Надвигающийся социальный
катаклизм
Мальцев Андрей А., член СДПР
Суд присяжных как социальный тестер
Россия движется в направлении социального катаклизма, причем его сила будет сравнима с катаклизмом 1917 года. Сравнимыми могут оказаться и последствия – полное уничтожение существующего государства. (Это не означает, впрочем, что Россия непременно исчезнет, она может и возродиться в новом обличии – как вариант.)
Пророчеств подобного рода в последнее время звучит достаточно, однако подавляющее большинство пророков указывают на социальное расслоение, прогрессирующую нищету, разрушение (старение) глобальных систем жизнеобеспечения, оставшихся от СССР, и другие подобные причины надвигающегося катаклизма.
Несомненно, все упомянутые причины будут играть определенную роль в надвигающихся событиях. Есть, однако, признаки, что все они только придадут своеобразную окраску (специфику, особенность) надвигающимся событиям, а главное противоречие будет совершенно другим.
Сейчас, в относительно стабильной обстановке, этот надвигающийся катаклизм представляется довольно туманным и иллюзорным, в него с трудом верят даже те, кто пророчествует его приближение – народные массы пассивны, после всплеска общественной активности конца ХХ столетия наступила апатия. Народ не ходит на митинги, не читает газет, не участвует в выборах – даже тогда, когда идет реальное, вполне чувствительное наступление на его права, хотя бы в сфере ЖКХ с ее постоянным удорожанием.
Однако это – затишье перед бурей.
Сравним это с ситуацией в России 100 лет назад. Тогда также периоды общественной активности сменялись периодами спада и апатии, количество забастовок и митингов снижалось до минимума. Однако даже в периоды затишья, когда призрачное существование Императорской России казалось незыблемым, сохранялось внутреннее социальное напряжение, впоследствии взорвавшееся революцией.
История сохранила эмпирический факт, показывающий этот уровень социального напряжения.
То, что в России периодически бунтовали крестьяне (особенно во времена массовых неурожаев), то, что революционные партии пользовались поддержкой рабочих, неудивительно – у находящихся внизу социальной лестницы всегда найдется повод для недовольства. Интеллигенты-революционеры также явление вполне нормальное – всегда найдется процентов пять политически активных индивидуумов. Но вот вам позиция вполне буржуазных средних слоев – решение суда присяжных по поводу конкретного случая политического террора.
Когда В.И. Засулич стреляла в петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова, она была полностью оправдана судом присяжных. То есть вполне буржуазные присяжные признали невиновной политическую террористку, задержанную на месте преступления.
Социальное напряжение, пронизывавшее Россию, поднималось даже до уровня вполне благополучных слоев, вызывало у них неприятие, пусть и неосознанное, существующего положения. Конечно, не Засулич была причиной социального катаклизма. Я привел здесь этот случай в качестве некоего тестера, пробного шара, запущенного в эксперимент, некоего характерного показателя, демонстрирующего уровень социального напряжения.
В призрачной устойчивости современной России, в сдерживаемой инфляции и постоянном росте (по официальным отчетам) экономики, в регулярно индексируемых пенсиях и зарплатах политическая пассивность масс выглядит признаком стабильности существующего порядка – если нет необходимости что-то менять, если все идет в нужном направлении, то нет и особой необходимости ходить на выборы. Однако, как и сто лет назад, есть тестовые события, показывающие уровень социального напряжения, пронизывающего не только малообеспеченные слои, но и слои вполне цензовые, можно сказать, буржуазные.
Несколько лет назад в Ростове-на-Дону проходил суд – «дело Ульмана» о казни шести жителей сел Нохчи-Келой и Дай 11 января 2002 года. «Общественный интерес к этому громкому делу – почти на нуле» – удивленно-возмущенно писала московская журналистка. А в следующей статье добавила: «капитан Ульман покидал зал заседаний окружного военного суда под рукоплескания семерых из двенадцати присяжных». То есть дело дошло уже до того, что суд доказывает факт убийства, а присяжные выносят оправдание.
В феврале 2004 года в Петербурге была жестоко избита семья из Таджикистана. 9-летней девочке нанесли множественные ножевые ранения, от которых она скончалась. На скамье подсудимых оказалось восемь молодых людей. Согласно вердикту присяжных, семеро из них, в том числе и обвиняемый в убийстве, девятью голосами из двенадцати признаны виновными только в хулиганстве. При этом один из подсудимых был полностью оправдан.
Итак, мы снова имеем оправдания судом присяжных, которые концентрируются в рамках одной проблемы. Это показывает, что основной социальной проблемой надвигающегося катаклизма будет именно национальная.
Национальность, эволюция и фашизм.
Хотя обычно в рамках марксизма считается, что основными вопросами, определяющими Историю, являются вопросы классовые, но в жизни нередко классовый вопрос сливается с национальным, классовые вопросы принимают национальную окраску. Так в книге Нестерова «Скины» описывается движение скинхедов. По свидетельству автора, это движение имеет явно выраженный рабочий характер по своему составу. Майкл Манн пишет, что современный расизм «апеллирует почти исключительно к рабочему классу», как и Эрик Дж. Хобсбаум: «Основной социальной опорой европейских расистских движений, таких как Национальный фронт во Франции, оказывается местный рабочий класс, а главными активистами подобных движений – молодые представители рабочего класса – скинхеды и прочие». Классовое по своему характеру движение большевиков при захвате власти активно использовало национальные движения на окраинах Российской империи. Партия Гитлера также опиралась именно на рабочих, даже если в период кризиса и безработных.
