Логин Заголовок

На главную

Шульц Эдуард Олегович, член ППК СПб РО СДПР

Свобода предпринимательства и социальная гармония.

Системный подход с опорой на принцип минимума социального действия.

Призрак реет над Россией - призрак катастрофы,
и   осознавая  эту   угрозу, нужно спланировать и
предпринять   все   возможные коллективные и
индивидуальные меры для её предотвращения.


Вступление.

          Рассмотрение частных вопросов становится более адекватным и продуктивным, если оно опирается на некоторое общее основание, на фундаментальные соотношения, вытекающие из них следствия, и эти вопросы исследуются с учётом фона, на котором они происходят, т.е. с учётом внешних по отношению к ним, но связанных с ними условий. В предлагаемом докладе предпринимается попытка реализации такого подхода.

         1.Будем рассматривать социум как сложную самоорганизующуюся (негэнтропийную) систему, динамика которой подчиняется некоторому оптимизационному принципу - принципу минимума социального действия ( ПМСД ). Воспользуемся для раскрытия темы хотя бы общими вытекающими из него выводами. В связи с тем, что обозначенная проблема будет рассматриваться с нетрадиционных для социологии позиций, содержательную часть необходимо предварить некоторым кратким вступлением.

         Доложенный на третьем гражданском Форуме и опубликованный в сборнике его докладов [1] ПМСД позволяет с общих системных позиций рассмотреть некоторые аспекты весьма не простого вопроса о соотношении свободы предпринимательства и социальной гармонии, социального прогресса. При поверхностном рассмотрении сама постановка вопроса представляется парадоксальной. Ещё совсем недавно казалось аксиомой, что свободное предпринимательство, ориентирующееся на размер прибыли, не может не порождать антагонизма, не взращивать себе могильщика. И это справедливо, если бизнес руководствуется только наживой, не заботясь о выживании. То есть речь идёт о проблеме соотношения глубины обобществления труда, его неизбежной специализации, необходимой для этого организации сложной системы производства и справедливого распределения получаемых в итоге результатов всеобщего труда, который в данном контексте рассматривается не как источник наживы (или не только так), не только как средство существования, но и как одно из главнейших средств совершенствования общественных отношений и самого общества, каждого из его членов. Одна из сложнейших проблем состоит в преодолении метафоричности и не адекватности принципа: "каждому - по труду", в невозможности объективно (адекватно) определить, например, размер платы за организацию системы производства, что являлось и остаётся возможным источником эксплуатации чужого труда. Даже в новейшее время, несмотря на достижения эргономики, не удаётся установить, хотя бы теоретически, размер справедливого воздаяния каждому по труду его. В условиях такой неопределённости вопрос об объективно справедливом вознаграждении чрезвычайно сложного, творческого, исполненного риском и стрессами труда организатора-собственника остаётся открытым. В этих условиях изменение в соотношении статусов: собственник - организатор - исполнитель (трудящийся), не решая вопроса в сущностном аспекте, позволяет добиться заметной гармонизации производственных отношений на основе индивидуального и/или корпоративного представления о справедливом распределении прибыли. Например, в модели производств (по типу "Мандрагоны"), где собственниками (акционерами) являются "трудящиеся", а менеджеры работают по контракту с собственником, подконтрольны и подотчётны ему и могут не быть акционерами, социальная напряжённость минимальна, а производительность труда, его условия и уровень социальной защиты - наилучшие. При этом вовсе не исключено, что объективно эксплуатируемыми окажутся менеджеры, но они работают по трудовому соглашению, предусматривающему, как правило их заинтересованность в росте производительности труда и прибыли.

