«Альтернативное законодательство». Алгоритм реализации проекта
Часть II
3. Роль и место СДПР и СоДействия в Проекте
Имеющиеся в распоряжении инициаторов Проекта ресурсы в лучшем случае могут обозначить начало работы на первом этапе.. Для всего же последующего решающее значение приобретает привлечение дополнительных участников (на первом этапе, вероятно, преимущественно индивидуальных; на последующих – коллективных) и поиск источников финансирования.
В этих условиях роль и место СДПР и СоДействия в реализации намечаемого Проекта представляются как:
- отбор участников на первом этапе, от тщательности которого во многом зависит и вся судьба Проекта;
- использование СоДействия в качестве несущей, организующей исполнение Проекта, структуры, а в случае принятия решения о создании для этих целей самостоятельной структуры, - в качестве страхующей ее деятельность;
- стабилизация развития Проекта постоянной инициативой;
- поддержка положений программных документов СДПР в качестве основы развития Проекта
4. Алгоритм согласования вопросов (интересов)
Из всего сказанного ранее следует, что основой успешной работы над Проектом является привлечение к работе над ним представителей различных социальных групп населения, объединенных общим мировоззрением. Из этого следует, что на поиск компромисса, а не подавления количеством присутствующих должна быть ориентирована вся методология работы над Проектом. Естественно, она будет отрабатываться и уточняться по ходу работы, однако, основные принципы должны быть сформулированы инициаторами Проекта еще до начала работы. В их числе можно предложить:
- равенство всех участников на стадии постановки задачи (внесения на обсуждение тех или иных проблем);
- права всех участников предложить свой вариант разрешения принятой к рассмотрению проблемы;
- учет всех предложенных вариантов решения вопроса при определении приоритетности выбранных вариантов;
- права всех участников участвовать в обсуждении поставленной проблемы;
- права всех участников участвовать в определении выбора варианта решения вопроса;
- определение общей позиции исключительно путем рейтингового голосования процедурно обеспечивающего принятие решения приемлемого для максимально большего числа участников;
- признания участниками подключившимися к работе над Проектом на более поздних его стадиях результатов уже проделанной работы (отказ от попыток ревизии этих результатов до окончания всей работы над Проектом)
Все перечисленные принципы в совокупности можно считать признаками принципиально новой культуры политики и общественных отношений. Задачу на начальной стадии Проекта облегчает то обстоятельство, что имеется определенный практический опыт их применения в организации внутренней деятельности инициаторов Проекта.
5. Ресурсное обеспечение Проекта
Не требует излишней аргументации, что целиком на энтузиазме исполнителей столь масштабный Проект реализован быть не может. Только на обеспечение технической стороны работ потребуются значительные финансовые ресурсы и аппаратное обеспечение. А потребуются еще и затраты на информационное обеспечение…
Расчет на финансовые возможности коллективных участников Проекта вряд ли оправдан. Во-первых, предположительно, нет оснований рассчитывать на появление среди них денежных организаций. А, во-вторых, собственные финансы будут нужны им для обеспечения деятельности в собственных уставных целях. Основной смысл участия в Проекте коллективных участников представляется в консолидации через это их собственной позиции и координации практических действий. Максимум в чем можно рассчитывать на эти организации в плане ресурсов это обеспечение первого (концептуального) этапа работы над Проектом.
Трудно ожидать и большого числа индивидуальных участников под саму задачу подготовки альтернативного законодательства, поскольку в глазах большинства граждан она на первых порах будет выглядеть чем то экзотическим и мало понятным. Выход видится в опоре на уже существующие оргструктуры коллективных участников Проекта и увеличение количества членов тех из них, уставы которых предусматривают сбор членских взносов. Участие в общем Проекте создает коллективным участникам программно-методологические предпосылки для активизации практической работы в интересах граждан и, соответственно, к росту числа их членов и поступлений от членских взносов, что, в свою очередь, позволяет увеличить их отчисления на общее обеспечение Проекта.
Данный подход позволяет решить и еще одну важную задачу – разделить общий финансовый потенциал Проекта на множество формально независимых составляющих, что затрудняет организацию препятствий этой стороне деятельности со стороны Власти (то, что такой вариант будет рассматриваться, можно не сомневаться). Для аккумулирования же финансовой поддержки не организованных граждан вполне можно использовать структуру СоДействия, Устав которого предусматривает пассивное членство (оказанием лишь материальной поддержки).
Помимо финансовой поддержки гражданами, размер которой можно будет считать одним из главных показателей развития Проекта и готовности к 4 этапу его реализации, не стоит пренебрегать и возможностями мобилизации финансовой поддержки более состоятельными слоями российского общества.
