешный. Так в отчётах регионов звучала явная обида на действия представителей КПРФ, в ряде случаев шедших на сделки с властью в обход общих решений. Заметен был по ходу самой Конференции явный напряг в отношениях между основной массой делегатов и группой, состоящей из членов РКРП. Последние явно ставили цель провести в Рабочий Комитет своего представителя из Ижевска, амбиции которого, если верить разговорам в кулуарах, привели к расколу единого Координационного комитета в этом городе.
Иными словами, судя по ходу Конференции, в ближайшее время это направление будет развиваться как самостоятельное, дистанцируясь от любых политических партий. Предполагая это, мы позиционировали наше участие в работе Конференции как представительство межрегиональной общественной организации СоДействие, зарегистрированной, как известно, в Орле.
Всего на Конференции было представлено 14 регионов, из которых наиболее влиятельными можно считать Координационные комитеты в Московской области, Перми и Ижевске. Это, конечно, не очень много. Но, с другой стороны, это и безусловный прогресс с учётом того, что за год с проведения 1-й Конференции это уже 4-я Конференция. Главное же, потенциал роста организации как содружества комитетов самозащиты гражданами своих прав от произвола власти, с учётом проводимой властью социальной политики, поистине бесконечен. Имеются и реальные основания для задействования этого потенциала. Это несомненная польза гражданам от деятельности входящих в СКС самоорганизовавшихся для коллективной защиты своих интересов людей. Ведь входящие в него самостоятельные структуры имеют уже определенный опыт не только принуждения органов власти к надлежащему выполнению своих обязанностей организованным протестным давлением (уличные формы протеста, с которых, собственно, и начиналось протестное движение против монетизации льгот), но и успешного проведения судебных процессов, т.е. борьбы непосредственно на поле власти. А на конференции все ее участники были снабжены брошюрой «Как защитить свои права при новом жилищном кодексе» выпушенной Институтом Коллективного Действия (ИКД), в которой собраны юридические рекомендации и анализ опыта по защите гражданами жилищных прав. Вообще интересно, что СКС пока складывается в виде симбиоза двух институтов (СКС и ИПРОГ) как интеллектуальных центров, вырабатывающих алгоритм самозашиты от наступления власти на жизненные права граждан, и самостоятельных низовых протестных структур, нацеленных на практическую работу с учетом полученных рекомендаций. Этот симбиоз, в частности, нашел свое отражение в выделении двух мест в избранном конференцией Рабочем Комитете (исполкоме) СКС представителям этих институтов. В то же время самостоятельность региональных протестных структур обеспечивает эффективность их работы в конкретно складывающейся в каждом регионе ситуации. К примеру, помимо уже упоминавшейся брошюры ИКД на конференции шел интенсивный обмен опытом как через распространение печатной продукции отдельными региональными КС, так и в устной форме оживленным общением в кулуарах.
Как уже отмечалось, на конференции впервые сформирован общий координирующий орган Союза – Рабочий Комитет. Функции его именно координирующие, а не управляющие. Это событие означает еще один этап в становлении новой общественной структуры, начинающей осознавать необходимость присутствия в своей работе элементов организованности более высокого уровня. В частности, на конференции звучали уже и предложения о необходимости формирования общей кассы и о повышении оперативности информационного обмена. Одним словом, этап, на котором с координацией и обменом информацией справлялся один ИКД, уходит в прошлое. Правда, уже с первым днем работы Рабочего комитета вышел небольшой конфуз. Он так и не смог начать работать. В дважды назначенные сроки заседания комитетчики не смогли собраться. Причина понятна, – ведь активистов СКС, на которых лежала значительная часть забот по практическому проведению Российского Социального Форума, к которому было приурочено проведение Конференции СКС, буквально рвали на части. Соответственно, не удалось довести до них и предложения по перспективам его работы. А жаль. Ведь у СКС имеется уникальная возможность поднять знамя общенародного протеста против нарушения властью главного права граждан России – права формировать (избирать) органы представительной власти. А как иначе прикажете понимать современный комплекс избирательного законодательства, отдавшего все 450 мест в Государственной Думе как приз 10-15 так называемым политическим партиям, выполнившим все условия власти. Причем право допуска их к выборам целиком зависит от самой власти. Наскрести во всех их вместе взятых при самых смелых допущениях можно ну никак не более пары миллионов членов. Следовательно, остальным примерно 98% избирателей отведена лишь роль статистов по опусканию ничего не значащих фантиков - бюллетеней в урны для голосования. Естественно, большинство из них даже не встанет с постели для участия в этом позорном и унижающем достоинство фарсе.
Тем более, что даже слабое утешение в виде возможности проголосовать против всех, продемонстрировав тем самым негативную оценку действий власти, и ту отняли у бедного россиянина. ЧТО ДЕЛАТЬ? Ведь, кажется, не оставили ни малейшего выхода для свободного выражения народом своей воли.
Выйти на улицы? Но многие ли из нас решаться на это после памятного еще кровавого урока октября 1993 года, преподанного властью возмущенному произволом, но безоружному «единственному источнику власти в стране» - иначе говоря собственному, избравшему ее, народу? Наверное, немногие. Тем более, что в последнее время власть все более бесцеремонно демонстрирует мускулы даже перед слабыми эпатажными демонстрациями уличного протеста.