Впрочем, это только считается, что марксизм не учитывает биологическую природу. Вот что пишет Энгельс в предисловии к «Происхождению семьи…»: “Согласно материалистическому пониманию, определяющим моментом в истории является, в конечном счете, производство и воспроизводство непосредственной жизни. Но само оно, опять-таки, бывает двоякого рода. С одной стороны — производство средств к жизни: предметов питания, одежды, жилища и необходимых для этого орудий (смена экономических формаций, классовая борьба — А.М.); с другой — производство самого человека, продолжение рода” (эволюция семьи, этногенез, национальная проблема — А.М.).
Уже из этого видно, что производство самого человека, то есть вопросы семьи, рода, племени, нации имеют не меньшее значение, чем классовая борьба. Почему же сами классики марксизма концентрировали свое внимание именно на классовой борьбе? – В XIX веке полагали, что эволюция человека закончилась, человек выпал из под власти естественного отбора, а потому и этногенез, и национальная проблема потеряли актуальность. Нации, по мере развития капитализма, мирового рынка и развития средств транспорта, должны были смешиваться, а семья, по мере развития экономического базиса, повышения общественного богатства и развития эмансипации женщин, должна была распадаться, превращаясь в неполную семью одиночек-отцов и одиночек-матерей (что, в общем-то, и происходит в заметной степени). Поэтому марксизм основное внимание уделял совершенствованию орудий производства и технологическому прогрессу, то есть вызываемой ими классовой борьбе.
Нужно, однако, помнить, что тезис о завершенности эволюции человека – не более чем гипотеза. Хотя человек и создал себе искусственное окружение, «вторую природу», он не смог окончательно устранить свою зависимость от «природы первой». Гибель человека от голода, вызванного неблагоприятными природными факторами, либо гибель в зубах диких зверей представляется сейчас в развитых странах чем-то нереальным, экзотическим. Однако свою зависимость от инфекционных заболеваний человек так и не смог устранить, несмотря на развитие медицины. Побеждаются и уходят в прошлое одни болезни (чума, оспа), но вместо них приходят не менее грозные (СПИД, птичий грипп).
Более того, даже если бы дикая природа и перестала играть для человека роль фактора отбора, то роль такого фактора все равно с успехом выполняет «вторая природа». Как вирусы гриппа мутируют в борьбе с антибиотиками, как тараканы и крысы повышают свою сопротивляемость ядам, так и человек повышает свою способность переносить ударные дозы антибиотиков в борьбе с болезнями – приспосабливается к медикаментам. Дорожно-транспортные происшествия и авиакатастрофы, удары электротоком и СВЧ-излучение из мобильника, техногенные катастрофы и войны с применением новейшего оружия – все это проверяет на прочность Homo Sapiens’а, и является для нас фактором естественного отбора – естественного, поскольку исторический прогресс подчиняется натуральным законам исторического материализма.
А потому нет ровно никаких оснований утверждать, что эволюция нашего вида закончилась. О продолжающейся эволюции говорит, к примеру, Бунак. Простая перенаселенность современных мегаполисов является фактором эволюции – о вызванном перенаселенностью повышении адреналина в крови пишет Линдблад. О повышенном адреналине, как одном из факторов эволюции пишет Эфроимсон, он же говорит о генетическом наследовании морально-этических и эстетических основ личности.
Однако «элементарной эволюционной единицей является не особь, а популяция – группа особей одного вида. Вид есть целостная, замкнутая система, включающая соподчиненные подвиды и популяции». Индивид может погибнуть, но если его семья, стая, популяция сохранятся, его гены, рассеянные в популяции, продолжатся в потомстве. Главное, с точки зрения генетики, выживание не индивида, а популяции, то есть племени, народа, нации.
Впрочем, биологические термины не переносятся однозначно на социальную область. И хотя нация, как и популяция, вырастает из семьи (семья – род – племя – этнос – нация), но ее граница не является такой жесткой, как у популяции – межнациональные браки не редкость, в то время как межпопуляционные исключены по определению.
Но хотя межпопуляционные границы в человеческом сообществе отличаются значительной размытостью по сравнению с животными, они все-таки существуют, а потому при ухудшении социальной обстановки (или хроническом социальном неблагополучии) социальный протест (осознаваемый и описываемый в логических категориях) получает подкрепление биологическим протестом (логически, возможно, и неосознаваемым, но действующим из подсознания через эмоциональную сферу). К примеру депопуляция, вызванная войной или социальной катастрофой, тем более угроза (хотя бы и мифическая, но признаваемая за реальную) полного исчезновения какой-либо национальности, действуют на представителей этой национальности почти также как угроза личной смерти – пробуждаются дремлющие инстинкты выживания. Большинство исследователей отмечают именно эту эмоциональность национальных вопросов.
