МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
ДЕЛА СУДЕБНЫЕ
|
В Балахнинский городской суд Нижегородской области, |
606400, Нижегородская область, г. Балахна, ул. Энгельса, 5а. |
Административное дело № 2а-2117/2023 |
Судье Беляеву Д.В. |
|
От представителей административных истцов: |
председателя СНТ «Корабел» Гетманцева Владимира Алексеевича |
603051, г. Н. Новгород, ул. Минеральная, д.13, кв.2, тел. 9043944038; |
Маслова Владимира Николаевича |
603139, г. Н. Новгород, ул. Гаугеля, д.16, кв.7, |
maslov-45@list.ru тел., тел. 9087338430 |
|
|
|
23.12.2023 |
|
|
|
ПОЗИЦИЯ ИСТЦОВ
В Балахнинском городском суде слушается дело по административному исковому заявлению шести садоводческих товариществ к Совету депутатов и Администрации Балахнинского МО. Мы по-прежнему поддерживаем наши требования, изложенные в исковом заявлении: признать бездействие органов местного самоуправления Балахнинского МО незаконным и обязать административных ответчиков совершить определенные действия для включения в перечень автомобильных дорог общего пользования подъездных дорог к садоводческим товариществам в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов садоводов..
Бездействием мы считаем игнорирование Конституции РФ, закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и других законов и нормативных актов. Правда, ссылки на статьи законов в исковом заявлении сделаны исходя из того, что муниципальное образование с центром в г. Балахна является не муниципальным округом, а муниципальным районом. Но суть от этого не меняется. В обеих статьях (ст.15 и ст. 16) закона № 131-ФЗ, в п.5 части 1, говорится, что к вопросам местного значения … относится «дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального…» района или округа. Но подъездные дороги к СНТ, представители которых подписали исковое заявление, находятся как раз в границах муниципального округа. Слова «в границах муниципального округа» употребляются и в статьях 5 и 6 закона № 257-ФЗ.
Попытки ответчиков представить эти дороги лесными ввиду того, что они пролегают по землям лесного фонда, не имеют под собой никаких оснований. В табл. 4.1 СП 288.1325800.2016 лесные дороги по назначению подразделяются на дороги:
- для доставки сельскохозяйственной и специальной техники и грузов к местам производства работ и лесным пожарам;
- осуществления рекреационной деятельности;
- вывозки лесохимического сырья;
- подъезда к лесопитомникам;
- подъезда к кордонам и егерским участкам, а также для патрулирования лесных массивов, временных дорог (сезонного действия).
Подъездные дороги к СНТ никак нельзя отнести к видам дорог, перечисленных в табл.4.1, в том числе, к дорогам, используемым для патрулирования лесных массивов. Для патрулирования лесных массивов могут использоваться и дороги регионального, и межмуниципального значения. Тем не менее, они не являются лесными. А подъездные дороги к СНТ имеют социальное предназначение: они должны обеспечивать конституционные права садоводов на безопасность, здоровье, медицинскую помощь, отдых и т.д. Они оказались в землях лесного фонда вследствие «лихорадки», охватившей многие предприятия и организации в 90-годы 20-го века, ориентированной на захват земель, при отсутствии интереса к этим дорогам со стороны органов местного самоуправления и органов государственной власти Нижегородской области..
В ч.10 ст.35 закона №131-ФЗ написано: «В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся: 4) утверждение стратегии социально-экономического развития муниципального образования». Однако стратегия социально-экономического развития Балахнинского МО должна строиться в русле намерений государства создать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ). А согласно ст.19 Конституции РФ, стратегия должна создать гарантии для обеспечения равных прав и свобод граждан независимо от того, проживают они в Балахнинском МО постоянно или временно, в своих садовых домах. Поэтому муниципальные правовые акты, направленные на выработку стратегии социально-экономического развития, в том числе, и перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, должны утверждаться или хотя бы контролироваться представительным органом. Но без включения подъездных дорог к СНТ в указанный выше перечень не может быть принята стратегия, отвечающая положениям Конституции РФ. Следует учесть, что согласно ст. 15 Конституции РФ, она имеет высшую юридическую силу и прямое действие..
Нам неизвестно, кому принадлежали дороги в конце 80-годов, когда выделялись земельные участки под садоводство. Но по косвенным признакам можно догадываться, что хотя бы часть этих дорог не принадлежала лесному фонду. Имеется в виду участок дороги, ведущий от шоссе Н. Новгород – Балахна (в районе поворота на Б. Козино) до пионерского лагеря, который нынче находится в запустении. Участок этот, по свидетельству некоторых садоводов, был даже заасфальтирован. Этот участок проходит по бетонному мосту через мелиоративный канал. Каково состояние моста – неизвестно. Не исключено, что мост находится в аварийном состоянии. По нему проходит интенсивное движение не только легковых автомобилей и автобусов, но и большегрузных машин. Никаких указателей на дороге, в том числе, указателя предельной грузоподъёмности моста, нет, так как хозяин у дороги, фактически, отсутствует.
