Идеология
Гущин Станислав Владимирович,член Правления СПб РО СДПР
Гущин Станислав Владимирович (р. 1962), образование высшее военно - политическое (Ленинградское Высшее Военно - Политическое училище ПВО им. Андропова в 1984 году).
1984 - 1989 год - служба в Советской Армии на политических должностях. 1991 - по сегодняшний день член руководящих и контрольных органов социал-демократических организаций.
1995 - 1996 год - старший специалист Санкт - Петербургского филиала Центра по исследованию межнациональных и межрегиональных экономических проблем. 1996 - 2005 год - председатель свободного профсоюза "Агитатор".
1998 год - учредитель "института социальной демократии".
1999 - 2000 год - руководитель аналитической группы движения "блок Юрия Болдырева".
Идеология (от идея и … логия) - система взглядов, идей, концепций, отражающих отношение к окружающей действительности и друг другу значимых социальных групп.
Основная задача идеологии - обоснование деятельности государственных образований и социальных групп. В современной общественной науке нет четкого определения идеологии, существует разброс от локальных определений типа политической идеологии до отождествления идеологии с общественным сознанием. Под идеологией, как инструментом осознанной деятельности человека следует понимать четко выраженную часть общественного сознания, направленную на решение задач, стоящих перед обществом.
Время возникновения понятия Идеологии - окончательная перестройка общественного сознания в соответствии с победившими буржуазными отношениями. Понятие идеологии изменялось и уточнялось в ходе развития познания. Термин "идеология" был предложен французским философом и экономистом Дестютом де Траси в 1801 г. ("Элементы идеологии") для обозначения науки об идеях, позволяющей установить твердые интеллектуальные основы для политики, этики и иных сфер общественной жизни и гуманитарных наук. В условиях распада многовековых устоев общественно-политической жизни европейского общества, повышения роли различных социальных групп возникла необходимость в теоретическом и, по возможности, беспристрастном осмыслении новых реалий с целью выработки стабильных ценностных ориентиров развития общества, а также основ мировосприятия и понимания действительности, что и обусловило возникновение идеологии как науки. Дестют де Траси определял свою науку следующим образом: "Эту науку можно назвать идеологией, если исходить только из ее темы, общей грамматикой, если обращать внимание только на ее средства, и логикой, если рассматривать только ее цель. . Однако, как бы ее не именовать, она обязательно охватывает эти три аспекта, ибо невозможно серьезно заниматься одним из них, не занимаясь двумя другими. Идеология представляется мне родовым термином, так как наука об идеях включает в себя и науку об их выражении, и науку о допускаемых ими дедукциях".
Претензии на власть способствовали проведению кампании против идеологов и их дискредитации, чему способствовало и отсутствие условий для реализации их претензий на всесхватывающее влияние. Понятие идеологии сузилось и стало применяться преимущественно в случаях, когда речь шла об оценке определенных идейных концепций и систем взглядов, имеющих ярко выраженную социально-политическую направленность. К середине 19-го века идеология уже определяется главным образом в политической сфере как совокупность идей и теорий, в ложной, мистифицированной форме выражающих интересы больших социальных групп. Идеологический характер принято стало приписывать фактически любому социальному явлению или фактору, если он имел отношение к формулировке целей или программ социальной деятельности, направленной на изменение или сохранение существующих общественных отношений.Термин идеология стал служить инструментом для выражения и характеристики внешней политической направленности концепций и институтов общества. Вследствие своего, как считалось, изначального качества "ложности" ("лживости"), понятие идеологии приобрело в значительной степени негативный оттенок, поскольку ассоциировалось с тем, что внушается, насаждается, поддерживает диктат и принуждение.