         За длинную историю своего существования эта проблема получила целый спектр "решений" между такими полярными идеями, как неизбежная всемирная революция, которая снесёт всё до основания, а уж затем позволит создать общество всеобщего благоденствия, и мирная конвергенция. Расслоение общества и сопровождающая его социальная напряжённость, существование эксплуататорских классов расцениваются одними как сугубо негативные деструктивные социальные факторы, другими - как необходимый источник социального прогресса. Сама идея социального прогресса (его наличия) многим представляется спорной и многими понимается по разному. С опорой на ПМСД - а это оптимизационный принцип - удаётся установить адекватную роль социальной напряжённости, сформулировать задачу поиска её оптимального уровня и его динамики в процессе социального развития.

         По разному оценивается и роль государства в ограничении и регулировании экономической и иных свобод граждан, в представительстве и охранении интересов разделённых противоречиями классов. Особенно сложно отыскать оптимальную модель государственного устройства, модель воплощения функции управления в период системного кризиса в стране. Именно наличием кризиса и реальностью угрозы срыва в анархию, а также угрозой реставрации большевизма аргументируется некоторыми исследователями и политиками необходимость усиления и ужесточения государственной власти, необходимость "сильной руки", т.е. того самого средства, которым и создаются тоталитарные режимы, порождающие после своего неизбежного развала длительный период ослабления власти, анархии. Альтернативная точка зрения состоит в том, что слабость власти заключается именно в нерешительности её отступления от тоталитарного наследия при проведении демократических реформ и усматривает выход в масштабной и быстрой демократизации. Истина, как всегда, находится между полюсами. В КНР, например, наэкспериментировавшись с "великими скачками", обвальной демократизации предпочли плавный переход. Но знания "местоположения" истины недостаточно: необходим предметный ответ на важнейший в жизнедеятельности социума вопрос - вопрос о системе управления и способе её оптимальной трансформации в эпоху системного кризиса.

         С позиций рассматриваемого принципа наиболее адекватной, вообще говоря, оказывается парадигма социального прогресса на основе социального партнёрства, выработанная мировым социал-демократическим движением, провозгласившим "3 С": свобода, солидарность, справедливость - своим девизом, а высокую нравственность (в том числе и в политике) - своим осуществимым идеалом.

         Принципиальное решение этих вопросов с опорой на ПМСД становится возможным при описании фазового состояния модельного социума некоторым набором изменяющихся во времени параметров, который характеризует каждую точку фазового пространства. Динамика реального социума отражается изменением его состояний при перемещении от точки к точке в этом фазовом пространстве. Суть ПМСД состоит в том, что из точки, в которой в данный момент "находится" социум, он может вообще говоря совершить виртуальное перемещение в любую рядом находящуюся точку, но реально с наибольшей вероятностью переходит в ту, в которой социальная напряжённость оказывается минимальной. Измеряется социальная напряжённость количеством человеческой жизни, необходимым для снятия этой напряжённости.** Чтобы сделать это количество безразмерной величиной, его можно отнести, например, к средней продолжительности жизни одного поколения. Единицу такой величины можно было бы назвать есон = единица социальной напряжённости.


**Примечание.
Интересно было бы доказать теорему о равенстве (или неравенстве) "затрат" на создание определенного уровня социальной напряженности и снятия его в близкие по времени моменты.


         Социальная напряжённость выполняет роль свободной социальной энергии, т.е. энергии, преобразующей социум и отдельного человека в нём, обеспечивающей социальный прогресс. Если положить уровень оптимальной социальной напряжённости Н=0,382 есона, то оставшаяся (гармоническая) часть составит G=0,618 есона, что соответствует "золотому сечению" ( 1/G = G/H = 1,618). Возможно, именно поэтому суммарный налог, составляющий 38% является наиболее приемлемым, т.е. соответствует оптимальной его собираемости и устойчивому развитию и производства, и социальной сферы.

          В данном контексте социальный прогресс понимается как движение социума в его историческом развитии в направлении снижения уровня социальной напряжённости при достижении одного и того же результата в соэнергизме составляющих его индивидов, в степени сопараллельности векторов индивидуальных целей. Иначе говоря, он состоит в понижении "платы" за самоорганизацию и в повышении уровня последней.

