Логин Заголовок

На главную

СВОБОДА! СПРАВЕДЛИВОСТЬ! СОЛИДАРНОСТЬ!

Философские олимпийские игры

Группа философов из разных стран - участников Всемирного философского конгресса в Сеуле - дали эксклюзивное интервью «РФГ»

Бирюков

ПРОФЕССОР МЮН (Корея):  что означают кольца в эмблеме конгресса? Это сделано сознательно с намеком на олимпийскую символику. Олимпиада в Пекине проходила в то же самое время, и потому организаторы всемирного философского конгресса предложили рассматривать его как своего рода философские олимпийские игры.

ПРОФЕССОР ЖАН ГРОНДЕН ЛЮКСЕРРИ (Канада):   философия осталась философией, но сегодня мы занимаемся философией иначе, нежели 40 лет назад. Разделения, которые имелись в философии прежде, утратили актуальность, мы, например, делили философов на либеральных и еще каких-то, а сейчас новая реальность. Меняется характер философствования: канадец обсуждает что-то с русским или с латиноамериканцем, сейчас это нормально, а раньше встречалось редко - все это вызывает потребность в переосмыслении. И вообще: мышление - всегда переосмысление, иначе не бывает. Что касается кризиса философии, то это хороший признак, потому что если философия не в кризисе, тогда она никому не нужна. Философия – это именно критическое мышление в условиях кризиса. Нельзя сказать, что философы конкурируют по популярности со спортсменами или представителями шоу-бизнеса, но это вовсе не значит, что философия не востребована, не нужна, не представляет интереса ни для кого. И раньше говорили, что философия умерла, что интерес к ней остался в прошлом. В конце ХIХ века крупные философы – Дильтей, например, думали, что философия подошла к своему концу, что философия кончилась с Гегелем и после Гегеля остается только история философии; аналогичным образом думали позитивисты, которые считали, что теперь на все вопросы будет отвечать наука. Но, посмотрите, ХХ век был богат на больших философов - он дал нам Сартра, Хайдеггера, Фуко, Деррида, Витгенштейна, Гадамера. Недавно умерший весьма влиятельный философ Поль Рикер ввел в философский дискурс понятие Другого - очень важная проблема. А сегодня? В Германии – Хабермас, представитель «Франкфуртской школы», которая начиналась, как известно, как неомарксистская школа, но в ней произошли изменения, Хабермас – видный либеральный мыслитель и голос его в Германии хорошо слышен, он – важная фигура. Во Франции сейчас работает много известных философов, например, целая группа так называемых «медийных философов». Профессиональные философы относятся к ним, может быть, с каким-то скептицизмом, но общество их читает, они пишут для газет. Философ Люк Фери стал министром образования, видная общественная фигура. Сегодня чрезвычайно трудно понять – кто самый главный мыслитель, главное - не торопиться с выводами, философы проявляются на расстоянии. Ницше, например, пока писал свои труды, мало кому был известен, никто не причислял его к ряду великих мыслителей, и это не единственный пример.

ПРОФЕССОР ГЕРХАРД ЗЕЛЬ (Швейцария):  философия всегда занималась осмыслением и переосмыслением, этот процесс никогда не останавливался и потребность в переосмыслении философии сегодня связана с двумя обстоятельствами. Первое: вследствие глобализации общество оказалось перед принципиально новыми проблемами, и они требуют осмысления. Второе: сама философия оказалось в кризисе идентичности. Философия долгое время считалась «матерью» наук, однако теперь ее «дочери» эмансипировались, стали вести самостоятельную жизнь, последними отделились психология, социология, экономика. И философия перед вопросом: что же осталось ей самой? Если философия призвана обобщать достижения других наук, то в этом случае она будет просто повторять другими словами то, что уже сказано науками. Я думаю, философия должна вернуться к тому, чем был занят Сократ: задавать главные, радикальные вопросы - что такое добро и зло, какова природа души, каков смысл жизни и т.п. Вопросы эти задаются не в повседневном смысле, философия – это отнюдь не здравый смысл, философия задает безумные вопросы. Обычный человек, опираясь на здравый смысл, спросит себя - не забыл ли запереть дверь, удастся ли ему вернуть свои деньги и т.д. Но корневые вопросы о смысле существования мира он задавать не будет.

