Логин Заголовок

На главную

СВОБОДА! СПРАВЕДЛИВОСТЬ! СОЛИДАРНОСТЬ!

ДЛЯ ТЕХ, КТО НЕ ТОЛЬКО СМОТРИТ, НО и ВИДИТ


...

ИНСТИНКТ ПОЗНАНИЯ

Рожков Андрей Николаевич, свободный художник

Данная статья написана в 2004 году

ЛЕОНАРДО да ВИНЧИ    

1.

Аналогично тому, как физическое тело содержит в себе комплекс инстинктов, обеспечивающих его существование, так и в нашем духовном «Я» существуют тоже, своего рода, духовные инстинкты, удовлетворением которых мы поддерживаем в себе жизнь духовную. Словосочетание «духовные инстинкты» непривычно, обычно мы называем их «духовные потребности».

Это стремление к совершенствованию себя и окружающего пространства, тяга к прекрасному, к творческой деятельности, к познанию. И много-много ещё других стремлений. Данная работа затрагивает только один из этих многочисленных инстинктов, а именно тягу к познанию (как и в каких формах, она проявляется).

2.

Имануил Кант:"...в природе человека есть желание познать сущность мироздания, в цельности, но эта цельность не даётся ему, она трансцендентальна..." Поэтому он пытается постичь её по частям, в узких рамках того или иного способа. Познавать можно с помощью науки, мистики, искусства, философии и.т.д., в зависимости от того, к чему более имеет склонность сознание того или иного субъекта. Рассмотрим самые основные из них.

3.

Искусство – это творческая деятельность, направленная на трансформацию своих глубинных переживаний в формы физического мира.

Задача художника (здесь художник в широком смысле) не просто материализовать в нашей реальности свой внутренний мир, но главное суметь передать своё психологическое состояние другому человеку, который потом будет созерцать его творение. В момент вдохновения интуиция художника выискивает в этом мире то, что может (хоть как-то) отразить в себе это переживание в себе, стать его символом. Каким холодом веет, например, от таких строк:

Нет вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти, чужды страдания,
Вечно холодные, вечно свободные
Нет у вас родины, нет вам изгнанья.

         Михаил Лермонтов

Принципы, по которым работает наша логика, интуиция, восприятие - одинаковы для всех. Аналогично пути, что проделала интуиция творца от субъективного переживания до его материального выражения, интуиция созерцающего способна проделать такой же путь, только в обратную сторону (символ – переживание).

Если это происходит, значит, цель достигнута, получается внесловесное общение (от сердца к сердцу). Но чтобы такой контакт произошёл, интуиция художника и созерцателя должны «пульсировать» в одном режиме, они должны быть настроены друг на друга (как приёмник на радиостанцию). Если такого «настроя» нет, то мы равнодушно проходим мимо.

«Все виды искусств имеют свои тайны, но руководствуются они общими законами всепроникающего единства, законом, который не выразить словами», - говорил мастер меча Миямото Мусаси, разрубая пополам очередного противника.

Оскар Уальд: «Художник должен умирать в своём творении».

Николай Бердяев: «Искусство не создаёт совершенства, но говорит о тоске по совершенству и символически эту тоску выражает».

Художник в состоянии вдохновения превращается в «антенну», которая ловит вибрации иных миров. Но вдохновлять творца могут только те миры, которые соответствуют его духовному развитию. Талантливый, но порочный человек воспринимает вибрации таких же гнилых миров, каков он сам (высшие планы ему не доступны). И после смерти он попадёт в ту реальность, с которой держал связь в земной жизни.

Вдохновение (в любой деятельности) вещь мистическая, но вдохновение художника более узко и грубо, чем вдохновение мистика. Ибо последний идёт на прямой контакт, (осознаёт это своим сознанием), второй лишь косвенно соприкасается на уровне своих ощущений. Художник пытается принести сюда мутный образ из бесконечности.

Часто бывает, что в погоне за прибылью художник слушает не сердце, а рассудок, который, учитывая спрос на рынке, рассчитывает коммерческий успех того или иного предприятия.