         2.Величиной, в определённом смысле обратной социальной напряжённости, является социальная гармония, определяемая как характеристика (качество) общественных отношений, опирающихся на нравственность и/или любовь, осознанное и/или инстинктивное следование правилам, наличие которого во взаимодействии индивидов между собой, обществом и природой приводит к минимизации потерь жизненного ресурса, его сохранению, а по большому счёту, и к увеличению. Под жизненным ресурсом понимается сумма всех наличных и потенциальных жизней человека как вида. Жизнь человека как вида выступает, таким образом, в качестве наивысшей ценности, фундаментального системообразующего фактора. Можно привести множество примеров индивидуального и социального поведения, подтверждающих этот тезис, опирающихся на инстинкт и, следовательно, берущих своё начало в самой природе. Но можно предложить всего лишь мысленный эксперимент с заведомо известным исходом в силу справедливости сформулированного выше тезиса. Пусть, в виртуальной критической ситуации оказывается некоторое количество стариков со средним возрастом в 70 лет и соответственное количество детей со средним возрастом в 10 лет, такое, что суммарное число лет прожитой жизни в обеих группах одинаково. Одна группа может спасти жизни другой ценою собственных жизней. Спрашивается, какой вердикт вынесло бы общество при прочих равных условиях? Какое решение приняло бы подавляющее большинство пожилых людей? И что на это сказали бы дети притом, что в своём инстинктивном "эгоистическом" выборе объективно приняли бы совершенно адекватное решение?

         3. ПМСД протестирован пока всего лишь по одному параметру - по времени. Тестирование привело к обнадёживающим результатам. Была аналитически доказана справедливость открытого профессором Б.Ф. Поршневым [ 3 ] закона ускорения темпов развития с течением исторического времени (закона "ускорения времени"). Был получен вывод о возрастании во времени лабильности социума, о существовании социального прогресса в указанном выше смысле. Следовательно, можно утверждать, что свободный социум, т.е. социум не "зажатый" насильственно в искусственно созданные противоестественные условия, развивается таким образом, что со временем он становится всё более мобильным, более консолидированным, более структурированным и адаптивным к изменяющимся условиям. Всё более возрастает роль так называемого "человеческого" фактора, ценность каждого индивида, его знаний, его культуры, во всё нарастающем темпе изменяются условия среды обитания человека и он сам. Во всё нарастающей степени, вследствие увеличени энерговооружённости, углубления дифференциации общественного труда, его автоматизации и увеличения результатов всеобщего труда (например, урбанизации) - усиливается зависимость огромного числа людей от профессионализма, добросовестности и ответственности одного оператора. Здесь же, к сожалению, коренятся неимоверно возросшие возможности такого мирового общественного зла, как терроризм. Высокие нравственные качества индивида приобретают всё возрастающую общественную ценность и значимость.

         Социальный прогресс понимают иногда как движение социума в направлении роста благосостояния его членов. Это близко к истине, сопряжено с нею, но не является истиной. Благосостояние общества и каждого его члена - одновременно и одно из средств, и следствие "очеловечивания" человека и социума в целом. Социальный прогресс, феноменологически выражающийся в гармонизации общественных отношений, на индивидуальном уровне реализуется стремлением человека к счастью и объективно означает совершенствование человека и людей в умственном, нравственном, культурном аспектах, их "очеловечивание", их вырастание над инстинктом при сохраняющейся опоре на него. И если для благосостояния существуют объективно и могут быть приняты по всеобщему соглашению определённые ограничения, то для совершенства, как известно, пределов нет.

         Отклонения истории социума от генеральной линии его развития (кривой свободного развития - прогресса) вызывают той или иной длительности задержку этого развития и рост социальной напряжённости, которые неизменно сопровождаются срывом (социальным взрывом) с амплитудой, тем больше превышающей естественные колебания около канонической кривой, чем дольше искусственная задержка. Но энергия колебаний, как известно, пропорциональна квадрату амплитуды. Следовательно, искусственное сдерживание приводит к большим, иногда - колоссальным, напрасным затратам социальной энергии, которая, будем помнить, измеряется в человеческих жизнях.