При общей размытости в человеческом сообществе понятия «популяция» критерием становится явление депопуляции, вымирания, резкого сокращения численности какой-либо социальной группы, как эмпирический факт не допускающий двойного толкования. Так национал-социализм в Германии возник в свое время именно вследствие поражения в Первой мировой войне, культурного шока, вызванного огромными по тем временам потерями (война как фактор естественного отбора). У победителей этого шока не было – индивид погибает во имя стаи, но если сама стая процветает, то, с точки зрения Природы, все идет нормально. А потому репарации, наложенные на Германию Антантой, снизили шок от грандиозных потерь у победителей и усилили проснувшийся инстинкт выживания у немцев, что и придало зверский характер немецкому национализму – концлагеря, газовые камеры и крематории для всех «неарийцев».
Сравните с поражением Германии во Второй мировой войне. Потерь было еще больше, однако Германию и Японию не грабили, наоборот – помогли с восстановлением их экономик, а потому и уровень фашизма в результате снизился. Конечно, какую-то роль сыграла оккупация, то есть силовое подавление возможного возрождения фашизма, однако большую роль сыграло восстановление экономики и начавшийся экономический рост, то есть преодоление последствий войны, после чего военные потери стали восприниматься хотя и как трагические, но уже не угрожающие самому существованию социума.
Однако и в условиях отсутствия абсолютной депопуляции, то есть стабильной численности какой-либо социальной группы, либо даже ее роста, может происходить относительная депопуляция, то есть снижение доли этой социальной группы в общей массе населения, вызванное, например, наплывом мигрантов. Эта относительная депопуляция также может болезненно восприниматься и вызывать социальные конфликты и рост расизма, как это происходит, к примеру, в современной Франции.
Итак, можно сформулировать следующее положение: Фашизм есть неосознанная (инстинктивная, подсознательная) реакция на реальную проблему абсолютной или относительной депопуляции.
Национальный вопрос в России.
Национальный вопрос в современной России определяется громадной депопуляцией (около миллиона человек в год), и прежде всего основного населения России – русских. Распад СССР привел к тому, что миллионы русских оказались за границей России международными бомжами – лицами без гражданства. Либеральная (антисолидарная) политика, проводимая правительством России на фоне распада экономических связей и деградации экономики, вполне закономерно усилила кризис, перевела его в разряд гуманитарной катастрофы.Возникновение фашистских настроений в таких условиях практически неизбежно.
Дополнительной причиной усиления фашизма является антифашистская пропаганда, проводимая либералами и правозащитниками. Либеральная пропаганда (и в частности по национальной проблеме) отличается следующими моментами:
- Беспрецедентная депопуляция в современной России признается либо естественной (следствие низкой рождаемости в развитых странах, к которым причисляется и Россия), либо даже прогрессивной (в рамках концепции энергетического кризиса и необходимости сокращения населения Земли для устойчивого существования цивилизации). Это накладывается на утверждения западных политиков, полагающих, что для России достаточно населения в 15 миллионов человек.
- Прогнозируемая нехватка рабочих рук в самом ближайшем будущем (либералы предполагают или хотя бы утверждают, что возникнет экономический рост) порождает проекты восполнить депопуляцию за счет иммиграции из стран СНГ. Однако, такая иммиграция уже идет, и наплыв иммигрантов с Кавказа и из Средней Азии, отличающихся высоким уровнем рождаемости, усугубляет или оттеняет депопуляцию русских, усиливая тем самым причины фашизма. Если принять прогноз в 15 миллионов, то, при таком наплыве мигрантов, русских среди этих миллионов не окажется вовсе.
- Фашизм, естественным образом возникающий в условиях депопуляции, видится либералам одной из главных угроз. (Подчеркиваю – фашизм, а не сама депопуляция, которая является его причиной.) Однако либералы говорят о нежелательности исключительно русского фашизма. К примеру, либералами не осуждается, а героизируется такой политик, как Пиночет. Аналогично, национально-освободительная борьба сепаратистов на окраинах России признается прогрессивной и пользуется всемерной поддержкой правозащитников. При этом факты национальной дискриминации русских (в том числе и в России) у правозащитников интереса не вызывают, как совершенно не грантабельные – возникает впечатление ангажированности (если не продажности) правозащитников как сообщества в целом.
- Распад СССР признается либералами прогрессивным и закономерным явлением. Однако именно распад привел к тому, что миллионы русских оказались за границей, а экономика обрушилась в кризис из-за разрыва экономических связей.
- Государства, возникшие на постсоветском пространстве, оцениваются либералами положительно. И это несмотря на то, что они проводят антирусскую и антироссийскую политику. Так откровенно антироссийская оранжевая революция на Украине пользуется поддержкой либералов, а наиболее пророссийский режим Лукашенко подвергается постоянным нападкам (неважно – обоснованным или нет). В еще большей мере характерно, что либералы совершенно не замечают, как вошедшая в ЕС Латвия проводит политику апартеида и расовой дискриминации, так что можно говорить о геноциде русских как государственной политике Латвии, а теперь уже и ЕС. Таким образом, реальный антирусский фашизм, проводимый как государственная политика, не замечается, а на гипотетический русский фашизм указывают как на подлинную угрозу.
