Программные тезисы Социал-демократической партии России
(проект, уточненный вариант)
Автор – Билин Андрей Леонидович
От автора-составителя:
1. Проект Владимира Николаевича Маслова плох стилистически. Он не раскрывает, умалчивает основные принципы социал-демократии, по-видимому, ввиду их очевидности для автора.
Но Программные тезисы пишутся не для нас с Вами, социал-демократов со стажем, а для наших потенциальных сторонников и соратников, чтобы помочь определиться и побудить присоединиться к нам, поддержать СДПР.
Поэтому главное замечание – нечеткость и размытость основных положений при выпячивании второстепенных и малоочевидных, иногда спорных.
2. Из принципиальных возражений – вызывает полное отторжение пункт 22:
«Уважая стремление народов России к организации самоуправления несколько на иных правовых основаниях, определяемых культурными традиции и обычаями, мы признаём право компактно проживающего в России этноса на создание своего государства, если он обязуется не входить во враждебные России блоки и соглашения.»
«Если оно обязуется»! Сегодня оно «обязуется», а завтра возьмет свои слова назад и потребует выселить «оккупантов», лишит условий для достойного труда всех представительной «нетитульной» народности.
Думается, что гарантии самобытности, сохранения языка и самоуправления ни в коем случае нельзя путать с суверенитетом и государственностью. Социал-демократы, по моему твердому убеждению, ни в коем случае не должны выступать за развал России и могут поддерживать «национально-культурную автономию» населяющих ее народов и народностей.
РФ не является конфедерацией. Не является она и договорной федерацией. Это исторически сложившаяся федерация, сообщество, которое связано единой судьбой. Оно может погибнуть или спастись только вместе. Попытка в США отделиться южным штатам (в договорной федерации) привела к гражданской войне.
Отсутствие культуры даже в самых «передовых» прибалтайских республиках привело к выделению в «неграждан» до половины населений республик.
Настоящий политик два раза на одни и те же грабли не наступает.
Короче, формулировка 22 пункта указывает на отсутствие политической ответственности у автора или на наличие стойких заблуждений.
Думается, что такой пункт Российская социал-демократия не может принять в качестве одного из программных тезисов.
3. По остальным пунктам, чтобы не спорить по мелочам, предлагается альтернативный проект, который претендует на право быть социал-демократическим по духу и букве, ясным и четким, а не просто коротким. Впрочем, совершенству нет предела. Предлагаемый «текст» – это всего лишь срочно скомпонованный проект, который также предлагается для обсуждения, уточнения и дополнения. Ряд положений проекта В.Маслова был использован в нём с небольшой уточняющей редакторской правкой.
1. СДПР – это общественно-политическое объединение сторонников идей демократического социализма, социальной демократии и социальной справедливости.
Триединый девиз социал-демократии: Свобода! Справедливость! Солидарность!
Мы считаем, что эти ценности осуществимы в полной мере только в единстве. Одна лишь свобода оборачивается рабской зависимостью человека. Одна лишь справедливость оборачивается уравниловкой. Одна лишь солидарность оборачивается обезличиванием.
Социал-демократы осуждают принесение свободы в жертву идее тотального равенства, проповедуемого коммунистами, в результате чего, в конечном счете, вместе со свободой уничтожается и равенство.
Социал-демократы не приемлют пренебрежения принципами справедливости и солидарности во имя свободы, допускаемого либералами. Несправедливость, рознь, эгоизм, как доказано историей, являются постоянной угрозой свободе.
СДПР ищет единомышленников и сторонников среди всех слоев российского общества – рабочих, технической и творческой интеллигенции, учителей и медиков, ученых, чиновников и предпринимателей, – всех тех, кому близки идеи гуманизма и социальной справедливости.
2. Социал-демократы являются демократическими социалистами и одной из значимых промежуточных целей социал-демократического движения признают Социализм как к высокоразвитое экономически эффективное демократическое общество, в котором каждый человек имеет возможность развивать свою личность, трудиться на благо своей семьи и общества и, осознавая свою ответственность, вместе с другими участвовать в политической, экономической и культурной жизни человечества.
Видя в классической формуле Бернштейна «Цель – ничто! Движение – всё!» суть своей политической идеологии Российская социал-демократия стремится переосмыслить и впитать в себя все лучшее из идейного опыта других политических течений – гуманизма, либерализма и анархизма.