Рождённое вдохновением стоит на вершине, заставляет тянутся к себе, а коммерческое "искусство" нисходит вниз к массам и, стараясь подстроиться под вкус массового потребителя, превращается в ширпотреб. Художник становится ремесленником, который штампует свои изделия как гайки на станке. В результате в его работе умирает мистический корень (вдохновение, вестничество), остаётся только красивая оболочка. На западе коммерческое искусство обозначают термином «китч», но у нас прижилось слово «попса».

Но не всегда попса плоха, а истинное искусство хорошо.

Попса может быть лёгкой и приятной, как лимонад (ни вреда, ни пользы), только доставляет эстетическое удовольствие. Напротив, художник может вдохновляться тьмой. И чем мощнее его талант, тем больше разлагающих испарений ада он принесёт в людские души.

Муза

Есть в напевах твоих сокровенных
Роковая о гибели весть.
Есть проклятье заветов священных,
Поругание счастия есть.

И такая влекущая сила,
Что готов я твердить за молвой,
Будто ангелов ты низводила,
Восхищая своей красотой…

Зла, добра ли? – Ты вся – не отсюда.
Мудрено про тебя говорят:
Для иных ты и Муза, и чудо.
Для меня ты – мученье и ад.

И была роковая отрада
В попираньи заветных святынь,
И безумная сердцу услада –
Эта горькая страсть, как полынь!

         Александр Блок

4.

Наука – творческая деятельность рационального начала сознания, направленная на получение знаний об определённом предмете физического мира и объединение их в систему. Наука познаёт физический мир, в каком-то его локальном участке (химия, физика, биология и.т.д.). Науку (как и философию) интересует действие единого принципа в разных его проявлениях. Она пытается ответить на вопросы типа «как это устроено», «в чём причина сего явления», «как использовать на практике полученное знание». Мне кажется, что фраза «научная картина мира» - не верна. Если учёный среди бесконечного ряда явлений микро и макроуровня увидел действие единых принципов и пытается из них вывести сущность мира; если он начал ставить перед собой вопросы: «Смысл всего этого?», «Зачем?» - значит, он превратился в философа. Картины мира рисует философия.

5.

"Кто ищет – сам легко теряется".
"Я сделал вывод, и теперь он выводит меня".

Фридрих Ницше       

Архимандрит Михаил:"Философия – это осмысление сущности мироздания в определённой логической системе. Попытка конечного постичь бесконечное".

Иначе говоря, разум анализирует большое количество однородных фактов, абстрагируясь от второстепенного, постигает сущность интересующего предмета. Философию, вообще как таковую, интересует сущее мира, а также сущность человека и цель его жизни; но гораздо чаще можно встретить, так сказать, «бытовую философию». Это народные приметы и поговорки («готовь сани летом, а телегу зимой», «когда плохо себя чувствуешь – забирает скорая, когда хорошо – милиция»). Сюда же можно отнести и меткие афоризмы исторических деятелей (абстрактные формулы в поэтической обработке) – «Ничто не ново под луной, ибо новое лишь забвенное»; «Смерть побеждённого нужна для спокойствия победителя».

Человеческий интеллект анализирует имеющиеся в его распоряжении факты для конструирования из них модели мира. Но разум слишком ограничен и субъективен. И чем более сложную модель мира создаёт мыслитель, тем больше в его гипотезе будет нестыковок и противоречий, тем дальше он уйдёт от истины.

Философия вообще динамична (как процесс мышления), но в частности, в виде конкретного учения (в коем есть центральная идея и её логическое обоснование) – она статична. В конечном итоге под грузом накопившихся противоречий очередная философская система разваливается и на её обломках начинается созидание новой.

Профессор математики и поэт Абрагам Кёстнер (современник Канта) представил себе, что произойдет, если мечта Канта о вечном мире (в философии - прим. автора) сбудется. Возникла эпиграмма:

Завет исполнен мудреца
Народы мирные ликуют.
Навеки изгнана война
И лишь философы воюют.

Сущее мира (его первопричина) – это Бог, а он непостижим. Тщетны попытки философа постичь сущее и отобразить его в своём учении. Фатально обречены на крах. Значит этот вид творческой деятельности бессмысленен?