Все это заставляет рассматривать либеральную пропаганду как пропаганду однозначно вражескую по отношению к русскому народу. Отражением данного факта служат нередкие определения современного российского правительства, как правительства оккупационного, коллаборационистов или даже колониальную администрацию. Ширящееся неприятие современного российского государства нашими гражданами – основа грядущего социального катаклизма, который, с высокой долей вероятности, сметет это государство с лица Земли, как и серия революций 1917 года, уничтожила Императорскую Россию.
Социальный кризис, выразившийся в депопуляции, усугубляется историей межнациональных отношений в нашей стране.
В России никогда не было значительной национальной дискриминации покоренных народов – в отличие от европейских стран. Возьмем такой интегральный социальный критерий как продолжительность жизни. Вот ее ожидаемая продолжительность по данным переписи 1897 г. (для европейской части России) и в 1988-89 г.:
Таблица 1. Ожидаемая продолжительность жизни мужчин разных национальностей (лет).
Национальность |
Конец XIX века |
1988-1989 гг. |
Русские |
27,5 |
64,6 |
Украинцы |
36,3 |
66,6 |
Белорусы |
35,5 |
66,3 |
Татары |
34,6 |
65,5 |
Эстонцы |
41,6 |
66,0 |
Литовцы |
41,1 |
67,3 |
Латыши |
43,1 |
65,9 |
Молдоване |
40,5 |
65,1 |
Евреи |
36,6 |
70,1 |
Россия была православным царством, а потому вся тяжесть государственного строительства ложилась именно на русских, инородцы обладали многочисленными льготами. К примеру, в 1790 г. бухтарминские старообрядцы, выходцы из центра России, просили им даровать статус ясачных инородцев (в том числе и чтобы получить льготы, полагающиеся инородцам), это их прошение было удовлетворено.
Несомненно, какие-то национальные противоречия существовали, однако наличие социальных противоречий в полуфеодальном государстве вполне закономерно, а в многонациональном государстве они также закономерно принимают национальную окраску. (Как пишет И.Валлерстайн, феномен этнизации рабочей силы существовал всегда.) Но объявлять Россию “тюрьмой народов”, направляя полемическое острие этого утверждения против русских – явное передергивание. Конечно, получить, к примеру, высшее образование представителям ясачных инородцев было бы затруднительно, однако тут сразу две границы – национальная и классовая. И преодоление национальной (но не классовой) границы в получении высшего образования у представителей национальных элит не составило бы особого труда. Вряд ли сыну бухарского эмира запретили бы поступить в СПб университет. То есть дискриминация в России была прежде всего классовая.
Однако, провозглашая Право наций на самоопределение, именно национальный вопрос использовали против царизма. Это право было широко использовано большевиками в ходе пропаганды Декрета о мире в 1917 году, что послужило важным фактором их победы. Право, провозглашенное большевиками, вызвало национальные восстания в тылу у белых и поддержку Красной Армии национальными формированиями, сыгравшими существенную роль в победе красных. Чеченские восстания в тылу у Деникина, сражения с ним войск буржуазной Литвы, сражения Петлюры и Махно с Деникиным, войска Амангельды Иманова в Казахстане, латышские стрелки, мусульманские полки, китайские пулеметчики, венгерские и чешские интернационалисты – все это сыграло свою роль. Неудивительно, поэтому, что это право вошло во все советские конституции.
Возникновение советского государства, по крайней мере в первый период своего существования, означало разрыв с официальной дореволюционной культурой, то есть культурой русской. И на использование национального фактора в гражданской войне наслоились эксцессы периода социалистического строительства. Вот что пишет по этому поводу Солженицын: «Посмотрите – «все Двадцатые годы добивали насмерть священство. (Нечего и говорить, что священство было – сгущенный во многих поколениях русский национальный тип.) /…/ С конца Двадцатых и Тридцатые прошла полоса судебных процессов и над инженерами: избивали и убивали всю старую инженерию – а она была по своему составу подавляюще русская, да еще прослойка немцев. /…/ Да даже само слово «русский», сказать: «я русский» – звучало контрреволюционным вызовом, это-то я хорошо помню и по себе, по школьному своему детству. Но без стеснения всюду звучало и печаталось: русопяты!».
Конечно, по сравнению с Россией (как императорской, так и современной) в СССР был значительно ниже уровень социального напряжения (что и отразилось, к примеру, в росте продолжительности жизни в Советском Союзе), однако представление о русских, как о привилегированном имперском этносе, взятое по аналогии с ситуацией в буржуазных империях, абсолютно не соответствует истине. Коммунистические империи, исторически возникшие позже буржуазных, отличались собственной спецификой. Советский Союз представлял собой иерархию национал-социализмов, когда вопросы национальных привилегий или дискриминации сплетались в сложную систему взаимных сдержек и противовесов. Каждый гражданин Советского Союза испытывал национальную дискриминацию. Каждый гражданин СССР являлся национальным дискриминатором.