И все же, в казалось бы безвыходной ситуации, можно найти возможность дать отпор похитителям права народа на власть, причем «на их поле». Их слабое место в том, что они не могут обойтись без самой процедуры выборов. Если на выборы придут лишь 2% избирателей – членов допущенных к выборам партий, а 98 % демонстративно повернутся спиной (ведь в стране около 100 млн. избирателей), власти, конечно же, придется садиться за стол переговоров. Вот только с кем? Ведь эти 98 % не организованы для защиты своих политических прав. И опять за дележ сядут партии и подконтрольные власти общественные институты. Да и будем честны, никогда нам не убедить 98 % избирателей бойкотировать выборы, хотя некоторые горячие головы уже начали формировать комитеты по организации этого процесса. Следовательно, вероятнее всего, выдаст послушная система ГАС-выборы нужный результат.
Поставим себе более скромную задачу: убедить хотя бы каждого десятого из наших сограждан придти на выборы, но не копаться среди подставных, послушных Кремлю, партий, а проголосовать по принципу «все как один», т.е. по прагматично выбранной единой схеме. Солидарное голосование сразу может изменить баланс сил. Ведь даже 10% избирателей, нагло лишенных современной элитой права делегировать (избирать) непосредственно своих представителей во власть, в 5 (!) раз перевешивают суммарный потенциал голосов гарантированных партиям (сумма голосов всех их членов). Иначе говоря, хозяином положения становятся не партии, а часть избирателей, сговорившаяся проголосовать едино. Но на пути делегирования ими не чуждых, а своих представителей в законодательный орган власти выстроена стена запрета на выдвижение кандидатов. Можно, конечно, сникнуть и послушно встать в очередь к урнам для голосования за кандидатов угодных власти партий. Можно биться в бессильной ярости лбом о стену, если перед этим не достаточно будет вразумляющего воздействия дубинок омона. А можно осмотреться и поискать свой путь в обход выстроенных избирательных редутов. И увидеть интересные вещи.
Во-первых, такая неформальная коалиция граждан станет крайне желаемым партнером для любой из допущенных к выборам властью партий. Даже для «Единой России», несмотря на то, что уж ей то попадание в Думу гарантировано так называемым административным ресурсом. У остальных же (даже у КПРФ) преодоление пресловутого 7% барьера будет серьезной головной болью. Вот в обмен на гарантированное решение этой задачи (ведь по принципу «голосуем все, как один» предполагается консолидировать позицию примерно 10 % избирателей) коалиция получает возможность заключить прагматичный неформальный союз с выбранной ею партией: голоса своих членов в обмен на, к примеру, половину мест в ее списке. Условием поддержки списка соответствующей партии на выборах можно выставить не только получение депутатских мандатов представителями народа в обход установленного властью «фильтра лояльности», но и обязательство будущих депутатов собственно партии солидарно проголосовать по согласованным требованиям коалиции, а возможно и по подготовленным ею собственным проектам законов.
Во-вторых, если из допущенных к выборам партий невозможно будет найти ни одной, для прикрытия «забрасываемого в Думу десанта», вошедшие в коалицию избиратели могут дружно продемонстрировать свою волю блокированием выборов. Нет, для этого не надо законопослушным гражданам брать в кольцо избирательные участки и не пускать на них торжествующих членов партий. Наоборот, надо дружно придти самим и привести всю родню, чтобы испортить избирательные бюллетени единым согласованным способом. Чем Вам не народный референдум вотума недоверия власти. Конечно, последняя заявит его результаты не законными. Но задумается наверняка. И вряд ли рискнет объявить состоявшимися выборы, в которых бюллетеней испорчено (ведь нам запретили голосовать «против всех») в 5 (ну пусть даже в два) раз больше, чем подано голосов «за» все партии вместе взятые.
В-третьих, на крайний случай, если власть совсем уж внаглую пойдет на нарушение ею же установленных правил ( к примеру, просто снимет с дистанции партию, с которой коалицией будет достигнуто прагматичное соглашение), думаю, 10 % согласованно действующих избирателей страны в состоянии заставить с собой считаться даже без баррикад. Не верите? Вспомним, как совсем недавно несколько десятков тысяч (будем верить официальной статистике власти) действующих вразнобой и стихийно преимущественно стариков принудили власть серьезно скорректировать позицию по людоедскому закону о, так называемой, монетизации льгот. С этого стихийного протеста, собственно, и начал свою историю Союз Координационных Советов, 4-я конференция которого и послужила поводом для начала этого разговора.
Не удалось предложить ее делегатам изложенную модель. А ведь судя по не принятому пока проекту резолюции, они уже доросли до понимания того, что повседневная работа по защите социальных интересов и гражданских прав нужна и важна, но не имеет конца в рамках курса внутренней политики, проводимой властью в интересах все богатеющей, но мизерной части общества. Будем считать эту статью не состоявшимся выступлением на Конференции. Услышат его участники движения СКС - хорошо. Эта структура вполне может дать старт движению сплочения граждан в деле возврата своего конституционного, но отнятого пока у народа, права «быть единственным источником власти в стране» (ст.3 действующей Конституции РФ).
|