Мы подчеркиваем, что далеко не каждая дорога ведет к храму и «благими намерениями устлана дорога в Ад». Поэтому: «Средства определяют цель!» Не только Цель должна быть благородна, но и Путь к ней должен быть предельно этичным и взвешенным. Иначе грязные средства сделают недосягаемыми даже вполне благоразумные цели, не приближают, а только отдаляют от них.
Coциал-демократы стремятся сделать политику – этичной, государство – честным, а экономику – свободной.
Социал-демократы намерены применять в своей политической деятельности только этичные средства и являются сторонниками дипломатии, но не интриганства, политики, но не политиканства, философии, но не софизма и схоластики.
3. Социал-демократы являются лево-центристами и выступают за соблюдение баланса интересов экономики и общества, капитала и труда. Мы добиваемся осуществления политики, учитывающей интересы широких слоев народа, осуждаем перекладывание экономических проблем на его плечи.
4. Социал-демократы являются демократическими социалистами и предлагают не только идеал нового общества, но и свой вариант экономической и политической модернизации экономики и общества по продвижению к идеалу.
Мы считаем, что демократический социализм сегодня – это социально ориентированная государственно регулируемая рыночная экономика с равноправием всех форм собственности, планово развивающаяся в интересах социального и культурного развития общества.
Социал-демократы признают значимость государства в налаживании общественной и хозяйственной жизни общества, в создании условий для развития, в формировании транспортной и хозяйственной инфраструктуры, в преодолении различных проблем.
Рынка – сколько возможно! Государства – сколько необходимо!
Социал-демократы выступают против политики стабилизации рубля при стагнации экономики и за политику модернизации экономики и инфраструктурного развития при управляемой инфляции и стимулировании рынка спросом.
Целесообразно ограничивать всевластие капитала, но не подавлять его. Необходимо стимулировать развитие мелкого и среднего бизнеса.
Мы выступаем за последовательное поднятие уровня благосостояния народа, которое будет стимулировать развитие производительных сил.
5. Мы выступаем за эффективное сочетание рыночных и плановых принципов.
Социал-демократы считают необходимым принятие ряда государственных программ по развитию курортов, транспортной и энергетической инфраструктуры, реставрации памятников архитектуры и музеев, модернизации энергетических сетей и электростанций, освоению новых хозяйственных районов, строительству и реконструкции стадионов и театров. Мы считаем неэффективной сложившуюся банковскую систему России. Действия Центрального Банка, не подконтрольного Парламенту РФ и заинтересованного только в получении собственной прибыли, идут вразрез с интересами общества.
В дополнении к Центральному Банку, функцией которого является обеспечение денежного обращения при макроэкономической стабилизации, мы считаем необходимым создание Российского Банка Реконструкции и Развития, который будет аккумулировать свободные средства государства и государственных фондов, поддерживая программы модернизации производств и хозяйственной инфраструктуры России за счет кредитной эмиссии.
Социал-демократы являются сторонниками реформы налоговой системы. Сложившаяся система является чрезмерной и требует нормализации при отказе от избыточной льготизации. Налоги с крупных предприятий должны платиться по месту нахождения производственных площадей, а не управленческих структур. Подоходный налог может стать местным налогом и должен перечисляться муниципалитетам по месту прописки работников. Подоходный и единый социальный налоги должны стать прогрессивными.
6. Социал-демократы готовы поддерживать профсоюзное движение, направленное на отстаивание социальных интересов рабочих. Мы считаем целесообразным выстраивание «трипартистской» системы взаимоотношений союзов предпринимателей, профессиональных союзов и государственных трудовых и производственных инспекций.
Социал-демократы считают недопустимым:
- усиление эксплуатации труда, так как такие «экономии» в условиях инфляции оборачиваются не только ростом социальной напряженности, но и сжатием спроса, сокращением ВВП;
- разговоры о «поднятии пенсионного возраста» и, более того, считают возможным поставить на повестку дня вопрос о шестичасовом рабочем дне;
- недоиндексацию пенсий и других социальных выплат, оставление детских пособий на смехотворном уровне, замораживание заработных плат при инфляции.
Социал-демократы считают возможным борьбу с инфляцией за счет модернизации экономики, стимулирование ее развития, развитие производительных сил и роста объемов товарного производства.