Основания рассчитывать на это дает мировоззренческий, концептуальный, характер глубочайшего кризиса, который переживает Россия и все ее Общество. Решение задачи первого этапа Проекта позволит рассчитывать на финансовую поддержку и части достаточно состоятельных граждан России, которые увидят в его реализации реальный шанс жить в ладу со своей Совестью, сохраняя свое положение в Обществе. Механизм обращения за такой поддержкой должен отличаться от финансовой поддержки со стороны граждан.
Для работы с состоятельной частью населения должна быть сформирована отдельная группа обеспечения из надежных людей интеллектуально и теоретически подготовленных для индивидуальной работы на соответствующем уровне. Поскольку люди, занимающиеся предпринимательской деятельностью, в большей степени зависимы от властных структур, особенностью работы данной группы станет поиск в каждом конкретном случае приемлемых, не создающих дополнительных трудностей в отношениях с властью, форм оказания финансовой поддержки. К их числу можно отнести:
- целевое финансирование, с разовым оформлением отношений, какого либо связанного с Проектом мероприятия (конференции, издания материала, и т.п.);
- взятие в штат технического работника одной из структур Проекта;
- оплата командировки с просветительскими целями;
- оплата тех или иных экспертных услуг.
Главным принципом работы по привлечению в поддержку Проекта достаточно крупных финансовых поступлений должно быть недопущение односторонней финансовой зависимости. В связи с этим можно рекомендовать несколько принципов финансирования:
1. Лучше иметь поддержку многих деловых людей, но в меньшем размере. Излишне доказывать, что такой подход не только уменьшает зависимость от отдельно взятого спонсора, но и затрудняет блокирование источников финансирования со стороны Власти.
2. Категорически неприемлемо получение финансовой поддержки в обмен на обязательства создания тех или иных преимуществ после прихода к власти.
Основой для финансовой поддержки должна выступать заинтересованность соответствующего гражданина (структуры) в изменении условий жизни в России в соответствии с концептуальным замыслом Проекта.
Помимо изложенного, на более поздних этапах развития Проекта может быть организовано и стабильное поступление ресурсной поддержки (и финансовой и в натуре, к примеру, - полиграфией) за счет формирования собственной экономической базы. По мере роста числа участников и степени проработанности этапов Проекта должна появится возможность определенной самоорганизации в решении жизненных вопросов той частью общества, которая будет ориентироваться на формируемую мировоззренческую концепцию. Организация товарообмена (услуг) по циклу производитель – потребитель «среди своих» позволит не только перевести этот процесс на принципы соответствующие новому мировоззрению, но и, повысив эффективность экономического уклада, получить возможности существенной ресурсной поддержки развития Проекта.
6. Ориентировочный сетевой график
При масштабности поставленной задачи и скромности ресурсов на начальном этапе ее развития строить даже приблизительный график работ не имеет смысла. Можно лишь очертить желательные сроки и наметить шаги на ближайшую перспективу.
Поскольку за основу конечной реализации Проекта берется ненасильственная смена Власти в стране, возможные этапы его реализации приходится увязывать с избирательными циклами по формированию федеральных органов власти. Наиболее близкой по сроку является парламентско-президентская избирательная кампания 2007-2008 г.г. Она дополнительно важна тем, что Конституция обязывает в любом случае сменить персонально Президента России и это неизбежно обострит все процессы борьбы за Власть в стране между кланами и так находящимися при власти. В известной степени это создает благоприятные предпосылки и для оппозиционных сил. В этих условиях появление на политической арене мощного консолидирующего фактора в виде готового данного Проекта может очень выигрышно сказаться мобилизацией, пассивной пока, части избирателей. Главной трудностью в использовании заманчиво благоприятной ситуации является дефицит времени для развития Проекта в обозначенный срок (2 года) на общественных началах и отсутствие финансовых ресурсов, чтобы компенсировать недостаток времени активностью работы на стартовом участке, прежде всего в информационном поле, и расширении за счет этого как числа участников Проекта, так и возможностей его дополнительного финансирования. Более выполнимой выглядит ориентация на полную готовность к взятию Власти в 2012 году с использованием избирательной кампании 2007-2008 г.г. для максимального укрепления коллективной политической позиции участников Проекта (и возможностей, соответственно).
7. Рекомендации по консолидации вокруг Проекта более широких слоев Общества в целях введения альтернативной системы законодательства.
