РУБИКОН
Оболенскй А.М., Народный депутат СССР
Часть 3. С чего начать?
Мы пойдем своим путем. Путем новой оппозиции, признающей за ценность существующее идеологическое многообразие, находящей каждому в соответствии с его убеждениями и способностями должное место в проекте строительства общенационального дома, обеспечивающей право любого на достойную его жизнь.
Ради своего благополучия и процветания России мы, россияне, - дети России, должны жить своим трудом; в мире, взаимопомощи и согласии, не паразитируя на своих братьях и сестрах. Строительством такого будущего, - пока для себя и своих близких, - мы, новая оппозиция, и займемся немедленно.
Начинать можно с малого. С организации каждым, кто в силах выполнять роль лидера, вокруг себя небольших ячеек близких по духу и взглядам людей для коллективной взаимной поддержки в решении любых жизненно важных проблем. В первую очередь таких, естественно, можно найти в семейном кругу и, опираясь на это ядро, постепенно расширять круг соратников - единомышленников.
Существующее законодательство позволяет на вполне легальной основе создавать на этом низовом уровне производственные, потребительские, кредитные кооперативы. А моральная поддержка общением и добрым советом, вообще, не требует специального оформления и сколь нибудь значимых материальных затрат. Оглянитесь, и Вы, наверняка, увидите вокруг себя уже существующие подобные ячейки решения общественных потребностей, действующие по законам совести, а не в соответствии с официально провозглашенной государственной идеологией: «прибыль любой ценой». Можно считать, что они, в основном, уже действуют в русле новой оппозиции. Но дальнейшему развитию этого сектора экономических отношений, в официальной терминологии именуемого как «малый и средний бизнес», не дает ходу сама природа существующей власти. Сколько бы ни провозглашали самые главные начальники в государстве необходимость устранения административных барьеров на пути экономической инициативы граждан, их практические решения, в конечном итоге, диктуются уже упомянутым лозунгом: «прибыль – любой ценой». Это значит, что любой обладатель властной должности, руководствуясь идеологией своего класса, озабочен в первую очередь созданием при своем кресле замаскированной структуры извлечения дохода из своего властного положения. Самые примитивные откровенно берут взятки. Более изворотливые создают при себе посреднические структуры, без которых простому смертному решить у них вопрос просто невозможно. Можно считать, одной из первых и главных задач новой оппозиции является разработка собственных правил экономических отношений родственных структур малого (как правило, семейного) и среднего бизнеса, в силу самой природы производственных отношений внутри него являющегося для нее естественной экономической базой, и включение их в собственное плановое хозяйство с целью выведения из под бюрократического пресса существующей власти. Для решения этой задачи не имеют принципиального значения идеологические ярлыки, которые некоторые из нас любят навешивать на себя и окружающих. В самом деле, кому из нас придет в голову спрашивать у продавца на рынке относит ли он себя к коммунистам или либералам. А вот в магазин, хозяин которого сам принадлежит к нашему сообществу и дает скидку остальным его членам, мы пойдем непременно и других приведем, обеспечив повышенный оборот товара. А он, в свою очередь, обеспечит дополнительный сбыт входящему в наше сообщество производителю товара. Так и станем полезны и любезны друг другу.
Вторым объединяющим началом в рядах новой оппозиции может и должна стать возможность удовлетворения духовных, культурных потребностей, соответствующих миропониманию поддерживающих ее людей. Что бы ни говорили, но общинный характер жизни большинства населения в царской России и десятилетия советского строя сформировали в России своеобразную культуру общественных отношений, которую в предельно сжатом виде можно сформулировать как «ЖИТЬ ПО СОВЕСТИ». Противоречие этой сферы жизни с навязываемой властью меньшинства новой культурой действует особо угнетающе на людей, состоявшихся в своем развитии и развращает идущее на смену поколение. Собственно, все это мы видим вокруг себя. Поэтому, не менее важной, чем забота о хлебе насущном для своих сторонников, задачей новой оппозиции должно быть создание собственных культурных центров, удовлетворяющих потребность в пище духовной. При этом можно опираться как на культурные очаги, встроенные в структуре действующей власти (дома культуры, библиотеки, школы и т.д.), так и на кружки общения вокруг интересных, как личности, и активных членов новой оппозиции. В последнем случае задача облегчается тем, что ее реализация не требует никаких особых материальных затрат. Иными словами, в любом случае центром такого культурного оазиса может быть лишь личность, в силу собственных душевных качеств и культуры становящаяся своеобразным духовным лидером для ближайшего своего окружения. Собственно, каждому легко убедиться, присмотревшись вокруг себя, что все сказанное стихийно уже реализуется в повседневной жизни. Задача будущих лидеров новой оппозиции состоит лишь в том, чтобы опереться на уже существующие в жизни народа естественные островки самоорганизации и помочь в организации их в единое культурное пространство новой оппозиции в масштабах страны. Заметим, что усилия в этом же направлении декларируются и действующей властью. Это можно также грамотно использовать себе на пользу, не забывая в то же время, что для власти меньшинства все шаги по поддержке национальной культуры сродни заботе о сохранении вымирающих видов животных и растений, а для нас - это образ жизни. Завершая этот раздел, можно опять-таки рекомендовать использовать опыт религиозных объедине-ний и этнических землячеств по созданию устойчивых культурных слоев в ткани даже чуждой им государственности.
