На главную - ЖУРНАЛА

УКРАИНСКИЙ КРИЗИС
И РАСКОЛ ЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ?


А. ГРАМШИ И ЦВЕТНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ НОВОГО ВЕКА?

Шевченко В.Н.

Шевченко В.Н.

Одна из актуальных проблем современного социалистического движения заключается в том, чтобы ответить на вопрос: как могут сегодня социалистические и левые движения противостоять натиску цветных революций. И не только противостоять, но и продвигаться вперед, укреплять свои позиции в мире, эффективно защищать национальный суверенитет своих стран, их законное право самим выбирать свой путь национального развития.

Выдающийся итальянский философ Антонио Грамши в 30-е годы XX века внес огромный вклад в развитие марксизма на Западе. В частности, он дал обстоятельную “разработку” понятия гегемония и его неотъемлемой стороны - культурной (культурно-идеологической) гегемонии. Согласно Грамши, власть господствующего класса в западном обществе держится не только на насилии, но и на согласии народа на эту власть. А. Грамши обратился  к основательно забытому на тот момент времени понятию гражданского общества. Западное государство - это интегральное, целостное государство, которое есть "политическое общество плюс гражданское общество" 1 .

Стратегия "позиционной войны" - это ведение пролетариатом постоянной борьбы за установление контроля над главными учреждениями гражданского общества. Среди них А. Грамши выделяет, прежде всего, школы, университеты, церковь, издательства, средства массовой информации и т.д. Он делает важный вывод о том, что следует говорить о молекулярном процессе, который состоит из огромного числа разных малых дел. В конечном счете, из них складывается тот конечный результат, который был назван им «молекулярной революцией».

Карл Маркс в своих «Тезисах о Фейербахе» написал о том, что вместо буржуазного, гражданского общества на смену придет человеческое общество 2. Другими словами, гражданское общество, в том смысле как его понимали К. Маркс и А. Грамши, есть институт буржуазного общества. Оно в решающей степени способствовало его возникновению и выполняет революционную роль на заре становления буржуазного общества. Гражданское общество тогда выступило в качестве носителя альтернативной власти «Старому режиму» - абсолютистской монархии. Оно требует себе всю полноту власти и добивается этого.  

Едва возникший класс буржуазии становится правящим классом. Но затем институты гражданского общества претерпевают сложную трансформацию, и на первое место выходит классовая борьба. Каждый из классов имеет свои организации защиты интересов, которые редко называют институтами гражданского общества. В обществе идет борьба двух универсальных проектов мироустройства – либерально-демократического и социалистического, оба имевших, кстати, европейское происхождение.

Именно во времена появления польской «Солидарности» в конце 70-х годов прошлого века происходит возвращение на уровень политической практики, а затем теории феномена гражданского общества. В тогдашней социалистической Польше гражданское общество в лице «Солидарности» впервые становится мощной политической силой, почти открыто заявляющей о своей конечной цели – свержении власти коммунистов. Позже гражданское общество становится символом перестроечных сил, и оно совершает триумфальное шествие по странам социализма, побеждая в них, в том числе и в СССР, коммунистическую власть, и приводя к власти радикально-либеральные, прозападные силы.

В те времена, когда А. Грамши изучал возможности овладения пролетариатом западным государством через завоевание им институтов гражданского общества, никто из марксистов не предполагал, что их теоретические открытия и выводы станут широко использоваться классовыми противниками. Этот парадокс требует отдельного обсуждения. С точки зрения марксизма, не должно быть никаких иллюзий относительно функций и роли институтов гражданского общества в политическом процессе в современном незападном обществе. Оно напоминает ядерный реактор. Если его не регулировать, то оно разнесет любое государство в клочки, это будет настоящая ядерная катастрофа.

