|
Расчеты на революцию в России
Андрей А. Мальцев преподаватель, общественный деятель
|
Вернуться в основной раздел
Вернуться к предыдущему разделу
Полагая неизбежной революцию в Европе, Ф. Энгельс считает одним из главных ее препятствий режим царской власти в России. В конце концов еще «Манифест» говорил о близкой победе революции, но ее до
сих пор нет. Должна же быть для этого какая-то причина? Россия тут очень кстати.
Но если главное препятствие – Россия, то проблема разрешится революцией в ней. А потому он ожидает русской революции, но не социалистической, а буржуазной: «Поэтому в тот день, когда сам
этот главный оплот (реакции, т. е. Россия — А.М.) перейдет в руки революции, реакционные правительства Европы потеряют последние остатки самоуверенности и спокойствия; им тогда придется
рассчитывать лишь на свои собственные силы, и они скоро почувствуют, насколько это меняет положение. Возможно, они решатся даже на то, чтобы послать свои войска для восстановления царской власти, –
какая ирония всемирной истории! /…/ В самом деле, не может быть никакого сомнения в том, что Германия — совершенно независимо от тех или иных возможных действий со стороны России или
Франции — быстро приближается навстречу революции. Последние всеобщие выборы показывают, что силы немецких социалистов через каждые три года увеличиваются вдвое, /…/ Пусть только
произойдет внезапная перемена политического строя в России — и воздействие этого события на Германию будет колоссальным; а это должно ускорить кризис и удвоить шансы социалистов.»
[1]. Или: «Падение русского царизма, уничтожение Российской империи является, стало быть, одним из первых условий окончательной победы немецкого пролетариата»
[2].
К тому же усиливается революционное движение в России. И вот тут возникает спор между народниками и социал-демократами по поводу общины – можно ли ее использовать для построения социализма в
случае победы революции? Довольно парадоксально отвечают на этот вопрос основатели марксизма. Вот мнение Маркса: «присмотримся только к ее возможной эволюции. Положение ее совершенно особое, не
имеющее прецедентов в истории. Во всей Европе она одна только является органической, господствующей формой сельской жизни огромной империи. Общая собственность на землю предоставляет ей естественную
базу коллективного присвоения, а ее историческая среда — существование одновременно с ней капиталистического производства — обеспечивает ей в готовом виде материальные условия для
кооперативного труда, организованного в широком масштабе. Она может, следовательно, воспользоваться всеми положительными приобретениями, сделанными капиталистической системой, не проходя сквозь ее
кавдинские ущелья. С помощью машин, для которых так благоприятна физическая конфигурация русской почвы, она сможет постепенно заменить парцеллярную обработку комбинированной обработкой. Будучи
предварительно приведена в нормальное состояние в ее теперешней форме, она может непосредственно стать отправным пунктом той экономической системы, к которой стремится современное общество, и
зажить новой жизнью, не прибегая к самоубийству. /.../ Привычка русского крестьянина к артели особенно облегчит ему переход от труда парцеллярного к труду кооперативному, который он, впрочем, уже
применяет до некоторой степени при косьбе на общинных лугах и в таких коллективных предприятиях, как осушка болот и т. д.»
[3].
Хотя это наброски письма, в само письмо эта аргументация не вошла, но в том же 1882 году в предисловии к русскому изданию «Коммунистического манифеста» в переводе Плеханова говорилось:
«Россия представляет собой передовой отряд революционного движения в Европе. /…/ Но рядом с быстро развивающейся капиталистической горячкой и только теперь образующейся буржуазной земельной собственностью мы
находим в России большую половину земли в общинном владении крестьян. Спрашивается теперь: может ли русская община — эта, правда, сильно уже разрушенная форма первобытного общего владения землей —
непосредственно перейти в высшую, коммунистическую форму общего владения? Или, напротив, она должна пережить сначала тот же процесс разложения, который присущ историческому развитию Запада? Единственно
возможный в настоящее время ответ на этот вопрос заключается в следующем. Если русская революция послужит сигналом пролетарской революции на Западе, так что обе они дополнят друг друга, то
современная русская общинная собственность на землю может явиться исходным пунктом коммунистического развития»
[4]. И это позднее повторил Ф. Энгельс в послесловии к работе «О социальном вопросе в России»[5].
Впрочем, эта оценка не привела к какому-либо изменению взгляда на европейскую (мировую) революцию. Общая схема революционного процесса осталась прежней. Ключевым для Маркса-Энгельса является уточнение
в письме В.И. Засулич: «Следовательно “историческая неизбежность” этого процесса точно ограничена странами Западной Европы»[6].
А поскольку Россия находится за пределами Западной Европы, постольку все эти новации к основной схеме революции отношения не имеют.
Перейти к следующему разделу
1. Энгельс Ф. Внешняя политика русского царизма // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.22. М.: ГИПЛ, 1962. С.11-52.
2. Энгельс Ф. Введение к брошюре «О социальном вопросе в России» // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.18. С.567.
3. Маркс К. Наброски ответа на письмо В.И. Засулич. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.19. М.: ГИПЛ, 1961. С.419-420.
4. Маркс К., Энгельс Ф. Предисловие ко второму русскому изданию «Манифеста коммунистической партии». // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2 изд. Т.19. С.304-305.
5. Энгельс Ф. Послесловие к работе «О социальном вопросе в России» // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.22. М.: ГИПЛ, 1962 С.438-453.
6. Маркс К. Письмо В.И. Засулич // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2 изд. Т.19. С.250-251.
|