При грамотном развитии Проекта вокруг задачи введения в действие разработанной системы альтернативного законодательства (4 этап Проекта), можно консолидировать усилия более широкого спектра идеологических сил. Предполагается, что главным консолидирующим фактором должна стать сама новая мировоззренческая доктрина. Однако, мировоззренческая доктрина, создавая благоприятные предпосылки для консолидации позиции части оппозиционных сил, еще не может считаться стимулом для объединения усилий в их практической деятельности. Ведь при солидарности оппозиционных сил в вопросе неприятия того, что нынешняя власть творит со страной и с нами, ее жителями, они, мягко говоря, далеко не столь едины в вопросе понимания будущего пути ее развития.
Образно говоря, мы все не хотим вымирать, но хотели бы жить по-разному. Вот это, естественное и неотъемлемое, право каждого существа бороться за свою жизнь и должно стать объединяющей целью консолидации действий оппозиции. Смена власти, как устранение преграды на пути к спасению – вот то, что объединяет подавляющее большинство сограждан, независимо от их идейных «заморочек».
Снять на время антагонизм между идейными соперниками, освободить их от понятной подозрительности, чтобы консолидировать усилия на решении главной на данный момент задачи - отстранении от власти нынешних ее носителей можно лишь договоренностью об отсрочке принципиального решения вопроса о будущем страны. Нельзя априори исключать ни один из возможных вариантов, включая классический либеральный (но не в современном российском криминально-бюрократическом варианте, естественно) или монархический. Вряд ли какая-либо из политических сил России будет принципиально возражать против предоставления права решить этот вопрос самому народу России. Известен и механизм его решения - Учредительное собрание (можно назвать его и на русский манер «Земским собором»). На этих условиях, вероятно, можно довольно быстро договорится об единстве действий с отсрочкой, к примеру, решения главного вопроса в 3 или 5 лет. Если участникам Проекта удастся подготовить блок экономических и социальных законов на социал-демократичеком фундаменте, но с прицелом обеспечения жизнедеятельности страны и существенного улучшения жизни граждан в переходном периоде, он не будет восприниматься концептуально близкими, но идейно несовместимыми общественными силами как непреодолимое препятствие в объединении усилий на главном направлении. При этом, обеспечение лозунга «гражданин имеет право жить достойно» может быть обеспечено и без затрагивания спорных идеологических вопросов. Главным препятствием останется вполне естественная с учетом и российской и мировой практики подозрительность и опасения в возможности захвата всей полноты власти одним из идеологических «крыльев» широкой оппозиции. Если не снять, то хотя бы минимизировать их может лишь заблаговременная продуманность и тщательная проработка условий взаимодействия в переходный период всех ее составляющих.
Во-первых, должны быть согласованы и проработаны в деталях законы регулирующие общественную активность и политическую жизнь на демократических началах с исключением их трансформации в пользу той или иной идеологической силы, даже, допустим, временно получившей преобладание в органах власти.
Во-вторых, должна быть согласована модель власти, удовлетворяющая всем оппозиционным силам. При всей кажущейся неразрешимости этой проблемы довольно легко выделить ряд требований к власти, которые поддержит любая оппозиционная сила . К примеру, вряд ли кто - то возразит, что власть должна быть нравственной, эффективной, ответственной и контролируемой. Иначе говоря, модель власти должна разрабатываться как инструмент управления в национальных интересах (концептуальный этап Проекта), а не средство идеологического воздействия на общество.
При разработке перечисленных двух блоков альтернативного законодательства в число непосредственных участников Проекта могут войти даже несовместимые с социал-демократической идеологией общественные силы. А закреплением общего союза на 4-м этапе может стать согласованный всеми ( и участниками Проекта и примкнувшими на этом этапе) комплекс проектов законов о порядке подготовки и проведения за время переходного периода Учредительного собрания (Земского собора) граждан России.
8. Об отношениях с властью
В свете изложенного ранее, парадоксально будет выглядеть предложение до последнего пытаться демонстративно «дружить» с властью.
Решение проблемы объединения сил патриотической оппозиции должно происходить не проведением «линии фронта», разделяющей граждан на своих и врагов, а завоеванием авторитета у широких масс населения. Первое прямо на руку власти, а второго она смертельно боится.
Отношение участников Проекта к власти можно сформулировать в кратком тезисе: мы не собираемся воевать с кучкой людей, присвоивших властные полномочия в России. Мы намерены предложить многонациональному народу России, в виде альтернативной системы законов, реальный выбор между продолжением национального угасания и нормальной жизнью. Если он решит воспользоваться своим конституционным правом на Власть, его не остановят никакие законодательные рогатки, которыми ограждают свои полномочия ныне власть имущие. Вопрос смены власти станет лишь делом времени и техники. Наша задача – «вооружить» сограждан Образом нормальной достойной жизни, дать им Веру в саму ее возможность.
|