Идеи А. Грамши в настоящее время стали весьма востребованными, как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Но следует иметь в виду, что А. Грамши рассматривал проблему гегемонии лишь на национальном уровне, на уровне отдельного государства. Он не предполагал, что появится и станет такой значимой одна «деталь», которая ныне широко используется в практике проведения цветных революций. Подрыв согласия в обществе как главной опоры политического режима в стране, неугодного определенным силам, направляется, планируется и финансируется третьей силой, находящейся по ту сторону границ государства. Так сегодня действуют США в своем стремлении сохранить однополярный мир, который агрессивно навязывается мировому сообществу с первых шагов глобализации.

В последние три десятилетия время по схеме «овладение гражданским обществом - достижение культурно-идеологической гегемонии оппозиционными силами – кризис и разрушение политического режима» – готовились цветные революции. Если почитать западные пособия по проведению цветных революций и особенно знаковую работу (1993 год) американского исследователя Джина Шарпа «От диктатуры к демократии», эту библию ненасильственной революции, то по смыслу она представляет «творческое» применение некоторых значимых положений учения А. Грамши. 3

Основной движущей силой такого рода революций является политическое неповиновение масс именно как ненасильственная борьба против существующей власти, несогласие с её политикой, идеологией и т.д. «Вместо насилия борьба ведется психологическим, социальным, экономическим и политическим оружием, применяемым населением и общественными институтами» 4 . Дж. Шарп пишет о том, что существует примерно двести методов ненасильственных действий, хотя на деле их, наверное, намного больше. При этом стратегии подрыва лояльности силовых структур диктатору страны руководители «демократического», оппозиционного движения обязаны считать «исключительно приоритетными».

В теоретическом плане технологии цветной революции нашли свое выражение в американском концепте «мягкая сила (могущество)». В самом общем виде «мягкая сила или могущество» - это способность добиваться желаемых целей на основе добровольного согласия тех, от кого зависит реализация этих целей. Центральная идея этого концепта - привлекательность навязываемых обществу политических идеалов и культурных ценностей. По этой причине достижение целей обходится с гораздо меньшими затратами, чем при военном и экономическом давлении. Но поскольку мало какая страна в мире добровольно откажется от своего политического режима, традиций, культурно-идеологических символов ради удовлетворения чужих, т.е. гегемонистских претензий США, то главное назначение «мягкой силы» и заключается как раз в том, чтобы свергнуть непокорный политический режим, спланировав и осуществив цветную революцию в стране.

Механизм действия «мягкой силы» по свержению законно существующего политического режима достаточно хорошо отработан. Прежде всего, это нахождение агентов влияния, как на правительственном уровне, так и среди журналистов, творческой интеллигенции, ученых. Агент влияния это не шпион, а по замыслу любой гражданин страны, становящийся проводником чужой воли и чужих интересов. Подготовка цветных революций предполагает щедрую зарубежную организационно-финансовую поддержку антисистемных, оппозиционных сил. С этой целью создается с помощью обширных финансовых вливаний сеть неправительственных организаций и разного рода фондов, которые готовят людей, способных на акты ненасильственного сопротивления власти. Главным технологическим оружием цветных революций можно считать сегодня глобальные социальные сети. Используемые в них информационные и когнитивные технологии имеют своей целью трансформацию мыслительных процессов человека, изменение его представлений об окружающей политической и социальной реальности. Глобальные сетевые «объединения» оторваны от традиций конкретного общества, его национальной культуры и потому оказываются очень эффективными, если ставится конкретная задача по смене символико-смысловых, ценностных ориентаций участников сетевых структур. За прошедшие годы технологии ненасильственного сопротивления отработаны до мелочей - методики управления толпой и привлечения активистов на местах, клише выступлений и лозунгов, тактика взаимоотношений с полицией и средствами массовой информации, мобилизационные схемы. Создана даже специальная обучающая компьютерная игра, где за власть играет компьютер, а игроку требуется, оперируя богатым набором опций, совершить ненасильственный переворот.