Это отношение к идеологии наблюдалось в течение всего 19 века. Важной вехой развития Идеологии явилась работа К. Маркса и Ф. Энгельса "Немецкая идеология" (1845-1847). Здесь дается критика и анализ состояния И. на тот период, дается описание его воздействия на общество и предлагается новая научная концепция материалистического понимания истории, названная ими историческим материализмом. Сущность концепции авторы резюмируют следующим образом: "Итак, это понимание истории заключается в том, чтобы, исходя именно из материального производства непосредственной жизни, рассмотреть действительный процесс производства и понять связанную с данным способом производства и порожденную им форму общения - т.е. гражданское общество на его различных ступенях - как основу всей истории; затем необходимо изобразить деятельность гражданского общества в сфере государственной жизни, а так же объяснить из него все различные теоретические порождения и формы сознания, религию, философию, мораль и т.д., и проследить процесс их возникновения на этой основе, благодаря чему, конечно, можно будет изобразить весь процесс в целом (а потому так же и взаимодействие между его различными сторонами). Это понимание истории, в отличие от идеалистического… объясняет практику из идей, а идейные образования из материальной практики и в силу этого приходит так же к тому выводу… - что не критика, а революция является движущей силой истории… (Маркс К. и Энгельс Ф., Фейербах).
Противоположность материалистического и идеалистического воззрений, 1966 с. 51-52). Придерживаясь традиционного негативного подхода к понятию Идеология К. Маркс и Ф. Энгельс характеризовали марксизм как научную теорию социализма.
Рост влияния марксизма и практика воздействия его на различные социальные слои привели к новому переосмыслению понятия Идеология в марксисткой литературе. В. Ленин признал теорию социализма "научной Идеологией".
Дальнейшее развитие буржуазных отношений, появление идеологии, им противостоящей обусловило создание условий для усиления влияния Идеологии в обществе. Изменение структуры общества, сопровождающееся распадом традиционных социальных связей, усилившаяся идеологическая борьба, ведущаяся с начала 20 века со все большим ожесточением, развитие социальной науки и ее прикладных элементов создали условие усиления воздействия идеологии на человека.
Если раньше классическое буржуазное общество характеризовалось тем, что социально-экономические связи и цели тех или иных классов реализовывались стихийным, спонтанным образом, минимально затрагивая сферу сознания, и с этим была связана определенная слабость, размытость идеологических структур, сознание как бы оставляли тогда в покое, оно автоматически воспроизводило нужные представления, стандарты мысли, навыки, привычки, обслуживавшие те или иные социальные системы, то в XX веке оно стало фабриковаться, причем, по законам науки и специально, вещественно распространяться, чтобы воспроизводить в головах людей те или иные социальные проекты и задачи. При этом усилилась возможность манипуляции сознанием и навязывания представления локальной группы об окружающем мире, не отражающего его многообразия, или представления, выгодного для этой локальной группы. Чтобы воспроизводился сложный мир, должно воспроизводиться сложное усилие саморазвития, т. е. капиталовложения о себя, в свои способности, деяния, воображение, мышление.
Вопросы идеологии еще в 19-м веке стали предметом научных исследований.В трудах М. Вебера, Э. Дюркгейма, О. Конта, К. Манхейма, Р. Мертона, Д. С. Милля, В. Парето,
Т. Парсонса, Г. Спенсера, М. Шелера и др. исследователей рассматриваются вопросы соотношения идеологии и науки, идеологии и истины, природы идеологии, ценности и объективности познания и т.д. Был введен даже термин "идеологоведение". Вокруг идеологии появляется наука "социология знания" (К. Манхейм), смысл которой заключается в подготовке и осуществлении познания общественных явлений посредством выхода "над" различными точками зрения и синтезом их в одно целое.
Проблематика идеологии как понятия и социального явления разрабатывалась и разрабатывается как в зарубежной, так и в отечественной науке. В центре внимания находятся как содержательные аспекты идеологии (сравнительный анализ идейных концепций), так и функциональные (место, роль, функции идеологии в обществе). Исследования по проблемам идеологии могут носить как методологический (природа идеологических явлений, методы ее выявления, описания, подходы к анализу), так и прикладной характер (вопросы идеологической работы, обращение с идеологиями).
