На главную - ЖУРНАЛА

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ



УРОКИ СТА ЛЕТ ПОПЫТОК УСТАНОВЛЕНИЯ ПРОЧНОГО МИРА
(1914 - 2014)

Шаракшанэ С.А.

Шаракшанэ Сергей Абович

Принятое ООН понятие «устойчивого развития» первоначально кажется антинаучным и антидиалектическим. Но на самом деле это понятие не столько инструмент описания, сколько задание на моральные, волевые, интеллектуальные силы людей: так мобилизоваться, чтобы обеспечить то самое устойчивое развитие. Уроки войн столетия после Первой мировой войны, точнее анализ того, что вело к войне или что могло бы ее предотвратить — в их совокупности — и есть то задание для человечества. Такой анализ дает комплект требований, которые надо исполнять в развитии страны или в международном развитии. В статье автор дает эскиз подобного анализа.

Сначала выберем угол зрения. В технике есть такое понятие — «картина отказа», довольно неожиданное для вас, если вы конструктор машины или оборудования. Вы заложили в конструкцию такую-то логику, такие-то принципы. Машина проработала ряд лет и в ней отказало сначала одно, потом другое, третье, десятое. Совокупность отказов называется — «картина отказа», т.е. не́что, что ни в одной точке не сопрягается с замыслом создателя машины. Практика эксплуатации обнажила совсем другую логику, которой автор не только не закладывал, но и не предполагал. Так и в нашей теме. Прошел ХХ век. Конструкторы мира закладывали в свои планы такую-то логику. Но век практики выявил «картину отказа». Вот эту картину, точнее эскиз в авторском прочтении — постараюсь набросать.

Почти не буду говорить о войне, а буду указывать на факторы, которые вели к войне или могли ее предотвратить, т.е. предлагаю анализ на уровне предфазы самой войны.

Как известно, ООН утвердило — в качестве основополагающего — понятие «устойчивого развития». Т.е. на первый взгляд — идею антинаучную и антидиалектичную (как что-то может быть устойчивым, если движение есть борьба противоположностей, а человеческая история — вообще «каша»?). Но, на самом деле, в понятии заложен другой смысл. Это не режим движения, а это — задание людям! Задание на интеллектуальные, волевые, организационные, социальные, классовые и др. возможности человечества.

Проиллюстрирую на примере: как человек может ехать на велосипеде и не падать на бок, если он касается земли всего двумя точками? Ответ: он напрягает свои волевые и физиологически-балансировочные возможности, и устойчивость в данном случае есть не столько движение велосипеда, сколько переход человека в состояние физиологического и волевого напряжения на довольно высоком уровне. Это же имеется в виду, когда говорят об устойчивом развития государств и обществ, об установлении «прочного мира». Речь о выходе на довольно высокий уровень сознательно настраиваемой балансировки мировых процессов. Причем, в отличие от езды на велосипеде, здесь надо еще и преодолевать силы, которые целенаправленно разрушают прочность мира, эту устойчивость движения. Т.е. это задание как бы с трудностью в квадрате — и наладить устойчивое движение, и преодолеть зловредные попытки разрушителей.

Поэтому уроки истории прошлого столетия для нас хоть и поучительны, но только наполовину. Сегодня есть новые разрушители и у них есть новые благоприятные для них возможности всему мешать — все это вместе делает аналогии с прошлым лишь условными, их осмысление требует и кардинального переосмысления.

Перечислим семь уроков прошедшего века — не «картину отказа» (это был бы фундаментальный научный труд), а эскиз к этой картине. По моей лексике можно подумать, что я - ярый коммунист. Нет, я не был членом КПСС в советское время и не был членом КПРФ в постсоветское время, но был и являюсь активным членом социал-демократического политического движения.

Итак, сначала оглавление — о каких уроках последних ста лет надо говорить, если пытаться установить мир. Это, во-первых, уроки классовых движений, столкновения идеологий, организации сильных и слабых партий. Во-вторых, позитивные и негативные уроки социализма. В-третьих, позитивные и негативные уроки несоциалистической демократической Европы. В-четвертых, уроки рождающегося фашизма и путей его блокирования. В-пятых, уроки пиковых моментов холодной войны. В-шестых, уроки факторов мирного социо-культурного пространства как фундаментального противовеса угрозам войны. В-седьмых, уроки крушения наивной веры в спасительную роль научно-технического прогресса.

Итак, лишь пунктиром наметим то в опыте прошедшего века, что может предотвратить агрессию, в дальнейшем перерастающую в войну.

Во-первых, уроки классовых движений, столкновения идеологий, организации сильных и слабых партий.

Классовый подход XIX века учит: нельзя угнетать классы, борьба за достоинство человека безотносительна, она — абсолютна, она есть исходный центр координат для любого общественного и государственного строительства! Посягательство на достоинство человека труда родило в XIX веке тезис об антагонистических противоречиях, что дословно означает: два таких-то класса не могут сосуществовать на планете. А это язык войны — поэтому классы угнетать нельзя! Если ищем дальние корни начинающейся войны — то они в безответственном и преступном классовом угнетении.