Большие возможности в организации оппозиционной деятельности на новых началах, на первый взгляд, открывает местное самоуправление. Однако существующая законодательная база и в этом вопросе настроена на обогащение меньшинства (скептикам советую самостоятельно покопаться в связях местной власти и местного же бизнеса по месту своего проживания). Был период, когда для консолидации оппозиции на изложенных принципах существовали серьезные властные возможности в виде контроля КПРФ за целым рядом промышленно развитых регионов (вспомним, так называемый, «красный пояс» середины 90-х). Ошибочный курс лидеров этой партии привел к полной утере позиций во власти (фракция КПРФ в Думе на роли «карманного пуделя» не может считаться плацдармом для борьбы за власть). Последний же опыт взятия консолидированными усилиями оппозиции тех или иных вершин местной власти в ряде регионов, к сожалению, свидетельствует об отсутствии условий для их удержания. Тут же включается механизм перевербовки избранного во власть представителя оппозиции, а, если это не срабатывает, для отстранения неугодных задействуются возможности правоохранительной системы и судебных органов (сам только что стал свидетелем тому, как выдвинутый КПРФ и поддержанный на выборах объединенной оппозицией избранный глава нашего г. Орла уже в 2007 г. превратился в члена «Единой России». Уверен, почти каждый может самостоятельно привести примеры подобных метаморфоз). Поэтому, нужно четко отдавать себе отчет, что для устойчивого развития на действующей законодательной базе территориальных коммун (или общин) необходимо наличие начального базиса из уже сложившейся на новых принципах производственно – потребительской и культурной сети. Только на таком прочном фундаменте не только формальной поддержки населения голосованием на выборах, но и наличия собственного ресурса для автономного развития взятие рычагов местной власти может быть эффективно использовано для дальнейшего обустройства нашей жизни.
Можно ли опереться в решении поставленной задачи и становлении, таким образом, новой оппозиции на уже существующие политические партии? Скорее всего, - нет. Часть их рядового актива, безусловно, будет участвовать, и, даже, уже принимает участие в процессах вызревания нового уровня оппо-зиции существующей власти. Но сами лидеры партий в современном их состоянии видят смысл своего существования лишь в получении власти, а в случае невозможности этого, хотя бы в максимальном приближении к ее трону. Соответственно, они становятся легко управляемы, прямо или косвенно - не суть важно, с ее вершины. А в соратниках по партии видят в первую очередь лишь пьедестал своего величия. Наиболее яркий пример тому мы видим в судьбе Г.А. Зюганова, которого, похоже, вполне устраивает роль вечно второго, - статиста, - на празднике власть предержащих. Ведь его КПРФ за все время существования фактически не внесла ничего нового в политическую тактику оппозиции, не говоря уже о стратегии. Так что, скорее всего, политические партии в современном понятии сохранятся в игрищах современной кремлевской администрации, старательно выполняя отведенную им роль в спектакле «управляемой демократии». Вот только связывать с ними свое будущее не стоит.
Потребуются ли при таком жизнеустройстве («управляемой демократии») нам, новой оппозиции, политические партии, как таковые, покажет время. Выполнит свои обещания по улучшению нашей жизни Президент - наследник Д.А. Медведев – хорошо. Не выполнит, может и придется со временем, когда будем готовы, создать одну на всех партию в качестве инструмента для взятия власти.