Мы считаем, что подъездные дороги к садоводческим товариществам не только могут быть, но и должны быть переданы в муниципальную собственность. Механизмов передачи может быть насколько. Один из них подсказало Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области в своём ответе на запрос суда.
Установление и изменение площади и границ земель, на которых расположены леса, указанные в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 114 Лесного Кодекса уполномочено осуществлять Правительство Нижегородской области согласно ст. 82 ЛК РФ. Примером изменения границ является Постановление Правительства Нижегородской области от 01.06.2021 N 446 "Об изменении границ земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах Городецкого межрайонного лесничества министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области» (https://nnovpravo.ru/postanovlenie/2021/06/01/n-446/)
Инициатива должна исходить от Совета депутатов Балахнинского МО. В соответствии со ст.6.1 ЛК РФ границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств. Согласно ст.23 ЛК РФ и ч.1.1 ст.84 ЛК РФ, изменение границ лесничеств осуществляется с участием органов местного самоуправления. Таким образом, нынешнее законодательство волне позволяет изъять из лесного фонда подъездные дороги, ведущие к СНТ. Допущенное органами местного самоуправления бездействие, очевидно, нарушает права, свободы и законные интересы садоводов, их родственников и знакомых, так как в настоящее время они лишены социальных благ на определённых территориях.
Мы не первые, кто пытается добиться включения дорог, проходящих по землям лесного фонда, в перечень дорог общего пользования местного значения. В 2018 году Белёвский районный суд Тульской области рассмотрел дело по административному исковому заявлению прокурора в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц. Суд решил:(https://sudact.ru/regular/doc/XlwWSboTnYJr/):
- «административное исковое заявление прокурора Белёвского района к администрации муниципального образования Белёвский район удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Белёвский район по невключению в реестр муниципальной собственности, по непостановке на кадастровый учет и неосуществлению содержания автомобильной дороги к населенному пункту Рождественка Белёвского района Тульской области. В целях устранения нарушения прав неопределенного круга лиц возложить на администрацию муниципального образования Белёвский район обязанности:
- включить грунтовую автомобильную дорогу от автомобильной дороги "Тула-Белёв" (105 км. + 380 м.) до д. Рождественка Белёвского района Тульской области протяженностью около 2290 м. в реестр муниципальной собственности муниципального образования Белёвский район в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;
- поставить автомобильную дорогу к д. Рождественка Белёвского района на кадастровый учет в течение пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;
- устранить нарушение требований действующего законодательства к содержанию дорог, выполнив работы по содержанию дороги к д. Рождественка Белёвского района в соответствии с требованиями действующего законодательства, путем восстановления поперечного профиля и ровности проезжей части, профилировки дороги в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
О результатах исполнения судебного акта необходимо в течение одного месяца со дня истечения срока исполнения в каждой его части сообщить в суд, а также административному истцу прокурору Белёвского района Тульской области».
Тот факт, что наши дороги ведут не к населённому пункту, а к СНТ, не имеет значения, так как Конституция РФ не делает различия между жителями населённых пунктов и садоводами в части защиты их прав. Кроме того, были и другие судебные дела, которые закончились в пользу садоводов: https://sudact.ru/regular/doc/MXnSXhpFjjoN/. Некоторые аналогичные дела дошли до Верховного суда РФ, прежде чем суд удовлетворил требования истца к администрации муниципального образования:
https://legalacts.ru/sud/kassatsionnoe-opredelenie-sudebnoi-kollegii-po-administrativnym-delam-verkhovnogo-suda-rossiiskoi-federatsii-ot-06072022-n-64-kad22-1-k9/. Об этом писалось в письме, адресованном председателю Совета депутатов Сидорину А.Н. в июне 2023г. Это письмо приложено к исковому заявлению
Совет депутатов может выступить с законодательной инициативой согласно ст. 10. Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации". Например, предложить внести изменения в некоторые законодательные акты Нижегородской области, позволяющие привлекать финансовые средства из бюджетов Нижегородской области или города Н. Новгорода на содержание подъездных дорог общего пользования местного значения, ведущих в СНТ. Такую инициативу надо обосновать тем, что в хороших дорогах заинтересованы, прежде всего, жители Н. Новгорода.
Председатель СНТ «Корабел» |
В.А. Гетманцев |
Представитель истцов (кроме СНТ «Строитель») |
В.Н. Маслов |
|
|
|
|
Нижний Новгород |
|
P. S. ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ МАСЛОВ
Окончил факультет Вычислительной математики и Кибернетики Горьковского Государственного университета. Кандидат технических наук. Старший научный сотрудник. Экс-доцент НИУ РАНХиГС.
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ МАСЛОВА В.Н.
"РЕКОМЕНДАЦИИ по демократизации системы местного самоуправления в городе Н. Новгороде, включая территориальное общественное самоуправление"
"МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ – БЕЗ КРИМИНАЛИТЕТА";
"ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ";
|