Сложная государственная структура СССР привела к тому, что на какую-нибудь национальную республику сверху давил имперский центр, осуществляя ассимиляцию сверху. Однако в самой этой республике коренная (титульная) национальность пользовалась существенными расовыми преимуществами перед представителями других этносов, в том числе и перед русским. Русские в республиках не были привилегированным слоем. Наоборот, во всех сферах жизни существовали льготы для представителей "коренной" национальности. И при приеме в ВУЗ, и при продвижении по работе, при выборах в Советы различных уровней, при награждении грамотами или орденами, то есть, в конечном счете, все это отражалось в квартирах, зарплате и уровне жизни.
Как и в императорской России, основная тяжесть государственного строительства ложилась на государствообразующий русский народ, на ядро Союза - РСФСР, что и отражено в продолжительности жизни – смотрите Таблицу 1. Вот, к примеру, сравнение рождаемости и смертности в Татарии у русских и татар. По данным переписи 1989 года рождаемость среди татар была в 1,4 раза выше, чем у русских. Причем для сельского населения – в 1,3 раза, а в городах – в 1,5 раза. Смертность среди татар по Татарстану в целом в 1,5 раза ниже, чем у русских, а для городского населения – в 1,8 раза. Естественный прирост у татар был выше в 2,5 раза.
Именно в городах, где сильнее проявляются социальные различия, сильнее и проявлялась дискриминация русских татарами. То есть дискриминация русских по этническому признаку являлась неотъемлемой составной частью социальной политики Советского Союза. И когда сейчас различные нацисты кричат, что их нации подавлялись в СССР, то это прямое искажение действительности – у них у самих рыльце в пушку.
Интернационализм в СССР заключался в том, что национальности подавлялись, но в компенсацию им создавалось привилегированное положение в рамках той республики, которую они считали своей, а, как следствие, русская диаспора в этой республике была вынуждена давить на этот этнос снизу, включая механизм конкуренции культур и ассимилируя снизу антагоничный этнос. Таким образом, данный этнос оказывался между молотом и наковальней двух одновременно действующих механизмов ассимиляции.
Посмотрите – это очень сильная ассимиляционная ловушка. Что именно сделали с малыми нациями? Их лишили морально-этической правоты угнетенного. Они не могут требовать своего освобождения от национального угнетения как акта справедливости. Не могут, поскольку сами являлись подельщиками этнических дискриминаторов, получали вполне реальные социальные выгоды и сами осуществляли этническую дискриминацию не-титульных этносов, живущих в автономиях. После развала Советского Союза произошло освобождение различных титульных этносов, как осуществление акта несправедливости по отношению ко всем остальным этносам. Этническая дискриминация после развала СССР усилилась, тем более на фоне экономического кризиса и краха экономики.
Итак, подчеркнем основные особенности национальной проблемы в современной России:
- Русские в СССР не были привилегированным этносом, тяжесть социалистического строительства в большей степени давила именно на русских, что и отразилось в продолжительности жизни.
- Идет беспрецедентная депопуляция населения России, вызванная гуманитарной катастрофой развала Советского Союза.
- Значительное количество русских после развала СССР оказалась за пределами России. Многие из них – лица без гражданства.
- В развале СССР значительную роль сыграл национальный фактор, когда национальные этнократии союзных республик растащили Союз. (В этом участвовала и российская элита также.)
- Развалу Союза предшествовала националистическая пропаганда, когда Союз был объявлен “Империей Зла”, основную вину за советскую историю возлагали именно на русский народ, а сепаратистские национальные движения были объявлены прогрессивной национально-освободительной борьбой.
- Депопуляция населения сопровождается значительной миграцией в Россию граждан бывшего СССР из вновь образованных независимых государств. (Следует еще добавить сюда и миграцию из Китая.) Возникает угроза смены популяции на территории России.
- Депопуляция имеет такие масштабы, что превращается в основную социальную проблему России. Возникновение фашизма, поэтому, (без решения проблемы депопуляции) – практически неизбежно.
Проблема усугубляется тем, что либералы разворачивают разнузданную антифашистскую антирусскую кампанию, а проблема дискриминации русских вовсе отрицается большинством социологов – русским искусственно навязывают роль привилегированного имперского этноса (по аналогии с европейскими империями), что не соответствует действительности. Когда же существующая реально проблема считается неприличной и не обсуждается, то есть закрывается возможность ее нормального осознания, то и реакцию на эту проблему социум может выдать только эмоционально-бессознательную, со всеми вытекающими последствиями. Самая первая реакция которая наступила (неприятие официальной политики, отвращение к ней) уже захватила широкие народные массы, важный показатель – оправдание судами присяжных русских национальных терористов. Когда это отвращение (как и сто лет назад) перейдет в стадию неприятия государства, государство рухнет и будет сметено социальной стихией.
Остановить этот процесс, без решения проблемы депопуляции, невозможно. Современная же российская политическая элита, проводя либеральную политику, сама явилась причиной обнищания значительных народных масс и последовавшей депопуляции. Поэтому представляется маловероятным, что она сможет (да и захочет) изменить ситуацию. Что нужно сделать? Как минимум предоставить людям жилье, повысить зарплату и уровень жизни – но именно эти меры невозможны в рамках либеральной политики и экономики. Если мы ставим цель достичь уровня экономики Португалии, то надо же отдавать себе отчет, что португальская экономика обеспечивает европейский уровень жизни всего-то 10 млн. человек, составляющим ее население. А 10 млн. для России – это как раз и есть те 5% населения, которые входят в современную российскую элиту. То есть ничего существенного в протекающих процессах современная элита менять и не собирается.