         4.Необходимо, вероятно, ещё напомнить, что для социума как самоорганизующейся системы доминирующую роль играет функция управления. Регулирование отношений - особенно, в производственно-распределительной сфере, как непосредственно сопряжённой с условиями социальной и индивидуальной жизни (и просто - выживания) - имеет первостепенное значение. Даже в наше время приходится специально подчёркивать это обстоятельство, ибо ошибочно отринув в своё время кибернетику как лженауку, многие отечественные социологи продолжали (и продолжают) верить провозглашённому более века тому назад тезису о том, что экономика общества является базисом, а институты управления - надстройкой, что неверно. При адекватной функции управления социумом он реализует социальный прогресс и наращивание человеческого в человеке. При срыве, вследствие несоответствия этой функции состоянию социума, уровню его развития, общество откатывается на "запасные" рубежи - менее совершенные, но прочно усвоенные большинством формы общественных отношений (вплоть до рабовладельческих); значительная часть индивидов утрачивает при этом приобретённый до кризиса уровень "очеловечения", "дичает" и даже "звереет". Не стоит также упускать из вида, что всегда некоторая часть населения не достигает среднего уровня развития и остаётся вполне готовой к полудикому существованию.

         Следует отдать должное афористичности выражения: "история учит лишь тому, что ничему не учит", но не следует упускать из вида его несоответствие действительности. Социум ничего не забывает и держит про запас испытанные средства, даже если в определённых условиях им пришлось предпочесть другие, этим условиям более адекватные. При возникшей неопределённости общество откатывается назад в своём развитии и вынуждено многое начинать с давно уже пройденных позиций. Преодолев препоны, заплатив при этом непомерную цену, социум затем наращивает темпы развития, и может создаться ложное впечатление, что революции и войны - ускорители прогресса. Но это только до тех пор, пока сравниваются предреволюционный и постреволюционный уровни развития одного и того же социума. Если произвести сравнение двух примерно одинаковых социумов на одинаковых промежутках времени, один из которых пережил революцию, а другой остался на эволюционном отрезке кривой прогресса, то со всею очевидностью напрашивается вывод о высокой затратности и низком КПД революционного пути развития. Увы, революции - не локомотив истории, а непомерная плата за допущенные ошибки общественного развития. На современном этапе они совершенно не допустимы, не только потому, что могут привести ко всемирной катастрофе, но и потому, что теперь и в теории, и на печально приобретённом опыте установлена никчёмность такого пути развития, выработана методология преодоления препятствий в поступательном развитии социума.

         5.Если исходить из существования социальной памяти, то следует иметь в виду, что социум не забыл возможностей тоталитарной формы правления с опорой на различные оболванивающие "измы", которые, правда, не выдержали испытания временем и при обнаружении идеологической их несостоятельности утратили возможность опираться на штыки и рухнули. Существует возможность и вполне реальная опасность того, что навязывание и удержание этой формы будет осуществляться не грубой силой, не с помощью идеологического одурманивания и страха, а путём тотального психологического модулирования поведения населения (зомбирования)и, конечно, жестокого преследования уцелевших инакомыслящих. Признаки такой тенденции вполне различимы уже сегодня. Всё это необходимо иметь в виду при рассмотрении частных вопросов и, кроме того, анализировать последние на фоне глобальных проблем и процессов, которые всё равно заставят с собой считаться. Кроме того, необходимо, конечно, учитывать условия внутри страны на любом этапе её развития, особенно же, в эпоху кризиса и тем более, кризиса системного, переживаемого страной в настоящее время. Подтверждения последнему мы находим повсеместно, если не рассматриваем действительность через призму предвзятости или через розовые очки. Естественно, этот факт находит своё отражение в научной и публицистической литературе, что избавляет меня от необходимости приводить доказательства. Поэтому достаточно, видимо, сослаться на мою рецензию "О возможностях и претензиях современной социологии.(Взгляд стороннего наблюдателя)", сделанную на доклад академика Осипова Г.В.,и заимствованную из него таблицу.