Далее. Преодоление классового неравенства на рубеже XIX и XX веков поставило задачу для пролетарской партии — быть настолько выше в организационном отношении, насколько ее сильнее противостоящее ей сословное и буржуазное государство со всеми его инструментами насилия. Толстой, устами раненого Болконского говорил об открывшейся ему великой истине: если зло объединилось, значит, добрым силам надо сделать то же самое — объединиться. Как объединиться?

Считаю данный пункт в теме о причинах войн исключительно важным. Потому что нет ничего отвратительнее толпы прекраснодушных людей, неспособных организоваться — именно они своей организационной беспомощностью потакают силам зла, провоцируют их.

И в этом смысле считаю важнейшим уроком для человечества ленинский подход: большевистский демократический централизм. Он победил, кстати, Белую армию, только что прошедшую через три года войны с лучшей армией того времени — немецкой, что с точки рационального мышления вообще невозможно и непостижимо. Я бы поставил вопрос даже выше: верховенство Устава коммунистов — как будущее человечества.

Придется пояснить, иначе я буду понят неправильно. Устав КПСС, объединявший усилия за прошедший век десятков миллионов, стал отшлифованной за век процедурой объединения усилий многих единомышленников. Если мы уберем из Устава КПСС коммунистическую риторику, а оставим принципы взаимной ответственности коллектива и его руководящих звеньев, мы получим регламент самого справедливого и эффективного совместного действия для коллективов любых масштабов при преодолении любых преград, при достижении любых созидательных целей. Так ведущая партия может вести общество и так две деревни могут построить мост через разделяющую их речку — организованно, дисциплинированно, результативно и справедливо. Устав КПСС — это практический ответ на изречение Толстого, это мировая культурная ценность, и это будущее человечества.

Во-вторых, позитивные и негативные уроки социализма.

Преодоление мелкобуржуазности в пролетарском сознании — как урок всех поражений социализма. Включая приватизацию 90-х общенационального достояния в частную собственность. Здесь, в этом расхапывании были замечены и партийные, и комсомольские руководители — так глубоко сидит мелкобуржуазность в пролетарском сознании. Почему это важно в теме войны — потому что мелкобуржуазность в пролетарском сознании по своим разрушительным последствиям привела к геополитическим сдвигам, не уступающим последствиям войны.
Социал-демократический подход (в противовес сталинским репрессиям) таков: не должно быть насилия при достижении цели. Данный пункт был пунктом раскола в Интернационале в XIX в. на коммунистическое и социал-демократическое движение и, как показал опыт XX века, оказался провидческим: применение насилия при достижении социалистических целей выходит из управления тех, кто управляет, применение насилия становится самоцелью, отодвигая цель построения справедливого общества трудящихся на второй план, и приводит к жертвам и бедствиям, сравнимым с военными, а также довольно сильно подталкивает развитие межгосударственных отношений к войне.

Урок всех побед социализма — это программно-целевой подход в организации работы больших масс людей. Без этого фактора силы сегодня Россия хромает во всех основных целях.

В-третьих, уроки несоциалистической демократической Европы.

Я бы назвал отрицательным уроком социал-демократии — неспособность достаточно организоваться перед злом, и это выразилось в сдаче своей страны фашистам (той или иной европейской страны) в течение недель или даже дней.

Но огромный положительный урок — сама социал-демократическая позиция: при том, что мир взрослых - это неравенство и несправедливость, и одновременно мир взрослых - это также борьба с неравенством и несправедливостью, но при этом мир детей — это мир равных возможностей всестороннего духовного, интеллектуального и физического развития. Причем, независимо от того, как по социальной шкале разбросаны их родители.

В теме факторов и уроков по поводу войны надо отметить гениальный конституционный принцип «социального государства», т.е. такого устройства государства, при котором люди наемного труда чувствуют себя так, будто находятся в стране победившего социализма, а предприниматели чувствуют себя в стране победивших рыночных свобод. Это — ответ теоретиков права на тезис об антагонистических противоречиях. Социальное государство, будь оно реализовано, оказывается выше этих классовых противоречий, оно снимает эту проблему. Правда, российские чиновники абсолютно ничего не понимают ни в этом понятии, ни в этом генезисе — откуда оно родилось и для чего предназначено, и потому проваливают принципы «социального государства» во всех точках.

И еще — да здравствует социал-демократический анализ общества: «да» — труду, малому и среднему бизнесу, но полное и безоговорочное «нет» — крупному бизнесу, олигархам, как носителю всего бесчеловечного, носителю безумия, как тому, чему нет места на Земле для сосуществования с человечеством. Украина оказалась игрушкой в руках горстки олигархов, и мы видим, что происходит.

В-четвертых, уроки рождающегося фашизма и путей его блокирования.

ХХ век показал: надо наладить постоянно действующий механизм государственного вычленения всего самого ценного в гуманитарной сфере с введением этих найденных золотых крупинок в обязательную школьную программу — так учить детей, такая должна быть гуманитарная часть школьной программы. Это серьезный барьер к массовым заболеваниям тех или иных слоев населения идеей национальной или религиозной исключительности, шовинизма, фашизма.

В-пятых, уроки пиковых моментов холодной войны.