7. В национальном вопросе социал-демократы выступают за национально-культурную автономию народов и народностей России. Государством должны быть созданы условия для сохранения национальных языков и культур. Ряд центральных изданий должны переводиться на языки автономий для обеспечения гражданами права получать информацию на родном языке. На русский должны переводиться и центральные издания автономий.
Национальные и местные редакции телевидения, театры, певческие и танцевальные творческие коллективы, рукодельные и художественные кружки и студии должны получить финансовую поддержку государства.
Вместе с тем недопустимо формирование «автономной» гражданственности с формированием двойных стандартов, дискриминация граждан внутри России по этническому признаку.
8. Социал-демократы считают, что нельзя проложить путь к процветанию народов России при ограничении декларируемых Конституцией РФ свобод и прав человека, несоблюдении социальных стандартов, а также в условиях сильного социального расслоения.
Поэтому мы боремся против произвола властей, за построение действительно правового и социального государства в условиях честного соревнования между различными идеологиями и политическими партиями.
Социал-демократы выступают за такую демократию, в условиях которой государственная власть исходит от народа, а правительство выбирается и ответственно перед представительно-законодательной ветвью власти и постоянно нуждается в поддержке и доверии парламента.
В настоящее время в России нарушен один из основополагающих принципов демократии – отсутствует система внутренних сдержек и противовесов в государственной власти, а исполнительная ветвь власти перегружена полномочиями при формальности представительной. Именно неподконтрольность исполнительной ветви власти ветви представительной, парламентской создает почву для коррупции.
Российские социал-демократы считают целесообразным развертывание общественной дискуссии о совершенствовании конституции России и являются сторонниками конституционной реформы.
Мы считаем, что оптимальная форма правления для России – полупрезидентская республика, в которой победившая на выборах в Госдуму партия или коалиция партий формирует Правительство РФ или региональное правительство, а Президент РФ наделён полномочиями для контроля за исполнительной властью и для возвращения страны в русло устойчивого развития в условиях кризисов, чрезвычайных ситуаций, международных конфликтов.
Доминирующей оппозиционной партии передается руководство контрольными органами за деятельностью правительства. Правительство должно быть освобождено от законотворческой деятельности. Парламент должен заниматься формулировкой основных направлений политики, законотворчеством и осуществлять контроль за деятельностью исполнительной ветви власти.
9. Мы считаем, что длительное развитие планетарного общества невозможно обеспечить в условиях однополярного мира, через создание единого мирового правительства, так как рано или поздно это приведёт к монополизации и прекращению конкуренции во всех сферах жизнедеятельности, к созданию кастового общества на Земле. Поэтому, будучи последовательными демократами, мы отстаиваем многополярное устройство планетарного общества, в котором демократические государства примером будут доказывать преимущество своих методов управления.
10. Потребности людей не сводятся лишь к физиологическим и далеко не всё можно купить за деньги. Но удовлетворение иных потребностей невозможно без улучшения качеств окружающих его людей и его самого. Поэтому мы считаем необходимым создавать условия для всестороннего развития каждой личности, искоренения вражды и создания атмосферы доверия, сотрудничества и взаимопомощи, исходя из общепринятых понятий о справедливости и солидарности. Причём мы намерены делать это во всех сферах жизнедеятельности как непосредственно, не забывая и о своём самосовершенствовании, так и через улучшение демократических методов управления, систем воспитания и образования.
На данном этапе мы считаем важным просвещение общества, обучение общества демократии, что является необходимым условием для роста и экономики, и благосостояния граждан.
11. Уважая в равной степени граждан с религиозными и нерелигиозными убеждениями, но в то же время, осознавая, что раннее религиозное воспитание мешает всестороннему развитию личности, не даёт ребёнку возможностей для выбора тех или иных убеждений, мы считаем необходимым ограничить влияние всех религиозных организаций на воспитание подрастающего поколения. В то же время мы считаем необходимым изучение в школах основ истории, философии и этики мировых религий.
12. Местную власть необходимо приблизить к населению. Мы являемся сторонниками возрождения представительных органов местной власти в районах крупных городов и включения мировых судей в систему местного самоуправления. Небольшие муниципалитеты, создаваемые на основе принципа разделения властей, станут школой демократии, будут вовлекать население в самоуправление и будут осуществлять отбор во власть лучших представителей народа. В результате повысятся эффективность управления и доверие населения к власти, снизится коррупция.
|