Традиционный подход западной науки к исследованию идеологии основывается преимущественно на трех основных пунктах:
- Тезис о плюрализме идеологий;
- Определение идеологии как ложного или сочетания ложного и истинного сознания;
- Сведение идеологии к предвзятости в суждениях, отрицание в ней творческого начала.
Центральным пунктом исследований по идеологии является представление об идеологии как о ложном сознании (Д. Белл, С. М. Липсет, К. Манхейм, Х. С. Хьюз, Э.Шиллз).
В советской теории применялся преимущественно социологический подход, т. е. исследование идеологии проводилось с позиций выделения интересов классов (социальных групп) и их отражения в идеологических системах. Идеология в своих содержательных аспектах рассматривалась как выражение классовых и партийных интересов в теориях и концепциях. В русле социологического подхода, акценты в исследовании идеологии сместились в ракурс практического ее рассмотрения, оставив за чертой внимания ее феноменологические, мифологические, в целом - рациональные черты. В центре внимания советских исследователей стояли вопросы социальных и психологических функций идеологии, рассмотрение идеологии как системы, назначение и роль идеологии в духовном производстве, в развитии и воспитании человека ("идеология - то еще и система функционирования идей, включенная активно в практику", Биккенин Н. Б.). Идеология, как по своему содержанию, так и по методам и целям реализации, имела четко партийную принадлежность ("важнейшим научным принципом при изучении идеологической деятельности является партийность").
Хотя понятие идеологии появилось в начале XIX века, идеологическое обоснование деятельности крупных социальных образований появилось в начале формирования самих социальных групп, в предгосударственный период в виде религии, эпического жанра и некоторых форм художественной деятельности. Во время становления феодального общества основной формой идеологического обоснования становится религия, образующая глобальные системы, имеющие значение и в наше время, называемые некоторыми учеными, например Л.Н. Гумилевым суперэтносами, например Исламский мир.В период формирования буржуазных отношений возникает национальная идеология. В XIX веке появились политические идеологии, носящие глобальный характер, например социалистическая и либеральная.В настоящее время идеология выступает в различных формах политических, правовых, этических, религиозных, эстетических и философских взглядов. При этом существует преемственность, влияние новых условий состоит в том, что они определяют направление и способ изменения имеющегося интеллектуального материала. Наблюдается развитие И. на базе имеющихся форм. Структура Идеологических воззрений в обществе имеют сложное содержание и чаще всего фрагментизировано, причем эта тенденция усиливается в процессе развития общества и усложнения Идеологии.
Идеология является производной механизма получения и переработки человеком информации об окружающей действительности и отождествляется с мировоззрением человека, помогающим ему ориентироваться в окружающем социальном пространстве.
Наиболее четко эти процессы выражены в теории отражения, разработанной В. Лениным. Как инструмент "схватывания отношений" идеология базируется на способности человека к восприятию и в отличие от животных стремлением понять объективные связи вещей сами по себе. Для человека характерно избирательность и целенаправленность восприятия, отвлечение от одних предметов, свойств и отношений и фиксирование других, превращение чувственного образа в логическую мысль, оперирование понятийными формами знания.
При этом роль социальной среды, необходимой для становления человека становится причиной идеологического иллюзионизма - ограниченности или определенности (в гегелевском смысле) всякого вида или типа практической деятельности или праксиса. Виды праксиса фиксированы в историческом плане, т.е. в своей временной и социо-культурной определенности. Для индивида же, включенного в эти типы праксиса, они предстают как данные и тем самым естественные, т.е. во многом вросшие в суть его собственной личной активности.
Система идеологии с точки зрения форм ее социально-психологического представления в обществе (организации) является, прежде всего, семиотической (знаковой) системой. Она отражает (выражает) внезнаковую реальность и является средством социальной связи индивидов. Знаковые системы в силу своей природы переводят структуры общественного бытия (знаки, идеи, ценности и т.д.) в структурные компоненты индивидуального сознания. Именно в этом заключается и на этом основан эффект идеологического воздействия.