Возможен вариант, что власть попытается упредить события – возглавить накатывающую социальную волну и удержаться на ее гребне. То есть сама начнет эволюционировать в сторону фашизма. Элементов фашизма в современной российской политике вполне достаточно – возьмите хотя бы регистрацию в Москве и охоту московской милиции за “лицами кавказской национальности”. Нередки также высказывания о желательности корпоративного государства, наподобие Италии времен Муссолини. Сюда же относится и героизация Пиночета нашими либералами.
Тут, однако, ее ждет немало трудностей. Какую именно национальную форму примет официальный фашизм?
Если это будет фашизм нерусский, то как это отразится на основном населении страны – русском народе? Предположение, что антирусский фашизм сможет остановить депопуляцию русского народа представляется мне фантастическим. Кроме того, антирусский фашизм как официальная политика вряд ли будет поддержан основным населением страны, то есть проблему упреждения надвигающегося социального катаклизма не решает. (Косвенным подтверждением реальности варианта самого антирусского фашизма как государственной политики служит хотя бы антирусская-антифашистская кампания наших либералов, то есть либералы протестуют не против фашизма вообще, а конкретно против именно русского фашизма. Также вполне откровенно выглядит их солидарность с профашистскими антирусскими режимами, возникшими на обломках СССР.)
Если же государственная власть попытается взять на вооружение русский фашизм, то ее ждет много проблем, затрудняющих решение основной задачи – перкращения депопуляции русского народа. Во-первых, это негативная реакция европейских стран, что при современном колониальном характере российской экономики составит значительную проблему. Во-вторых, это может спровоцировать всплеск сепаратизма на национальных окраинах и в национальных субъектах Федерации. В-третьих, возможны национальные столкновения с мигрантами в крупных мегаполисах и в южных регионах европейской России. В-четвертых, вероятные столкновения с китайцами на Дальнем Востоке. То есть вполне реальная перспектива и внешней, и внутренней войны.
Но самое главное – серьезные сомнения вызывает сама способность современной российской элиты проводить хоть какую-то политику, отвечающую не ее собственным узкокорыстным интересам, а интересам хоть сколько-нибудь широких народных слоев. А потому, даже если бы при помощи русского фашизма и можно было решить проблему депопуляции, серьезные сомнения вызывает способность решить эту проблему конкретно существующей политической элитой. Проблема предотвращения краха государства, таким образом, вряд ли будет решена.
Возможные альтернативы
Поскольку основной причиной фашизма в современной России является депопуляция, вызванная либеральной политикой правительства, то альтернативами его развития являются любые общественные движения, ставящие целью изменить либеральную политику на социальную и, таким образом, прекратить абсолютную депопуляцию.
Хотя в России присутствуют общественные движения, ставящие подобные цели, но проблема усугубляется тем, что сложившаяся практика избирательного процесса делает крайне маловероятным изменение характера власти – в России сформировался режим псевдодемократии, который при внешней демократичности процедур гарантирует властной элите сохранение власти. И поскольку правительство не намерено менять либеральный характер российской политики, то прекратить депопуляцию эволюционным путем представляется невозможным. На повестку дня выходит революция – непарламентская смена власти.
Если сразу исключить вариант вооруженного восстания, то это означает мирную (бархатную) революцию в результате широкомасштабных протестных акций. Такая революция возможна в случае, когда значительные народные массы принимают участие в протестном движении. При этом, чтобы произошли не банальные уличные волнения, а именно революция, смена власти, это протестное движение должно быть подавляющим, то есть существенно превосходить по численности любые другие возможные движения. Если же возникнет два или более протестных движения, конфронтирующих между собой, то они взаимно погасят друг друга. Победа какого-либо из них становится в таких условиях делом случая, что открывает перед властью широкий простор для маневра.
Достаточно логичным в этих условиях выглядит возможный ход нашей политической элиты – перевести стрелки с абсолютной депопуляции, причиной которой явилась политика российской политической элиты, на депопуляцию относительную – канализировать протестные настроения против мигрантов. (Вспомните хотя бы случай снятия Родины с предвыборной гонки на последних московских выборах – как раз именно такая попытка и была предпринята.) В результате произойдет раскол протестного движения на две примерно равные части – общедемократическую и нацистскую, которые взаимно нейтрализуют друг друга. Нечто подобное произошло в Татарии в 90-х годах прошлого столетия. В момент начала Перестройки демократическое движение в Татарии было одним из самых заметных по России, а народные демонстрации – одними из самых массовых. Однако движение довольно быстро раскололось на нацистское (причем нацистское движение поддерживалось официальными властями) и демократическое, которые взаимно нейтрализовались. В результате М.Шаймиев просто пересел из кресла секретаря обкома КПСС в кресло Президента, а из местного парламента, по прошествии некоторого времени, вычистили и демократов, и коммунистов, и неофициальных нацистов.