Роль свободного предпринимательства в оптимизации социального прогресса

         1.Ни в одной стране мира современное состояние функции управления не развито настолько сильно, чтобы реализовать тотальное управление всем многообразием производственных процессов из единого центра. Пока, на сколько мне известно, не доказана и даже не сформулирована теорема существования, из которой вытекала бы принципиальная возможность (или невозможность) такой тотальной системы управления. В совсем недавнем прошлом такая система казалась вполне возможной, но попытки реализовать её на практике оказались драматическими. Наиболее драматичными они оказались в стране (СССР), в которой её пытались воплотить в наиболее полной форме. Однако развитие идёт по спирали, и теперь с учётом успехов и темпов развития информатики и автоматизации производства такая модель управления не представляется уже совершенно не возможной. Но, даже с учётом "ускорения времени", приходится согласиться, что хотя у такой модели управления есть целый ряд очевидных преимуществ, поэтапное внедрение её в практику - дело отдалённого будущего. И потому будем пока исходить из надёжно установленного на практике факта, состоящего в том, что эффективность управления собственностью образует триаду, в которой по нарастающей располагаются: госсобственник, муниципальный и частный. Следовательно, частная собственность, свобода предпринимательства, приобретают ценность одной из фундаментальных свобод современного человека как раз потому, что методом проб и ошибок была установлена низкая эффективность прямого администрирования в экономической ( производственной) сфере. Причём, тем более низкая, чем более сложным, структурированным становится общество и осуществляемая им производственная деятельность. При всём том, что и частная собственность в большинстве случаев отчуждает в известной мере производителя от продуктов его труда и сохраняет возможности для его эксплуатации, госсобственник отчуждает и эксплуатирует в ещё большей степени, усугубляя ситуацию более низкой эффективностью производства.

         Но при низкой эффективности трудовых усилий, преимущественно экстенсивном характере роста экономики, при далёком от справедливости распределении его результатов, т.е. при значительном уровне эксплуатации трудящихся, возрастает и превышает оптимальный её уровень социальная напряжённость. При отсутствии возможности вылиться в конструктивное русло с приемлемыми для социума потерями (т.е. при тоталитарных репрессивных режимах) общество впадает в состояние фрустрации, что, в свою очередь, приводит экономику к стагнации, господствующую идеологию - к упадку, а тоталитарный режим - к неизбежному развалу. Следовательно, либерализация экономики и общественных отношений, с позиций закона развития социума, есть благо в сравнении с монопольным владением всем и вся. Она, вообще говоря, позволяет снижать уровень эксплуатации трудящихся и социальную напряжённость до оптимальных пределов, при которых она приобретает конструктивный характер, благодаря "внутривидовой" конкуренции и организованным выступлениям трудящихся против непомерных аппетитов работодателей.

         2.Для осмысленных усилий, направленных на выживание нации, и правильного определения роли и места предпринимателей в этом общенародном процессе необходимо установить основные источники социальной напряжённости в современной России, способы и средства их преодоления. Её основным источником, как с очевидностью следует из выше сказанного, является несовершенство системы управления, помноженное на патерналистскую ментальность подавляющего большинства населения, для которого остаётся привычной и приемлемой авторитарная форма правления. При несовершенной власти рабски покорное население можно, как доказала практика, безнаказанно обобрать и какое-то время его нещадно эксплуатировать. Но нужно чётко представлять себе, чем завершается такая стратегия поведения и что ждёт нас в ближайшем будущем, если решительно и совершенно сознательно не изменить современную модель нашего общества.Продолжающийся системный кризис - в известной мере производная несовершенства системы управления, но и порождение развалившейся системы: "мертвец продолжают хватать нас за ноги". В любом случае его можно рассматривать как ещё один мощный источник социальной напряжённости и, следовательно, как объект целенаправленного и системного же преодоления.