Один из актуальных вопросов марксистской теории состоит в том, как, используя всё богатство марксистской мысли, выявить скрытые пружины, приводящие в действие разрушительные силы цветной революции, противостоять им и вместе с тем показывать реальную альтернативу назревшим прогрессивным преобразованиям в отдельных странах и в мире в целом.

Для населения Советского Союза накануне перестройки было характерно состояние усталости от ожидания тех грандиозных результатов, о которых говорила официальная идеология. Советская символика, которая ещё недавно несла в себе возвышенные, воодушевляющие идеалы, цели и смыслы, становилась всё менее содержательной. В воздухе носится идея перемен.

Постперестроечная Россия является беспрецедентно открытым обществом и потому в ней сложилась весьма сложная ситуация. В стране нет согласия среди населения по самым насущным вопросам, касающимся оценки жизнеспособности политической системы, выбора страной дальнейшего пути развития. Это несет в себе реальную опасность либо усиления, во многом вынужденного, авторитарной власти, либо новой попытки осуществления цветной (белоленточной) революции.

По всей вероятности угроза цветной революции в России далеко ещё не миновала. Вопрос о возможности предотвращении в России цветной революции является не только практически-политическим, но и серьезным теоретическим вопросом.

Российской буржуазной элите пока не удается навязать свою культурно-идеологическую гегемонию населению всей страны. В этой ситуации становится вполне вероятной возможность достижения национального согласия в России на базе левых ценностей, появилось и быстро получает поддержку и популярность лево-консервативная идеология, поскольку по своим ценностным ориентациям Россия остается пока вполне и левым, и традиционным обществом. 5

В средствах массовой информации, в произведениях культуры стали больше говорить и защищать российские русские традиционные ценности. Заметно укрепились позиции православной церкви в обществе, которая принимает самое активное участие в защите традиционных многовековых ценностей, прежде всего, в отстаивании идеи социальной справедливости, многодетной русской семьи. Поворот к традиции позволяет самым разным слоям населения противостоять либеральным усилиям по атомизации российского общества и насаждению агрессивного буржуазного индивидуализма.

В последнее время российское правительство, наконец, обратило внимание на то, что НКО (некоммерческие организации), работающие в политической сфере, находятся под мощным влиянием, в первую очередь, США. В печати говорят о многих организациях, на счета которых переводятся ежегодно сотни миллионов долларов. Издаваемые на эти деньги книги, газеты, журналы, проводимые конференции и симпозиумы носят слегка закамуфлированный антироссийский, а нередко антипутинский характер и нацелены, в конечном счете, на смену политического режима и отставку Владимир Путина. Так что процессы «молекулярной агрессии в культурное ядро общества» (А. Грамши) не остановлены, и это чревато непредсказуемыми последствиями.

Если говорить в более широком плане, то в противодействии цветным революциям огромная роль принадлежит тем социальным движениям и политическим организациям, которые в основу своей деятельности положили левые и социалистические идеи и ценности. Движение к социалистическому обществу XXI века предполагает дальнейшее развитие учения К. Маркса о социальном творчестве народных масс. Социальное творчество людей в различных сферах общества, направленное на постепенную реализацию идей социального освобождения от эксплуатации, отчуждения и несправедливости вместе с тем является и способом развития творческих сил и способностей каждого человека. Оно радикально противостоит по своей направленности антигуманной сущности любой цветной революции.



1 Цит. по Лестер Дж. Теория гегемонии Антонио Грамши и её современное звучание. Альманах «Восток». №9/10, декабрь 2003: http://www.situation.ru/app/j_art_190.htm

2 См. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 3, С.4.

3 См. Шарп. Дж. От диктатуры к демократии. Екатеринбург, 2005.

4 Там же. С.42-43.

5 Шевченко В.Н. Левое измерение современного российского общества /Альтернативы. Москва. 2013, №1.



Москва ноябрь 2015 г.

На сайт "Камо Грядеши"

Рейтинг@Mail.ru