А пока предстоит собрать группу самоотверженных энтузиастов, имеющих опыт практической работы в различных сферах общественной жизни. Они должны стать коллективным лидером и дать старт процессу становления новой оппозиции, согласовав первичные правила взаимодействия, от продуманности которых будет зависеть и скорость и успешность ее последующего развития. На этом этапе можно рекомендовать им обязательно не забывать о третьей аксиоме новой оппозиции. Все мы разные и имеем равное право на счастье на родной земле. Поэтому в организации жизни сообщества новой оппозиции необходимо исходить из того, что нас объединяет, а не из того, что разъединяет.
При общем стратегическом векторе новой оппозиции на достижение своими сторонниками более высокого качества жизни по сравнению с общим по стране, целесообразно предусмотреть решение этой задачи, на принципах автономии, по нескольким секторам, соответствующим различным идеологи-ческим подходам и экономическим моделям, связав их между собой лишь общими, признаваемыми всеми, правилами взаимодействия на общее благо. К примеру, сторонникам коммунистической идеологии целесообразно помочь сосредоточится на избранной ими территории или даже предприятии и наладить там жизнь на принципах общей собственности. Жизнь такой общиной родственных по мировоззрению людей неминуемо приведет к повышению качества их жизни, что станет лучшим практическим агитатором за исповедуемые ими жизненные идеалы. Одним словом, каждый претендующий на знание рецепта оптимального жизнеустройства должен получать в содружестве новой оппозиции поддержку в проверке практикой на себе и своих сторонниках предлагаемой им модели. Иначе говоря, отказ от навязывания своей точки зрения в качестве истины в последней инстанции должен быть непременным условием для вхождения в содружество новой оппозиции. Идеологическое многообразие в сочетании с идеологической терпимостью должны усиливать, а не ослаблять наши позиции. Главное же, новые принципы действия оппозиции заложат прочный фундамент укрепления самой российской государственности, став на деле, а не на словах, основой национального согласия: конфессионального, этнического, идеологического и сословного.
Отдельным и важным вопросом становления новой оппозиции является проблема ее взаимодействия с новой (старой) властью в лице Президента Медведева и Премьера Путина.
Проблема состоит в том, что декларируемые ими задачи развития страны на словах в основном, вроде бы, совпадают с намерениями оппозиции. Настораживает параллельно заявляемое твердое желание проводить прежний курс силами старой команды. А его в сжатом виде можно кратко охарактеризовать, как: «богатые становятся все богаче, а бедные беднее». Обеспечивать национальное развитие страны на этих началах и силами прежней коррумпированной команды, как минимум, утопия. В полном соответствии с идеологией власти все, так называемые, «национальные проекты», в конечном счете, превращаются в очередные кормушки из бюджетного «корыта» для обогащения власть предержащих.
Предлагаемая идеологема новой оппозиции позволяет спокойно уйти от конфронтации с официальной властью. Так, если обещания нового Президента обязывают его создать приемлемые условия жизни для всех граждан страны, то цели новой оппозиции состоят в повышении на этом фоне качества жизни для соратников, входящих в ее ряды. Таким образом, можно не тратить время на постоянную критику действий официального Президента, а сосредоточить силы на том, чтобы превзойти его в более эффективном решении вопросов социального значения на более узком участке - для своих. При этом, нельзя забывать, что понятие «качество жизни» во главу угла ставит не только и, даже, не столько, уровень материального благополучия, сколько духовно – нравственное состояние людей. В этом отношении определенную фору новой оппозиции может дать возможность, хотя бы, наладить справедливое решение многих конфликтных чисто бытовых ситуаций внутри своего сообщества не прибегая к громоздкой, дорогостоящей и насквозь коррумпированной, если верить молве, официальной судебной системе. Мало того, объединение право-защитных сил в рядах новой оппозиции можно использовать для квалифицированной защиты интересов ее членов уже в отношениях с властью на ее су-дебном поле.
В известном смысле в деятельности новой оппозиции на заявленных принципах должна быть заинтересована и действующая власть. Ведь в результате будет снижаться уровень конфронтационности в обществе, что сулит немалый экономический эффект (хотя бы за счет сокращения явно раздутых штатов внутренних войск). Впрочем, обольщаться этим не стоит. Власть меньшинства при любом раскладе будет бояться собственного народа и отгораживаться от него частоколом штыков и личной охраной.
Все изложенное, естественно, будет сплошной фантазией, если не будет отработан источник финансирования обозначенных направлений деятельности. Как ни парадоксально это звучит, но финансирование деятельности новой оппозиции можно и нужно получить из рук действующей власти. Легко сказать, но как это сделать?
Об этом мы поговорим в продолжении.
|