ПРОФЕССОР ЭНРИКЕ ДУССЕЛЬ (Мексика):  всемирный диалог философских традиций как преодоление евроцентризма. Человечество всегда обращалось к коренным универсальным проблемам, которые известны всем культурам, однако рациональные ответы на эти коренные вопросы первоначально принимали форму мифических нарративов. (Нарратив - рассказывание историй, пересказ; термин заимствован из концепции "нарративной истории" А.Тойнби, согласно которой смысл исторического события не столько существует "объективно", сколько возникает в контексте рассказа о событии, т.е. связан с личностной интерпретацией – Ред.). Категорийный философский дискурс представляет собой более позднее развитие человеческого разума, он возникает в крупных, городских урбанистических культурах. Современная европейская философия смешала свое доминирование с экономическим, политическим и культурным доминированием Европы. Так появился евроцентристский универсализм, который следует поставить под вопрос и который породил кризис иных философских традиций. В любом случае существуют формальные универсальные аспекты, в которых все региональные философии совпадают и которые представляют собой ответ на коренные проблемы на абстрактном уровне. Все это побуждает нас вступить в новую эру межфилософского диалога, который с уважением относится к различиям, который готов чему-то научиться или усвоить полезные открытия других философских традиций. Необходимо развивать новый философский проект, который позволил бы выйти за границы евроцентристского философского модерна и сформировать глобальный трансмодернистский универсум, заимствуя что-то из отброшенных ресурсов периферийных постколониальных философий. Может ли быть «философия Латинской Америки»? Мы изучаем европейскую философскую традицию и производим переосмысление с упором на то, что нас больше всего интересует нас, латиноамериканцев, так получается толстый том «Латиноамериканская философия». Философия занимается изучением старых философов, но не изучает проблемы своего времени, а старые философы изучали проблемы именно своего времени, давали ответы на то, что волнует их современников, а вовсе не поставляли материал для исследователей будущего. Этим философия и должна заниматься.

ПРОФЕССОР ЮА ЮНЬ (кореец из США):  глобализация есть проблема коммуникаций. Покойный канадский теоретик в области коммуникаций Маршалл Маклюин выдвинул идею сжатия мира до размера глобальной деревни в век электронных средств информации, которая приходит на смену гуттенберговской эпохе печатной техники. А теперь его последователи еще и «отцифровали» глобальную деревню. Мы живем в мире, который составлен из множества социокультурных жизненных миров. Неологизм «глокализация» означает взаимозависимость глобального и локального, укоренненость глобального в локальном. Глобальное без локального пусто, а локальное без глобального слепо и близоруко. Цель глобализации не в том, чтобы цепляться за национально-культурные идентичности, ставшие анахронизмами, не в том, чтобы сделать один мир с одним правительством. Нам предстоит проложить неполярный средний путь между глобальным и локальным без безликого универсализма и этноцентричного шовинизма. В мире мультикультурализма мы представляем собой не что-то одно, но множественность. «Мы» - это совсем не народ и не массы, но множества! Идея народа редуцирует множественность к единичному, к чему-то одному, а понятие массы несет оттенок одинаковости. Чтобы сохранить разнообразие в понятии «мы», предпочтительно пользоваться понятием множества. Современная социокультурная реальность представляет собой множественный клубок отношений, множественность опытных реальностей. Понятие множества, т.о. - подходящий ответ на феномен мультикультурализма в наступающую эпоху глобализации.

Беседовал спецкорр. «РФГ» на конгрессе в Сеуле Николай Бирюков



P.S.  «РФГ» - "Российская Философская газета"


В оглавление

Hosted by uCoz