         Следующей причиной является сложившееся на сегодня и значительно превосходящее критический предел социальное неравенство и расслоение. Стратегия поведения отечественных предпринимателей должна включать в себя сознательное целенаправленное и планомерное снижение уровня социального расслоения. Существует много средств для достижения этой цели, но первоочередные (по их доступности ) сводятся к улучшению условий труда, повышению уровня социальной защищённости трудящихся, уровня оплаты их труда, заинтересованности в общем результате. Большое количество отечественных и зарубежных примеров реализации этой идеи, давших, между прочим, и солидный экономический эффект, широко известны. Сюда же нужно отнести всемерную поддержку профсоюзов и иных форм самодеятельности и самоуправления работников.

         3.Однако, принимая во внимание закон "ускорения времени", системный кризис в России, и, следовательно, сохраняющееся состояние неустойчивости всех её систем, а также положение Росси в мире с его глобальными проблемами и процессом глобализации, которые окажутся роковыми для отстающих и дадут преференции успешно развивающимся, можно с уверенностью констатировать, что Россия не должна копировать путь, пройденный развитыми странами: у неё не будет ни сил, ни времени для продвижения путём локаутов, кризисов перепроизводства, забастовок, стачек, революций, контрреволюций и гражданских войн. Она должна и может сделать конструктивные выводы из зарубежной и собственной истории и применить их на практике с учётом современных условий.И роль отечественных предпринимателей, современной науки, общественных объединений, в первую очередь политических и профсоюзных, в преодолении кризиса сопоставима (если не превышает) с ролью государственной власти.

         Роль государства как консервативной составляющей системы управления социумом достаточно хорошо изучена. В современной России проблема состоит не столько в изучении, сколько в реализации схем опосредованного и достаточно общего управления экономикой страны, как это делается уже в относительно развитых странах. Проблема также в осуществлении целенаправленной и планомерной "диффузии" властных полномочий из госсектора через местное самоуправление (МСУ) и общественные некоммерческие объединения в стихийное самоуправление. Современные российские предприниматели должны иметь своей стратегической целью всемерное содействие становлению и развитию МСУ и производственного самоуправления. Это одно из основных средств (если не главнейшее) преодоления затянувшегося системного кризиса.

         4.Проблема и в том, в какой мере зарубежные модели управления, отлаженные и совершенствующиеся в противостоянии труда и капитала, пригодны для переноса их на почву современной России, переживающей системный кризис. На прошедших уже форумах ( и, разумеется не только на них) учёные, политические и общественные деятели пытались предложить свои рекомендации в этой сфере, которые образуют спектр мнений от полного неприятия какого бы то ни было зарубежного опыта до его безусловной и полной пригодности практически во всех деталях за исключением некоторых, второстепенных. В докладе на Первом общероссийском общественно-научном форуме [ 4 ] мною обосновывался тезис о том, что наиболее общие черты развития передовых стран не только могут быть вычленены и учтены, но и должны быть использованы, но не столько с ориентацией на национальную исключительность, которую никто ещё аргументировано не сформулировал, сколько с учётом реальных условий, в которых эта самая самобытность уже сказалась и которые в таком случае поддаются довольно точной количественной оценке.. Здесь, правда, существенна роль научного анализа и моделирования, но это достижимые цели.

         5.Времени для раскачки у России мало, его практически нет: по весьма квалифицированным прогнозам мировое сообщество в период с 10-х по 30-е годы текущего столетия неминуемо пройдёт через полосу глубоко системного кризиса, отдельные симптомы которого мы уже наблюдаем.Если Россия в кратчайший срок не преодолеет собственного кризиса и войдёт с ним в глобальный, это, скорее всего, закончится для неё катастрофой. Можно не сомневаться в том, что объединившие свои усилия более развитые государства при серьёзной угрозе их благополучию не сочтут за великий грех по своему усмотрению распорядиться ресурсами слабых соседей, что усугубит и без того тяжёлое положение России. Без научного осмысления ситуации в стране и перспектив выхода из кризиса о сжатых сроках его преодоления нечего и говорить, а современное обществоведение при всей его претенциозности (см., например, [2] ) объективно не готово к обоснованному прогнозу и, даже, к - глубокому анализу ситуации.Нужно, следовательно, согласиться без дальнейшей аргументации, что российским бизнесменам необходимо организовать и спонсировать футурологические исследования по образцу проектов Римского клуба.