Демократическая ситуация такова, что возникновение сильного национального русского движения – неизбежность. Поэтому любая альтернатива фашизму должна исходить из предположения, что придется либо взаимодействовать, либо конкурировать с фашизмом в подготовке бархатной революции. Если же взаимодействие не получится, то конкуренция либо вызовет раскол в протестном движении, то есть его поражение, либо необходимо найти такие идеологические решения, которые снизят уровень фашизма даже в условиях идущей в современной России беспрецедентной депопуляции.
Оппозиция либеральному курсу современной политической элиты лежит в области движений коммунистического, социалистического и социал-демократического характера.
Наиболее заметной политически, реально борющейся за пост Президента и имеющей фракцию в Гос.Думе, является КПРФ. Она еще с середины 90-х годов блокируется с русским национальным движением. Исторически идея национального коммунизма уходит корнями к построению Сталиным социализма в одной отдельно взятой стране. А потому и сталинизм, и национализм давно и прочно стали существенными элементами идеологии КПРФ. Фактически это означает попытку упредить события – возглавить накатывающую протестную социальную волну, вызванную депопуляцией, и удержаться на ее гребне – но попытку не власти, а официальной оппозиции.
В этом случае не государственная власть России, а оппозиция, КПРФ, будет эволюционировать в сторону фашизма, впрочем рост национализма в КПРФ идет уже давно. Этому дополнительно способствует преимущественно рабочий характер ее социальной базы.
Прогнозы здесь примерно такие же, как и в случае с государственной властью. Как обломок КПСС, КПРФ возглавляется все той же современной политической элитой России, дееспособность которой вызывает большие сомнения. Без смены руководства в самой КПРФ вряд ли это движение будет успешным.
Другая альтернатива фашизму предлагается в рамках левого интернационализма, в рамках которого движутся многочисленные коммунистические и социалистические организации. Исторические корни данного течения уводят нас к Ленину с его успешной Октябрьской революцией, а интернационализм проявляется в декларации Права наций на самоопределение и использование протестных национальных движений для расшатывания государства, то есть приближения его естественного краха и революции.
Проблема тут в том, что в этом случае взаимодействие с фашистами маловероятно, то есть придется конкурировать с ними. И для мирного, бархатного характера революции необходимо найти такие идеологические решения, которые позволили бы получить над нацистами подавляющий перевес.
Однако необходимо подчеркнуть отличие современной ситуации от тех условий, в которых действовал Ленин. Снижение авторитета государства в те годы было вызвано общей социальной отсталостью России от Европы, грубо говоря – отсутствием политических свобод. Именно за свободу, за конституцию, за свержение монархии боролись тогдашние террористы, а общественное мнение их поддерживало, что и проявилось в оправдании террористов судом присяжных. Партия большевиков хотя и была экстравагантным течением, однако, двигалась в рамках этих массовых общественных настроений. В этом же русле (увеличение свободы) находилось и выдвинутое большевиками Право наций на самоопределение. Конкретно уже перед революцией – крах государственного авторитета был вызван неудачами в войне и скандалами с Распутиным в царствующей семье. Несмотря на значительные военные потери, население страны даже увеличивалось. То есть не было заметных условий для развития фашизма. А потому большевистское Право на самоопределение было поддержано и русскими тоже.
Сейчас же падение авторитета государства связано с беспрецедентной депопуляцией, что прямо порождает рост фашизма. Распад СССР сопровождался массированной антирусской националистической пропагандой. Государства, возникшие на обломках СССР в результате реализации Права на самоопределение, прямо проводят антирусскую нацистскую политику.
При таком резком отличии исходных условий успешное повторение ленинской политики в данный момент представляется маловероятным. Хотя само по себе это движение и может набрать популярность, однако подавляющего перевеса над нацистами не получится, что полностью перечеркивает возможность бархатной революции.
И наконец, имеется потенциальная альтернатива фашизму в рамках широкого спектра социал-демократических и примыкающих к ним центристских движений. Проблема здесь в том, что имеющиеся партии и движения, при многочисленных декларируемых попытках объединиться и создать массовую дееспособную социал-демократическую партию, так и не решили эту задачу. (Эмпирический факт – в Гос.Думе в качестве оппозиционных присутствуют только лишь два патриотических движения и коммунисты.) Кроме того многие из таких движений так и не отбросили парламентские иллюзии, продолжают бесперспективные попытки победить в избирательной гонке и фактически выступают как статисты официальной власти.
Также играет роль размытость идеологии – фактически большинство социал-демократических и центристских течений ориентируются на опыт Европы, абсолютно не задаваясь вопросом – а применим ли в принципе европейский опыт к нашим условиям? Во всяком случае, подобной депопуляции в условиях мирного времени Европа не знала.
А потому, чтобы социал-демократическая альтернатива стала действительной альтернативой, на передний план выходит выработка новой идеологии, выработка нового взгляда прежде всего на национальную проблему в современной России, который смог бы описать такое парадоксальное, с точки зрения европейских подходов, явление как дискриминация в России русских, считающихся имперским этносом.
Социал-демократическая альтернатива невозможна без выработки отношения к русской национальной проблеме.
Именно поэтому я в серии статей (библиография дана в приложении) и разрабатывал такой подход к национальной проблеме, который позволил бы осознать реальную проблему дискриминации русских, снять противоречия между национальным и демократическим движениями и заменить неосознанно-интуитивную реакцию на депопуляцию реакцией осознанной.
