|
Гегелевские альманахи
Сентябрь 2023 г. - декабрь 2024 г.
|
Альманах гегелевских писем № 1
Альманах гегелевских писем № 2
Альманах гегелевских писем № 3. Часть первая
Альманах гегелевских писем № 3. Часть вторая
Альманах гегелевских писем № 4. Часть первая
Альманах гегелевских писем № 4. Часть вторая
Гегель оказал заметное влияние на современный Мир. Его философия является одним из источников марксизма, поскольку и Маркс, и Энгельс начинали как младогегельянцы. Да и вообще на европейскую философию Гегель оказал заметное влияние. Поэтому возникло желание разобраться с его философией. За основу была взята Энциклопедия философских наук. И с сентября 2023 года по декабрь 2024 года результаты штудий размещались в виде реплик сначала в рассылке эсдеков, а затем, когда та закрылась, в рассылке экономперсоналистов, которые сумели создать дискуссионную площадку для марксистов самых разных направлений.
В этих штудиях мы отступили от обычного порядка и начали их не с первого, а со второго тома Энциклопедии – Философии природы. В отличие от
описанной в третьем томе Философии духа Природа достаточно хорошо изучена с тех пор, когда о ней писал Гегель. А потому есть возможность сравнить
его утверждения с данными сегодняшней науки, таким образом составить более детальное представление о его взглядах. Затем мы перешли к штудиям
третьего тома (Философия духа), а позднее и к первому тому – Науке логики. По результатам этих штудий нас не совсем стала устраивать метафизика, что вытекает из текстов и взглядов Гегеля, а потому вниманию участников рассылки была предложена современная метафизика в изложении Авессалома Подводного. Результаты обсуждения этих материалов в данных рассылках и составили содержание Альманахов гегелевских писем.
Внимательное изучение текста Гегеля выявило интересную особенность – Гегель абсолютно не разбирался в физике. То есть совершенно. Смотрите подробнее об этом
Первый номер Альманаха. Как выяснилось,
Гегель строил свою физику на понятии четырёх стихий – огня, воздуха, воды и земли.
Такой архаический подход довольно характерен для философов (не-натуралов), которые не удосужились ознакомиться с развитием натуральной философии и
понять её, но склонны свысока давать идиотские советы – как бы, по их мнению, надо было развивать физику. Открылся довольно удивительный факт –
Гегель не обладал абстрактным мышлением (вот бы никогда не пришло в голову, но тексты Гегеля напечатаны, так что ознакомиться с ними может любой
желающий). Во всяком случае он строит умозрительную теорию оптики, что не выдерживает
самой элементарной математической проверки. Если в прошлом подобные тексты ещё можно было бы рассматривать как серьёзные, то после работ Галилея и
Ньютона писать такую ахинею, что несет Гегель, уже совершенно непозволительно. Таким образом, Гегеля можно однозначно квалифицировать как
философскую архаику – даже при его жизни уже архаику.
Штудирование третьего тома Энциклопедии (Философия духа) также привело к интересным
наблюдениям. Построения Гегелем материала ставит под вопрос обычную квалификацию его философии как объективного идеализма. Гегель не показывает, как идея развертывается в материи. Наоборот, он, начиная ещё со второго тома, показывает, как материя обретает дух и развивается до Абсолюта. Что ж удивительного, что Маркс полагал, что философия Гегеля материалистична, что надо только перевернуть её с головы на ноги, чтобы получить философию материализма? Возникает впечатление, что Гегель развивал на самом деле философию субъективного идеализма, а небольшой параграф в конце об Абсолютном духе приписал лишь для того, чтобы избежать конфликтов с церковью, официальной идеологией которой была философия объективного идеализма. Также во множестве мест третьего тома проходит отождествление Души и Духа с Логикой, что является ошибкой, заставляющей ставить вопрос о правомерности философии Гегеля в принципе.
Но самые шокирующие открытия были сделаны при штудировании первого тома Энциклопедии (Наука логики).
Гегель прямо говорит, что Энциклопедия является экзотерическим текстом.
А полную (эзотерическую) информацию он даёт только в личном общении. То есть мы должны воспринимать письменные тексты Гегеля, как профанные, рассчитанные на профанов? И в них даётся намеренно искаженная информация? Учитывая, что Гегель даёт искаженную метафизическую картину строения человека – все высшие тонкие тела у него обрезаны и заменены на ментальное тело, на тело логики – такую мысль надо рассматривать серьёзно. В интернете постоянно проскальзывает мысль о связи Гегеля с розенкрейцерами. Вероятно, именно их негласной поддержкой можно объяснить огромную популярность Гегеля как философа. Но тогда надо ставить вопрос о том, сознательно Гегель исказил метафизику человека или это получилось непроизвольно. А если искажения сознательны, то надо ставить вопрос о сознательном сатанизме Гегеля.
Если это так, то сегодняшний сатанизм Европы, во всяком случае - европейских элит, является далеко не случайным и восходит ещё к Гегелю.
Искажение метафизики человека Гегелем вынудило нас продолжить штудии и предложить участникам рассылки современную метафизику.
Со времён Гегеля прошло много времени. Частично эзотерическая информация стала широко доступна уже в конце XIX века в работах Теософского
общества Е. Блаватской. Тем более ХХ век привёл к широкой публикации ранее эзотерических текстов.
А потому в четвертом номере Альманаха мы эскизно предложили участникам рассылки метафизику Авессалома Подводного, одного из известных современных мистиков. Рассмотрение современной метафизики полезно и по другой причине. Диалектика Гегеля основывалась на метафизике Гегеля (как бы последняя ни была ошибочна). Возможно, по причине ошибочности гегелевской метафизики его диалектика вызывает в современности множество критических замечаний – прежде всего своей недоработанностью. И как раз Авессалом Подводный на основании своей метафизики предложил подходы к более широкой диалектике – семилектике – которая есть развитие диалектики и включает в себя диалектику как частный случай. К сожалению, А. Подводный не изложил свою семилектику подробно, а опубликовал лишь некоторые предварительные подходы к её разработке.
Тем не менее, мы можем сделать на основе семилектики важный вывод (хотя бы в качестве гипотезы).
В современном марксизме идёт множество споров о характере социализма и возможном переходе к коммунизму. Квалификация социализма как первой фазы коммунизма ставится под сомнение. То есть переход от капитализма к социализму не означает и не может означать перехода к какой-либо фазе коммунизма. Семилектика позволяет сделать предположение, что и переход от социализма к следующей общественной фазе также не будет означать перехода к коммунизму. После социализма настанет черёд по крайней мере ещё двух специфических формаций и только потом предстоит переход к бесклассовому обществу, то есть коммунизму.
Обсуждение этих вопросов мы и предлагаем в гегелевских альманахах.
Альманах гегелевских писем № 1
Альманах гегелевских писем № 2
Альманах гегелевских писем № 3. Часть первая
Альманах гегелевских писем № 3. Часть вторая
Альманах гегелевских писем № 4. Часть первая
Альманах гегелевских писем № 4. Часть вторая
|