         Но и без специальных исследований уже сегодня ясно, что Россия не сможет преодолеть кризиса в нужном темпе, не приобретёт надёжного "запаса прочности" при современном состоянии системы управления, которая в силу патерналистской ментальности властей и населения упорно воспроизводится в очертаниях системы, уже доказавшей свою несостоятельность. И это означает, что стратегия поведения отечественных предпринимателей должна включать в себя активное содействие всемерному укреплению демократической власти в стране. Эта стратегия должна включать в себя всемерное содействие становлению и развитию представляющих весь политический спектр партий, профсоюзов, неполитических, некоммерческих объединений;формированию гражданского общества.

         6.Но кроме того (и на ряду с тем), необходимо всемерное содействие становлению и развитию различных кооперативов, производств по типу "Мандрагоны", коммун (за исключением, разумеется, тоталитарно-сектантских). Вряд ли есть необходимость останавливаться на доказательствах достоинств и преимуществ такой формы самоуправления и взаимоотношения людей в сообществе. Достаточно проанализировать имеющийся уже отечественный и мировой опыт их функционирования. Во всём мире заметно тяготение к такой эффективной и перспективной форме взаимодействия людей, как коммуны. Её жизнеспособность зиждется на естественных основаниях, восходящих к родо-племенным и, возможно даже, к прайдным отношениям. К сожалению, криминальный элемент использует эту тягу в корыстных целях, формируя коммуны на религиозно-сектантской основе.

         До сих пор общества строились как монополярные, т.е. с одним полюсом – «полюсом зла» (тюрьмы, концлагери ), в котором концентрируются для целей изоляции от общества его «отбросы». Конечно, он выполняет не одну только функцию изоляции негодных элементов, но и воспитательную, в основном через устрашение той массы, которая, тем не менее, постоянно подпитывает этот полюс. Известно, что в биполярном пространстве процессы, обусловленные этими полюсами, происходят не вдвое, а в разы интенсивнее, чем в монополярном. Следовательно, прорыв России в ряды передовых держав мира возможен не столько через устрашение соседей ракетно-ядерными «бицепсами» сколько путём невиданных темпов развития общества, его гармонизации и консолидации. Планомерное целенаправленное и поддерживаемое государством и предпринимателями созидание коммун может дать - и несомненно даст при правильной организации процесса – ошеломляющий результат, став общенародным движением, национальной идеей. Коммуны с полным основанием можно рассматривать как полюс, противоположный «полюсу зла».Целенаправленно осуществляя структуризацию общества не на принципах классового противостояния, а на соперничестве передового и отсталого, добра и зла, человеческого и звериного, созидательные прогрессивные силы общества предоставят «болоту» обывателей возможность осознанного выбора между «раем» , «адом» и прозябанием в «болоте», что несомненно ускорит прогрессивное развитие страны, её народа.

         7.В заключение рассмотрим вопрос, почему именно предприниматели наряду с государственной властью должны в первую очередь заниматься общегосударственными вопросами, судьбой России. Можно было бы ответить коротко: потому что другого не дано. Но ведь нужно доказательство. Проведём его в форме необходимого и достаточного условий.