Горбачева принято ругать, но навсегда надо признать его мужество: даже в последний миг накануне вероятного ядерного мирового кризиса надо искать и находить возможности переговорного процесса с противником, свято верить, что возможности переговорного процесса не исчерпаны.

В-шестых, уроки факторов мирного социо-культурного пространства как фундаментального противовеса угрозам войны.

Нельзя своей слабостью и уязвимостью провоцировать потенциального агрессора на проявление агрессии. Прошедшее столетие в качестве урока дало нам принципы Дэн Сяопина: хладнокровно наблюдать, укреплять позиции, уверенно реагировать на изменения, скрывать свои возможности, выигрывать время, не привлекать к себе внимания, не становиться лидером, делать конкретные дела — это принципы поддержания данной страной конкурентоспособности и суверенности на мировой арене. По русской пословице — «у кого хороши заборы, у того и соседи хороши». Т.е. главное здесь — не провоцировать внешнюю сторону на насилие, на войну. Принципы Дэн Сяопина (когда-то им сформулированные для себя лично в условиях 30-летних исправительных работ в ссылке) сегодня являются официальной основой внешней политики Китая.

Урок столетия — предельно серьезно относиться к теме «правда и неправда о войне». От безответственной игры в понятия пахнет войной. Да здравствует скрупулезный научный поиск и эволюция дискуссий ученых планеты в выявлении исторической истины. Забвение, искажение, ложь, манипулирование общественным сознанием в теме прошедших войн — сам по себе путь к войне, поскольку делает общественные силы зомбированными, беспомощными.

Исламское государство, религиозный радикализм, развитие философии ислама. Тут должен быть длинный экскурс в историю, но ограничимся лишь абзацем. После нападения варваров на Рим философские труды Греции и Рима не были сожжены полностью, а ушли в виде письменных источников в мусульманский Восток, породив поразительное явление: гармонию разума и веры в исламской философии раннего Средневековья. У грамотных людей Востока первого тысячелетия было принято хорошо знать труды древних философов Эллады наряду с трудами толкователей Корана. В XIII веке труды греческих и римских философов стали проникать в христианскую Европу, причем в обратном переводе с арабского на латынь. В это время Европа по религиозному радикализму была хуже, чем нынешние исламские радикалы — это были костры и инквизиция. Фома Аквинский (XIII в.) взял из арабской культуры этот фундаментальный тезис о гармонии разума и веры и за это был причислен к лику святых, католичество приняло этот тезис, что дальше повело Европу к полному (церковному) разрешению на развитие науки и, в результате, через три века — к нынешней цивилизации. В мире Ислама, наоборот, через два века после Фомы Аквинского произошла догматизация учения, исчез не только тезис о гармонии разума и веры, но физически были истреблены многие выдающиеся ученые Востока. Нынешние философы арабских стран усматривают в этом причину многофакторного отставания своих стран от передового уровня современной цивилизации и призывают к возрождению философии Ислама. ИГИЛ, наоборот, есть (подогреваемый материальным и властным интересом) — курс на дальнейшую догматизацию учения и вытравления разума из мировидения.

В-седьмых, уроки крушения наивной веры в спасительную роль научно-технического прогресса.

Развитие философии и философского образования — как единственной основы противостояния безумству перехода наукой всех опасных границ. Это — тезис прошедшего три года назад Российского философского конгресса. Опасная черта есть в каждом из направлений естественнонаучного исследовательского процесса — это бомба, это клонирование человека, это ГМО и т.д. и т.п. Совестливые ученые не будут перешагивать через эту грань, но очень много и остальных ученых, кто, ни секунду не поколебавшись, перейдут опасную черту. Только философия — барьер этому безумию.

Развитие детской философии. Это пока малоизвестная ветвь мирового культурного развития, хотя она нашла энтузиастов уже в десятках стран. Ее смысл: опытными педагогами-философами философская дискуссия тысячелетий освобождается от бездны деталей и подробностей и доводится до цепи самых основополагающих идей, которые родились в истории мировой философии. И эти идеи на уроке начинают обсуждать дети, не зная, что это великие постановки вопросов и великие догадки. Такой учебный курс — путь к формированию завтрашнего человека, это многомерное усиление сознательной части человечества в противостоянии войне.

И, наконец, необходимо развитие планетарной экологической ответственности как обязательной компоненты сознания и совестливого сознания современного человека.

Завершаю. Все названное — это составляющие того духовного и волевого напряжения, которое надо принять на себя человечеству, чтобы «устойчиво вести велосипед и не падать», чтобы развиваться без войны в том круге причин, которые проявили себя за прошедший век. Потому что, скорее всего, еще проявятся новые причины.

Ключевой считаю мысль недавно умершего отечественного философа Григория Соломоновича Померанца: «История — это прогресс нравственных задач. Не свершений, нет, — но задач, которые ставит перед отдельным человеком коллективное могущество человечества, задач все более и более трудных, почти невыполнимых, но которые с грехом пополам все же выполняются (иначе все бы давно развалилось)».


г. Москва октябрь 2015 г.

На сайт "Камо Грядеши"

Рейтинг@Mail.ru