Приложение 1. Список научных трудов по национальной проблеме Мальцева Андрея Анатольевича
1. Мальцев А.А. Демократический нацизм. // Век XX и мир. – 1990. – №5 – С.8-9.
2. Мальцев А.А. Спектр политических сил в Татарстане. (Тезисы доклада). // Актуальные проблемы политического и социально-экономического развития страны. (Тезисы поволжской научно-практической конференции). – Казань: КГТУ им.А.Н.Туполева, 1993. – С.26-28.
3. Мальцев А.А. О современном толковании права нации на самоопределение. (Тезисы доклада) // Всероссийская научная конференция «Этнополитика на пороге XXI века» (Тезисы докладов). – Казань: КГУ, 1995. – С.37-39.
4. Мальцев А.А. Выступление на Юбилейном Общем Собрании МДТ "Согласие" – О двойном механизме ассимиляции в коммунистических империях. // Становление многопартийности в РФ и РТ. (Материалы Республиканской научно-практической конференции. Казань, 28.11.2000). - Казань: Изд.КГТУ, 2002. – С.74-75.
5. Mal’tsev A.A. The National Problem in the Contemporary World.
6. Мальцев А.А.
Национальная проблема в современном мире.
7. Мальцев А.А. 0 Россия – пятый Рим.
8. Мальцев А.А. Цепочка. // Новости социал-демократии. – Январь 2005. – №02п.
9. Мальцев А.А. Мифы о Татарстане: Не ястреб, но голубь ли?
10. Мальцев А.А. Республика Татарстан. Кто удержал Татарстан от национальных войн?
11. Мальцев А.А. Зачем региональной элите в Татарстане нужен был суверенитет?
12. Мальцев А.А. Концепция национальной политики в современной и будущей России. // Ноосфера. – 2005г. – №6 – С.2-6.
Приложение 2. Список используемой литературы
1. Андреев Е.М., Добровольская В.М., Шабуров К.Ю. Этническая дифференциация смертности. // СОЦИС. – 1992. – №7. (Цит. по: Кара-Мурза С.Г. Антисоветский проект. – М.: Алгоритм, 2002. – 288с.)
2. Балакришнан Г. Национальное воображение // Нации и национализм / Андерсон Б. и др.; Пер. с англ. и нем. – М.: Праксис, 2002. – С.278.
3. Бауэр О. Национальный вопрос и социал-демократия // Нации и национализм / Андерсон Б. и др.; Пер. с англ. и нем. – М.: Праксис, 2002. – С.93.
4. Бунак В.В. Род Homo, его возникновение и последующая эволюция. — М.: Наука, 1980.
5. Валлерстайн И. Идеологические противоречия капитализма. // Балибар Э.,
Валлерстайн И. Раса, нация, класс... – С.44.
6. Вердери К. Куда идут «нация» и «национализм»? // Нации и национализм / Андерсон Б. и др.; Пер. с англ. и нем. – М.: Праксис, 2002. – С.300.
7. Кайданов Л.З. Генетика популяций – М.: Высшая школа, 1996. – С.15.
8. Кара-Мурза С.Г. Антисоветский проект. – М.: Алгоритм, 2002. – С.207.
9. Линдблад Я. Человек – ты, я и первозданный. – М.: Прогресс, 1991 – 264с.
10. Манн М. Нации-государства в Европе и на других континентах: Разнообразие форм, развитие, неугасание. // Нации и национализм / Андерсон Б. и др.; Пер. с англ. и нем. – М.: Праксис, 2002. – С.399.
11. Нейри Т. Интернационализм и второе пришествие // Нации и национализм / Андерсон Б. и др.; Пер. с англ. и нем. – М.: Праксис, 2002. – С.350.
12. Нестеров Д. Скины: Русь пробуждается. – М.: Ультра.Культура, 2003. – 384с.
13. Политковская А. ГРУ играет с судом в кошки-мышки. // Новая газета. – 2004. – №28. - С.8.
14. Политковская А. Суд присяжных оправдал военных убийц. // Новая газета. – 2004. – №31. – С.9.
15. Смит Э. Д. Национализм и историки // Нации и национализм / Андерсон Б. и др.; Пер. с англ. и нем. – М.: Праксис, 2002. – С.245.
16. Солженицын А.И. Двести лет вместе… – С.274.
17. Хобсбаум Э.Дж. Принцип этнической принадлежности и национализм в современной Европе // Нации и национализм / Андерсон Б. и др.; Пер. с англ. и нем. – М.: Праксис, 2002.
18. Хрох М. От национальных движений к полностью сформировавшейся нации: процесс строительства наций в Европе // Нации и национализм / Андерсон Б. и др.; Пер. с англ. и нем. – М.: Праксис, 2002. – С.132.
19. Чаттерджи П. Воображаемые сообщества: кто их воображает? // Нации и национализм / Андерсон Б. и др.; Пер. с англ. и нем. – М.: Праксис, 2002. – С.284.
20. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Предисловие к первому изданию.
21. Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики. — СПб: “Талисман”, 1995. — 288 с.
22. Эфроимсон В.П. Гениальность и генетика. – М.: Информационно-издательское агентство “Русский мир”, 1998.
|