         Необходимость. У российских внезапно (на памяти одного поколения) разбогатевших предпринимателей имеются, вообще говоря, на выбор три возможности: укрыться с награбленным (или честно заработанным) за рубежом, продолжать своё дело, полагаясь на русский «авось», и, наконец, вести дело в своей богатейшей ресурсами стране, отталкиваясь от чётко выведенной перспективы и опираясь на выверенную стратегию. Последнее требует знаний, воли и разумной оценки ситуации в стране и в мире.При выборе первого сценария необходимо принять во внимание упоминавшуюся уже перспективу глобального системного кризиса в не столь отдалённом будущем. Даже во всё ещё благополучных сегодня государствах кризис радикально изменит условия существования и при их ухудшении нетрудно спрогнозировать изменение отношения к «неофитам», даже и весьма состоятельным. Найдётся много аргументов, по которым значительная часть пришельцев с «тёмным» прошлым будет выступать в роли источника всех бед, подвержена остракизму, притеснениям на бытовом уровне при попустительстве государства и в короткий срок окажется в положении изгоев. На первый взгляд, можно было бы выстроить благополучную перспективу в каком-нибудь отсталом государстве. Но из истории, особенно новейшей, хорошо известно, чем заканчивается существование богатых и «чужих» в среде своих и нищих. Особенно, с учётом наличия даже в отсталых странах современных средств индивидуального и коллективного террора. Этот сценарий, следовательно, с большой долей вероятности должен быть принят как несостоятельный, ибо жить бедным в бедной стране – мало привлекательная перспектива, а остаться богатым - мало вероятная.

         Неприемлемость сценария, по которому отечественные предприниматели неориентируются на не столь уж отдалённую весьма печальную для них перспективу,совершенно очевидна. Такое поведение людей, заведомо способных повлиять на изменение ситуации к лучшему, но не только не желающих это сделать, а озабоченных на «тонущем корабле» проблемой, что бы ещё прибрать к рукам в его кубриках и трюмах, можно уподобить, разве что ситуации на «корабле дураков». Следовательно, как необходимый остаётся только третий из предложенных к рассмотрению вариант.

Достаточность.

         С опорой на изложенные основополагающие представления, произведённый социумом избыточный продукт, в частности и находящийся в распоряжении предпринимателей, можно интерпретировать как депонированную жизнь, которая с тем или иным коэффициентом (иногда по недоразумению – и с отрицательным) может быть трансформирована в реальную, активную. Время, потраченное на производство необходимого для жизни продукта, - это время жизни, т.е. сама затраченная деятельной частью социума жизнь. Учитывая сопоставимость величины этого ресурса, находящегося в руках предпринимателей, с тем, что находится под контролем государства (принимая в расчёт и разницу в КПД использования ими этого ресурса), можно сделать следующий вывод: если у общества в целом достаточно наличного или возможного ( при надлежащей консолидации усилий) ресурса для преодоления кризиса, то его достаточно в руках у предпринимателей, т.к. недостающую часть предоставит общество в целом в лице его государства.

         Таким образом, от современных «Мининых» в их взаимодействии с современными «Пожарскими» зависит шанс спасения народа. Рождавшие антагонизм должны и могут целенаправленно потрудиться над гармонизацией общественных отношений, используя накопленный жизненный ресурс. Но могут и не воспользоваться этим шансом и отправить в тар-тарары великое некогда государство. Социальный прогресс и предпринимательство могут и должны не быть антиподами.

      

Литература.

  1. Шульц Э.О. Гармонизация общественных отношений – объективный закон развития общества. // в кн. Стратегия формирования гражданского общества в России. Материалы Второго российского научно-общественного форума, С-Пб,2002 г., с.с. 187-192.
  2. ОсиповГ.В. Российская социология в XXI веке. Доклад на Всероссийском социологическом конгрессе. (30 сент., 2003 г.)Сайт Института социально – политических исследований РАН.
  3. Поршнев Б.Ф.
  4. Шульц Э.О. Проблемы формирования гражданского общества в контексте некоторых мировых процессов и фундаментальных закономерностей. // в кн. Гражданский форум №1. С-Пб, 2001 г., с.с. 38 – 44.

В оглавление


Hosted by uCoz