У науки идеология переняла мощное методологическое средство - представлять объект в виде модели. Чтобы познать и понять какую-то часть реальности, необходимо из всего многообразия явлений и связей вычленить то, что для нас наиболее существенно. Иными словами, необходимо превратить реальный объект в его упрощенное описание - модель, преобразовывающийся в стереотип при восприятии информации сознанием. Создание и закрепление стереотипов - важный элемент идеологического воздействия и манипулирования сознанием.
Идеология имеет три основные функции:
- cтабилизирующую;
- идентифицирующую;
- программно-перспективную.
Стабилизирующая функция идеологии выполняет задачу сохранения стабильности в обществе, укреплению связей между различными социальными группами, сохранению и упрочению связки общество - человек, создания комфортного для человека социально - психологического поля. В наибольшей степени этой функции соответствуют формы, которые в большей степени преобладали в добуржуазных отношениях - религиозным, этическим и эстетическим, направленным на сохранение традиций и обычаев.
Идентифицирующая функция направлена на осознание и поддержание отличий социальной группы или государственного образования от других. Необходима для повышения конкурентоспособности группы, осознания и выработки управленческих решений при поиске союзников и ответа на вызовы. Как пример можно привести понятия: Западное сообщество, Третий мир, Евразийское пространство, Исламский мир, традиции казачества. Как субэлемент в него входят корпоративная этика и традиции. Это наиболее характерно для силовых структур и криминального мира.
Программно-перспективная функция направлена на ориентацию социальных групп для решения задач, стоящих перед обществом. Это наиболее подвижная часть идеологии, возникшая с развитием капиталистических отношений и приобретающая в последнее время все больший вес.
Механизм воздействия идеологического течения на общественную жизнь зависит от качества ее носителей, той социальной группы, или организации, представляющей ее интересы, обоснованием действий которых она является. Наиболее полно эти механизмы вскрыты в ряде работ В. Ленина, которые можно назвать учением о политической власти.
Результатом реализации этого учения стала деятельность РСДРП(б), захватившей власть в неблагоприятных условиях и решившей задачи, стоящие на тот момент перед обществом. Еще в начале своей деятельности большое внимание уделялось взаимодействию трех составляющих - идеологическое обеспечение в виде марксизма, организация и идеологические институты, работающие как средства коммуникации - газета и другие формы пропаганды, партийная школа и т.д. При этом сбалансированность этих составляющих при необходимости уделять большее внимание в разное время газете или организационным вопросам, помня Ленинскую фразу о том, что идеология тогда становится материальной силой, когда овладевает массами, позволяли сохранять условия для усиления влияния даже в самый неблагоприятный для организации момент. Политическая воля, гибкость и способность воспринимать и использовать идеологические элементы конкурентов позволили Большевикам взять власть в октябре 1917 года на фоне идеологической догматичности и политической дряблости их конкурентов. И наоборот, разрыв этой цепочки, статичность и негибкость идеологических институтов, отсутствие развития привело к кризису и поражению советской идеологии, что привело к распаду СССР.
Глубокий системный кризис, в котором находится мировое и прежде всего российское общество отражается и на идеологическом обеспечении общества, которому пытаются жестко навязать или чуждые схемы, или не сработавшие лозунги. Одной из причин кризиса идеологий является очень медленное освоение тех новых моделей, метафор и способов описания, которые предоставляет наука с системным видением природы, человека и общества - наука, преодолевающая как механистическую картину мира, так и связанную с ней методологию. Господствующая в настоящий момент идеология радикального неолиберализма, опираясь в большинстве случаев на устаревшее механистическое и статистическое описание социальных явлений, не стыкуется со структурами современного научного знания и терпит явный провал в попытке описания системных явлений, волнующих сейчас общество.
Другие публикации Гущина С.В. на данном сайте:
"Радикальный неолиберализм и демократия в России"
"Может ли оппозиция взять власть в России"
|