Философия ищет смысл происходящего, как в глобальном, так и в локальном масштабе, для чего использует логику как метод познания, но смысл самой философии лежит вне логического мышления. Воля иррационального подчиняет себе интеллект субъекта, заставляет работать его в заданном режиме и направлении. Человек размышляет о сущности мира не потому, что он может философствовать, а потому что он не может не философствовать! Это его природа. Попросту говоря, у человека есть внутренняя потребность размышлять о сущности мироздания, о смысле жизни. У каждого индивидуума свой взгляд на мир – это его личная философия. Из неё мы выводим жизненные принципы, которые необходимы для формирования нашей личности. Без них все остальные свойства нашего характера прибывают в беспорядке, как скелет без позвоночника. Наше мировоззрение определяет цель и смысл жизни, а, в конечном счете, и нашу судьбу. Не прав тот, кто считает философию бесполезным занятием. Философия (даже материалистическая) вещь, скорее духовная, чем интеллектуальная.

6.

"Истина - есть духовное завоевание".
Николай Бердяев

"Насколько я тебя познал, настолько я к тебе приблизился."
Омар Хаям

" ...Истина совсем не есть соответствие в познании реальности, находящейся вне человека. Познание Истины не тождественно с объективностью. Познание истины не есть объективация, т. е. отчуждение и охлаждение. Истина первична, а не вторична, т. е. не есть соответствие чему-то другому. В последней глубине Истина есть Бог и Бог есть Истина. Истина не есть реальность и не есть соответствие реальности, а есть смысл реальности, есть верховное качество и ценность реальности. В человеке должно происходить духовное пробуждение к Истине, иначе она не достигается или достигается омертвевшей, окостеневшей. Истина может судить Бога, но потому только, что Истина и есть Бог в чистоте и высоте, в отличие от Бога, приниженного и искаженного человеческими понятиями...."(Николай Бердяев - "Истина и Откровение").

Истину невозможно постигнуть с помощью усилий рассудка, логика заводит в тупик. Все выше перечисленные способы в вопросах познания истины играют роль указующего пальца, который показывает в какой стороне находится дверь, но ключа от этой двери они не дают. Ключ дает только мистика.

Мистика – духовная практика, которая позволяет познать истину посредством личного духовного опыта. Путём личного Богосозерцания, Богообщения, мистик преображает свой дух. Возвращает ему божественное естество. Только тот, кто совершит эту духовную трансформацию – получит ключ от дверей рая. Мистический опыт лежит в основе всех мировых религий. Когда откровение, пройдя логическую обработку, отольётся в догматы и застынет в них, когда вокруг них образуется аппарат профессиональных служителей, тогда появляется тот социальный институт, который мы называем – церковью.

Нужно отличать мистику от магии (колдовства, шаманизма, и.т.д.), хотя оба эти явления имеют много общего и не всегда можно точно сказать, где кончается одно и начинается другое.

Магия использует парапсихические возможности человека для удовлетворения своих земных желаний. Она утилитарна и приземлена. Мистика - это путь духовного восхождения к Богу. Цель магии - обрести власть над этим миром, посредством тонкого мира. Сглаз, порча, заговор – не входят в круг интересов мистика. Мистик избавляется от земных страстей. Маг, напротив, потакает им.

Мистика и философия связаны между собой. Мистик, получив откровение, «придя в себя», пытается осмыслить то, что с ним произошло, проанализировать, «разложить по полочкам». Так незаметно рождается философия. И наоборот, когда философ в своих размышлениях «зайдёт в тупик», может прийти к выводу в пользу интуитивного постижения сущего. Если он не согласится с этой мыслью, то так и останется в тупике.

«Я знаю только то, что ничего не знаю».
Сократ

«С сомнения начинается поиск истины, сомнением и заканчивается».
Пьер Абеляр

Мистика есть поиск Истины. Поиск Истины – это путь, который ведёт к пробуждению истины в самом человеке. Это его духовное творческое начало (высшая сфера психики, как сказали бы материалисты). «Разбуженному» Духу уже не нужно, как раньше, действовать на психику человека окольными путями в виде неясных иррациональных побуждений. Теперь Он - доминирующий фактор сознания и диктует свою волю уже напрямую.

В оглавление